Дело № 12-809/2019
РЕШЕНИЕ
06 июня 2019 года г. Благовещенск
Судья Благовещенского городского суда Амурской области Юркова Н.С.,
При секретаре Назарчик Д.В.,
с участием помощника прокурора г. Благовещенска Пнёва А.А., защитника АО «АКС» ФИО1, начальника отдела энергетического надзора по Амурской области Дальневосточного управления Ростехнадзора ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Акционерного общества «Амурские коммунальные системы» ФИО3 на постановление начальника отдела государственного энергетического надзора по Амурской области Дальневосточного управления Ростехнадзора № 03А-17/1192 от 29 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 КоАП РФ, вынесенном в отношении юридического лица - Акционерного общества «Амурские коммунальные системы»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника отдела государственного энергетического надзора по Амурской области Дальневосточного управления Ростехнадзора № 03А-17/1192 от 29 марта 2019 года юридическое лицо - Акционерное общество «Амурские коммунальные системы» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник АО «АКС» обратилась в Благовещенский городской суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указала, что согласно указанному постановлению, должностное лицо пришло к выводу о том, что в связи с порывом на тепловой сети произведены аварийные отключения и мероприятия по устранению технологического сбоя относятся к аварийным отключениям, поскольку порыв первоначально произошел 16 февраля 2019 года. С указанным выводом должностного лица не согласны, так как в соответствии с п. 2.10 Методических рекомендаций по техническому расследованию и учету технологических нарушений в системах коммунального энергоснабжения и работе энергетических организаций жилищно - коммунального комплекса (утв. Приказом Госстроя РФ от 20 августа 2001 N 191) авариями в тепловых сетях считаются: Разрушение (повреждение) зданий, сооружений, трубопроводов тепловой сети в период отопительного сезона при отрицательной среднесуточной температуре наружного воздуха, восстановление работоспособности которых продолжается более 36 часов, а также повреждение трубопроводов тепловой сети, оборудования насосных станций, тепловых пунктов, вызвавшее перерыв теплоснабжения потребителей I категории (по отоплению) на срок более 8 часов, прекращение теплоснабжения или общее снижение более чем на 50 процентов отпуска тепловой энергии потребителям продолжительностью выше 16 часов. Однако материалы административного дела не содержат информацию о перечисленных выше повреждения и последствиях. Таким образом, считает, что в данном случае не может идти речь об аварийных отключениях. Кроме того, в оспариваемом постановлении должностным лицом сделан вывод о том, что нарушены права граждан на качественное теплоснабжение. Данный вывод также считает несостоятельным, поскольку в силу п.п. 14 п. VI приложения № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 № 354 допустимая продолжительность перерыва отопления не более 16 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от + 12 градусов до нормативной температуры. Материалами дела подтверждается, что специалистами АО «АКС» на время перерыва в теплоснабжении проводился мониторинг температурного режима в квартирах жилых домов. Согласно мониторинга следует, что температура в квартирах жилых домов соответствовала нормативу, о чем составлены соответствующие акты, имеющиеся в материалах дела. Таким образом, считает, что права жителей г. Благовещенска на получение качественной коммунальной услуги в данном случае не нарушены. Кроме того, в постановлении должностным лицом сделан вывод о том, что материалами прокурорской проверки полностью доказан факт несоблюдения АО «АКС» п. 6.2.25 ПТЭТЭУ в части несвоевременного осмотра и ремонта тепловой сети. Однако данный вывод опровергается материалами дела, поскольку в Обществе разработан и действует график осмотра тепловых сетей, результаты осмотров заносятся в соответствующий журнал. В материалы дела представлена копия журнала, согласно которому осмотры тепловых сетей, тепловых камер производятся своевременно согласно утвержденных графиков. Считает, что в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что Общество не предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства.
Срок подачи жалобы не пропущен.
В судебном заседании защитник АО «АКС» ФИО4 настаивала на доводах жалобы, дополнительно указав, что не были установлены обстоятельства дела, был сделан необоснованный вывод о том, что имела место авария, хотя в действительности это был инцидент, технологический сбой, в результате чего произошел порыв. Права граждан не были нарушены, температура в домах соответствовала нормам. Действия по предупреждению инцидента предпринимались, но из-за того, что сети расположены на глубине 3-4 метра, в отопительный период их проверить невозможно. Осмотр производится при шурфлении (для чего необходимо раскопать слой земли), что возможно сделать только в неотопительный период с 15 апреля по 15 октября. В материалах дела есть акт шурфовки, согласно которому состояние трубы удовлетворительное. Согласно п. 1.7 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденный Приказом Минэнерго РФ 115 от 24 марта 2003 года, ответственность за выполнение правил несет руководитель организации, являющийся собственником установок или технический руководитель, на которого возложена ответственность за тепловые энергоустановки. Юридическое лицо не является субъектом правонарушения.
