ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-806/18 от 11.12.2018 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело № 12-806/2018

Р Е Ш Е Н И Е

11 декабря 2018 года гор. Симферополь

Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление Черноморского районного суда Республики Крым от 16 октября 2018 года № 5-270/2018,

у с т а н о в и л :

постановлением Черноморского районного суда Республики Крым от 16 октября 2018 года № 5-270/2018 ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 рублей без конфискации орудий совершения административного правонарушения, но с конфискацией и уничтожением предмета совершения административного правонарушения (водных биологических ресурсов) – «креветки черноморской травяной», в количестве 5 экземпляров, переданных кладовщику ООО «ОМАР» ФИО3, также с ФИО1 взыскана сумма ущерба причиненного незаконной добычей водных биологических ресурсов, согласно расчета ущерба, в суме 297 рублей 50 копеек.

Не согласившись с принятым решением, ФИО1 подал жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит отменить указанное постановление суда от 16 октября 2018 года, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава и события административного правонарушения.

Жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции должен был руководствоваться Правилами рыболовства для Азово-Черноморского рыбохозяйственного бассейна, а не приказом Министерства сельского хозяйства России от 19.07.2018 г. № 317.

Также заявитель указывает на то, что вопрос о возмещении имущественного ущерба должен разрешаться в порядке гражданского судопроизводства, а не при рассмотрении настоящего дела. Кроме того, ФИО1 настаивает на малозначительности совершенного административного правонарушения.

Изучив материалы дела, заслушав ФИО1 и его защитника Щербинина Р.Е., поддержавших доводы жалобы, проверив изложенные в жалобе доводы, прихожу к следующему.

В соответствии со ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении обстоятельства правонарушения должны быть выяснены всесторонне, полно, объективно и своевременно в их совокупности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение правил и требований, регламентирующих рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 КоАП РФ, состоит в нарушении регламентирующих деятельность добычи (вылова) водных биологических ресурсов правил рыболовства.

Отношения в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов регулируются, в том числе Федеральным законом от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и Правилами рыболовства, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна в соответствии со статьей 43.1 указанного Федерального закона.

В соответствии с ч. 1 ст. 43.1 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов.

В силу ч. 1, 2 ст. 26 Федерального закона № 166-ФЗ в целях обеспечения сохранения водных биоресурсов и их рационального использования могут устанавливаться следующие ограничения рыболовства: 1) запрет рыболовства в определенных районах и в отношении отдельных видов водных биоресурсов; 2) закрытие рыболовства в определенных районах и в отношении отдельных видов водных биоресурсов; 3) минимальные размер и вес добываемых (вылавливаемых) водных биоресурсов; 4) виды и количество разрешаемых орудий и способов добычи (вылова) водных биоресурсов; 5) размер ячеи орудий добычи (вылова) водных биоресурсов, размер и конструкция орудий добычи (вылова) водных биоресурсов; 7) распределение районов добычи (вылова) водных биоресурсов (район, подрайон, промысловая зона, промысловая подзона) между группами судов, различающихся по орудиям добычи (вылова) водных биоресурсов, типам и размерам; 8) периоды добычи (вылова) водных биоресурсов для групп судов, различающихся орудиями добычи (вылова) водных биоресурсов, типами (мощностью) и размерами; 9) количество и типы (мощность) судов, которые могут осуществлять промышленное рыболовство и прибрежное рыболовство одновременно в одном районе добычи (вылова) водных биоресурсов; 10) минимальный объем добычи (вылова) водных биоресурсов на одно судно; 11) время выхода в море судов для осуществления промышленного рыболовства и прибрежного рыболовства; 12) периоды рыболовства в водных объектах рыбохозяйственного значения; 13) иные установленные в соответствии с федеральными законами ограничения рыболовства.

Ограничения рыболовства устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

Согласно п. 1 Приказа Минсельхоза России от 19.07.2018 № 317 «Об установлении ограничения рыболовства креветки черноморской травяной в Черном море в 2018 году» на основании статьи 26 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и подпункта 5.5.31 пункта 5 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. № 450 закрыто по 31 декабря 2018 г. рыболовство креветки черноморской травяной в Черном море (за исключением рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях).

Из материалов дела усматривается, что 01 сентября 2018 года в 22 час. 00 минут в районе бухты Ярылгач Черноморского района Республики Крым в ходе осуществления рейдового мероприятия был выявлен гражданин Российской Федерации ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осуществлявший любительское и спортивное рыболовство по добычи (вылову) водных биологических ресурсов креветки черноморской травяной в запретный период времени для добычи (вылова) водных биологических ресурсов способом ручного сбора, добыв при этом 30 экземпляров креветки черноморской травяной в живом виде, общим весом 0,03 кг.

01 сентября 2018 г. государственным участковым инспектором РФ по ГК в сфере охраны МБР группы РНМ 2 отделения (поз) ФИО5 вынесено определение № 9930-с/1551-18 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ФИО1 по ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ.

