ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-80/17 от 16.02.2017 Дзержинского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело №12-80/17

РЕШЕНИЕ

Санкт-Петербург **.**.****

Судья Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга Васюков В.В.,

в отсутствие:

законного представителя привлечённого к административной ответственности юридического лица СПб ГУП «<данные изъяты>З.,

с участием:

с участием защитников юридического лица, привлечённого к административной ответственности СПб ГУП «<данные изъяты>

- И., представившего доверенность №*** от **.**.****, которому были разъяснены права, предусмотренные ст.25.5 КоАП РФ,

- К.Р.А., представившего доверенность №*** от **.**.****, которому были разъяснены права, предусмотренные ст.25.5 КоАП РФ,

рассмотрел в судебном заседании жалобу и.о. директора СПб ГУП <данные изъяты>К.А.В. на постановление старшего государственного инспектора, заместителя начальника отдела экологического надзора Дьяченковой Арины Михайловны от **.**.****№*** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора, заместителя начальника отдела экологического надзора Дьяченковой Арины Михайловны от **.**.****№*** СПб ГУП <данные изъяты> признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ. Этим же постановлением СПб ГУП <данные изъяты> назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Постановлением установлено, что СПб ГУП «<данные изъяты> допустило умышленное искажение информации об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы,

Согласно постановлению правонарушение совершено **.**.**** в 12 часов 00 минут (время поступления в Департамент письма с приложением Характеристики объекта размещения отходов (ОРО) «ПТО Новоселки» исх. №*** от **.**.**** (вх. №*** от **.**.****) по адресу: Санкт – Петербург, <адрес> при следующих обстоятельствах.

Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие <данные изъяты> является юридическим лицом и действует на основании Устава, утвержденного распоряжением Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга. В настоящий момент СПБ ГУП <данные изъяты> осуществляет эксплуатацию полигона ПТО «Новоселки» (расположенного в <адрес>), ведет прием отходов на полигон с целью их размещения и утилизации. Приказом Росприроднадзора от 31.10.2014 № 692 «О включении объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов» ПТО «Новоселки» включен в ГРОО под номером 47-00025-Х-00692-311014. Полигон ПТО «Новоселки» функционирует с 70-х годов и является самым крупным полигоном г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В 2002 году было принято решение о необходимости реконструкции полигона с переходом на высоконагружаемый полигон, в связи с тем, что ресурсы действующего полигона ПТО-3 «Новосёлки» исчерпаны, а г. Санкт-Петербург не имеет земельных площадей для организации новых полигонов захоронения твердых отходов. В связи с этим, АО «Институт Гипроникель» в 2002 был разработан Рабочий проект «Реконструкция ПТО-3 (переход на высоконагружаемый полигон)». По результатам рассмотрения представленных проектных материалов было получено отрицательное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам рабочего проекта «Реконструкция полигона твердых бытовых отходов ПТО-3 Новоселки (переход на высоконагружаемый полигон)» №*** от **.**.****. Согласно вышеуказанному заключению полигон действует с 1972 г., к **.**.**** на полигоне захоронено 35,3 млн. м отходов, по состоянию на 2003 год его проектная емкость превышена. Согласно Характеристике объекта размещения отходов СПб ГУП <данные изъяты> «ПТО Новоселки», составленной по результатам проведенной в 2011 году инвентаризации объекта размещения на полигоне на 2011 год размещено - 149,024 млн. м3 неуплотненных отходов, вместимость ОРО - 170,101 млн. м3 неуплотненных отходов. Указанные данные также указывают на недостоверную информацию представленных в Характеристиках 2011 и 2014 годах объемов. Факт эксплуатации СПб ГУП «<данные изъяты> полигона ПТО «Новоселки», который исчерпал свою вместимость и подлежит рекультивации, подтверждается также результатами административного расследования №***, проведенного Департаментом по ст. 8.2 КоАП РФ, и вступившим в законную силу решением Санкт-Петербургского городского суда от **.**.**** (Дело №***).

В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:

предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 №49 утверждены Правила инвентаризации объектов размещения отходов, которые устанавливают порядок сбора, составления и оформления информации о находящихся в эксплуатации объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов (далее - Правила инвентаризации). Инвентаризация объектов размещения отходов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими эти объекты, не реже одного раза в пять лет (пункт 4 данных Правил). Согласно пункту 5 Правил инвентаризации источниками информации для инвентаризации объектов размещения отходов являются проектная документация на строительство объектов размещения отходов, данные обследований (натурных, инструментальных, иных) объектов размещения отходов, фондовые материалы, иная документация. По завершении сбора и обработки информации об инвентаризации объектов размещения отходов на каждый объект размещения отходов составляется характеристика объекта размещения отходов, оформляемая в двух экземплярах согласно приложению к данным Правилам. Один экземпляр характеристики объекта размещения отходов хранится у юридического лица и индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего данный объект размещения отходов. Второй экземпляр характеристики объекта размещения отходов в уведомительном порядке направляется юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, эксплуатирующим данный объект размещения отходов, почтовым отправлением и (или) с использованием электронных средств связи в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения объекта размещения отходов (пункт 6 Правил инвентаризации).

В рамках проведения Департаментом административного расследования № №*** по ст. 8.2 КоАП РФ СПБ ГУП «<данные изъяты>» письмом исх. №*** от **.**.**** (вх. №*** от **.**.****) представлена в Департамент Характеристика объекта размещения отходов (ОРО) «ПТО Новоселки», составленная по результатам проведенной в 2014 году инвентаризации ОРО, согласно которой:

N п/п

Наименование строки

Содержание строки (код для машинной обработки)

9.

Вместимость ОРО, м3 (т)

Объем и (или) масса отходов, планируемых к размещению - 16,524 млн.м3 уплотненных ТБО

10.

