ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-809/19 от 21.10.2019 Железнодорожного районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 12 –809/2019

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г. Хабаровск 21 октября 2019 года

Судья Железнодорожного районного суда г. Хабаровска Забелина В.А.,

с участием представителей юридического лица, привлекаемого к административной ответственности АО «Федеральная пассажирская компания» -ФИО3, ФИО4,

рассмотрев в судебном разбирательстве в помещении Железнодорожного районного суда г.Хабаровска жалобу представителя АО «Федеральная пассажирская компания» ФИО1 на постановление государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора ФИО2 №ТБ-ЖТ-19/08/2019/179ХБР от 19.08.2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.10 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении юридического лица –АО «Федеральная пассажирская компания»,

УСТАНОВИЛ:

Представитель юридического лица АО «Федеральная пассажирская компания» ФИО1, действующая на основании доверенности, обратилась в суд с жалобой на постановление государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора ФИО2 №ТБ-ЖТ-19/08/2019/179ХБР от 19.08.2019 года о привлечении юридического лица АО «Федеральная пассажирская компания» (далее АО «ФПК») к административной ответственности по ч.10 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Доводы жалобы об отмене постановления, заявитель мотивирует тем, что постановление вынесено без законных оснований, поскольку предписание №ТБ-ЖТ-22/02/2019/20-в от 22.02.2019 года обжаловано в Арбитражном суде Хабаровского края, и на момент вынесения постановления решение не было принято, кроме того, заявитель оспаривает вынесенное постановление и предписание по существу, по основаниям изложенным в жалобе и дополнениям к жалобе поступившим в суд 26.09.2019 года.

Юридическое лицо АО «ФПК», уведомлено о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, законный представитель юридического лица в судебное разбирательство не явился, направив для защиты интересов юридического лица представителей, действующих на основании доверенности.

Представители АО «ФПК» ФИО3, ФИО4, в судебном разбирательстве дополняя друг друга доводы жалобы, доводы изложенные в дополнении к жалобе поддержали по изложенным в них основаниям, с учетом поправок изложенных в дополнении к жалобе, дали пояснения по существу о несогласии с неисполнением предписания, в части принятых мер к его исполнению и предоставления надлежащих сведений об этом в Орган, а также в части несогласия с пунктами предписания. Представитель ФИО3 также просила принять во внимание, как основание к отмене постановления, допущенные процессуальные нарушения, поскольку дело рассмотрено в отношении юридического лица АО «ФПК», а не Дальневосточного филиала АО «ФПК», вместе с тем, юридическое лицо не уведомлялось о дате составления протокола и вынесении постановления, чем были существенно нарушены его процессуальные права и право на защиту своих интересов.

Должностное лицо, вынесшее постановление по делу, государственный инспектор отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора ФИО2, уведомленное о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, в судебное разбирательство не явился, суду предоставлен письменный отзыв на жалобу.

Заслушав представителей юридического лица, изучив жалобу, дополнения к жалобе, материалы дела прихожу к следующему.

В соответствии со ст.30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяется на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом, суд не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В судебном разбирательстве по существу установлено, что в рамках внеплановой документарной проверки АО «ФПК», проведенной в период с 01.07.2019 года по 12.07.2019 года в соответствии с распоряжением и.о. начальника УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора от 14.06.2019 года №461-р, проверено исполнение предписания об устранении выявленных нарушений от 22.02.2019г. №ТБ-ЖТ-22/02/2019/20-в, в ходе которого выявлено неисполнение предписания, а именно выявлено неисполнение предписания в части нарушения подпунктов 9, 11, 18, 25, 27, 33 пункта 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 года №495.

Указанные нарушения отражены в акте проверки № ТБ-ЖТ-12/07/2019/461-в от 12.07.2019 года.

Сведений о направлении в адрес юридического лица АО «ФПК» распоряжения о проверки, акта проверки в материалах не имеется.

Согласно материалам дела, должностным лицом 12.07.2019 года в адрес АО «ФПК» направлено извещение о явке на составление протокола на 15.08.2019 года, при этом данное извещение направлено в адрес Дальневосточного филиала АО «ФПК» ул.Ленинградская, д.56-д, г.Хабаровск, сведения о направлении извещения в адрес АО «ФПК» по юридическому адресу ул.Маши ФИО6, д.34 <...>, в материалах отсутствуют. Факт не направления уведомления в адрес юридического лица также подтверждается сведениями почтового идентификатора ФГУП «Почта России», согласно которому почтовая корреспонденция получена в г.Хабаровске.

15.08.2019 года должностным лицом государственным инспектором отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора ФИО2 в отношении юридического лица АО «ФПК», ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес <адрес>, 107078, был составлен протокол №ТБ-ЖТ-15/08/2019/179ХБР об административном правонарушении, предусмотренном ч.10 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях по факту неисполнения предписания в части нарушения подпунктов 9, 11, 18, 25, 27, 33 пункта 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 года №495.

