Мировой судья судебного участка № 149 в Кировском районе г. Красноярска Ремезов Д.А. (дело № 5-37/149-2014)
Дело № 12-80/2014
РЕШЕНИЕ
13 мая 2014 года город Красноярск
Красноярский край
Судья Кировского районного суда г.Красноярска Красноярского края Чернов Вячеслав Иванович, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело в отношении Региональной общественной организации Красноярского края Общество защиты прав потребителей «Потребительский надзор», юридический адрес: г. Красноярск, ул. Семафорная, 441-5, ОГРН №, регистрационный номер №, признанной виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ по жалобе представителя Региональной общественной организации Красноярского края Общество защиты прав потребителей «Потребительский надзор» Бровкина А.В. на постановление мирового судьи судебного участка № 149 в Кировском районе города Красноярска от 17 марта 2014 года,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 149 в Кировском районе г. Красноярска от 17 марта 2014 года Региональная общественная организация Красноярского края Общество защиты прав потребителей «Потребительский надзор» признано виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ, выразившегося в том, что 21 декабря 2013 года не выполнило в установленный срок до 20 декабря 2013 года требования предписания управления Министерства юстиции РФ по Красноярскому краю от 30 октября 2013 года, в части приведения в соответствие с действующим законодательством наименование организации, а также печати организации. За данное административное правонарушение Региональной общественной организации Красноярского края Общество защиты прав потребителей «Потребительский надзор» назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, представитель Региональной общественной организации Красноярского края Общество защиты прав потребителей «Потребительский надзор» Бровкин А.В. обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление мирового судьи, производство по делу прекратить, в связи с тем, что требования Министерства юстиции, указанные в предписании являются незаконными, так как в предписании не содержится норм закона, которые нарушены организацией при использовании в наименовании слова «надзор». Полномочия организации закрепляются не в названии, а в Уставе организации. Согласно Уставу Региональной общественной организации Красноярского края Общество защиты прав потребителей «Потребительский надзор», данная организация полномочиями по надзору не обладает, и никогда не наделялась. Кроме того, слова «контроль» и «надзор» являются синонимами. На момент регистрации Региональной общественной организации Красноярского края Общество защиты прав потребителей «Потребительский надзор» в Министерстве юстиции РФ по Красноярскому краю его наименование полностью соответствовало действующему законодательству и прошло соответствующую экспертизу. В названии общественного объединения не допускается использование наименований органов государственной власти, органов местного самоуправления, Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований если иное не установлено законодательством РФ, или наименований, сходных с указанными наименованиями до степени смешения, а также наименований существующих в РФ политических партий без их согласия или политических партий, прекративших свою деятельность вследствие ликвидации. Региональная общественная организация Красноярского края Общество защиты прав потребителей «Потребительский надзор» не использовало в своей деятельности герб РФ. Выводы Минюста РФ о том, что имевшее место изображение орла является гербом РФ, ничем не подтверждается, так как нет заключения специалиста (эксперта).
В судебное заседание представитель Региональной общественной организации Красноярского края Общество защиты прав потребителей «Потребительский надзор» не явился. О дне и времени проведения судебного заседания был уведомлен заказной корреспонденций по юридическому адресу, расположения организации. Однако, почтовая корреспонденция возвращена в адрес суда по истечении срока хранения. Тем самым, суд приходит к выводу о том, что юридическое лицо, привлекаемое к административной ответственности, уклонилось от получения извещения, а поэтому полагает рассмотреть жалобу в отсутствие представителя юридического лица, должным образом извещенного о месте и времени рассмотрения жалобы.
Изучив материалы дела, суд не находит оснований для отмены постановления мирового судьи.
При рассмотрении административного дела, мировым судьей достоверно установлены все значимые обстоятельства по данному административному делу и им дана правовая оценка.
Вина Региональной общественной организации Красноярского края Общество защиты прав потребителей «Потребительский надзор» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ, нашла свое полное подтверждение в суде первой инстанции и подтверждается:
- протоколом об административном правонарушении от 28 января 2014 года;
- Уставом Региональной общественной организации Красноярского края Общество защиты прав потребителей «Потребительский надзор», согласно которому данная организация не осуществляет функций по надзору в области защиты прав потребителей;
- протоколом общего собрания учредителей Региональной общественной организации Красноярского края Общество защиты прав потребителей «Потребительский надзор» от 01 августа 2010 года о создании, утверждении Устава организации, избрания председателя организации;
- отчетом об объеме получаемых общественным объединением от международных иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях расходования или использования в 2012 году, из которого следует, что Региональной общественной организации Красноярского края Общество защиты прав потребителей «Потребительский надзор» используется печать с изображением Государственного герба РФ;
- предупреждением от 30 октября 2013 года, вынесенного начальником Управления Министерства юстиции РФ по Красноярскому краю в адрес председателя Региональной общественной организации Красноярского края Общество защиты прав потребителей «Потребительский надзор» Яковлевой О.А. и полученным последней 10 ноября 2013 года, согласно которому в срок до 20 декабря 2013 года предписывалось устранить нарушения в области неправомерного использования изображения Государственного герба РФ, законодательства о защите прав потребителей в части наименования организации.
Перечисленные доказательства являются допустимыми, составлены и добыты с соблюдением требований КоАП РФ.
Мировым судьей квалификация действий Региональной общественной организации Красноярского края Общество защиты прав потребителей «Потребительский надзор» дана правильная.