Размещено всего, м3 (т)

Объем и (или) масса размещенных отходов – 14,708 млн.м3 уплотненных ТБО

В Протоколе об административном правонарушении № №*** от **.**.**** отражено, что СПб ГУП <данные изъяты> допущено искажение информации об объекте размещения отходов (ОРО) в части указания в характеристике ОРО недостоверных сведений: о вместимости объекта, а именно.

В пункте 9 Характеристики объекта размещения отходов СПб ГУП <данные изъяты>» указана: вместимость ОРО – 16,524 млн. м3 уплотненных ТБО, размещено всего – 14,708 млн. м3 уплотненных ТБО. Таким образом, свободная вместимость, согласно Характеристике составляет 1,816 млн. м3 отходов, что не соответствует фактической действительности, так как согласно отрицательному заключению экспертной комиссии государственной экологической экспертизы №*** от **.**.****, полигон действует с 1972 года и к 2003 году его проектная емкость уже была превышена.

Учитывая изложенное, выявлено, что СПб ГУП <данные изъяты>» нарушены ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 4 - п. 6 Правил инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденных Приказом Минприроды РФ от **.**.**** N 49 «Об утверждении Правил инвентаризации объектов размещения отходов».

В жалобе директор СПб ГУП <данные изъяты> просит данное постановление отменить, как незаконное и необоснованное, а производство по делу – прекратить по следующим основаниям. В соответствии со.ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводить инвентаризацию объектов размещения отходов (ОРО) в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Приказом Минприроды РФ от 25.02.2010 № 49 утверждены Правила инвентаризации объектов размещения отходов (далее - Правила). В соответствии с пунктом 5 Правил источниками информации для инвентаризации объектов размещения отходов являются: проектная документация на строительство объектов размещения отходов; данные обследований (натурных, инструментальных, иных) объектов размещения отходов; фондовые материалы; иная документация. В соответствии с пунктом 4 Правил инвентаризация объектов размещения отходов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими эти объекты, не реже одного раза в пять лет. В 2014 году по завершении сбора и обработки информации об инвентаризации объекта размещения отходов - полигона твердых отходов «Новоселки» (ПТО «Новоселки») предприятием была составлена и направлена в адрес Департамента Росприроднадзора по СЗФО (далее - Департамент, административный орган) письмом от 22.09.2014 № 646 Характеристика объекта размещения отходов филиала СПб ГУП «<данные изъяты> «ПТО Новоселки» (далее - Характеристика). В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении № <данные изъяты> Департаментом приняты и признаны обоснованными объяснения и замечания Заявителя (письмо исх. от **.**.****№***) на протокол об административном правонарушении № №*** от **.**.**** в части, что Правилами не предусмотрено указание в Характеристике информации на реконструкцию ОРО и информации о заключении государственной экологической экспертизы проектной документации на реконструкцию ОРО (стр. 9 Постановления). Вместе с этим, Департаментом не приняты объяснения и замечания СПб ГУП <данные изъяты> вместимости объекта. В пункте 9 Характеристики отражена информация о вместимости ОРО, полученная по результатам обследований (натурных, инструментальных, иных), проведенных ООО «ТехноТерра» в 2013-2014 гг. Согласно Техническому отчету «Расчет проектной вместимости объемов свалочных масс по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, лит. А (Полигон ТБО «Новоселки»)», результатам топографической съемки к расчетов сертифицированных программных комплексов CREDO TER, GEONICS, расчетная вместимость полигона ПТО «Новоселки» составила 16,524 млн. куб.м (в уплотненном состоянии) отходов.

В ответ на данный довод Департамент утверждает, что данные материалы не являются проектной документацией объекта ОРО и не проходили государственную экологическую экспертизу, в силу чего вместимость полигона - 16,5 млн куб.м не обоснована. В свою очередь автор жалобы считает неправомерной позицию Департамента о необходимости прохождения государственной экологической экспертизы расчетов вместимости ПТО «Новоселки», выполненных ООО «ТехноТерра», а также о необходимости включения в них расчетов и исследований способности грунтов основания выдержать существующие и планируемые нагрузки толщи отходов. В частности, выполненные расчеты вместимости ОРО не являются объектом государственной экологической экспертизы согласно ст. 11, 12 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», требования к составу и содержанию таких расчетов действующим законодательством не установлены. В подтверждение своих доводов о том, что представленные в Характеристике сведения являются искаженными, Департамент также ссылается (стр. 9 Постановления) на указанную в отрицательном заключении экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по рабочему проекту «Реконструкция полигона твердых бытовых отходов ПТОЗ Новоселки» от **.**.****№*** вместимость полигона. СПб ГУП <данные изъяты>» не может согласиться с данным доводом административного органа по следующим основаниям. Рабочий проект «Реконструкция полигона твердых бытовых отходов ПТО-3 Новоселки» был разработан в 2002 году АО «Институт Гипроникель» по заказу прежнего собственника (эксплуатирующей организации) ПТО «Новоселки». На рабочий проект было получено отрицательное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, как несоответствующий экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды. Таким образом, представленные в рабочем проекте сведения не могут считаться достоверными, а их использование, в частности при принятии решения о привлечении к административной ответственностиавтор жалобы подвергает сомнению. Одновременно автор жалобы отмечает, что ПТО «Новоселки» вошел в состав СПб ГУП <данные изъяты> только в 2008 году, информации о разработанном в 2002 году рабочем проекте в составе передаточной документации в распоряжение СПб ГУП <данные изъяты> не поступала. С целью получения актуальных сведений о вместимости ПТО «Новоселки» Заявителем в 2014 г. было заказано проведение обследований у ООО «ТехноТерра». В свою очередь Правила не содержат указания на то, что при осуществлении инвентаризации сведения о вместимости ОРО должны быть взяты только из источников, прошедших государственную экологическую экспертизу. Таким образом, указанная в Характеристике информация о вместимости ПТО «Новоселки» не противоречит требованиям пункта 5 Правил и может быть использована при заполнении пункта 9 Характеристики, так как была получена по результатам обследований (натурных, инструментальных, иных). Данные обстоятельства, по мнению автора жалобы также свидетельствуют о том, что у СПб ГУП <данные изъяты> не было умысла на сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации в административный орган. **.**.**** в соответствии с определением об истребовании сведений в адрес Департамента была направлена копия Характеристики, составленной по результатам проведенной в 2014 году инвентаризации ОРО. После 2014 года инвентаризация ПТО «Новоселки» не проводилась, что не противоречит пункту 4 Правил. Более того, действующими Правилами не установлены основания для повторной процедуры проведения инвентаризации объекта размещения отходов. Направленная предприятием Характеристика была получена Департаментом Росприроднадзора по СЗФО **.**.**** (вх. №***), следовательно, днем обнаружения административного правонарушения должен считаться **.**.****. В силу частей 1, 2 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении указанные сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Следовательно, срок давности привлечения предприятия к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел истек **.**.****. В ответ на данный довод, Департамент утверждает, что вменяемое Заявителю правонарушение является длящимся и, соответственно, срок привлечения к ответственности должен исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Заявитель не может согласиться с данной аргументацией и признать вменяемое правонарушение длящимся. СПб ГУП <данные изъяты> исполнена обязанность по представлению Характеристики в Департамент **.**.****. Вместе с этим, на момент получения Характеристики у Департамента не было возражений по изложенным в ней сведениям с учетом имеющегося в его распоряжении отрицательного заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по рабочему проекту «Реконструкция полигона твердых бытовых отходов ПТО-З Новоселки» от **.**.****№***. Более того, как указано выше, в 2015 году в результате проведения государственной экологической экспертизы проекта рекультивации ПТО «Новоселки» сведения о вместимости признаны достоверными. Таким образом, по мнению заявителя, Департамент незаконно привлекает СПб ГУП <данные изъяты> к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.5 КоАП РФ ввиду истечения срока давности привлечения к административной ответственности.

