Р Е Ш Е Н И Е
г. Железногорск-Илимский 16 сентября 2020 года
Судья Нижнеилимского районного суда Иркутской области Петрова Т.А., с участием помощника прокурора Н-Илимского района Колобкова Ф.В., рассмотрев в судебном заседании жалобу главы Новоигирминского городского поселения Сотникова Н.И. на постановление от 10.07.2020г. мирового судьи по 74 судебному участку, временно исполняющей обязанности мирового судьи по 73 судебному участку Нижнеилимского района Иркутской области на основании постановления председателя Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 29.05.2020 года, которым Сотников Н.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.7 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением от 10.07.2020г. мирового судьи по 74 судебному участку, временно исполняющей обязанности мирового судьи по 73 судебному участку Нижнеилимского района Иркутской области на основании постановления председателя Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 29.05.2020 года, Сотников Н.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.7 КоАП РФ, и ему назначено наказание в размере 5000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Сотников Н.И. обратился в Нижнеилимский районный суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, мотивировав следующим.
Защитные сооружения гражданской обороны, а именно бомбоубежища, находящиеся в подвальных помещениях домов ***, ***, расположенных по адресу: ***, не состоят на балансе Новоигирминского муниципального образования и не могут состоять.
Постановление мирового судьи 73 судебного участка противоречит Государственной программе приватизации, согласно пункту 2.1.37 которой, защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности. Учёт таких объектов, проверок использования возложен в силу закона на территориальные органы Росимущества.
В случае, если подвальное помещение является защитным сооружением, согласно Приказу МЧС России №583 от 15.12.2002 года «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», п.2.1 учёт защитных сооружений ГО ведётся в федеральных органах исполнительной власти. Документальным основанием для учёта защитных сооружений ГО является паспорт защитного сооружения ГО. Согласно пункту 1.3 данного приказа, ответственность за данный объект ложится на организацию, эксплуатирующую данный объект. В данном случае - это управляющая компания ООО «***». В случае отсутствия на учёте в территориальном органе Росимущества, собственниками данных подвальных помещений являются собственники квартир в многоквартирном доме. Администрация Новоигирминского городского поселения является собственником квартир ***, *** в доме №*** и квартир ***, *** в доме №*** согласно постановлению Администрации Нижнеилимского муниципального района от 25.12.2014 года №2227.
В соответствии со ст.290 ГК РФ, ст.36 ЖК РФ собственникам помещений
принадлежат на праве общей долевой собственности общее имущество
многоквартирного дома. Согласно ЖК РФ собственники приватизированных
квартир в домах становились совладельцами инженерного оборудования и
мест общего пользования.
Документального основания для учёта подвальных помещений в многоквартирных домах ***, ***, как защитных сооружений ГО, каковым является паспорт защитного сооружения ГО, суду не представлено. Есть только журнал и акты инвентаризации 2018 года администрации Новоигирминского городского поселения, которые были составлены с грубыми нарушениями Приказа №583 МЧС России от 15.12.2002 года. Он (Сотников Н.И.), как глава Новоигирминского городского поселения, внес изменения в документы по инвентаризации защитных сооружений.
О судебном заседании Сотников Н.И. извещался путем направления судебной повестки по месту жительства (л.д.105), которая вручена лицу, действующему по доверенности.
Данное обстоятельство позволяет считать Сотникова Н.И. извещенным о судебном заседании. Ходатайств об отложении судебного заседания Сотников Н.И. в суд не направил, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Изучив доводы жалобы, выслушав прокурора, расценивающего обжалуемое постановление законным, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Согласно ст.1 Федерального закона от 12.02.1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Согласно ст.2 Федерального закона от 12.02.1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты, обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО являются одними из основных задач в области гражданской обороны.
В статьях 7-9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" закреплено, что федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и организации в соответствии с представленными полномочиями обязаны поддерживать в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.
В соответствии с п.23 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, что также закреплено в п.24 ст.6 Устава Новоигирминского муниципального образования.
Согласно пункту 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, защитные сооружения гражданской обороны, относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.