Доводы подателя жалобы о том, что требования Минюста РФ указанные в предписании являются незаконными, так как наименование общественной организации соответствует действующему законодательству, суд считает несостоятельными, поскольку в соответствии с ч.3 ст. 48 ГК РФ к юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). На основании ч.1 ст. 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). В силу ч.3 ст. 50 ГК РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. На основании ст. 54 ГК РФ наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица. Согласно Уставу Региональной общественной организации Красноярского края Общество защиты прав потребителей «Потребительский надзор», основными целями деятельности данной организации являются: повышение уровня защищенности российских потребителей в условиях рыночного хозяйства, развитие движения по защите прав потребителей в Красноярском крае. Вопросы компетенции общественных организаций и органов государственной власти в области защиты прав потребителей урегулированы Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». Согласно п. 2 ст. 45 указанного выше Закона, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей. Надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации - п. 1 ст. 40 Закона № 23 00-1. Региональная общественная организация Красноярского края Общество защиты прав потребителей «Потребительский надзор» не является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным, в порядке установленном Правительством РФ, на осуществление функций по надзору в области защиты прав потребителей. Тем самым, наименование Региональной общественной организации Красноярского края Общество защиты прав потребителей «Потребительский надзор», в части слова «надзор» не соответствует характеру и целям деятельности организации, предусмотренным Уставом, содержание которого не предполагает наличие каких либо надзорных функций у организации. При названных обстоятельствах, включение и использование в наименование Региональной общественной организации Красноярского края Общество защиты прав потребителей «Потребительский надзор» слова "надзор" не отвечает требованиям действующего законодательства, в т.ч., положениям ст. 54 ГК РФ, Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», поэтому представление выданное управлением Министерства юстиции РФ по Красноярскому краю, является обоснованным.
Доводы подателя жалобы о том, что по делу не проводилась экспертиза, а также отсутствует заключение специалиста по установлению идентичности изображения на печати данной организации государственной символики, суд считает несостоятельными, поскольку согласно ч. 1 ст. 70 Конституции Российской Федерации Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом. Описание и порядок официального использования государственного символа Российской Федерации - Государственного герба Российской Федерации установлены Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации". Статьей 3 указанного Федерального конституционного закона определен перечень бланков, на которых помещается Государственный герб Российской Федерации. Статья 4 вышеназванного Федерального конституционного закона устанавливает, что Государственный герб Российской Федерации воспроизводится на документах, удостоверяющих личность гражданина, на иных документах общегосударственного образца, выдаваемых федеральными органами государственной власти, органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния, а также на других документах в случаях, предусмотренных федеральными законами. Указанная статья определяет и органы (организации), на печатях которых помещается Государственный герб Российской Федерации (Государственный герб Российской Федерации помещается на печатях федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, организаций и учреждений, на печатях органов, организаций и учреждений независимо от форм собственности, наделенных отдельными государственно-властными полномочиями, а также органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния). Из анализа приведенных выше положений Федерального конституционного закона следует, что размещение Государственного герба Российской Федерации на документах (печатях), не указанных в законе, не допускается. Использование Государственного герба Российской Федерации с нарушением требований данного Федерального конституционного закона, а также надругательство над Государственным гербом Российской Федерации влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 11 Федерального конституционного закона "О Государственном гербе Российской Федерации"). Статьей 17.10 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение порядка официального использования Государственного флага Российской Федерации, Государственного герба Российской Федерации или Государственного гимна Российской Федерации. Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.10 КоАП РФ, может выражаться как в использовании лицами при обращении в те или иные органы или к должностным лицам бланков и (или) печатей, содержащих изображение, идентичное изображению Государственного герба Российской Федерации, но не указанных в Федеральном конституционном законе "О Государственном гербе Российской Федерации", так и в использовании бланков и (или) печатей с изображением, схожим по внешнему виду до степени смешения с Государственным гербом Российской Федерации (данная позиция содержится в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 года" утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2012г).
При этом под сходством до степени смешения понимается ассоциация этих обозначений друг с другом в целом, несмотря на отдельные отличия.
На основании ст. 1 Федерального конституционного закона от 25.12.2000 N 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации" Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона. Как следует из материалов дела, на печати Региональной общественной организации Красноярского края Общество защиты прав потребителей «Потребительский надзор» отображен двуглавый орел, поднявший вверх распущенные крылья, увенчанный двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой, в правой лапе которого имеется - скипетр, в левой – держава, на груди отображен всадник в плаще на коне, поражающий копьем опрокинутого навзничь и попранного конем дракона, схожий по внешнему виду до степени смешения с орлом, изображенным на Государственном гербе Российской Федерации. Тем самым для установления степени смешения однородных признаков не требуется специальных познаний.
Кроме того, доводы подателя жалобы указанные выше являлись предметом рассмотрения мировым судьей, которым в постановлении дана надлежащая оценка, с чем соглашается суд рассматривающий жалобу.
Выводы в постановлении мировым судьей мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела. Процессуальных нарушений при рассмотрении административного дела мировым судьей, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность обжалуемого постановления, не установлено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Наказание назначено справедливое, в пределах санкции за совершенное правонарушение, с учетом данных о юридическом лице, отсутствии обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № 149 в Кировском районе г. Красноярска от 17 марта 2014 года в отношении Региональной общественной организации Красноярского края Общество защиты прав потребителей «Потребительский надзор» оставить без изменения, а жалобу представителя юридического лица - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня вынесения.
Судья В.И. Чернов