В судебном заседании защитники И. и К. доводы жалобы поддержали, просили обжалуемое постановление отменить, а производство по жалобе прекратить, по следующим основаниям.

В отношении полигона отсутствует в наличии проектная документация, как на строительство, так и на реконструкцию. Между тем Заводу известна информация, которая была включена в Характеристику объекта размещения отходов (ОРО) «ПТО Новоселки» по результатам инвентаризации, проведенной в 2014 году, представляемую в Департамент о том, что проектная документация была изготовлена в 1971 году, однако данная проектная документация на строительство полигона у Завода, равно как и у Департамента отсутствует. Таким образом, отсутствуют доказательства (проект) о мощности полигона. Кроме того, рабочая документация на реконструкцию полигона, разработанная ООО «Институт Гипроникель» в 2003 году не могла быть реализована в силу п. 5 ст. 18 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», так как на нее получено отрицательное заключение №*** от **.**.****, утвержденное заместителем начальника Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МИР России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (предшественник Росприроднадзора в части функции проведения государственной экологической экспертизы). Таким образом, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Федеральным законом от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», данный проект реконструкции не является юридически подлежащей реализации проектной документацией на реконструкцию, не может быть положен в основу суждений Департамента о превышении проектной мощности полигона как не основанных на доказательствах, а также нормах права (при отсутствии проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы нет оснований судить о вместимости и/или переполненности полигона). В соответствии с п. 1.1. раздела 1 «Проектирование полигона» Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Минстроем России **.**.****, в состав проекта полигона входят разделы в соответствии со СНиП 11-01-95, среди которых: технологический раздел: расчет емкости, технологическая схема с учетом очередности строительства, продольный и поперечный технологические разрезы, режим эксплуатации, расчет потребности в эксплуатационном персонале, машинах и механизмах, рекомендации по рекультивации участка после закрытия полигона для приема отходов с решением по дегазации. Таким образом, Инструкцией прямо предусмотрено, что сведения о вместимости должны содержаться в технологическом разделе проекта на проектирование полигона. Между тем, проект на строительство «ПТО Новоселки» был разработан в 1971 году, то есть до момента начала действия Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов. В свою очередь проектная документация на строительство «ПТО Новоселки» у СПб ГУП <данные изъяты> отсутствует, в архивах проектировочной организации не сохранилась в связи с окончанием возможного срока хранения (письмо от **.**.****№***), информации о ссылке в рабочем проекте реконструкции на вместимость полигона, исходя из сведений проектной документации на строительство, в распоряжении Завода не имеется. Согласно п. 5 Правил инвентаризации объектов размещения отходов (далее - Правила), утвержденных Приказом Минприроды РФ от **.**.****№*** источниками информации для инвентаризации объектов размещения отходов (ОРО) являются проектная документация на строительство объектов размещения отходов, данные обследований (натуральных, инструментальных, иных), фондовые материалы и иная документация. Правилами также предусмотрено, что в пункте 9 Характеристики «Вместимость ОРО, м3 (т)» должны указываться объем и (или) масса отходов, планируемых к размещению. При этом Правила не содержат нормы о конкретном источнике информации для заполнения данного пункта. Учитывая то, что полигон был передан для дальнейшей эксплуатации в хозяйственное ведение СПб ГУП <данные изъяты> с 2008 года, в связи с отсутствием в фондах проекта на строительство полигона 1971 года, отсутствием наличия согласованной в установленном порядке и прошедшей необходимые экспертизы (в том числе государственную экологическую экспертизу) проектной документации на реконструкцию полигона 2003 года, в пункте 9 Характеристики отражена информация о вместимости ОРО, полученная по результатам обследований (натурных, инструментальных, иных), проведенных ООО «ТехноТерра» в 2013-2014 гг. Для расчета проектной вместимости были выполнены инженерно-геодезические изыскания, кадастровые работы и газогеохимическая съемка. Согласно Техническому отчету «Расчет проектной вместимости объемов свалочных масс по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, лит. А (Полигон ТБО «Новоселки»)», результатам топографической съемки и расчетов сертифицированных программных комплексов CREDO TER, GEONICS, расчетная вместимость полигона ПТО «Новоселки» составила 16,524 млн. куб.м, (в уплотненном состоянии) отходов. Следовательно, умысла на сообщение заведомо ложных сведений при предоставлении Характеристики объекта размещения отходов (ОРО) «ПТО Новоселки» по результатам инвентаризации, проведенной в 2014 году, в части вместимости ОРО у Заявителя не было. Вместе с тем Департаментом была неправомерно не учтена проектная документация на рекультивацию полигона, хотя данная документация в соответствии с действующим градостроительным и экологическим законодательством получила необходимые положительные заключения: от **.**.**** (ООО «Межрегиональная негосударственная экспертиза» - в части строительной экспертизы), а также от **.**.****№*** - в части государственной экологической экспертизы). В соответствии со ст. 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства выполняются инженерные изыскания. Под инженерными изысканиями понимается изучение природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах, подготовки данных по обоснованию материалов, необходимых для территориального планирования, планировки территории и архитектурно- строительного проектирования. Согласно п. 4.1. ст. 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации результаты инженерных изысканий представляют собой документ о выполненных инженерных изысканиях, содержащий материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и отражающий сведения о задачах инженерных изысканий, о местоположении территории, на которой планируется осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, о видах, об объеме, о способах и о сроках проведения работ по выполнению инженерных изысканий в соответствии с программой инженерных изысканий, о качестве выполненных инженерных изысканий, о результатах комплексного изучения природных и техногенных условий указанной территории, в том числе о результатах изучения, оценки и прогноза возможных изменений природных и техногенных условий указанной территории применительно к объекту капитального строительства при осуществлении строительства, реконструкции такого объекта и после их завершения и о результатах оценки влияния строительства, реконструкции такого объекта на другие объекты капитального строительства. Приказом Министерства регионального развития РФ от **.**.