ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-80/2016 от 19.05.2016 Миасского городского суда (Челябинская область)

Дело № 12-80/2016

Р Е Ш Е Н И Е

г.Миасс, Челябинская область, 19 мая 2016 года

Судья Миасского городского суда Челябинской области Торопова Л.В.,

при секретаре Андрееве П.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседание жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Торговая сеть «УралЭкспрессЗапчасть» на постановление НОМЕР от ДАТА по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Торговая сеть «УралЭкспрессЗапчасть», юридический адрес: АДРЕС, ОКПО НОМЕР, ИНН НОМЕР,

УСТАНОВИЛ:

Постановлениям НОМЕР от ДАТА по делу об административном правонарушении, вынесенным Главным Государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Челябинской области ФИО1, юридическое лицо - Общество с ограниченной ответственностью «Торговая сеть «УралЭкспрессЗапчасть» (далее по тексту ООО Торговая сеть «УралЭкспрессЗапчасть») привлечено к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью ч.3 ст. 5.27 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 99000 рублей.

ООО Торговая сеть «УралЭкспрессЗапчасть» обратилось в суд с жалобой на постановление по делу об административном правонарушение, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. Обосновав жалобы тем, что при проведении проверки были допущены нарушения, выразившееся: в установлении срока предоставления документов до ДАТА, тогда как распоряжение получено ООО Торговая сеть «УралЭкспрессЗапчасть» только ДАТА, чем были нарушены права юридического лица; лишении возможности объяснить нарушения указанные в п. 3 предписания; форма акта проверки и распоряжения о проведении проверки не соответствует установленной форме (отсутствуют реквизиты фирменного бланка Федеральной службы по труду и занятости Роструда). Государственным инспектором труда в вину ООО Торговая сеть «УралЭкспрессЗапчасть» вменяется нарушение требований ст. 57 Трудового кодекса РФ, а именно: в трудовом договоре, заключенном с работником не указаны характеристики условий труда, гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, не указан характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы). Вместе с тем, согласно специальной оценки условий труда на рабочем месте руководителя обособленного подразделения г. Пыть-Ях установлен 2 класс, т.е. вредные и (или) опасные факторы не выявлены, права работника не нарушены. Учитывая то, что характер работы руководителя обособленного подразделения г. Пыть-Ях не является подвижным, разъездным, то и указание в договоре на является обязательным. Отсутствие в трудовом договоре информации о смывающих и (или)обеззараживающих средствах, также не является обязвтельным условием (л.д. 2-4).

В судебном заседание представитель ООО Торговая сеть «УралЭкспрессЗапчасть» ФИО2 доводы жалобы поддержал. Суду пояснил, что нарушений трудового законодательства и допущено не было. Согласно специальной оценки условий труда на рабочем месте руководителя обособленного подразделения г. Пыть-Ях установлен 2 класс, с чем работник ФИО4 была ознакомлена под роспись. Характер работы ФИО4 не являлся подвижным, в связи с чем оснований для внесения этих сведений в трудовой договор не имелось. Мыло, туалетная бумага, находились в туалетных комнатах и приобретались за счет средств предприятия. Считает, что в действиях ООО Торговая сеть «УралЭкспрессЗапчасть» отсутствует событие административного правонарушения.

Главный Государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Челябинской области ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.

Представитель Государственной инспекции труда в Челябинской области ФИО3 доводы жалобы считает необоснованными, поскольку в соответствии со ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре должны быть указаны условия труда, характер работы, условия труда на рабочем месте, а также нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, соответствующие условиям труда на рабочем месте работника.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав все материалы дела, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.

В соответствии с ч.3 ст.5.27 КоАП РФ уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие по поводу реализации гражданами прав, предусмотренных нормами законодательства о труде и об охране труда.

Целями трудового законодательства, в соответствии со ст. 1 ТК РФ, являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Государство гарантирует обеспечение права каждого на защиту его трудовых прав и свобод.

Из пояснений лиц, участвующих в деле, исследованных материалов дела установлено, что Распоряжением (приказом) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля от ДАТАНОМЕР в отношении ООО Торговая сеть «УралЭкспрессЗапчасть» решено провести внеплановую, документарную проверку, целью которой является защита прав и интересов работников, основанием является рассмотрение обращения ФИО4 от ДАТА (л.д. 49-50).

С распоряжением о проведение внеплановой, выездной проверки представитель юридического лица ознакомлен ДАТА (л.д. 51).

По результатам проверки ДАТА составлен Акт проверки НОМЕР, согласно которому в ходе проверки выявлены нарушения норм законодательства об охране труда Российской Федерации, в том числе статей 57 Трудового кодекса РФ, а именно: в трудовом договоре с руководителем обособленного подразделения г. Пыть-Ях ФИО4 не указаны: характеристики условий труда, условия труда на рабочем месте; характер работы, нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, соответствующих условиям труда на рабочем месте работника (л.д. 11-12).

ДАТА Главным Государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Челябинской области ФИО1 в отношении юридического лица составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 5.27 КоАП РФ, из которого следует, что в нарушение ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации в трудовом договоре заключенном с работником (руководителем обособленного подразделения г. Пыть-Ях ФИО4) имеются следующие нарушения: не указаны характеристики условий труда, условия труда на рабочем месте; характер работы, нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, соответствующих условиям труда на рабочем месте работника (л.д. 35-37).

ДАТА Главным Государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Челябинской области ФИО1 вынесено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 5.27 КоАП РФ в отношении ООО Торговая сеть «УралЭкспрессЗапчасть», которым юридическое лицо признано виновным в совершении названного административного правонарушения и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 99000 рублей (л.д. 40-42).

