Судья Лубнин С.В.Дело № 12-807/2021 | Дело № 21-249/2021 |
РЕШЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский 22 сентября 2021 года
Судья Камчатского краевого суда Гончарова Н.В. при секретаре Самарцевой А.О., рассмотрев жалобу защитника краевого государственного унитарного предприятия «Камчатский водоканал» Пирожникова Д.В. на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю № от 23 декабря 2020 года и решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 2 августа 2021 года, которым постановлено:
постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю № от 23 декабря 2020 года о признании краевого государственного унитарного предприятия «Камчатский водоканал» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Пирожникова Д.В. – без удовлетворения,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю Дальневосточного межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 23 декабря 2020 года №, оставленным без изменения решением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 2 августа 2021 года, краевое государственное унитарное предприятие «Камчатский водоканал» (далее также – КГУП «Камчатский водоканал», Предприятие) привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200000 руб.
Основанием привлечения Предприятия к административной ответственности послужило нарушение им п. 4 ст. 35, п. 2 ч. 2 ст. 39, ч. 1 ст. 44, ч. 2 ст. 55, ч. 4 ст. 56 Водного кодекса РФ, п.п. 1, 2 ст. 34, п. 1 ст. 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», выразившееся в нарушении требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, путем сброса сточных вод в водный объект через выпуск <данные изъяты> с превышением допустимых значений загрязняющих веществ, содержащихся в расчете НДС декларации о воздействии на окружающую среду.
В жалобе, поданной в Камчатский краевой суд, защитник Общества Пирожников Д.В. просит постановление и решение судьи отменить, ссылаясь на то, что доказательства по делу об административном правонарушении, в том числе результаты проверки, получены с нарушением закона. На момент проверки КГУП «Камчатский водоканал» состояло в гражданско-правовых отношениях с экспертной организацией ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО», имело перед экспертной организацией задолженность в размере 14472 руб., в связи с чем ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» не могло быть привлечено к участию в деле в качестве экспертной организации. Пробы сточных и природных вод отобраны с нарушениями. Обследование территории с отбором проб сточных вод происходило 15 октября 2020 года, 20 октября 2020 года, 22 октября 2020 года. В протоколе отбора проб от 15 октября 2020 года отсутствуют координаты места отбора проб. Пробы не были опломбированы. Тем самым не обеспечена сохранность и неприкосновенность образцов до момента передачи их в лабораторию. При обследовании представителю Предприятия не представлены сведения об используемых технических устройствах и приборах для измерения географических координат, измерения температуры и рН, сведения о наличии их поверки. Акт отбора проб составлен в одном экземпляре. Его копия получена 12 ноября 2020 года. Аналогичные нарушения допущены при отборе проб 20 октября 2020 года и 22 октября 2020 года. При этом координаты отбора проб, указанные в актах обследования, не совпадают с координатами, указанными в протоколах отбора проб. Пробы вод от 15 октября 2020 года отбирались после обильных осадков в виде дождя. Наличие ливневых вод может негативно сказываться на качестве воды. Факт о прошедшем циклоне с обильными осадками в акте отбора проб не отражен. Акт обследования территории от 20 октября 2020 года фактически составлен и вручен представителю Предприятия 6 ноября 2020 года. Акт обследования территории от 22 октября 2020 года фактически составлен и вручен представителю Предприятия 12 ноября 2020 года. Результаты анализа проб ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» значительно отличаются от данных анализа параллельного отбора проб КГУП «Камчатский водоканал». При этом пробы КГУП «Камчатский водоканал» были опломбированы. Отмечает, что достижение нормативных значений допустимых концентраций, установленных нормативами допустимых сбросов для КГУП «Камчатский водоканал», возможно лишь при соблюдении нормативов состава сточных вод абонентами, чьи сточные воды поступают на очистные сооружения. Развитие централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов. В настоящее время по заказу администрации Петропавловск-Камчатского городского округа актуализируется схема водоснабжения и водоотведения. Схема содержит перечень мероприятий, направленных на снижение негативного воздействия на водные объекты путем ликвидации выпусков сточных вод и направлении неочищенных сточных вод на существующие, реконструируемые или новые очистные сооружения. Схема содержит сроки выполнения таких мероприятий, суммы необходимого финансирования. Планы природоохранных мероприятий разрабатываются на основе утвержденных схем. На сегодняшний день основные мероприятия, направленные на снижение негативного воздействия на водный объект, не обеспечены источниками финансирования. Реализация мероприятий возможна только при финансировании из бюджета Камчатского края. Планирование мероприятий за счет средств КГУП «Камчатский водоканал» не представляется возможным, так как это приведет к резкому росту тарифа на водоотведение для населения. Кроме того, решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 27 октября 2020 года по делу № на Предприятие возложена обязанность обеспечить нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых через выпуск <данные изъяты> со сроком исполнения до 1 июля 2025 года. Считает, что для привлечения к административной ответственности по вмененной статье необходимо установить факт причинения вреда окружающей среде, под которым понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов. Само по себе загрязнение или захламление не свидетельствует о причинении вреда окружающей среде. Необходимо доказать, что количество и(или) концентрации загрязняющих веществ не просто превысили установленные нормативы, но и вызвали негативное изменение в экосистеме водного объекта, которое повлекло деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов. Таких доказательств по настоящему делу не имеется.
