Дело № 12-80 / 2015
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иваново 20 мая 2015 года
Судья Ивановского областного суда Мудрова Е.В.,
с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу ООО «***» - Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобугенерального директора ООО «***» Е. на постановление судьи Ленинского районного суда г.Иваново от 10 апреля 2015 года,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением судьи Ленинского районного суда г.Иваново от 10 апреля 2015 года ООО «***» (далее Общество) подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 200000 рублей с конфискацией изъятых четырех бутылок водки «Озерская Люкс» емкостью 0,25 л и трех бутылок водки «Журавли» емкостью 0,5 л за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.15.12 КоАП РФ.
Общество было признано виновным в том, что 06 февраля 2015 года в магазине по адресу ***, арендуемом Обществом, к продаже предлагалась алкогольная продукция: водка «Озерская Люкс» емкостью 0,25 л – четыре бутылки и водка «Журавли» емкостью 0,5 л - три бутылки, маркированные поддельными федеральными специальными марками, то есть алкогольная продукция реализовывалась без маркировки и нанесения информации, предусмотренной законодательством РФ, являющейся обязательной.
В поданной жалобе генеральный директор Общества не соглашается с постановлением судьи и просит его отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, поскольку:
- в протоколе об административном правонарушении не отражена вина Общества, судом не исследован порядок приобретения продукции, пути её поступления в магазин и на витрину;
- отсутствуют доказательства непринятия Обществом зависящих от него мер по недопущению оборота алкогольной продукции. Напротив, Общество представило доказательства, что в помещении магазина осуществляют свою деятельность Общество и ИП ФИО1, супруга которого работает продавцом в Обществе, в её обязанности входит выставление на витрины алкогольной продукции;
- протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом – сотрудником Административного департамента Ивановской области, которому полномочия на осуществление государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции не передавались.
Защитнику Общества Е. разъяснены процессуальные права, предусмотренные ст.25.5 КоАП РФ. Отводов и ходатайств заявлено не было.
В судебном заседании защитник Е. жалобу поддержала, просила её удовлетворить.
Начальник отдела государственного контроля и лицензирования Административного департамента Ивановской области Д., допрошенный в качестве свидетеля, в судебном заседании пояснил, что считает постановление суда законным и обоснованным, а жалобу не подлежащей удовлетворению по основаниям, изложенным в возражениях на жалобу.
Выслушав участвующих в деле лиц, проверив материалы дела в полном объеме, исследовав дополнительно представленные Административным департаментом документы, касающиеся проведения в Обществе внеплановой выездной проверки, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Доводы жалобы о том, что протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом – сотрудником Административного департамента Ивановской области, у которого отсутствовали полномочия на осуществление государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, заслуживают внимания.
Согласно части 4 статьи 15.12 КоАП РФ оборот алкогольной продукции или табачных изделий без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
В соответствии с п.64 ч.2 ст.28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 и 4 ст.15.12 КоАП РФ составляют должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.15.12 КоАП РФ в отношении генерального директора ООО «***» Е. составлен начальником отдела государственного контроля и лицензирования Административного департамента Ивановской области Д.
При этом, существенным по делу обстоятельством является компетенция начальника отдела государственного контроля и лицензирования Административного департамента Ивановской области Д., являющегося должностным лицом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в части составления протокола об административном правонарушении по ч.4 ст.15.12 КоАП РФ. В связи с чем, необходимо учитывать следующее.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ).
Согласно статье 3 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции состоит из данного Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относятся организация и проведение государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; установление государственных стандартов и утверждение технических условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; установление порядка лицензирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также лицензирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной (за исключением розничной продажи) и спиртосодержащей продукции; разработка и принятие федеральных целевых программ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также принятие мер, направленных на устранение недобросовестной конкуренции, охрану окружающей среды; установление порядка ведения федерального реестра алкогольной продукции и осуществление его ведения (статья 5 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ).
В соответствии со статьей 6 указанного Закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относятся выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, ведение государственной регистрации выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий, прием деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, осуществление государственного контроля за их представлением; осуществление лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции, внесение предложений о разработке и реализации совместных программ производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В силу статьи 23 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции включает в себя лицензионный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и государственный надзор за соблюдением обязательных требований к этиловому спирту, алкогольной и спиртосодержащей продукции, установленных международными договорами Российской Федерации, названным Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1).