****№*** утвержден перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том числе работы по инженерно-геодезическим и инженерно-геологическим изысканиям. В соответствии с п. 9 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации результатом экспертизы является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии {отрицательное заключение) результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов. В материалах проектной документации на рекультивацию полигона, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, содержатся данные об инженерных изысканиях и исследованиях, а именно: Экспертное заключение о возможности изменения угла откосов поверхности свалочных грунтов полигона ПТО-3, Технический отчет «Оценка несущей способности и устойчивости откосов Полигона ПТО-3», Технический отчет по инженерно-геодезическим изысканиям, Технический отчет по инженерно-геологическим изысканиям, Технический отчет по инженерно-гидрометеорологическим изысканиям, Тъхнине.с&apos;кут отмел по инженерно-экологическим изысканиям. Отчет о проведении статистического зондирования грунтов - указанные отчеты в составе проектной документации на рекультивацию полигона прошли строительную (подтверждающую соответствие требованиям технических регламентов) и государственную экологическую экспертизы (обе положительные). Довод Департамента (стр. 5 Постановления) о том, что полигон исчерпал свою вместимость, подтвержден решением Санкт-Петербургского городского суда по делу №***, защитники считают не состоятельным по причине того, что в данном решении правомерно указано на отсутствие проектной документации. Однако вывод о переполненности полигона судом не был сделан. Заводом поддерживается данное суждение, так как в наличии отсутствуют материалы, содержащие сведения о мощности и вместимости полигона: проектная документация на строительство полигона, рабочая документация на реконструкцию с отрицательным заключением ГЭЭ. В соответствии с проектной документацией «Рекультивация полигона ПТО-3 по адресу: <адрес>» объем свалочных масс, складированных на полигоне, составляет 16,0 млн. м3 в уплотненном состоянии. Перед началом рекультивации полигона необходимо разместить 3,0 млн. м3 отходов в уплотненном состоянии, на необходимость чего указывает следующие материалы: Проектная документация. Раздел 1. Пояснительная записка. 059/14-ПЗ. Лист 12, 13: «Для проведения рекультивации, с целью планирования откосов и гребня полигона, засыпки и планировки образовавшихся провалов необходимо досыпать 3000 тыс.м3 (в уплотненном состоянии). Для исключения неравномерности осадки в теле террикона досыпку террикона предусматривается проводить инертными материалами или твердыми коммунальными отходами IV-V класса опасности». Проектная документация. Раздел 3. Архитектурные решения. 059/14-АР. Лист 4: «для формирования геометрической формы тела террикона с расчётными откосами до расчетной отметки верхней площадки по проведенным расчетам дополнительно необходимо разместить 3,0 млн. м3 отходов IV-V класса опасности». Проектная документация. Раздел 4. Конструктивные и объемно-планировочные решения. Пояснительная записка. 059/14-КР-ПЗ. Лист 25, 31:«4.1.1 Формирование террикона отходов. Топографическая съемка объекта показала местоположение свалочных масс. Для окончательного формирования тела террикона будет выполняться подсыпка откосов отходами IV и V класса опасности с уклоном 1:3 и верха до отметки 47,5-48,0мБС. Свалочные массы частично удаляются с полосы, где будет размещаться водоотводной канал Восточный (ПК0+50- ПК7). Отходы перемещаются бульдозером в валы, экскаваторами загружаются в автосамосвалы и транспортируются на существующий террикон». «Также к подготовительному этапу следует отнести период стабилизации полигона, т.е. процесса упрочения свалочного грунта, достижения им постоянного устойчивого состояния. Согласно «Инструкции по проектированию и рекультивации полигонов» срок стабилизации для выбранного направления рекультивации и учитывая климатическую зону, составит 2 года. В течение этого периода ведутся работы по планировке тела полигона, производится подсыпка тела террикона свалочными массами». Кроме того, на странице 20 заключения ГЭЭ содержится информация о необходимости досыпки полигона в объеме 3000 тыс. м3 (в уплотнённом объеме) перед началом рекультивации полигона. Расчеты показали, что при заполнении полигона до отметки 45,0-48,0 м несущая способность грунтов откосов и основания будут обеспечена. Досыпка полигона инертными материалами большей плотности и объемного веса (строительные отходы) не гарантирует устойчивости откосов, так как данные расчеты при проведении исследований не проводились. Кроме того, согласно пункту 6 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Из содержания пункта 16 Порядка ведения кадастра следует, что государственный реестр объектов размещения отходов включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации. Пунктом 19 Порядка ведения кадастра установлено, что территориальные органы Росприроднадзора в 10-дневный срок с даты поступления от юридического лица и индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего объект размещения отходов, характеристики объекта размещения отходов, составленной по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов, представляют в Росприроднадзор информацию согласно перечню о данном объекте размещения отходов, предлагаемом для включения в ГРОРО, в том числе информацию о наименовании объекта размещения отходов, назначении объекта размещения отходов, местонахождении объекта размещения отходов, о наличии негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов на основании данных мониторинга состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду; о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, эксплуатирующем объект размещения отходов. Исходя из смысла и содержания пунктов 16, 19 Порядка ведения кадастра, Департамент осуществляет обработку и анализ поступившей от юридического лица информации об объектах размещения отходов, а затем полученную в результате этих действий информацию, проверенную на соответствие положениям законодательства, представляет в Росприроднадзор, если данная информация соответствует требованиям установленным законодательством Российской Федерации. В рассматриваемом случае, приказом Росприроднадзора от 31.10.2014 №692 «О включении объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов» ПТО «Новоселки» включен в ГРОРО под номером 47-00025-Х-00692-311014. Данный факт подтверждает, что при проверке представленной информации установлено ее соответствие требованиям действующего законодательства. Кроме того, на момент включения ПТО «Новоселки» в ГРОРО в 2014 году, Департамент не мог не знать о наличии проекта перехода на высоконагружаемый полигон, не прошедшем государственную экологическую экспертизу в 2003 году и не сочло его препятствием для включения ПТО «Новоселки» в ГРОРО. Департамент на странице 5 Постановления о назначении административного наказания делает выводы о том, что на полигоне захоронено 35,3 млн. м. отходов и по состоянию на 2003 год его проектная емкость превышена. При этом Департамент не указывает относительно какого параметра (количественного значения) превышена вместимость полигона, и не могло указать, поскольку проектная документация на строительство отсутствует, а проект реконструкции полигона 2003 года, получивший отрицательное заключение экологической экспертизы, также не содержит сведений о вместимости полигона с отсылкой на проектную документацию на строительство полигона. Следовательно, опровергаются доводы Департамента об искажении информации в характеристике ОРО и сообщении Заявителем заведомо ложных сведений о вместимости объекта размещения.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения срока давности привлечения к административной ответственности.

