Дело №12-80/2017
РЕШЕНИЕ
г.Новороссийск 02 ноября 2017
Судья Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края ФИО1,
при секретаре Куличковой Н.В.,
с участием:
представителей юридического лица АО «Черномортранснефть», действующих на основании доверенности ФИО2, ФИО3,
представителя Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора – главного специалиста-эксперта Новороссийского отдела морского надзора и ГЭЭ ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя юридического лица АО «Черномортранснефть», действующего на основании доверенности А.А. на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора ФИО4 о назначении административного наказания №...... от 13.10.2017 г. о привлечении юридического лица АО «Черномортранснефть» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного по ст.8.1 КоАП РФ,
установил:
Постановлениемгосударственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора ФИО4 о назначении административного наказания №...... от 13.10.2017 г. юридическое лицо АО «Черномортранснефть» признано виновным по ст.8.1 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, АО «Черномортранснефть», обратилось в Ленинский районный суд г.Новороссийска Краснодарского края с жалобой, в которой просит отменить постановление и прекратить производство по делу, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
В обоснование жалобы указав, что управлением Росприроднадзора на основании приказа от 01.06.2017 № ...... в период с 14.06.2017 по 31.07.2017 проведена плановая выездная проверка АО «Черномортранснефть» в части соблюдения обязательных требований по предотвращению причинения вреда окружающей среде. По результатам проверки составлен акт от 31.07.2017 № ....... Согласно акту проверки АО «Черномортранснефть» в 2016 году фактически транспортировало нефть через резервуарный парк площадки «......» ПК «......» в количестве, значительно превышающем исходные данные, указанные в инвентаризации. При рассмотрении отчета по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников (2014) для промплощадки «......» ПК «......» АО «Черномортранснефть» было установлено, что максимальное количество нефти, проходящее через резервуарный парк площадки «......» должно составлять: МН «......» РВСпк-50000 №...... 160 тонн/год. Согласно представленной информации установлено, что в 2016 году количество нефти, прошедшее через резервуарный парк «......» ПК «......» составило: МН «......» РВСпк-50000 №...... 166 429,026 тонн/год.В соответствии с вышеуказанной инвентаризацией выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, и другими имеющимися сведениями, установлено, что инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не соответствует фактической хозяйственной деятельности АО «Черномортранснефть», осуществляемой в 2016 году на площадке «......» ПК «......». Между тем, утверждение, что инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не соответствует фактической хозяйственной деятельности Общества, необоснованно. АО «Черномортранснефть» в соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» проведена инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ (ЗВ) в атмосферный воздух и их источников промышленной площадки «......» ПК «......» и составлен Отчет по инвентаризации выбросоввредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников для площадки «...... ПК «......» АО «Черномортранснефть». В соответствии с Методическим пособием по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, введённым в действие письмом Минприроды РФ №...... от 29.03.2012, при проведении инвентаризации выявлению подлежат все источники выбросов, принадлежащих хозяйствующему субъекту, которые постоянно или временно эксплуатируются или хранятся на его производственной территории, а также загрязняющие вещества, которые могут выбрасываться в атмосферный воздух из этих источников при осуществлении хозяйственной иной деятельности хозяйствующего субъекта. Все источники, относящиеся к конкретной территории производственной территории хозяйствующего субъекта, являются стационарными источниками выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Стационарные источники выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух подразделяются на следующие типы: источники с организованным выбросом; источники с неорганизованным выбросом; точечные источники выбросов; линейные источники выбросов; площадные источники выбросов; передвижные источники выбросов. Так как магистральные нефтепроводы являются герметичными системами, то они не относятся к источникам выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и не нормируются отдельно. На площадке «......» ПК «......» резервуары учтены площадочными неорганизованными источниками с инвентарными номерами: источник 6002 (резервуары ЖБР-......); источник 6016 (......); источник 6063 (......). В источник выброса ЗВ № 6016 входят резервуары верхнего резервуарного парка ...... предназначенные для приема нефти, поступающей по магистральным нефтепроводам «......» - и «......». Административный орган не правомерно рассматривал информацию по количеству перекаченной нефти по одному нефтепроводу, а не в целом по источнику выбросов 6016 (......), по которому нефть, согласно данным инвентаризации, поступает по нескольким магистральным нефтепроводам. Согласно Инвентаризации в резервуары ...... (источник 6016) нефть поступает по двум нефтепроводам (МН) «......», МН «......». По данным инвентаризации суммарное количество нефти прошедшее через источник 6016 (......) составило 21 127 640, в т.ч. по МН «......» - 7 157160 тонн/год, по МН «......» - 13 970 480 тонн/год. По фактическим данным 2016 года суммарное количество нефти прошедшее через источник 6016 (......) - 15 881 993 тонн/год, в т.ч. по МН «......» - 8 166 429 тонн/год, по МН «......» - 7 715 564 тонн/год. Фактическая перевалка нефти в 2016 году через источник 6016 (......) меньше данных инвентаризации на 5 245 647 тонн/год. Фактические выбросы ЗВ за 2016 год в целом по предприятию, а также отдельно по источнику выбросов 6016 (......) не превышают утвержденные нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 26.11.2014 № ...... и количества вредных (загрязняющих) веществ, разрешенных к выбросу в атмосферный воздух согласно Разрешению на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для площадки «......» ПК «......» от 03.02.2015 № ....... Таким образом, фактическая хозяйственная деятельность площадки «......» АО «Черномортранснефть», как в целом по предприятию, так и по отдельному источнику 6016 (......) соответствует данным инвентаризации, следовательно, нарушение природоохранного законодательства Обществом не допущено. Следовательно, отсутствует событие административного правонарушения.