Выслушав защитника краевого государственного унитарного предприятия «Камчатский водоканал» Пирожникова Д.В., проверив материалы дела, оценив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно ч. 4 ст. 8.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу ч. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения (п. 2 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ).
Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты (ч. 4 ст. 35 Водного кодекса РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 55 Водного кодекса РФ при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов.
Исходя из ч.ч. 4, 6 ст. 56 Водного кодекса РФ содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы.
Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
Статьями 34 и 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлены требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, эксплуатации объектов капитального строительства.
Как следует из материалов дела, решением Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края от 29 марта 2017 года № КГУП «Камчатский водоканал» в пользование предоставлен водный объект – <данные изъяты> (том 1 л.д. 87-95).
Из подп. 8 п. 2.3 Решения о предоставлении водного объекта в пользование (далее – Решение) следует, что выпуск <данные изъяты>» не оборудован очистными сооружениями. Мероприятия по проектированию и строительству очистных сооружений на выпуске сточных вод будут реализовываться в соответствии с мероприятиями, предусмотренными схемой водоотведения Петропавловск-Камчатского городского округа, утвержденной 31 марта 2016 года. Для отведения и очистки сточных вод схемой водоотведения планируется ликвидация выпуска <данные изъяты> с перенаправлением сточных вод на КОС «Восток». Срок реализации мероприятий 2026-2029 года.
В силу подп. 10 п. 2.3 Решения максимальное содержание загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах не должно превышать указанных в данном пункте показателей по загрязняющим веществам.
В примечании к данному подпункту отмечено, что при наличии утвержденных нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных водах не должно превышать утвержденных значений.
Выпуск сточных вод <данные изъяты>» является объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду II-категории (том 1 л.д. 54-56).
В соответствии со ст. 31.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (введена в действие Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ с 1 января 2019 года) с 1 января 2019 года для юридических лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории воздействия на окружающую среду, установлена обязанность представлять в уполномоченный орган декларацию о воздействии на окружающую среду.
В силу ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.
Согласно ст. 31.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» декларация о воздействии на окружающую среду должна содержит сведения о декларируемых объемах или массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов. Одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов.
12 ноября 2019 года КГУП «Камчатский водоканал» в Дальневосточное межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования представлена декларация о воздействии на окружающую среду по объекту выпуск <данные изъяты> (том 1 л.д. 99-115).
Таким образом, с 12 ноября 2019 года нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект ручей Долинный для КГУП «Камчатский водоканал» для выпуска 31 «Долиновка» установлены Декларацией о воздействии на окружающую среду.
Приказом Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от 9 октября 2020 года № в отношении КГУП «Камчатский водоканал» назначено проведение внеплановой выездной проверки, поводом для которой послужила поступившая информация о загрязнении прибрежных морских вод <данные изъяты> (том 1 л.д. 1, 16-20).