01 сентября 2018 г. сотрудниками пограничных органов было произведено изъятие 30 экземпляров предположительно креветки черноморской травяной, общим весом 0,03 кг, из них – 25 экземпляров было выпущено в естественную среду обитания, 5 – отобраны в качестве образцов для проведения ихтиологической экспертизы.

Согласно заключению эксперта от 25 сентября 2018 г. № 1551-18, представленные на экспертизу организмы относятся к водным биологическим ресурсам, к морским водным биоресурсам, а именно – палемон крепчатый, креветка черноморская травяная.

По выявленному нарушению, 28 сентября 2018 г. государственным участковым инспектором РФ по ГК в сфере охраны морских биологических ресурсов режимно-контрольных мероприятий 2 отделения (погз) ФИО5 в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 8.17 КоАП РФ.

Вина ФИО1 подтверждается протоколом об административном правонарушении от 28.09.2018 г., протоколом об изъятии вещей и документов от 01.09.2018 г., актом взвешивания водных биологических ресурсов от 01.09.2018 г., протоколом о взятии проб и образцов от 01.09.2018 г., актом о возвращении в среду обитания безвозмездно изъятых водных биологических ресурсов от 01.09.2018 г., заключением эксперта от 25.09.2018 г., видеозаписью.

С учетом изложенного, апелляционная инстанция соглашается с судом первой инстанции о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основанных на содержащихся в материалах дела доказательствах, которым должностным лицом и судом дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Довод жалобы о том, что суд первой инстанции должен был руководствоваться Правилами рыболовства для Азово-Черноморского рыбохозяйственного бассейна, а не приказом Министерства сельского хозяйства России от 19.07.2018 г. № 317, не может быть принят судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку основан на неверном толковании норм закона.

В соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23 ноября 2010 года № 27 «О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного, прибрежного и других видов рыболовства» отношения в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов регулируются не только правилами рыболовства, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна, но и нормативными правовыми актами, принятыми федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции, Федеральными законами, в том числе от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», Указами Президента Российской Федерации, Постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и рядом иных нормативных правовых актов.

Согласно ст. 26 Федерального закона № 166-ФЗ, в целях обеспечения сохранения водных биоресурсов и их рационального использования могут устанавливаться ограничения рыболовства, в том числе запрет рыболовства в определенных районах и в отношении отдельных видов водных биоресурсов, в связи с чем и был издан приказ Минсельхоза России от 19.07.2018 № 317 «Об установлении ограничения рыболовства креветки черноморской травяной в Черном море в 2018 году».

Обсуждая довод о малозначительности административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 или частью 2 статьи 8.37 КоАП РФ, следует выяснять, в какой мере совершенные противоправные действия (бездействие) влияют на сохранение водных биоресурсов (пункт 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.11.2010 № 27 «О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного, прибрежного и других видов рыболовства»).

Оценив обстоятельства совершенного административного правонарушения, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для признания указанного административного правонарушения малозначительным. Допущенное нарушение указывает на пренебрежительное отношение к исполнению своих публично правовых обязанностей и свидетельствует о наличии существенной угрозы правоохраняемым интересам в сфере регулируемого государством порядка в области охраны окружающей среды и животного мира.

Несогласие заявителя с выводами суда, не свидетельствует о том, что судьей допущены существенные нарушения Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть его жалобу на постановление должностного лица.

Вместе с тем, заслуживает внимания довод ФИО1 о том, что вопрос о возмещении имущественного ущерба судом первой инстанции не должен был разрешаться при рассмотрении настоящего дела, поскольку споры о возмещении имущественного ущерба разрешается в ином порядке судопроизводства.

Таким образом, из резолютивной части постановления Черноморского районного суда Республики Крым от 16 октября 2018 года № 5-270/2018 подлежит исключению указание о взыскании с ФИО1 суммы ущерба причиненного незаконной добычей водных биологических ресурсов, согласно расчета ущерба, в размере 297 рублей 50 копеек.

Порядок и срок привлечения ФИО1 к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было, нормы материального права применены правильно.

Учитывая, что жалоба на постановление Черноморского районного суда Республики Крым от 16 октября 2018 года № 5-270/2018, не содержит правовых и фактических обстоятельств, влекущих отмену принятого по делу судебного акта, основания для отмены указанного решения суда отсутствуют.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Верховный Суд Республики Крым,

р е ш и л:

жалобу ФИО1 на постановление Черноморского районного суда Республики Крым от 16 октября 2018 года № 5-270/2018 – оставить без удовлетворения.

Постановление Черноморского районного суда Республики Крым от 16 октября 2018 года № 5-270/2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ, в отношении ФИО1 – изменить, исключив из резолютивной его части указание о взыскании с ФИО1 суммы ущерба причиненного незаконной добычей водных биологических ресурсов, согласно расчета ущерба, в размере 297 рублей 50 копеек.

В остальной части постановление Черноморского районного суда Республики Крым от 16 октября 2018 года № 5-270/2018 – оставить без изменения.

Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья подпись Е.Г. Тимошенко

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>