Проверив, с учетом требований ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, материалы дела об административном правонарушении, проанализировав доводы жалобы, выслушав мнения защитников, суд пришел к выводу, что обжалуемое постановление является законным и обоснованным, в связи с чем, оснований для его отмены либо изменения не имеется.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Данное требование КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении мировым судьей соблюдено в полной мере.

Изучение материалов дела об административном правонарушении показало, что при рассмотрении дела, должностное лицо, верно определило юридически значимые обстоятельства, обосновало свои выводы о виновности СПб ГУП «<данные изъяты>» ссылками на доказательства, которым дал надлежащую оценку, и принял по протоколу правильное решение о назначении административного наказания.

Вина СПб ГУП «<данные изъяты> в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ, подтверждается следующими доказательствами.

Протоколом об административном правонарушении № №*** от **.**.****, в котором изложено существо совершённого правонарушения и иные юридически значимые обстоятельства.

Характеристикой объекта размещения отходов (ОРО) «ПТО Новоселки», составленной по результатам инвентаризации ОРО, согласно п.п. 9, 10 которой вместимость ОРО – 16,524 млн. м3 уплотненных ТБО, размещено всего – 14,708 млн. м3 уплотненных ТБО. Таким образом, свободная вместимость, согласно Характеристике составляет 1,816 млн. м3 отходов,.

Письмом СПб ГУП «<данные изъяты> в адрес Департамента исх. №*** от **.**.**** о направлении уточнённых данных по инвентаризации полигона.

Письмом СПб ГУП <данные изъяты> в адрес Департамента исх. №*** от **.**.**** (Вх. №*** от **.**.****), которым МПБО отправило Департаменту Росприроднадзора истребованные документы в рамках административного расследования по ст.8.2 КоАП РФ, среди которых была Характеристика 2014 года.

Рабочим проектом «Реконструкция ПТО-3 (переход на высоконагружаемый полигон)», согласно которому приём отходов должен был завершиться в 2002 году,

Заключением экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам рабочего проекта «Реконструкция полигона твердых бытовых отходов ПТО-3 Новоселки (переход на высоконагружаемый полигон)» №*** от **.**.****, согласно которому свободная вместимость полигона отсутствует.

Копией постановления Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от **.**.****, которым было установлено, что полигон исчерпал свою вместимость и подлежит рекультивации.

Решением Санкт-Петербургского городского суда от **.**.**** (Дело №***), которым постановление Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от **.**.**** оставлено без изменения.

Техническим отчётом расчёта проектной вместимости полигона ООО Техно Терра 2014 года, из которого следует, что

Письмом СПб ГУП <данные изъяты> в адрес Департамента исх. №*** от **.**.****, согласно которому в адрес Департамента Заводом был направлен рабочий проект реконструкции полигона, разработанный в 2002 году, который был передан Заводу в 2008 году от предыдущего владельца