Начальник отдела энергетического надзора по Амурской области Дальневосточного Управления Ростехнадзора ФИО2 возражал против доводов жалобы, указав, что согласно ответу СП «Благовещенская ТЭЦ» филиала Амурская генерация» АО «ДГК» от 29 мая 2019 года, АО «АКС» по окончании отопительного сезона проводит гидравлические испытания магистральных сетей, которые присоединяются к СП «Благовещенская ТЭЦ», не в полном объеме, а выборочно, хотя по Правилам технической эксплуатации тепловых энергоустановок необходимо обследовать все сети. Должностное лицо - представитель юридического лица, имущество на эксплуатацию передается именно юридическому лицу.
Помощник прокурора г. Благовещенска Пнёв А.А. возражал против удовлетворения жалобы, указав, что постановление законно и обоснованно. Имело место именно аварийное отключение 16 и 19 февраля 2019 года, так как произошел порыв и его устранение, стихийное отключение граждан от теплоснабжения, которое длилось 4 часа и 4 часа 30 минут, не были заблаговременно согласованны с УЖКХ по Амурской области, был нарушен режим бесперебойного теплоснабжения. Отсутствие последствий не исключает правонарушения, от теплоснабжения был отключен дом зимой. Субъектом правонарушения является собственник установок, принявший на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации и ремонту - АО «АКС». Документально проведение осмотра АО «АКС» подтверждается, однако ставится под сомнение его качество, полагал, что при надлежащем осмотре имелась возможность предотвратить порыв. Не были обеспечены своевременные и качественные осмотр, профилактические работы и ремонт сетей, бесперебойное оказание услуги.
Выслушав участвовавших в судебном заседании лиц, изучив доводы жалобы и проверив материалы дела в полном объёме, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении обязательному выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а так же причины и условия совершения административного правонарушения.
Пунктом 2.1 приказа Госстроя РФ от 13 декабря 2000 года № 285 «Об утверждении Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения» основные обязанности организации, эксплуатирующей тепловые сети, входит содержание тепловых сетей, тепловых пунктов и других сооружений в работоспособном, технически исправном состоянии.
Согласно п. 2.32 приказа Госстроя РФ от 13 декабря 2000 года № 285 в системе технического обслуживания и ремонта должны быть предусмотрены: подготовка технического обслуживания и ремонтов, оценка технического состояния тепловых сетей и составление дефектных ведомостей.
В силу п. 6.2.25 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 года № 115, при текущей эксплуатации тепловых сетей необходимо: поддерживать в исправном состоянии все оборудование, строительные и другие конструкции тепловых сетей, проводя своевременно их осмотр и ремонт; наблюдать за работой компенсаторов, опор, арматуры, дренажей, воздушников, контрольно-измерительных приборов и других элементов оборудования, своевременно устраняя выявленные дефекты и не плотности; выявлять и восстанавливать разрушенную тепловую изоляцию и антикоррозионное покрытие; удалять скапливающуюся в каналах и камерах воду и предотвращать попадание туда грунтовых и верховых вод; своевременно удалять воздух из теплопроводов через воздушники, не допускать присоса воздуха в тепловые сети, поддерживая постоянно необходимое избыточное давление во всех точках сети и системах теплопотребления; поддерживать чистоту в камерах и проходных каналах, не допускать пребывания в них посторонних лиц; принимать меры к предупреждению, локализации и ликвидации аварий и инцидентов в работе тепловой сети; осуществлять контроль за коррозией.
В силу п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 № 354 (далее - Правила) ОАО «Амурские коммунальные системы» является исполнителем коммунальных услуг.
В соответствии с п. 31 Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В соответствии с п. «в» раздела 2 Правил предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
Согласно п. 99 Правил при предоставлении потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставлении коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам.