В соответствии с пунктом 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Абзацем 2 п.1 Приложения N 3 к вышеуказанному Постановлению Верховного Совета РФ к объектам муниципальной собственности отнесен жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам.
В силу положений п.2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской
обороны, утвержденного постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309, к объектам гражданской обороны относятся, в том числе, убежища и противорадиационные укрытия.
В соответствии с п.9 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны органы местного самоуправления на соответствующих территориях определяют общую потребность в объектах гражданской обороны; в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию, ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам приказом Министерства чрезвычайных ситуаций России от 15 декабря 2002 года N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.
Пунктами 1.2, 2.1 и 2.2 вышеуказанных Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны установлено, что статус защитного сооружения гражданской обороны (далее - ЗС ГО) как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища.
Учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, органах
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО.
Согласно пунктов 1.3, 1.7 и 1.8 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны организации, эксплуатирующие защитные сооружения гражданской обороны, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт; содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов.
В соответствии с ч.1 ст.20.7 КоАП РФ невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, администрацией Нижнеилимского муниципального района 23.12.2019 года по запросу прокурора Нижнеилимского района представлена информация, согласно которой на территории Новоигирминского городского поселения, помимо прочих, находятся два защитных сооружения, расположенных по адресу: ***, балансодержателем которых является администрация Новоигирминского городского поселения.
Согласно сведениям, предоставленным 18.05.2020 года начальником Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС по Иркутской области К., в журнале учета защитных сооружений Главного управления МЧС России по Иркутской области числятся объекты гражданской обороны: ***, расположенное по адресу: ***, балансодержатель - администрация Новоигирминского городского поселения, и ***, расположенное по адресу: ***, балансодержатель - администрация Новоигирминского городского поселения.
Из акта инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения ГО (убежища, ПРУ, укрытия) *** от 22.10.2018 года следует, что комиссией в составе ее председателя Сотникова Н.И., заместителя Р., секретаря Б. членов: Н., Л., установлено, что защитное сооружение ГО противорадиационное укрытие расположено по адресу: ***, подвал, инв.№ ***, принято в эксплуатацию в 1980 году и находится на балансе администрации Новоигирминского городского поселения.
Помимо этого комиссией в том же составе было установлено, что по адресу: ***, подвал, расположено защитное сооружение ГО противорадиационное укрытие инв.№ ***, принято в эксплуатацию в 1978 году и находится на балансе администрации Новоигирминского городского поселения, о чем также составлен акт инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения ГО (убежища, ПРУ, укрытия) *** от 22.10.20I8 года.
Таким образом, мировой судья обоснованно пришел к выводу, что лицом, ответственным за содержание ЗС ГО *** и *** является администрация Новоигирменского городского поселения.
15 апреля 2020 года на основании решения прокурора Нижнеилимского района заместителем начальника ОНД и ПР г. Усть-Илимску, Усть-Илимскому и Нижнеилимскому районам майором внутренней службы Е., старшим инспектором ОНД и ПР по г. Усть-Илимску, Усть-Илимскому и Нижнеилимскому районам капитаном внутренней службы Т. была проведена выездная проверка по исполнению администрацией Новоигирминского городского поселения законодательства в сфере обеспечения требований по содержанию объектов гражданской обороны в состоянии постоянной готовности к использованию защитных сооружений.
В результате проверки установлено, что в нарушение Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», постановления правительства РФ от 29.11.1999 года № 1309 «Об утверждении порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, администрацией Новоигирминского городского поселения не обеспечено надлежащее содержание защитных сооружений гражданской обороны *** и ***, расположенных по адресам: ***, соответственно.
