Дело №12-80/2021
УИД 42RS0015-01-2021-002062-05
Р Е Ш Е Н И Е
03 августа 2021 года г. Новокузнецк
Судья Заводского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области Чмыхова Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица – технического директора АО «ЕВРАЗ ЗСМК» на постановление по делу об административном правонарушении № ... от 18.06.2021 года вынесенного ФС по надзору в сфере природопользования в отношении должностного лица – технического директора АО «ЕВРАЗ ЗСМК» ФИО1 по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Управления Росприроднадзора по Кемеровской области ЧГА № ... от 18.06.2021 года должностное лицо – технический директор АО «ЕВРАЗ ЗСМК» по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
На указанное постановление защитником должностного лица - технического директора АО «ЕВРАЗ ЗСМК» ГАВ – по доверенности ЗДЕ подана жалоба, в которой он просит постановление признать незаконным и отменить, производство по делу прекратить.
Жалобу мотивирует тем, что согласно постановлению вина ГАВ в правонарушении заключается в том, что он не осуществил должным образом руководство по обеспечению соблюдения подчиненным персоналом экологических требований.
С указанным постановлением не согласен, считает его незаконным и подлежащем отмене в виду следующего.
Технический директор не является субъектом административного правонарушения.
Работники, которые непосредственно допустили нарушения требований законодательства в области обращения с отходами, не находятся в подчинении Технического директора.
В АО «ЕВРАЗ ЗСМК» разработана организационная структура, которая устанавливает прямое и функциональное подчинение структурных подразделений Общества руководителям (Директорам), в том числе и Техническому Директору. (Приложение 2).
В соответствии с п. 1.4 Должностной инструкции Технического Директора (Приложение 3) Техническому директору непосредственно подчиняется персонал в соответствии с действующей организационной структурой управления АО «ЕВРАЗ ЗСМК», функционально - руководители служб технического и технологического развития производственных сегментных дирекций.
Нарушения в области обращения с отходами установлены на площадках и в помещениях, находящихся на балансе структурного подразделения Общества - Управления железнодорожного транспорта.
Нарушения в области обращения с отходами допущены должностными лицами УЖДТ, что подтверждается Постановлениями по делам об административных правонарушениях, вынесенными Росприроднадзором в отношении конкретных работников, а именно: ЧАС - начальник участка в УЖДТ (привлечен к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ 03.06.2021г.), ЧГВ - начальник участка в УЖДТ (привлечен к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ 03.06.2021г.), ЦРЕ - начальник цеха эксплуатации ж/д транспорта в УЖДТ, (привлечен к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ 03.06.2021г.), ТСА - заместитель начальника цеха подвижного состава УЖДТ (привлечен к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ 03.06.2021г.) (Приложение 4)
Кроме того, Распоряжениями Главного эколога АО «ЕВРАЗ ЗСМК» «О назначении ответственных лиц за обращение с отходами в подразделениях УЖДТ»: ... от ... и ... от ...., (Приложение 5) указанные выше лица назначены ответственными за обращение с отходами. Таким образом, обращение с отходами от деятельности УЖДТ находится в зоне ответственности подразделения.
В соответствии с организационной структурой, УЖДТ входит в состав центра транспортной логистики (ЦТЛ) и подчиняется начальнику центра транспортной логистики (п. 1.4 Должностной инструкции начальника центра транспортной логистики) (Приложение 6).
В должностные обязанности начальника центра транспортной логистики (начальник ЦТЛ) согласно п. 2.8.3 должностной инструкции входит соблюдение и требование соблюдения Подчиненным персоналом Политики в области охраны труда, промышленной безопасности и охраны окружающей среды.
Начальник центра транспортной логистики подчиняется непосредственно операционному директору АО «ЕВРАЗ ЗСМК» - ИНД, таким образом, операционный директор согласно организационной структуре АО «ЕВРАЗ ЗСМК» осуществляет руководство подразделением (УЖДТ), должностные лица которого допустили нарушения требований законодательства в области Обращения с отходами.