В соответствии с п.п. 14 пункта VI приложения №1 к Правилам предусмотрено бесперебойное круглосуточное отопление в течение отопительного периода, допустимая продолжительность перерыва отопления не более 24 часов (суммарно) в течение 1 месяца, не более 16 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +12 °С до нормативной температуры.
Согласно ст. 9.11 КоАП РФ. нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо - и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до четырех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из материалов дела, прокуратурой г. Благовещенска по факту произошедшего 16 февраля 2019 года, 19 февраля 2019 года отключения от теплоснабжения потребителей многоквартирных жилых домов по ул. Батарейная, 7, 7/1, ул. Зейская, 317, 319, 319/1, 319/2, 323, ул. Больничная, 24/2, была проведена проверка теплоснабжающей организации АО «АКС».
В ходе проведения проверки установлено следующее.
Согласно материалам дела, 16 февраля 2019 года в 09 часов 00 минут были отключены от теплоснабжения потребители многоквартирных жилых домов по ул. Батарейная, 7, 7/1, ул. Зейская, 317, 319, 319/1, 319/2, 323, ул. Больничная, 24/2 по причине порыва тепловой сети в районе дома № 323 по ул. Зейской, эксплуатируемой АО «АКС». В 13 часов 00 минут порыв был устранен, потребители подключены к теплоснабжению.
19 февраля 2019 года в 09 часов 30 минут на тепловых сетях в районе ул. Зейская, 323 повторно произошел порыв теплотрассы и вышеперечисленные потребители были вновь отключены от теплоснабжения. В 14 часов 00 минут теплоснабжение восстановлено.
Работы по устранению технологического сбоя продолжались 16 февраля 2019 года – 4 часа, 19 февраля 2019 года - 4 часа 30 минут, всего – 8 часов 30 минут.
Данные аварийные отключения подтверждаются информацией старшего оперативного дежурного ЕДДС Управления по делам ГОЧС г. Благовещенска РК мэру г. Благовещенска ФИО5 от 16 февраля 2019 года и старшего оперативного дежурного ОА от 20 февраля 2019 года.
Мероприятия по устранению технологического сбоя в работе тепловой сети в данном районе г. Благовещенска относятся к аварийным отключениям, потому что первоначально при порыве 16 февраля 2019 года работы не согласовывались с Управлением ЖКХ города.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении юридического лица - Акционерного общества «Амурские коммунальные системы» дела об административном правонарушении, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ, и привлечении его к административной ответственности.
Факт совершения юридическим лицом - Акционерным обществом «Амурские коммунальные системы» административного правонарушения и его вина в совершении правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 9.11 КоАП РФ, подтверждаются собранными по данному делу доказательствами, которые исследованы должностным лицом при рассмотрении дела с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. Данные доказательства получены с соблюдением требований КоАП РФ, являются последовательными и согласуются между собой, их достоверность и допустимость проверены, обстоятельств, которые могли бы поставить под сомнение содержащиеся в них сведения, не имеется. Перечисленные доказательства являлись достаточными для рассмотрения дела по существу, они оценены должностным лицом по правилам, установленным ст. 26.11 КоАП РФ, и обоснованно признаны достоверными относительно события административного правонарушения и имеющими доказательственную силу по настоящему делу. Оснований ставить под сомнение указанные выводы должностного лица у судьи не имеется.
Довод жалобы о том, что мероприятия по устранению технологического сбоя не относятся к аварийным отключениям, не заслуживает внимания в связи со следующим.
В соответствии с п. 2.10 Методических рекомендаций по техническому расследованию и учету технологических нарушений в системах коммунального энергоснабжения и работе энергетических организаций жилищно - коммунального комплекса (утв. Приказом Госстроя РФ от 20 августа 2001 N 191) авариями в тепловых сетях считаются: Разрушение (повреждение) зданий, сооружений, трубопроводов тепловой сети в период отопительного сезона при отрицательной среднесуточной температуре наружного воздуха, восстановление работоспособности которых продолжается более 36 часов, а также повреждение трубопроводов тепловой сети, оборудования насосных станций, тепловых пунктов, вызвавшее перерыв теплоснабжения потребителей I категории (по отоплению) на срок более 8 часов, прекращение теплоснабжения или общее снижение более чем на 50 процентов отпуска тепловой энергии потребителям продолжительностью выше 16 часов.