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В силу ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

Трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации - далее ТК РФ).

Из материалов дела установлено, что ДАТА между ООО Торговая сеть «УралЭкспрессЗапчасть» и ФИО4 заключен трудовой договор, в соответствии с которым она принимается на работу в должности руководителя обособленного подразделения г. Пыть-Ях. При приеме на работу ФИО4 ознакомлена с должностной инструкцией, картой № 1 специальной оценки условий труда.

ДАТАФИО4 уволена по сокращению штата работников организации по п.2 ч.1 ст. 81 Трудового кодекса РФ.

Из представленного трудового договора от ДАТА, заключенного между ООО Торговая сеть «УралЭкспрессЗапчасть» и ФИО4 установлено, что в нем между работником и работодателем согласованы общие условия договора, обязанности сторон, оплата труда, рабочее время и время отдыха и т.д..

В силу положений ст. 57 Трудового кодекса РФ в трудовом договоре в обязательном порядке должны указываться в т.ч.: место работы (абз. 1 ч. 2 ст. 57 ТК РФ); условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы).

В соответствие с абз. 6 ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации существенными условиями подлежащими включению в трудовой договор являются, в том числе компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.

В силу положений ст. 57 Трудового кодекса РФ в трудовом договоре в обязательном порядке должны указываться в том числе: условия труда на рабочем месте (абз. 8 ч.2 ст. 57 ТК РФ). В соответствии с ч. 2 ст. 209 Трудового кодекса РФ понятие «условия труда» объединяет совокупность факторов трудового процесса и производственной среды, которые влияют на работоспособность и здоровье работника.

Абзацем 7 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ установлено, что работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

Из трудового договора с Корж, должностной инструкции инженера руководителя обособленного подразделения г. Пыть-Ях, карты № 1 специальной оценки условий труда работника, установлено, что работник труд работника по должности руководителя обособленного подразделения г. Пыть-Ях осуществляется без влияния вредных производственных факторов. С должностной инструкцией, картой № 1 работник был ознакомлен.

Пунктом 6 «Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты», утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 N 290н, установлено, что работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения. Указанная норма утверждается локальными нормативными актами работодателя на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда и с учетом мнения соответствующего профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа и могут быть включены в коллективный и (или) трудовой договор с указанием типовых норм, по сравнению с которыми улучшается обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

Пунктом 9 «Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты», утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 N 290н (в ред. Приказа Минтруда России от 12.01.2015 N 2н), установлено, что работодатель обязан обеспечить информирование работников о полагающихся им СИЗ. При проведении вводного инструктажа работник должен быть ознакомлен с настоящими Правилами, а также с соответствующими его профессии и должности типовыми нормами выдачи СИЗ.

Согласно ст. 209 ТК РФ под средствами индивидуальной и коллективной защиты работников понимаются технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения. На основании ст. 221 ТК РФ работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства на работах:

- с вредными и (или) опасными условиями труда;

- выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

Как установлено выше, работа ФИО4 не была связана со вредными и (или) опасными условиями труда.

Соответственно, вывод о нарушении прав работника не определением в договоре характера работы, характеристики условий труда; условия труда на рабочем месте; нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, соответствующих условиям труда на рабочем месте работника, административным органом не доказан.

Привлечение к административной ответственности выражается в установлении всех элементов состава административного правонарушения, его юридической квалификации и определении меры юридической ответственности.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Частью 1 ст. 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

Согласно ст.29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, в том числе обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.

В силу требований указанных норм вина лица привлекаемого к административной ответственности должна быть установлена и доказана административным органом с помощью собранных по делу доказательств. Кроме того, факт наличия вины, ее сущность и признаки должны быть отражены в постановлении по делу об административном правонарушении, путем изложения в нем мотивов и оснований, по которым лицо, принявшее решение, пришло к выводу о ее наличии.

При проверке законности постановления о привлечении к административной ответственности в полномочия суда не входит установление признаков состава административного правонарушения, а проверяется правильность установления этих признаков административным органом. При этом суд не должен подменять административный орган в вопросе установления вины в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности. Эти обстоятельства подлежали установлению административным органом при вынесении постановления.

В данном же случае вина ООО Торговая сеть «УралЭкспрессЗапчасть» в совершении административного правонарушения по ч.3 ст. 5.27 КоАП РФ не доказана.

Учитывая положения норм ст. 1.5, ст.26.1 КоАП РФ, обстоятельства о наличии события административного правонарушения, вине лица, привлекаемого к административной ответственности, должны были быть исследованы административным органом в ходе административного расследования и рассмотрении дела, а возникшие противоречия и сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, устранены.

Однако, административный орган не использовал свое право на собирание доказательств, а также применение мер обеспечения производства по делу об административном правонарушение для выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела и правильного его рассмотрения, в результате чего, вынес необоснованное постановление.

Исследовав и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к вывод об отсутствии в действия юридического лица ООО Торговая сеть «УралЭкспрессЗапчасть» состава административного правонарушения.

На основании изложенного и, руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л :

Отменить Постановление НОМЕР о назначении административного наказания ДАТА, вынесенное Главным Государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Челябинской области ФИО1 в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Торговая сеть «УралЭкспрессЗапчасть», юридический адрес: АДРЕС, ОКПО НОМЕР, ИНН НОМЕР, по ч.3 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч.1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения путем подачи жалобы через Миасский городской суд Челябинской области.

Судья