ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-80/14 от 28.05.2014 Пятигорского городского суда (Ставропольский край)

                                                                                                           Дело № 12-80/14    Р Е Ш Е Н И Е

 28 мая 2014 года                                 г. Пятигорск

 Судья Пятигорского городского суда Ставропольского края ФИО1, при секретаре судебного заседания ФИО2, представителя юридического лица, в отношении которого вынесено постановление об административном правонарушении ГКУЗ «Ставропольский краевой госпиталь для ветеранов войн» ФИО3, с участием прокурора ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Пятигорского городского суда жалобу ГКУЗ « Ставропольский краевой госпиталь для ветеранов войн» на постановление мирового судьи судебного участка № 2 <адрес> Зацепиной А.Н. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 У С Т А Н О В И Л:

 Согласно материалов дела об административном правонарушении, ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Кавказскому Федеральному округу на основании материалов плановой выездной проверки составлен акт о нарушении Государственным казенным учреждением здравоохранения «Ставропольский краевой госпиталь для ветеранов войн» требований ФЗ от 27.07.2006 года № 152 ФЗ « О персональных данных», выразившиеся в не ознакомлении работников оператора - ГКУЗ «Ставропольский краевой госпиталь для ветеранов войн» с положениями федерального закона и локальными актами об обработке персональных данных, не опубликовании и иным образом не обеспечении неограниченного доступа к документу, определяющему его политику в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных, не определены места хранения персональных данных ( материальных носителей), и не установлен перечень лиц, осуществляющих обработку персональных данных, либо имеющих к ним доступ,не соответствия разработанной и утвержденной формы согласия на обработку персональных данных в части указания на бессрочность согласия.

 Постановлением прокурора г.ФИО6Кардашина от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 13.11. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Государственного казенного учреждения здравоохранения «Ставропольский краевой госпиталь для ветеранов войн».

 Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 г.Пятигорска Зацепиной А.Н. от ДД.ММ.ГГГГ юридическому лицу ГКУЗ «Ставропольский краевой госпиталь для ветеранов войн», признанному виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в доход государства в размере 5000 рублей.

             ГКУЗ «Ставропольский краевой госпиталь для ветеранов войн» подал в Пятигорский городской суд жалобу на постановление мирового судьи судебного участка № 2 г.Пятигорска Зацепиной А.Н. от ДД.ММ.ГГГГ года, в которой просит отменить постановление и производство по делу прекратить в соответствии с п. 3 ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по тем основаниям, что судом не были учтены все обстоятельства, имеющие значение для дела, тогда как согласно ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. В соответствии с требованиями ч.2 п.4 ст. 22.1 ФЗ № 152 -ФЗ « О персональных данных», работники ГКУЗ «Ставропольский краевой госпиталь для ветеранов войн» ознакомлены под роспись с локальным нормативным актом Положением о защите персональных данных работника ( состоявшие в трудовых отношениях с учреждением - с момента принятия Положения, а вновь принимаемые - при поступлении на работу), которые были представлены в судебное заседание. Положения ФЗ № 152 -ФЗ « О персональных данных» не содержат требований знакомить работников под роспись с положениями федерального закона, такое ознакомление проводится при оформлении письменного согласия работника на обработку и защиту персональных данных. В данный момент в целях подтверждения проводимой работы по выполнению требований с положениями федерального закона и локальными актами об обработке персональных данных заведен журнал ознакомления с положениями федерального закона и локальными актами об обработке персональных данных. Так же приняты меры по опубликованию и обеспечению неограниченного доступа к документу определяющему политику в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных. Принято решение об организации в общественном месте информационного стенда, а на период до его изготовления, документ определяющий политику в отношении обработки персональных данных размещен в « Уголке потребителя» в холле учреждения, что подтверждается фотодокументами. Приказом руководителя от ДД.ММ.ГГГГ № были определены места хранения персональных данных, обработка которых осуществляется без использования средств автоматизации, то есть на момент возбуждения дела об административном правонарушение данное нарушение было устранено, что не было учтено судом. Так же судом не дана оценка доводам относительно того, что положения ч.7 ст. 5 предусматривают установление срока хранения самих персональных данных не дольше чем требуют цели обработки, и не содержит требований к сроку, на который дается согласие на обработку персональных данных. Не принято во внимание то обстоятельство, что согласно приказа Минкультуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ № « Об утверждении Перечня типовых управленческих документов, архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций с указанием сроков хранения» ( зарег. В Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ № для документов, в том числе по личному составу, установлен срок хранения 75 лет с отметкой «ЭПК» ( « ЦЭК», « ЭК»), которые в соответствии с примечанием к вышеуказанному Перечню, означают, что часть документов может быть отнесена к сроку хранения « постоянно». Для таких документов, как личное дело, срок хранения установлен 75 лет, и срок начинается с момента увольнения, тогда как трудовые договоры заключаются на неопределенный срок. Прямого запрета на установление срока, на который дается согласие на обработку персональных данных, в виде срока « бессрочно» закон не содержит, а срок хранения самого согласия ( п.666 Перечня) составляет 75 лет. Приведенное свидетельствует о малозначительности деяния, когда согласно ст. 2.9 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Поскольку Правовым последствием применения положений указанной нормы является вынесение постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении и объявление устного замечания (ч. 1 ст. 29.9 КоАП) просит производство по делу прекратить согласно п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ.