Вместе с тем, с учетом исследованных материалов дела, учитывая, что отключение теплоснабжения произошло внезапно, на длительный период времени, не было согласованно с Управлением ЖКХ города, с учетом времени года и температуры на улице, прокурор г. Благовещенска и должностное лицо отдела энергетического надзора по Амурской области Дальневосточного управления Ростехнадзора пришли к обоснованному выводу, что имело место быть аварийное отключение.
Рассматривая довод жалобы о том, что права граждан многоквартирных жилых домов на качественное теплоснабжение не были нарушены, судья приходит к следующему.
В соответствии с п.п. 14 пункта VI приложения №1 к Правилампредоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 предусмотрено бесперебойное круглосуточное отопление в течение отопительного периода, допустимая продолжительность перерыва отопления не более 24 часов (суммарно) в течение 1 месяца, не более 16 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +12 °С до нормативной температуры.
Однако, в силу п. п. "а" п. 31 названных Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно подпункту "в" пункта 3 указанных Правил, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
Пунктом 117 названных Правил предусмотрено, что исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае:
а) неполной оплаты потребителем коммунальной услуги - через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в порядке, указанном в настоящем разделе;
б) проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.
Как усматривается из материалов дела, об отключении теплоснабжения потребитель не был уведомлен, что также подтверждает аварийность отключения.
Таким образом, АО «АКС» не обеспечило бесперебойное отопление в течение отопительного периода, чем и были нарушены права граждан.
Также в жалобе указывается на соблюдение АО «АКС» п. 6.2.25 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 № 115. Поскольку из представленных материалов усматривается, что порыв теплотрассы имел место быть, в связи с чем должностное лицо пришло к обоснованному выводу о том, что АО «АКС» не в полной мере соблюдены правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок.
Вместе с тем, представленныйв судебном заседанииначальником отдела энергетического надзора по Амурской области Дальневосточного управления Ростехнадзора ФИО2 в материалы дела ответ АО «Дальневосточная генерирующая компания» от 29 мая 2019 года о том, что АО «АКС» в конце отопительного сезона проводит гидравлические испытания собственных тепловых сетей выборочно, не может быть принят во внимание судьей, поскольку был получен после рассмотрения административного дела.
Рассматривая доводы защитника о том, что юридическое лицо не является субъектом данного правонарушения, судья исходит из следующего.
Действительно, согласно п. 1.7 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ 115 от 24 марта 2003 года, ответственность за выполнение данных Правил несет руководитель организации, являющейся собственником тепловых энергоустановок, или технический руководитель, на которого возложена эксплуатационная ответственность за тепловые энергоустановки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Однако АО «АКС» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ, субъектом которого могут выступать граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица.
Кроме того, между Комитетом по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска (арендодатель) и АО «Амурские коммунальные системы» (арендатор) 16 июля 2005 года заключены договоры аренды движимого и недвижимого имущества № 001-АКС/Т, № 002-АКС/Т, № 003-АКС/Т, в соответствии с которыми в аренду АО «Амурские коммунальные системы» переданы тепловые сети, ЦТП, котельные установки и оборудование, и другие объекты системы теплоснабжения города.
Целью заключенных договоров аренды движимого и недвижимого имущества является организация предоставления населению города Благовещенска коммунальных услуг путем поддержания арендатором арендованного имущества в исправном состоянии, проведения арендатором за свой счет текущего ремонта имущества, принятия арендатором всех необходимых мер для обеспечения функционирования и сохранности имущества (п. 3.2.7 договоров).
Таким образом, именно юридическое лицо АО «АКС» приняло на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации и ремонту тепловых сетей.
Существенных нарушений норм процессуального закона, которые могли бы служить основанием для отмены постановления должностного лица, допущено не было.
Постановление вынесено с учетом положений ст. 29.10 КоАП РФ. Порядок и срок давности привлечения лица к административной ответственности не нарушены.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены постановления начальника отдела государственного энергетического надзора по Амурской области Дальневосточного управления Ростехнадзора № 03А-17/1192 от 29 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 КоАП РФ, вынесенном в отношении юридического лица - Акционерного общества «Амурские коммунальные системы» не имеется, оно является законным и обоснованным, подлежит оставлению без изменения, а жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление начальника отдела государственного энергетического надзора по Амурской области Дальневосточного управления Ростехнадзора № 03А-17/1192 от 29 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 КоАП РФ, вынесенном в отношении юридического лица - Акционерного общества «Амурские коммунальные системы» – оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.
Решение судьи может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Благовещенского
городского суда Н.С. Юркова