к делу <...>
(<...> по 1 инстанции)
РЕШЕНИЕ
06 июня 2016 года ст. Северская Краснодарский край
Судья Северского районного суда Краснодарского края Таран А.О.,
при секретаре Проскуряковой И.М.,
с участием:
представителя УСЗН в Северском районе ФИО1,
рассмотрев жалобу руководителя Управления социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Краснодарского края в Северском районе ФИО2 на постановление мирового судьи судебного участка № 265 Северского района Краснодарского края от 14 апреля 2016 года по делу об административном правонарушении по ст. 9.13 КоАП РФ в отношении администрации Ильского городского поселения Северского района Краснодарского края,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 265 Северского района Краснодарского края от 14.04.2016 года прекращено производство по делу в отношении администрации Ильского городского поселения Северского района о привлечении к административной ответственности по ст. 9.13 КоАП РФ на основании п. 2 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с указанным постановлением, руководитель Управления социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Краснодарского края в Северском районе ФИО2 обратился с апелляционной жалобой, в которой просит постановление мирового судьи судебного участка № 265 Северского района Краснодарского края от 14.04.2016 года отменить, вынести новое решение. В обоснование доводов жалобы указано, что порядок проведения мониторинга утвержден в целях обеспечения достижения такого показателя реализации государственной программы РФ «Доступная среда», как «доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных граждан». Полномочия управления социальной защиты населения при проведении мониторинга доступности объектов закреплены в п. 3.5 Положения об управлении социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в Северском районе. Основным документом, оформляемым по результатам мониторинга, является паспорт доступности объекта, который отражает состояние доступности конкретного объекта, как для отдельных категорий инвалидов, так и в целом. Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. При обустройстве наземного перехода через улицу Ленина в п. Ильском напротив здания № 173, не обеспечена доступность для инвалидов и других маломобильных граждан. Это указывает на наличие факта уклонения от исполнения законодательства в области социальной защиты инвалидов, то есть бездействия со стороны администрации Ильского городского поселения. В январе 2015 года УСЗН в Северском районе в адрес городских и сельских поселений Северского района (в том числе и Ильского городского поселения) направлены письма о необходимости разработать программы по обустройству приоритетных объектов, прилагались перечни объектов в отношении которых планировалось проведение мониторинга доступности. Большинство администраций Северского района приняли к сведению данную информацию и включили приоритетные объекты в свои программы, однако администрацией Ильского городского поселения данные рекомендации были проигнорированы и мероприятия по обустройству вышеуказанного объекта не были включены в муниципальную программу «Доступная среда» на 2015-2017 годы, утвержденную постановлением администрации Ильского городского поселения Северского района от 18.11.2014 года № 524. В настоящее время нарушения на данном объекте не устранены, в связи с чем, специалистом управления социальной защиты населения в Северском районе по итогам мониторинга доступности объекта составлен протокол об административном правонарушении. Считает, что мировым судьей в постановлении понятие «мониториг» подменено понятием «проверка», что не соответствует действительности. Полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора) органы социальной защиты не наделены. Вместе с тем к числу лиц, уполномоченных составлять протоколы по ст. 19.3 КоАП РФ отнесены должностные лица органов социальной защиты. Следовательно, требования в части формирования плана проверок, издания приказа (распоряжения), направления уведомления о проведении проверки на мероприятия по проведению мониторинга не распространяются. Выводы мирового судьи об имеющихся нарушениях в реестре и плане не основаны на действующем законодательстве. Фактически при прекращении мировым судьей производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.13 КоАП РФ, администрация Ильского городского поселения освобождена от ответственности за нарушение законодательства о социальной защите инвалидов, тем самым не достигнута цель административного наказания – предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (л.д. 101-104).
В судебном заседании представитель УСЗН в Северском районе ФИО1 поддержала доводы жалобы, просила отменить постановление по делу об административном правонарушении от 14.04.2016 года, вынесенное мировым судьей судебного участка № 265 Северского района, и вынести новое решение о привлечении администрации Ильского городского поселения Северского района к административной ответственности.
Представитель администрации Ильского городского поселения Северского района в судебное заседание не явился, начальник юридического отдела ФИО3 направил в адрес суда возражение на апелляционную жалобу, согласно которого считает, что доводы жалобы не основаны на законе и построены на неправильном толковании норм права, не опровергают установленные мировым судом имеющие значение для рассмотрения настоящего дела обстоятельства и сделанные мировым судом выводы. В жалобе не приводится ни одной ссылки на действующую норму права, которая уполномочивает УСЗН в Северском районе на проведение мониторинга деятельности юридических лиц, не оспорен факт действия переходного периода в связи с ратификацией Россией международной Конвенции о правах инвалидов, в связи с чем привлечение к административной ответственности по статье 9.13 КоАП РФ на сегодня возможно исключительно при несоблюдении установленных законом требований при строительстве новых объектов. Достоверно установлено, что действия по проведению мониторинга доступности объектов социальной инфраструктуры проводятся органами УСЗН в Северском районе по всему региону в отсутствие соответствующих полномочий и в нарушение действующего законодательства. На основании изложенного, просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, постановление мирового судьи – без изменения, а также просит суд вынести частные определения в адрес УСЗН в Северском районе и понуждающие его к совершению противоправных действий Министерства труда и социального развития Краснодарского края о недопустимости совершения противоправных действий в виде незаконных проверок юридических лиц в отсутствие соответствующих полномочий, которые также проводятся в обход действующего законодательства (л.д. 117).