В ходе внеплановой выездной проверки 15 октября 2020 года, 20 октября 2020 года, 22 октября 2020 года проведено обследование выпуска сточных вод <данные изъяты> произведен отбор сточных вод на выпуске перед сбросом в <данные изъяты>, анализ сточных вод. Установлено, что показатели загрязняющих веществ сточных вод на выпуске превышают допустимые значения, содержащиеся в расчете нормативов допустимых сбросов декларации о воздействии на окружающую среду, что является нарушением требований к охране водного объекта, которое может повлечь загрязнение (том 1 л.д. 22-36, 64-66, 67-69, 70-86).
26 ноября 2020 года в отношении КГУП «Камчатский водоканал» составлен протокол об административном правонарушении по ч. 4 ст. 8.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях (том 1 л.д. 120-123).
Рассмотрев дело об административном правонарушении, должностное лицо административного органа на основании совокупности исследованных доказательств, правильно установив наличие события административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды и природопользования, его виновность в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, обоснованно признал Предприятие виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Выводы о виновности Предприятия, изложенные в постановлении о назначении административного наказания от 23 декабря 2020 года, основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, подтверждены доказательствами, получившими анализ и оценку в соответствии с требованиями ст.ст. 26.1 и 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, дополнительно проверены судьей городского суда, их правильность сомнений не вызывает.
Грубых нарушений требований к организации и проведению проверок, установленных положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ), что могло бы повлечь недопустимость доказательств, по делу не установлено.
Ссылки защитника на наличие между КГУП «Камчатский водоканал» и филиалом ФГБУ «ЦЛАТИ ПО ДФО» гражданско-правовых отношений на момент проведения проверки своего объективного подтверждения не нашли.
Доказательств выполнения филиалом ФГБУ «ЦЛАТИ ПО ДФО» каких-либо работ в интересах КГУП «Камчатский водоканал» в период проведения проверки Предприятие не представило, а наличие у юридического лица задолженности по оказанным ему ранее услугам может лишь свидетельствовать о неисполнении взятых на себя финансовых обязательств по договору, однако не является основанием для вывода о наличии в данном случае конфликта интересов, влекущего необъективность результатов работы привлеченных специалистов.
Прямого запрета на привлечение экспертов, состоящих в трудовых отношениях с организациями, с которыми у проверяемого лица имеются договорные отношения, пункт 6 статьи 12 Федерального закона №294-ФЗ не содержит.
В результате проверки материалов дела, связанных с отобранием и исследованием проб сточных вод, существенных нарушений не установлено.
В подп. 7 п. 2.3 Решения о предоставлении водного объекта в пользование и приложениях 1, 2 к нему отмечено, что сброс сточных вод с использованием выпуска <данные изъяты>» осуществляется в месте: на водном объекте <адрес>. Координаты оголовка выпуска: <данные изъяты> (том 1 л.д. 87-95).
В протоколах отбора проб сточных и природных вод от 15 октября 2020 года (том 1 л.д. 73), от 20 октября 2020 года (том 1 л.д. 77), от 22 октября 2020 года (том 1 л.д. 82) в графе 5 протоколов указано место отбора проб (осуществления деятельности): на выпуске перед сбросом в <адрес>.
То обстоятельство, что в данной графе не указаны координаты отбора проб, о допущенных нарушениях при отборе проб не свидетельствует.
Координаты отбора проб указаны в графе 10 «Дополнительные сведения» протоколов.
Действительно, указанные в протоколах координаты отличаются от указанных в актах обследования территории от 15 октября 2020 года (том 1 л.д. 64-66), от 20 октября 2020 года (том 1 л.д. 67-69), от 22 октября 2020 года (том 1 л.д. 70-72).
Однако оснований сомневаться в том, что экспертами ФГБУ «ЦЛАТИ ПО ДФО» пробы были отобраны именно в указанном в протоколах месте, не имеется. При отборе проб представитель КГУП «Камчатский водоканал» в замечаниях к протоколам указал, что пробы сточных вод отобраны от объекта, несоответствующего приказу о проведении проверки от 6 октября 2020 года №, уведомлении о проверке. Вместе с тем проверка проводилась на основании приказа от 9 октября 2020 года №. В данном приказе содержатся сведения об осуществлении деятельности Предприятием с использованием выпуска сточных вод <данные изъяты>
Указание в жалобе на то, что результаты лабораторных исследований отобранных проб сточных вод не могут быть приняты, поскольку пробы сточных вод при их отборе не были опломбированы, не свидетельствует о недопустимости результатов анализа в качестве доказательств, поскольку действующее нормативное регулирование не содержит требований к опломбированию проб сточных вод при их отборе непосредственно экспертной организацией для последующего их исследования.