В судебном заседании представитель юридического лица АО «Черномортранснефть», действующая на основании доверенности ФИО2 жалобу поддержала, просила её удовлетворить.
Представитель Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора – главный специалист-эксперт Новороссийского отдела морского надзора и ГЭЭ ФИО4 в судебном заседании просил постановление оставить без изменения, а жалобу представителя юридического лица АО «Черномортранснефть», действующего на основании доверенности А.А. без удовлетворения.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, изучив доводы, изложенные в жалобе, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Согласно ст.4 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В силу ч.1 ст.34 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч.1 ст.39 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Согласно ст.22 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" инвентаризация стационарных источников на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вводимых в эксплуатацию, проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов. Корректировка данных инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух осуществляется в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменению состава, объема или массы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обнаружения несоответствия между выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и данными последней инвентаризации, изменения требований к порядку проведения инвентаризации, а также вслучаях, определенных правилами эксплуатации установок очистки газа.
Инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировка ее данных, документирование и хранение данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с ч.1 ст.30 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Согласно ст.8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Объект правонарушения - общественные отношения, возникающие при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, оказывающих негативное воздействие на качество окружающей среды.
Предметом правонарушения являются экологические требования при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов. Указанные требования прописаны Градостроительным кодексом РФ, Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Объективная сторона данного правонарушения охватывает действия (или бездействие), состоящие в несоблюдении экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
Из материалов дела установлено, что Управлением Росприроднадзора на основании приказа от 01.06.2017 № ...... в период с 14.06.2017 по 31.07.2017 проведена плановая выездная проверка АО «Черномортранснефть» в части соблюдения обязательных требований по предотвращению причинения вреда окружающей среды.
Предметом вышеуказанной проверки являлось соблюдение АО «Черномортранснефть»обязательных требований по предотвращению причинения вреда окружающей среде. Проведена оценка степени выполнения АО «Черномортранснефть» требований действующего законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды, а именно: в области охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами производства и потребления, использования и охраны водных объектов, земель, в области геологического изучения, рационального использования недр.
В ходе проведения проверки было установлено следующее: при рассмотрении отчета по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников (2014) для промплощадки «......» ПК «......» АО «Черномортранснефть» было установлено, что максимальное количество нефти, проходящее через резервуарный парк площадки «......» должно составлять: МН «......» РВСпк-50000 №...... 160 тонн/год. Согласно представленной информации установлено, что в 2016 году количество нефти, прошедшее через резервуарный парк «......» ПК «......» составило: МН «......» РВСпк-50000 №...... тонн/год.
13.10.2017 г. на основании протокола об административном правонарушении от 01.09.2017 г., государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора было вынесено постановление №......, которым юридическое лицо АО «Черномортранснефть» признано виновным по ст.8.1 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа.
Однако суд, не может согласить с доводами административного органа, по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что обязанность по соблюдению требований действующего законодательства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды возлагается на организации, осуществляющие эксплуатацию источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
Расчет, нормирование и контроль выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух утвержден письмом Минприроды РФ N ...... от 29 марта 2012 года.
Установлено, что юридическим лицом АО «Черномортранснефть» проведена инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ (ЗВ) в атмосферный воздух и их источников промышленной площадки «......» ПК «......» и составлен отчет по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников для площадки «......» АО «Черномортранснефть».