- Показаниями свидетеля Д. в судебном заседании, которая после разъяснения ей прав, предусмотренных ст.51 Конституции РФ, ст.25.6 КоАП РФ с предупреждением об ответственности по ст.17.9 КоАП РФ показала суду, что она состоит в должности заместителя начальника отдела Департамента Росприроднадзора по СЗФО. В её производстве находилось дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ в отношении Завода. В рамках данного дела ею были истребованы документы, в том числе характеристика объекта размещения отходов по результатам инвентаризации в 2014-2016 г. В ответ была получена характеристика, п.п.9, 10 которой содержал сведения, не соответствующие действительности о том, что полигон имеет свободную вместимость более 1000 млн. м.3. Согласно пункту 5 Правил инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными приказом Минприроды Российской Федерации от 25.02.2010 N 49 источниками информации для инвентаризации объектов размещения отходов являются проектная документация на строительство объектов размещения отходов, данные обследований (натурных, инструментальных, иных) объектов размещения отходов, фондовые материалы, иная документация. Согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта. Пунктом 1 статьи 37 Закона 7- ФЗ - строительство и реконструкция зданий, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам, имеющим положительные заключения государственной экологической экспертизы, с соблюдением требований в области охраны окружающей среды, а также санитарных и строительных требований, норм и правил. В 2002 году было принято решение о необходимости реконструкции полигона с переходом на высоконагружаемый полигон, в связи с тем, что ресурсы действующего полигона ПТО-3 «Новосёлки» исчерпаны, а г. Санкт-Петербург не имеет земельных площадей для организации новых полигонов захоронения твердых отходов. В связи с этим, АО «Институт Гипроникель» в 2002 был разработан Рабочий проект «Реконструкция ПТО-3 (переход на высоконагружаемый полигон)». Принятые в проекте технические решения обеспечили бы продление срока эксплуатации на 30 лет. По результатам рассмотрения представленных проектных материалов было получено отрицательное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам рабочего проекта «Реконструкция полигона твердых бытовых отходов ПТО-3 Новоселки (переход на высоконагружаемый полигон)» №*** от **.**.****. Согласно вышеуказанному заключению полигон действует с 1972 г., на полигоне захоронено 35,3 млн. м3 отходов (что соответствует 5,6 млн. м3 уплотненных отходов при коэффициенте уплотнения 6,3), его проектная емкость превышена. Кроме того, в проекте реконструкции 2002 года (Том 1 части: общая, технологическая, генплан и транспорт, электрическая, связь и автоматизация, архитектурно-строительные и инженерные решения, мероприятия ГО и ЧС, охрана окружающей среды. Пояснительная записка, стр. 10) отражено, что объем отвала определен по топографическому плану, к концу 2001 года составляет 5,6 млн. м3, вместе с этим отражено, что прием отходов должен был завершиться в 2002 году (Том 2 Оценка воздействия на окружающую среду. Пояснительная записка, стр. 5). Данный проект реконструкции был передан СПб ГУП <данные изъяты> от предыдущего владельца в 2008 году после вхождения ПТО-3 «Новоселки» в состав предприятия. Данный факт подтвержден письмом СПб ГУП <данные изъяты> в адрес Департамента Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу исх. №*** от **.**.****. Таким образом, нет оснований полагать, что проект реконструкции был передан без соответствующего заключения государственной экологической экспертизы при передачи СПб ГУП «<данные изъяты> имущественного комплекса ПТО «Новоселки» (любые изменения в проектную документацию полигона, сама проектная документация является объектом государственной экологической экспертизы в силу п.7.2 ст. 11 Федерального закона от **.**.**** N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»). Кроме того, в случае отсутствия такого заключения Предприятие должно было истребовать заключение государственной экологической экспертизы в виду того, что наличие такого заключения обязательно в силу Федерального закона от **.**.**** N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе». Учитывая изложенное СПб ГУП <данные изъяты> было известно об окончании эксплуатации ОРО в 2002 году и превышении его емкости. В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Таким образом, вина СПб ГУП <данные изъяты> в административном правонарушении, предусмотренном в ст. 8.5 КоАП РФ заключается в том, что имея возможность для соблюдения требований законодательства, СПб ГУП <данные изъяты> не обеспечило их выполнение, допустив пренебрежительное отношение к исполнению своих публичных обязанностей. Согласно доводу Ответчика СПб ГУП <данные изъяты> внес в характеристику сведения, основываясь на данных, полученных в результате обследований ООО «Техно Терра». При этом, пунктом 1.1 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Минстроем России **.**.****, предусмотрено, что в состав проекта полигона входят, в том числе следующие технологический раздел: расчет емкости, технологическая схема с учетом очередности строительства, продольный и поперечный технологические разрезы, режим эксплуатации, расчет потребности в эксплуатационном персонале, машинах и механизмах, рекомендации по рекультивации участка после закрытия полигона для приема отходов с решением по дегазации; Таким образом, в соответствии с требованиями п.1.1 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Минстроем России **.**.**** емкость полигона (вместимость) определяется в составе проекта полигона. Проектирование полигона ТБО начинается с этапа выбора участка и экологического обоснования места размещения объекта с учетом климатических, географических, геологических, гидрогеологических и иных условий местности, на основании проведенных инженерных и экологических изысканий. Размещение объекта возможно только после прохождения оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). Вместимость полигона определяется проектными параметрами, то есть в рамках проекта строительства (реконструкции) полигона ТБО. Изменение такого параметра как вместимость может быть обусловлена только принятием новых технических решений, безопасность которых должна быть оценена только в раках проведения государственной экологической экспертизы, аккредитованными экспертами в области охраны окружающей среды. Таким образом, проведение ООО «ТехноТерра» натурного обследования и расчетов не может изменить вместимость полигона ТБО, предусмотренных проектными решениями. При этом, установлено, что ООО «Техно Терра» произведен расчет вместимости полигона на основании данных о площади основания, планируемой (не обоснованной) верхней площадки и условий заложения внешних откосов. Выполненные расчеты не содержат расчетов и исследований способности грунтов основания выдержать уже существующие и планируемые нагрузки толщи отходов. Материалы ООО «ТехноТерра» не являются проектной документацией объекта ОРО (в соответствии с требованиями п. 1.1 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Министерством строительства Российской Федерации **.