В протоколе отбора проб сточных и природных вод от 15 октября 2020 года отражены замечания защитника КГУП «Камчатский водоканал» об осадках 14 октября 2020 года.
Доказательств того, что наличие ливневых вод существенно исказило качество анализов сточных вод, в материалы дела представлено не было. Анализы сточных вод, отобранные 20 октября 2020 года и 22 октября 2020 года, также свидетельствуют о превышении допустимых значений загрязняющих веществ на выпуске сточных вод в водный объект.
Обстоятельства того, что акты обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований от 15 октября 2020 года, от 20 октября 2020 года, от 22 октября 2020 года были вручены представителю КГУП «Камчатский водоканал» 21 октября 2020 года, 6 ноября 2020 года и 12 ноября 2020 года, исходя из положений ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ не являются грубыми нарушениями установленных настоящим Федеральным законом требований.
Акт проверки от 12 ноября 2020 года вручен представителю КГУП «Камчатский водоканал» в день его оформления (12 ноября 2020 года) (том 1 л.д. 36).
Довод защитника о наличии вступившего в законную силу решения Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 27 октября 2020 года по делу №, которым на Предприятие возложена обязанность обеспечить нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых через выпуск <данные изъяты>», со сроком исполнения до 1 июля 2025 года, не свидетельствует об отсутствии в действиях Предприятия состава административного правонарушения.
Вопреки доводам жалобы для квалификаций правонарушения по ч. 4 ст. 8.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях достаточно установления объективного факта сброса сточных вод в водный объект с превышением допустимых значений загрязняющих веществ как такового, вне зависимости от того, причинило ли это вред окружающей среде. Определяющее значение в данном случае имеет то обстоятельство, что действия по сбросу сточных вод в водный объект с превышением допустимых значений загрязняющих веществ может повлечь его загрязнение, засорение и (или) истощение в будущем.
Поскольку сточные воды на выпуске <данные изъяты>» превышают допустимые значения, содержащиеся в декларации о воздействии на окружающую среду, по загрязняющим веществам, что также следует из результатов анализа сточных вод КГУП «Камчатский водоканал» по результатам отбора параллельных проб, наличие угрозы водному объекту очевидно.
Ссылки на жалобе на отсутствие финансирования мероприятий по очистке сточных вод не исключают наличие в действиях Предприятия состава административного правонарушения.
Довод защитника о привлечении Предприятия к ответственности по ст. 8.45 Кодекса РФ об административных правонарушениях, что, по его мнению, исключает привлечение юридического лица к ответственности по ст. 8.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, несостоятелен, поскольку по ст. 8.45 Кодекса РФ об административных правонарушениях КГУП «Камчатский водоканал» привлечен к административной ответственности за необорудование хозяйственного объекта, расположенного в границах водоохранной зоны, очистными сооружениями, тогда как в данном деле Предприятие привлекается к ответственности за сброс сточных вод в водный объект через выпуск <данные изъяты>» с превышением допустимых значений загрязняющих веществ, содержащихся в расчете НДС декларации о воздействии на окружающую среду.
В целом доводы жалобы, поданной в Камчатский краевой суд, аналогичны доводам, на которые защитник ссылался при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом административного органа и при рассмотрении жалобы судьей Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края, они получили надлежащую правовую оценку, не согласиться с которой оснований не усматриваю.
Наказание КГУП «Камчатский водоканал» назначено в соответствии с требованиями ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях с учётом характера и обстоятельств совершённого административного правонарушения, отягчающего административную ответственность обстоятельства, в размере санкции вмененной статьи, в рамках срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел.
При проверке дела в полном объёме существенных нарушений процессуальных требований Кодекса РФ об административных правонарушениях, которые повлекли бы за собой отмену или изменение постановления должностного лица и судебного решения, не усматриваю, в связи с чем жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю № от 23 декабря 2020 года и решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 2 августа 2021 года оставить без изменения, жалобу защитника КГУП «Камчатский водоканал» Пирожникова Д.В. – без удовлетворения.
Судья Н.В. Гончарова