Должностные лица органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: запрашивать у организации, индивидуального предпринимателя на основании мотивированного запроса в письменной форме и получать от них информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки (подпункт 1 пункта 2); беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора) о назначении проверки посещать объекты и проводить обследования используемых организациями, индивидуальными предпринимателями при осуществлении своей деятельности помещений, зданий, сооружений, технических устройств (автоматических средств измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, автоматических средств измерения и учета объема готовой продукции, технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему, специальных технических средств регистрации в автоматическом режиме движения), оборудования, коммуникаций, сырья, вспомогательных материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, а также проводить необходимые исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю (подпункт 2 пункта 2 статьи 23 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ).
В соответствии со статьей 23.1 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ под государственным надзором за соблюдением обязательных требований к этиловому спирту, алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается деятельность уполномоченного федерального органа исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований осуществляющими деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции организациями, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями посредством организации и проведения их проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению, предупреждению выявленных нарушений и (или) устранению их последствий, и деятельность указанного уполномоченного федерального органа государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении организациями, индивидуальными предпринимателями своей деятельности (пункт 1).
Государственный надзор за соблюдением обязательных требований к этиловому спирту, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - государственный надзор) осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 23.1 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ).
24 февраля 2009 года Правительством Российской Федерации принято Постановление N 154, пунктом 1 которого утверждено Положение о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка (далее – Положение).
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) данная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере.
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка осуществляет, в том числе государственный надзор за соблюдением обязательных требований к этиловому спирту, алкогольной и спиртосодержащей продукции, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (за исключением государственного надзора за соблюдением обязательных требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, а также государственного надзора, осуществляемого при розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции в части их соответствия требованиям технических регламентов) (п.п.5.3.8 п.5 Положения); осуществляет рассмотрение дел и составление протоколов об административных правонарушениях в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (п.5.7 Положения).
Таким образом, исходя из положений действующего федерального законодательства вопросы организации и проведения государственного контроля (надзора) за производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, соблюдение законодательства Российской Федерации в этой области и условий, предусмотренных соответствующими лицензиями, отнесены к ведению федеральных органов государственной власти, следовательно, органы государственной власти субъектов Российской Федерации не вправе устанавливать какие-либо иные, помимо установленных на федеральном уровне, меры контроля (надзора) за качеством и безопасностью алкогольной продукции и не вправе осуществлять такой контроль, кроме как осуществление лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции.
Полномочием региональных органов власти в области производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции является лицензионный контроль за розничной продажей алкогольной продукции. Он на основании ст.23.2 Закона № 171-ФЗ осуществляется в форме документарных плановых, а также внеплановых выездных проверок. Субъектами, в отношении которых осуществляется лицензионный контроль, становятся юридические лица, уже имеющие лицензию на розничную продажу алкогольной продукции и представившие заявление о переоформлении или продлении срока действия лицензии, а также соискатели лицензий. Предметом лицензионного контроля является проверка соблюдения лицензиатами лицензионных условий, установленных нормативными правовыми актами, при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции.
Основы лицензионного контроля закреплены в ст.23.2 Закона. Особенности процедур проверок регламентируются местными нормативами, принятыми на уровне субъектов РФ. В них определяются права и обязанности должностных лиц административного органа, уполномоченного на проведение проверок, а также гарантии соблюдения прав проверяемых организаций, порядок документального оформления проверок и их результата, сроки проведения проверок, порядок обжалования действий контролирующего органа и иные процедурные вопросы, возникающие в процессе осуществления государственной функции в форме лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции.
Одной из основных задач Административного департамента, согласно п.2.6 Положения об Административном Департаменте Ивановской области, утвержденном постановлением Правительства Ивановской области от 12.12.2014 г. № 526-п, является осуществление государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в пределах полномочий Департамента, установленных федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами Ивановской области, а также настоящим Положением.