**.****) и не проходили государственную экологическую экспертизу. Принятая на основании не подтвержденных специальными расчетами и исследованиями вместимость полигона может привести (и уже приводит) к загрязнению окружающей среды. Факт негативного воздействия полигона и факт исчерпания мощностей подтвержден вступившим в законную силу решением городского суда Санкт-Петербурга. Таким образом, принятая СПб ГУП <данные изъяты> и отраженная в характеристике ОРО вместимость полигона - 16,5 млн. м3 не обоснована. Помимо этого, при наличии сведений о вместимости полигона, полученных на основании исследований экспертной организации ООО «Техно Терра» и данных, содержащихся в Заключении государственной экологической экспертизы, предприятие обязано руководствоваться информацией, изложенной в заключении ГЭЭ. Заключение государственной экологической экспертизы с точки зрения действующего законодательства является единственным документом, посредством которого государство может санкционировать реализацию намечаемой хозяйственной деятельности с точки зрения комплексной оценки её соответствия предъявляемым природоохранным требованиям. Таким образом, учитывая, что заключение государственной экологической экспертизы в соответствии с Федеральным законом №174-ФЗ утверждается государственными органами, уполномоченными на проведение государственного экологического надзора, данные экспертизы имеют большую юридическую силу, нежели частное суждение эксперта, изложенное в ином экспертном заключении. Таким образом, в основу Характеристики ОРО в 2014 году должны были быть положены результаты государственной экологической экспертизы и проектных документов. Вместе с этим, ранее, в 2009 году в качестве обоснования возможной дальнейшей эксплуатации полигона СПб ГУП <данные изъяты> Департамент Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу были представлен Отчет о научно-исследовательской работе по теме «научно-методическое обеспечение исследований по оценке вместимости полигона «Новоселки» до его рекультивации, утвержденный деканом факультета географии и геоэкологии Санкт-Петербургского государственного университета (направленный в Департамент письмом исх. №*** от **.**.****) в котором были проведены аналогичные расчеты. Согласно вышеуказанному документу на 2009 год объем складируемых отходов составлял 10,06 млн. м3 уплотненных отходов. Согласно выполненных расчетов вместимость полигона составляет 11,9 млн. м3 уплотненных отходов (что позволит дополнительно складировать с учетом уплотнения не более 1,9 млн. м3 отходов). При этом согласно результатам топографической съемки, выполненной ООО «Техно Терра» в 2013 году объем накопленных отходов составляет 14,6 млн. м3 уплотненных отходов, что превышает ранее рассчитанные предельные значения (11,9 млн. м3) на 2,7 млн. м3 отходов. Таким образом, при условии наличия двух противоречивых выводов экспертных исследований ООО «Техно Терра» и Отчета о научно-исследовательской работе, нет оснований доверять одному из них как истинному. В этой связи стоит руководствоваться выводами заключения ГЭЭ, как документа, утверждённого комиссией органа государственного экологического надзора при участии экспертов-экологов. В рамках проведения административного расследования в отношении ГУП «Завод МБПО-2» по вопросу привлечения к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ государственным инспектором в области охраны окружающей среды по СЗФО было вынесено определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении (определение №№*** от **.**.****). В настоящем определении в целях всестороннего, полного и объективного разрешения дела об административном правонарушении, а именно по факту выявления зафиксированной документами экологической обстановки на полигоне за период с 2014 по 2016 год были истребованы сведения. В числе прочих документов истребовалась: характеристика объекта размещения отходов по результатам инвентаризации проведенной в 2014-2016 г. Во исполнение определения в адрес Департамента **.**.**** поступила сопроводительное письмо Предприятия, к которому была приложена истребуемая характеристика, в которой указано, что: вместимость ОРО – 16,524 млн. м3 уплотненных ТБО, размещено всего – 14,708 млн. м3 уплотненных ТБО. Таким образом, свободная вместимость, согласно Характеристике составляет 1,816 млн. м3 отходов. Факт эксплуатации СПб ГУП <данные изъяты> полигона ПТО «Новоселки», который исчерпал свою вместимость, был установлен **.**.****. Данная информация предприятию была известна, между тем мер по приведению информации в соответствии с актуальными данными не были приняты. При этом в силу пункта 4 Правил инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденных приказом Минприроды России от **.**.**** N 49, инвентаризация объектов размещения отходов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими эти объекты, не реже одного раза в пять лет. Таким образом, СПб ГУП <данные изъяты>» располагало сведениями об исчерпании вместимости полигона и информацией о недостоверных сведениях в Характеристике, однако повторно их направило, таким образом, усмотрено умышленное искажение сведений при предоставлении в государственный орган предусмотренной законодательством обязательной информации. СПб ГУП <данные изъяты> необоснованно ссылается на заключение №*** от **.**.**** экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов проектной документации «Рекультивация полигона ПТО-3». Рекультивация полигонов - комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности восстанавливаемых территорий, а также на улучшение окружающей среды (п. 3.10. Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов для проведения рекультивации). Цель рекультивации существующего полигона - повышение экологической безопасности населения Санкт-Петербурга и снижение неблагоприятного воздействия объекта на экологическую ситуацию района. Указанная в данном заключении вместимость (19 млн. м3) – это расчетный объем террикона, после проведения работ по рекультивации полигона (планирования откосов и гребня полигона, засыпки и планировки образовавшихся провалов). В данном случае определен обязательный объем рекультивационного материала, позволяющих предотвратить дальнейшие негативные последствия размещения отходов. Кроме того данные значения не были указаны в Характеристике объекта размещения отходов СПб ГУП <данные изъяты>