 В суде представитель юридического лица, в отношении которого вынесено постановление об административном правонарушении ГКУЗ «Ставропольский краевой госпиталь для ветеранов войн»                     полностью поддержала доводы, изложенные в жалобе.

 Выслушав представителя ГКУЗ «Ставропольский краевой госпиталь для ветеранов войн», прокурора ФИО4, полагавшей подлежащим оставлению без изменения постановление по делу об административном правонарушении,     а жалобу ГКУЗ «Ставропольский краевой госпиталь для ветеранов войн» подлежащей оставлению без удовлетворения,      проверив дело об административном правонарушении в полном объеме, приходит к следующему.

        Согласно ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) -влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

 В силу положений п.п.2 ст.4 ст. 22.1 ФЗ от 27.07.2006 года № 152-ФЗ « О персональных данных» лицо, ответственное за организацию обработки персональных данных, обязано доводить до сведения работников оператора положения законодательства Российской Федерации о персональных данных, локальных актов по вопросам обработки персональных данных, требований к защите персональных данных;

 Согласно ч.1 ст. 18.1 ФЗ от 27.07.2006 года № 152-ФЗ « О персональных данных» Оператор самостоятельно определяет состав и перечень мер, необходимых и достаточных для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами. Согласно ч.2 Оператор обязан опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к документу, определяющему его политику в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных. Оператор, осуществляющий сбор персональных данных с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, обязан опубликовать в соответствующей информационно-телекоммуникационной сети документ, определяющий его политику в отношении обработки персональных данных, и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных, а также обеспечить возможность доступа к указанному документу с использованием средств соответствующей информационно-телекоммуникационной сети.

 Согласно Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, утвержденного Постановлением Правительства « Правительства РФ от 15.09.2008 года № 687, п.13 устанавливает, что обработка персональных данных, осуществляемая без использования средств автоматизации, должна осуществляться таким образом, чтобы в отношении каждой категории персональных данных можно было определить места хранения персональных данных (материальных носителей) и установить перечень лиц, осуществляющих обработку персональных данных либо имеющих к ним доступ.

 Как правило, места хранения персональных данных, перечень лиц, осуществляющих обработку персональных данных либо имеющих к ним доступ, устанавливаются локальным нормативным актом работодателя, в котором указываются следующие сведения: Цели и задачи организации в области защиты персональных данных, перечень документов и сведений, содержащих персональные данные работников, сведения о работниках, относящиеся к персональным данным, какие лица и в каком объеме имеют право на получение соответствующего доступа, каким образом работник имеет право знакомиться с имеющимися у работодателя персональными данными, меры ответственности за нарушение норм, регулирующих получение, обработку и защиту персональных данных работника, перечень лиц, имеющих доступ к персональным данным работников, также можно утвердить приказом, с которым лица, указанные в данном приказе, должны быть ознакомлены под роспись.

 Согласно ч. 4 ст. 9 ФЗ « О персональных данных» письменное согласие субъекта персональных данных должно включать фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи и выдавшем его органе; наименование (Ф.И.О.) и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных; цель обработки персональных данных; перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных; перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных; срок, в течение которого действует согласие, а также порядок его отзыва; собственноручную подпись субъекта персональных данных.