В числе полномочий и функций Департамента в области государственного регулирования оборота алкогольной продукции, согласно разделу 3 Положения, перечислены, в том числе: проведение мониторинга качества и безопасности (идентификации) алкогольной продукции, находящейся в обороте на территории Ивановской области, в соответствии с нормативным правовым актом Ивановской области ( п.3.7.7), осуществление лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции (п.3.7.9), составление протоколов об административных правонарушениях, связанных с нарушением законодательства в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, рассматривает дела о таких административных правонарушениях и принимает меры по их предотвращению в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (п.3.7.10).
Учитывая изложенное, законодателем установлено право должностных лиц региональных органов власти, осуществляющих лицензионный контроль за розничной продажей алкогольной продукции, проводить проверки розничной продажи алкогольной продукции в пределах их компетенции.
Из материалов дела следует, что внеплановая выездная проверка Административным департаментом Ивановской области в отношении Общества проведена законно с соблюдением требований ФЗ от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», на основании обращения гражданина по согласованию с прокуратурой Ивановской области.
Вместе с тем, исходя из основных задач, полномочий и функций Административного Департамента Ивановской области, закрепленных в Положении об Административном Департаменте Ивановской области, а также положений статей 6 и 23.2 Закона № 171-ФЗ следует, что данный орган не имеет полномочий на составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.15.12 КоАП РФ. Полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях, связанных с нарушением законодательства в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, вытекающая из п.3.7.10 Положения об Административном департаменте, о таких полномочиях также не свидетельствует.
Доводы Д. о полномочиях Административного департамента Ивановской области на составление протокола по ч.4 ст.15.12 КоАП РФ, исходя из права руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в части розничной продажи алкогольной продукции, предусмотренного ст.23.50 КоАП РФ, являются несостоятельными, поскольку дела об административных правонарушениях, предусмотренные ч.4 ст.15.12 КоАП РФ, в соответствии со ст.23.1 КоАП РФ, рассматривают судьи, и помимо этого, в ст.23.50 КоАП РФ нет указания на ст.15.12 КоАП РФ.
Доводы Д. о том, что в адрес Административного департамента из МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО направлено письмо гражданина о фактах осуществления продажи Обществом алкогольной продукции с нарушением лицензионных условий и требований для рассмотрения и принятия мер, не свидетельствует о наличии права на составление протокола об административном правонарушении, поскольку в данном письме указано на принятие мер в пределах компетенции. Как указано выше, в компетенцию Административного департамента входит проведение проверок, что и было им сделано.
Необходимо также учитывать, что кроме полномочий Росалкогольрегулирования на составление протокола по ч.ч. 3 и 4 ст.15.12 КоАП РФ, вытекающие из п.64 ч.2 ст.28.3 КоАП РФ, в соответствии с п.63 ч.2 ст.28.3 КоАП РФ полномочиями на составление протокола по ст.15.12 КоАП РФ обладают должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей (Роспотребнадзор), а также прокурор на основании ст.25.11 КоАП РФ вправе в пределах своих полномочий возбуждать производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, прихожу к выводу, что протокол об административном правонарушении составлен в отношении генерального директора ООО «***» Е. неправомочным лицом.
Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо, в компетенцию которого входит рассмотрение дела об административном правонарушении, должно выяснить вопрос о правильности составления протокола.
В случае составления протокола неправомочным лицом должностное лицо, в компетенцию которого входит рассмотрение дела об административном правонарушении, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выносит определение о возвращении протокола.
Учитывая, что судьей протокол не возвращен, дело рассмотрено по существу, прихожу к выводу, что имеет место существенное нарушение судьей при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, что в соответствии с п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ является основанием для признания незаконным оспариваемого постановления судьи районного суда, поскольку указанные нарушения носят существенный характер и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, что влечет отмену постановления и возвращение дела на новое рассмотрение судье.
Иные доводы жалобы подлежат оценке при новом рассмотрении дела.
Руководствуясь п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,
р е ш и л:
решение судьи Ленинского районного суда г.Иваново от 10 апреля 2015 года в отношении ООО «***» отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г.Иваново иному судье.
Жалобу генерального директора ООО «***» Е. удовлетворить частично.
Судья Ивановского областного суда: Мудрова Е.В.