Согласно заключению специалиста от 24.04.2020г. на данных объектах:
- не обеспечена сохранность герметизации и гидроизоляции всего сооружения, инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации;
- не хранится документация: паспорт ЗС ГО с приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений, журнал оценки технического состояния ЗС ГО, сигналы оповещения гражданской обороны, план перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых, план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации, планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств, список личного состава группы по обслуживанию ЗС ГО, эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО, эксплуатационная схема водоснабжения канализации ЗС ГО, эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО, инструкции по использованию средство индивидуальной защиты, инструкция по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами, инструкция о мерах пожарной безопасности, правила поведения укрываемых в ЗС ГО, журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ), журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью, журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования, схема эвакуации укрываемых из очага поражения, список телефонов;
не проводится комплексная оценка технического состояния защитных сооружений один раз в три года;
защитно-герметические двери входов не открываются;
защитно-герметические двери не прикрываются съемными легкими щитами;
отсутствуют огнетушители.
Вместе с тем, на основании пункта 3.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу в установленные сроки на режим защитных сооружений к необходимому для гражданской обороны как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
Аналогичные требования содержатся в пункте 2 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС РФ от 21 июля 2005 года N 575, зарегистрированного в Минюсте Российской Федерации от 21 сентября 2005 года N 7032.
В силу пункта 3.2.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны при эксплуатации ЗС ГО в мирное время запрещается: перепланировка помещений; устройство отверстий или проемов в ограждающих конструкциях; нарушение герметизации и гидроизоляции; демонтаж оборудования; применение сгораемых синтетических материалов при отделке помещений.
Во входах, используемых в мирное время, защитно-герметические и герметические ворота и двери должны находиться в открытом положении на подставках и прикрываться съемными легкими экранами или щитами (пункт 3.2.5 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны).
Согласно пункту 3.5.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны при эксплуатации ЗС ГО в части соблюдения противопожарных требований надлежит руководствоваться Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 "О противопожарном режиме", в зависимости от назначения помещений ЗС ГО в мирное время.
Пунктом 3.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны предусмотрено, что в ЗС ГО должна быть следующая документация: паспорт ЗС ГО с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений, журнал оценки технического состояния ЗС ГО, сигналы оповещения гражданской обороны, план перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых, план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации, планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств, список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО, эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО, эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО, эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО, инструкции по использованию средств индивидуальной защиты, инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами, инструкция по обслуживанию ДЭС, инструкция о мерах пожарной безопасности, правила поведения укрываемых в ЗС ГО, журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ), журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью, журнал учета работы ДЭС, журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования, схема эвакуации укрываемых из очага поражения, список телефонов.
В соответствии с пунктом 4.1.3 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, комплексная оценка технического состояния ЗС ГО проводится один раз в три года организацией, эксплуатирующей ЗС ГО, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления составляют перспективные планы проведения оценок технического состояния.
При этом проверяется: герметичность убежища; работоспособность всех систем
инженерно-технического оборудования и защитных устройств; возможность приведения
защитного сооружения в готовность в соответствии с планом; эксплуатация в режиме ЗС ГО в течение 6 часов с оценкой технического состояния работы по режимам чистой вентиляции и фильтровентиляции; наличие проектной документации.
Сотников Н.И. является главой Новоигирминского поселения Нижнеилимского района, что следует из Выписки из ЕГРИП от 17.05.2020 года, и, согласно уставу поселения, руководит деятельностью администрации, организует, обеспечивает исполнение полномочий администрации поселения по решению вопросов местного значения.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Объективная сторона совершенного им правонарушения выразилась в бездействии, а именно, в не обеспечении исполнения требований и мероприятий в области гражданской обороны.
На основании изложенного мировой судья правильно пришел к выводам о привлечении Сотникова Н.И. к административной ответственности по ч.1 ст.20.7 КоАП РФ
Наказание назначено в пределах санкции статьи в минимальном размере, оснований полагать его несоразмерным содеянному нет.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 ч.1 п.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
постановление от 10.07.2020г. мирового судьи по 74 судебному участку, временно исполняющей обязанности мирового судьи по 73 судебному участку Нижнеилимского района Иркутской области на основании постановления председателя Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 29.05.2020 года, которым Сотников Н.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.7 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу Сотникова Н.И. без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня вынесения.
Судья: Т.А. Петрова