В соответствии с методическим пособием по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденным письмом Минприроды РФ N ...... от 29 марта 2012 года, при проведении инвентаризации выявлению подлежат все источники выбросов, принадлежащих хозяйствующему субъекту, которые постоянно или временно эксплуатируются или хранятся на его производственной территории, а также загрязняющие вещества, которые могут выбрасываться в атмосферный воздух из этих источников при осуществлении хозяйственной и иной деятельности хозяйствующего субъекта.
Все источники, относящиеся к конкретной территории производственной территории хозяйствующего субъекта, являются стационарными источниками выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Стационарные источники выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух подразделяются на следующие типы: источники с организованным выбросом; источники с неорганизованным выбросом; точечные источники выбросов; линейные источники выбросов; площадные источники выбросов; передвижные источники выбросов. Так как магистральные нефтепроводы являются герметичными системами, то они не относятся к источникам выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и не нормируются отдельно.
Установлено, что на площадке «......» ПК «......» резервуары учтены площадочными неорганизованными источниками с инвентарными номерами:
источник 6002 (резервуары ......);
источник 6016 (резервуары ......);
источник 6063 (резервуары ......).
Согласно отчету по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников для площадки «...... ПК «......» АО «Черномортранснефть» резервуары верхнего резервуарного парка (ист.6016) состоит из 10 штук наземных вертикальных стальных резервуаров с плавающей крышей емкостью 50000 м? каждый (......). ПК «Шесхарис» эксплуатируются 9 штук резервуаров РВСпк-50000 №...... предназначенных для приема нефти, поступающей по магистральным нефтепроводам «......» (Ду-500) и «......» (Ду-800). Одновременно могут наполняться два резервуара: один по МН «......» с производительностью 2500 м?/час; один по МН «......» с производительностью 5000 м?/час.
Таким образом, административный орган не правомерно рассматривал информацию по количеству перекаченной нефти по одному нефтепроводу, а не в целом по источнику выбросов 6016 (......), по которому нефть, согласно данным инвентаризации, поступает по нескольким магистральным нефтепроводам.
Кроме того согласно представленной информации по перевалки нефти через резервуарный парк ПП «......» ПК «......», суммарное количество нефти прошедшее через источник 6016 (резервуары ......) составило 21 127 640, в т.ч. по МН «......» - 7 157160 тонн/год, по МН «......» - 13 970 480 тонн/год. По фактическим данным 2016 года суммарное количество нефти прошедшее через источник 6016 (......) - 15 881 993 тонн/год, в т.ч. по МН «......» - 8 166 429 тонн/год, по МН «......» - 7 715 564 тонн/год. Фактическая перевалка нефти в 2016 году через источник 6016 (......) меньше данных инвентаризации на 5 245 647 тонн/год. Фактическая перевалка нефти в 2016 году через источник 6016 (......) меньше данных инвентаризации на 5 245 647 тонн/год.
В судебном заседании установлено, что фактические выбросы ЗВ за 2016 год в целом по предприятию, а также отдельно по источнику выбросов 6016 (резервуары ......) не превышают утвержденные нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 26.11.2014 № ...... и количества вредных (загрязняющих) веществ, разрешенных к выбросу в атмосферный воздух согласно разрешению на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для площадки «......» ПК «Шесхарис» от 03.02.2015 № .......
Указанные обстоятельства в их совокупности свидетельствуют о том, чтофактическая хозяйственная деятельность площадки «......» АО «Черномортранснефть», как в целом по предприятию, так и по отдельному источнику 6016 (резервуары ......) соответствует данным инвентаризации, следовательно в действиях АО «Черномортранснефть» отсутствует события административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ.
В соответствии со ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В соответствии со ст. 24.5 ч. 1 п. 1 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора ФИО4 о назначении административного наказания №...... от 13.10.2017 г. о привлечении юридического лица АО «Черномортранснефть» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного по ст.8.1 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ (в связи с отсутствием события административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд,
решил:
Жалобу представителя юридического лица АО «Черномортранснефть», действующего на основании доверенности А.А. на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора ФИО4 о назначении административного наказания №...... от 13.10.2017 г. о привлечении юридического лица АО «Черномортранснефть» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного по ст.8.1 КоАП РФ- удовлетворить.
Постановлениегосударственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора ФИО4 о назначении административного наказания №...... от 13.10.2017 г. о привлечении юридического лица АО «Черномортранснефть» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного по ст.8.1 КоАП РФ– отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Новороссийска в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.
Судья Ленинского
районного суда г.Новороссийска ФИО1