Протокол составлен в присутствии представителя по доверенности ФИО5 Согласно протоколу, представителю разъяснены права, ФИО5 выразила свое несогласие с протоколом, протокол подписан без замечаний, копия протокола вручена. Согласно протоколу указано о месте и времени рассмотрения дела и о направлении копии протокола в адрес юридического лица, однако сведения о наименовании данного юридического лица, адресе направления, равно как и сопроводительные документы в материалах отсутствуют. Сведения о получении юридическим лицом АО «ФПК», ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес ул.Маши ФИО6, д.34 <...>, копии протокола, о направлении извещения о явке на рассмотрение дела по существу, в материалах дела отсутствуют.

19.08.2019 года государственным инспектором отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора ФИО2 дело в отношении юридического лица АО «ФПК» рассмотрено по существу с вынесением постановления №ТБ-ЖТ-19/08/2019/179ХБР о привлечении юридического лица АО «ФПК» к административной ответственности по ч.10 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей. Согласно постановления юридическому лицу вменяется неисполнение предписания об устранении выявленных нарушений от 22.02.2019г. №ТБ-ЖТ-22/02/2019/20-в, а именно неисполнение предписания в части нарушения подпунктов 9, 11, 18, 25, 27, 33 пункта 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 года №495. Согласно постановления установлена дата совершения правонарушения 29.06.2019 года и место совершения правонарушения <...>. Дело рассмотрено по существу с участием представителя ФИО5, при этом сведения о надлежащем уведомлении юридического лица, привлекаемого к ответственности в материалах дела отсутствуют, копия постановления направлена АО «ФПК» по адресу <...>.

В поступивших по запросу суда материалах дела, послуживших основанием для вынесения постановления, предписание №ТБ-ЖТ-22/02/2019/20-в от 22.02.2019 года отсутствует. Судом истребована копия настоящего предписания из Арбитражного суда Хабаровского края.

Частью 10 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в области обеспечения транспортной безопасности.

В силу ст.26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Исходя из требований ст.26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

В соответствии со ст.1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке. Неустранимые сомнения в виновности этого лица толкуются в пользу этого лица. Указанное лицо не обязано доказывать свою невиновность. Обязанность доказать факт совершения административно-наказуемого деяния и вину привлекаемого к ответственности лица возложена законом на должностное лицо, возбудившее дело об административном правонарушении.

В соответствии со ст.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ч.1, ч.2 ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, исхожу из закрепленного в ст.1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях принципа административной ответственности – презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу.

С учетом установленных в судебном разбирательстве обстоятельств, нахожу доводы защитника о нарушении процессуальных прав юридического лица, в том числе права на защиту, обоснованными, поскольку как составление протокола об административном правонарушении, так и рассмотрение дела по существу с вынесением обжалуемого постановления рассмотрено без надлежащего уведомления юридического лица привлекаемого к ответственности по юридическому адресу, уведомление по месту нахождения филиала, считаю недостаточным, поскольку дело об административном правонарушении возбуждено именно в отношении юридического лица АО «ФПК» ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес ул.Маши ФИО6, д.34 <...>, при этом в его адрес распоряжение о проверки, акт проверки, извещение о явке на составление протокола, копия протокола, извещение о явке на рассмотрение дела, копия постановления по делу не направлялись. Кроме того, с учетом исследованных судом материалов дела, следует, что юридическому лицу вменяется невыполнение в установленный срок законного предписания, однако, постановление не содержит в себе сведений о сроках устранения нарушений, установленных предписанием, то есть отсутствует обоснование указанной в постановлении даты совершения правонарушения. Установлено нарушение п.п. 9, 11, 18, 25, 27, 33 пункта 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 года №495, тогда как предписание №ТБ-ЖТ-22/02/2019/20-в от 22.02.2019 года, не содержало в себе указание на устранение нарушения п.п.11 п.5 Требований, и вменение его невыполнения ничем не мотивировано в постановлении по делу. Также, нахожу не мотивированным установление указанного места совершения правонарушения, при привлечении к ответственности юридического лица за деяние, выраженное в форме бездействия.

Принимая во внимание изложенное, нахожу, что при рассмотрении дела по существу, должностным лицом были нарушены требования ст.29.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, данные нарушения являются существенными процессуальными нарушениями, не позволившими всесторонне полно и объективно рассмотреть дело по существу, неустранимыми в судебном разбирательстве в ходе рассмотрения жалобы, в связи с чем, постановление нельзя признать законным и обоснованным, соответствующим требованиям ст.29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст.4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу истек, считаю постановление подлежащим отмене на основании п.4 ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с существенным нарушением процессуальных требований, не позволивших полно всесторонне и объективно рассмотреть дело, производство по делу подлежащим прекращению на основании п.6 ч.1 ст.24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности, жалобу нахожу подлежащей частичному удовлетворению.

Руководствуясь п.4 ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора ФИО2 №ТБ-ЖТ-19/08/2019/179ХБР от 19.08.2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.10 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении юридического лица –АО «Федеральная пассажирская компания» с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей -отменить, на основании п.4 ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с существенным нарушением процессуальных требований, не позволивших полно всесторонне и объективно рассмотреть дело, производство по делу прекратить на основании п.6 ч.1 ст.24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности, жалобу представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности АО «ФПК» -удовлетворить частично.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Железнодорожный районный суд города Хабаровска в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья Забелина В.А.