 Приказом Росстата от 08.08.2013 года № 315 утверждена Типовая форма согласия на обработку персональных данных федеральными государственными служащими субъектов персональных данных ….., которая должна содержать : согласие на обработку персональных данных действует с даты подписания настоящего согласия в течение всего срока федеральной государственной гражданской службы (работы), 2) согласие на обработку персональных данных может быть отозвано на основании письменного заявления в произвольной форме;     после увольнения с федеральной государственной гражданской службы (прекращения трудовых отношений) персональные данные хранятся в Федеральной службе государственной статистики в течение срока хранения документов, предусмотренных законодательством РФ.

 Согласно ч. 7 ст. 5 ФЗ « О персональных данных» хранение персональных данных должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных. Обрабатываемые персональные данные подлежат уничтожению либо обезличиванию по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом.

 Из приведенных положений ст. 5 Закона "О персональных данных" следует, что персональные данные должны храниться не более срока, необходимого для выполнения целей обработки, после чего будут уничтожены.

 Соответственно, в случае обработки персональных данных работника срок хранения таких данных ограничен периодом действия трудового договора: с увольнением соответствующего работника прекращает существовать цель обработки его персональных данных работодателем (за исключением случаев необходимости использования данных в судебном разбирательстве против такого работника).

 В силу требований ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

 В соответствии со статьей 2.9 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

 Правовым последствием применения положений указанной нормы является вынесение постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении и объявление устного замечания (ч. 1 ст. 29.9 КоАП).

 Малозначительность административного правонарушения сформулирована законодателем как оценочное понятие, содержание которого конкретизируется правоприменительными органами с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.

 В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания (п. 18).

 В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

 В целях формирования единой правоприменительной практики при применении статьи 2.9 КоАП РФ следует учитывать характер совершенного административного правонарушения и конкретные обстоятельства его совершения, а также учитывать отсутствие существенной угрозы или существенного нарушения охраняемых правоотношений.

 Приведенные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии оснований для применения положений статьей 2.9 КоАП РФ и освобождении лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и прекращении производства по делу, поскольку из доводов представителя ГКУЗ «Ставропольский краевой госпиталь для ветеранов войн», не оспаривающего совершение административного правонарушения, не следует отсутствие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

 Согласно ст. 3.2, 3.4 КоАП РФ за совершение административного правонарушения может устанавливаться и применяться административное наказание предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица, выносимое в письменной форме.

 Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

 Согласно ст.4.1 КоАПРФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

 Согласно ст. 4.2 КоАП РФ добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) является смягчающим обстоятельством. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Из материалов дела следует, что Государственное казенное учреждение здравоохранения «Ставропольский краевой госпиталь для ветеранов войн» России впервые совершило административное правонарушение, отягчающие административную ответственность обстоятельства не установлены, в добровольном порядке частично устранило допущенные нарушения.

 С учетом приведенных обстоятельств, характера впервые совершенного административного правонарушения судья считает возможным назначение указанному юридическому лицу наказания в виде предупреждения.

 В соответствии с требованиями п. 1 ст. 30.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения жалобы, а также обстоятельств, исключающих производство по делу, не имеется.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. 13.11, 30.1, -ст. 30.9, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 Р Е Ш И Л:

 Постановление по делу об административном правонарушении мирового судьи судебного участка № 2 г.Пятигорска Зацепиной А.Н. от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Государственного казенного учреждения здравоохранения «Ставропольский краевой госпиталь для ветеранов войн», предусмотренном ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить.

          Назначить Государственному казенному учреждению здравоохранения «Ставропольский краевой госпиталь для ветеранов войн» административное наказание в виде предупреждения.

          В остальной части постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мирового судьи судебного участка № 2 г.Пятигорска Зацепиной А.Н. от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Государственного казенного учреждения здравоохранения «Ставропольский краевой госпиталь для ветеранов войн» оставить без изменения, жалобу Государственного казенного учреждения здравоохранения «Ставропольский краевой госпиталь для ветеранов войн» - без удовлетворения.

                      Решение вступает в законную силу со дня его принятия.

 Судья                                                      Н.Г. Говорова

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>


<данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>


<данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>