Суд, выслушав представителя УСЗН в Северском районе, исследовав материалы дела, пришёл к следующему выводу.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 9.13 КоАП РФ, уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела об административном правонарушении, 04.04.2016 года старшим специалистом отдела по вопросам мер социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий и групп населения УСЗН в Северском районе был составлен протокол об административном правонарушении № 005, в котором указано, что администрация Ильского городского поселения в нарушение ст. 9.13 КоАП РФ не исполнила требований доступности для инвалидов к объекту – пешеходному переходу, находящемуся по адресу: пгт. Ильский, ул. Ленина, 173, а именно отсутствуют приспособления, обеспечивающие доступность перехода для слабовидящих и незрячих в виде информации о приближении перехода, поворота, о границах островка безопасности на переходе (л.д. 1-3).
Постановлением главы администрации Краснодарского края от 30 декабря 2004 г. N 1321 "О создании управлений социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края в муниципальных образованиях Краснодарского края" созданы управления социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края в муниципальных образованиях Краснодарского края.
В соответствии со ст. 5 Закон Краснодарского края от 15 декабря 2004 г. N 806-КЗ "Об органах социальной защиты населения Краснодарского края" (в ред. 06.02.2015 года), Управления социальной защиты населения являются территориальными органами министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в муниципальных образованиях Краснодарского края, обладают правами юридического лица. Управления социальной защиты населения осуществляют свою деятельность на основании настоящего Закона и в соответствии с положением, утверждаемым министром социального развития и семейной политики Краснодарского края.
Согласно ст. 11 Закон Краснодарского края от 15 декабря 2004 г. N 806-КЗ
"Об органах социальной защиты населения Краснодарского края" (в ред. 06.02.2015 года), основными задачами министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в части реализации настоящего Закона являются: реализация государственной политики в отношении граждан, нуждающихся в социальной поддержке на территории края; взаимодействие с органами местного самоуправления по реализации государственной политики в области социальной поддержки населения на территориях муниципальных образований края.
При этом УСЗН в Северском районе не обладает полномочиями по осуществлению государственного контроля.
В соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица органов социальной защиты населения уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях по ст. 9.13 КоАП РФ.
Перечень должностных лиц органов социальной защиты населения Краснодарского края, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях утвержден приказом министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от 15 августа 2012 г. N 223.
Статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в ред., от 29.12.2015 года) предусмотрено, что Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе, условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.
Постановлением Правительства РФ от 17.03.2011 года № 175 утверждена государственная программа «Доступная среда».
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края
от 28 октября 2010 г. N 960 утверждена долгосрочная краевая целевая программа "Оказание социальной поддержки и реабилитационной помощи инвалидам и отдельным категориям граждан в Краснодарском крае" на 2011 - 2015 годы. Действие государственной программы продлено Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. N 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы".
Приказом министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от 6 ноября 2012 г. N 529 "О проведении мониторинга доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения" утверджден порядок проведения мониторинга доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. В п. 2 Приказа указано, что мониторинг доступности объектов проводится управлениями социальной защиты населения министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в муниципальных образованиях и государственными учреждениями социального обслуживания Краснодарского края при взаимодействии с органами местного самоуправления и местными подразделениями общественных объединений инвалидов.
Согласно п. 3.8 Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21 декабря 2015 г. N 1240 "О министерстве труда и социального развития Краснодарского края", в соответствии с поставленными задачами министерство осуществляет в том числе, координацию деятельности исполнительных органов государственной власти Краснодарского края по организации безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных граждан.
Таким образом, мировой судья сделал не верный вывод об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ, в действиях администрации Ильского городского поселения.
Ранее администрация Ильского городского поселения Северского района привлекалась к административной ответственности по ст. 5.43 КоАП РФ.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ, заключается в уклонении от исполнения требований доступности собственником объекта, которое, в данном случае, выражено в форме бездействия.
В соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ, поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Согласно п. 4 ч. 1 ст.30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение, в том числе, об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
С учетом совокупности указанных обстоятельств, судья полагает необходимым жалобу УСЗН в Северском районе на постановление мирового судьи судебного участка № 265 Северского района Краснодарского края по делу об административном правонарушении от 14.04.2016 года удовлетворить, постановление мирового судьи судебного участка № 265 Северского района Краснодарского края по делу об административном правонарушении в отношении администрации Ильского городского поселения Северского района отменить, а дело об административном правонарушении в отношении администрации Ильского городского поселения Северского района направить на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь п.4 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Жалобу руководителя Управления социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Краснодарского края в Северском районе ФИО2 на постановление мирового судьи судебного участка № 265 Северского района Краснодарского края от 14 апреля 2016 года по делу об административном правонарушении по ст. 9.13 КоАП РФ в отношении администрации Ильского городского поселения Северского района Краснодарского края, удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка № 265 Северского района Краснодарского края от 14 апреля 2016 года по делу об административном правонарушении по ст. 9.13 КоАП РФ в отношении администрации Ильского городского поселения Северского района Краснодарского края, отменить.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.13 КоАП РФ, в отношении администрации Ильского городского поселения Северского района направить на новое рассмотрение мировому судье.
Решение вступает в законную силу с момента его вынесения.
Судья А.О. Таран