- показаниями свидетеля М., в судебном заседании который после разъяснения ему прав, предусмотренных ст.51 Конституции РФ, ст.25.6 КоАП РФ с предупреждением об ответственности по ст.17.9 КоАП РФ дал показания аналогичные показаниям свидетеля Д., обратив внимание суда на том, что после вступления в законную силу решения Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от **.**.****, которым было установлено, что ресурсы завода исчерпаны, <данные изъяты> вновь в ответ на определение об истребовании материалов вновь направило Характеристику 2014 года, содержащую заведомо ложные сведения о наличии у полигона свободной вместимости, не уточнив, что эти данные не соответствуют действительности. При этом представители завода участвовали в заседаниях суда как первой, так и второй инстанции.

Ст.8.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за умышленное искажение информации об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов.

Согласно пункту 5 Правил инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными приказом Минприроды Российской Федерации от 25.02.2010 N 49 источниками информации для инвентаризации объектов размещения отходов являются проектная документация на строительство объектов размещения отходов, данные обследований (натурных, инструментальных, иных) объектов размещения отходов, фондовые материалы, иная документация. Пунктом 1 статьи 37 Закона 7- ФЗ - строительство и реконструкция зданий, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам, имеющим положительные заключения государственной экологической экспертизы, с соблюдением требований в области охраны окружающей среды, а также санитарных и строительных требований, норм и правил. В 2002 году было принято решение о необходимости реконструкции полигона с переходом на высоконагружаемый полигон, в связи с тем, что ресурсы действующего полигона ПТО-3 «Новосёлки» исчерпаны, а г. Санкт-Петербург не имеет земельных площадей для организации новых полигонов захоронения твердых отходов. В связи с этим, АО «Институт Гипроникель» в 2002 был разработан Рабочий проект «Реконструкция ПТО-3 (переход на высоконагружаемый полигон)». В проекте реконструкции 2002 года отражено, что прием отходов должен был завершиться в 2002 году (Том 2 Оценка воздействия на окружающую среду. Пояснительная записка, стр. 5). Данный проект реконструкции был передан СПб ГУП «<данные изъяты> от предыдущего владельца в 2008 году после вхождения ПТО-3 «Новоселки» в состав предприятия, что подтверждается письмом СПб ГУП «<данные изъяты>» в адрес Департамента Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу исх. №*** от **.**.****. Учитывая изложенное СПб ГУП <данные изъяты> было известно об окончании эксплуатации ОРО в 2002 году и превышении его емкости. В случае отсутствия у Завода заключения государственной экологической экспертизы Предприятие должно было истребовать заключение государственной экологической экспертизы в виду того, что наличие такого заключения обязательно в силу Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе». Пунктом 1.1 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Минстроем России 02.11.1996, предусмотрено, что в состав проекта полигона входит в том числе раздел «расчет емкости. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в соответствии с требованиями действующего законодательства емкость полигона (вместимость) определяется исключительно в составе проектной документации полигона. Согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта. При таких обстоятельствах суд отвергает как несостоятельный довод жалобы о том, что документацию можно считать проектной только после прохождения экспертизы. В то же время в соответствии с п.7.2 ст.11 Федерального закона «О государственной экологической экспертизе» №174-ФЗ объектами экологической экспертизы являются в том числе проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для размещения отходов проекты рекультивации земель. Иными словами, проектная документация разрабатывается исключительно с целью дальнейшего проведения государственной экологической экспертизы. При таких обстоятельствах СПб ГУП <данные изъяты> не имел права вносить в характеристику сведения, основываясь на данных, полученных в результате обследований ООО «Техно Терра». В рамках проведения административного расследования в отношении ГУП <данные изъяты> по вопросу привлечения к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ государственным инспектором в области охраны окружающей среды по СЗФО было вынесено определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении (определение №№*** от **.**.****). В настоящем определении в целях всестороннего, полного и объективного разрешения дела об административном правонарушении, а именно по факту выявления зафиксированной документами экологической обстановки на полигоне за период с 2014 по 2016 год были истребованы сведения. В числе прочих документов истребовалась: характеристика объекта размещения отходов по результатам инвентаризации проведенной в 2014-2016 г. Во исполнение определения в адрес Департамента **.**.**** поступила сопроводительное письмо Предприятия, к которому была приложена истребуемая характеристика, в которой указано, что: вместимость ОРО – 16,524 млн. м3 уплотненных ТБО, размещено всего – 14,708 млн. м3 уплотненных ТБО. Таким образом, свободная вместимость, согласно Характеристике составляет 1,816 млн. м3 отходов. СПб ГУП <данные изъяты> необоснованно ссылается на заключение №*** от **.**.**** экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов проектной документации «Рекультивация полигона ПТО-3». Рекультивация полигонов - комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности восстанавливаемых территорий, а также на улучшение окружающей среды (п. 3.10. Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов для проведения рекультивации). Указанная в данном заключении вместимость (19 млн. м3) – это расчетный объем террикона, после проведения работ по рекультивации полигона (планирования откосов и гребня полигона, засыпки и планировки образовавшихся провалов). В данном случае определен обязательный объем рекультивационного материала, позволяющих предотвратить дальнейшие негативные последствия размещения отходов, а не действительная свободная вместимость полигона.

Факт эксплуатации СПб ГУП <данные изъяты> полигона ПТО «Новоселки», который исчерпал свою вместимость, был установлен постановлением Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от **.**.****, вступившим в законную силу **.**.****. Данная информация предприятию была известна, поскольку как при рассмотрении судом дела по существу, так и при рассмотрении жалобы Санкт-Петербургским городским судом участвовало уполномоченное Заводом лицо. Между тем мер по приведению информации в соответствии с актуальными данными не были приняты. В сопроводительном письме в Департамент Завод также не указал, что сведения о вместимости полигона, указанные в характеристике, не соответствуют действительности. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что временем совершения административного правонарушения является **.**.****, дата представления характеристики, содержащей искажённые сведения, в Департамент. Учитывая изложенное, сроки давности привлечения Завода к административной ответственности не истекли. Оснований для прекращения дела об административном правонарушении за малозначительностью 0,деяния суд не усматривает, поскольку не может признать малозначительным невыполнение требований законодательства об охране окружающей среды.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление старшего государственного инспектора, заместителя начальника отдела экологического надзора Д. от **.**.****№*** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу и.о. директора СПб ГУП <данные изъяты>К.А.В. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 суток со дня получения или вручения копии решения.

Судья: Васюков В.В.