В должностные обязанности Операционного директора АО «ЕВРАЗ ЗСМК» в соответствии с п. 2.8.4 Должностной инструкцией входит соблюдение и требование соблюдения подчиненным персоналом Политики в области охраны труда, промышленной безопасности и охраны окружающей среды (Приложение 7).
Как лицо, осуществляющее руководство УЖДТ Операционный директор ИНД была привлечена к ответственности по ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ за нарушения, допущенные в УЖДТ в области обращения с отходами. (Постановление от 08.06.2021г.) (Приложение 8).
Кроме того согласно организационной структуре Общества, а также Должностных инструкций операционный директор АО «ЕВРАЗ ЗСМК», и технический директор не находятся в подчинении один у другого (п. 1.3 ДИ технического директора, ДИ операционного директора).
Из представленных документов очевидно, что ГАВ не уполномочен осуществлять прямое руководство подразделением и руководителями, которые допустили нарушения требований законодательства, а значит он не может нести ответственность за действия указанных лиц.
Полномочия технического директора в отношении центра транспортной логистики ограничены функциональным подчинением ему начальника ЦТЛ (выделено пунктирной линией в организационной структуре), исключительно по вопросам мобилизационной подготовки и защиты сведений, составляющих государственную тайну (п. 1.3 Должностной инструкции начальника ЦТЛ).
Таким образом, технический директор не осуществляет руководство персоналом, допустившим нарушения требований законодательства в области обращения с отходами, в связи с чем не может являться субъектом правонарушения.
Вышеуказанные доводы были представлены при рассмотрении дела об административном правонарушении, однако им не была дана соответствующая оценка
Отсутствует вина должностного лица в совершении правонарушения.
Технический директор является руководителем по разработке и реализации стратегии в области технико-технологического развития АО «ЕВРАЗ ЗСМК», ответственным за контроль в области технических и технологических нормативов, контроль качества и обеспечение эффективного функционирования системы технического надзора с целью обеспечения эффективности технологических процессов на основании долгосрочной стратегии развития, бюджетных правил.
Основными задачами технического директора согласно должностной инструкции являются:
- Разработка и реализация планов технического развития, совершенствование технологических процессов, обеспечение научно-технической и нормативной документацией.
- Обеспечение качества выпускаемой продукции.
- Разработка и внедрение принципов стандартов системы менеджмента в области профессионального здоровья и безопасности, качества, экологии и выполнение работ по сертификации продукции.
- Обеспечение единства измерений и получения достоверной измерительной информации при проведении технологических процессов.
- Организация и обеспечение выполнения требований действующего Положения о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах Общества.
- Организация выполнения в Обществе требований нормативных документов в области использования атомной энергии, осуществление постоянного контроля за их исполнением.
- Организация необходимой подготовки, допуска и назначение ответственных лиц по обеспечению радиационной безопасности в Обществе.
Руководство безопасной эксплуатацией радиационных источников и безопасным обращением с радиоактивными веществами/радиоактивными отходами на радиационных объектах Общества в рамках законодательства в области использовании атомной энергии.
Таким образом, в должностные обязанности технического директора входит технический надзор и контроль за производственными процессами, в том числе за соблюдением требований промышленной безопасности. Контроль за соблюдением в Обществе требований в области обращения с отходами в целом, не входит в должностные обязанности технического директора.
При этом ссылка гос.органа на п. 1.5, п. 3.18. п. 3.35.2, п.3.35.4, п. 3.36 Должностной инструкции не являются доказательством вины ГАВ в правонарушении, так как содержат Общие требования Общества в области экологии, которое предъявляются к любому из руководителей Общества.
При этом пункты.3.35.4 и п.3.36 д/и указывают на его контрольные функции в области экологии только в отношении подчиненного персонала (прямое подчинение), а как уже было сказано выше, ГАВ руководство персоналом, который допустил нарушение требований в области обращения с отходами не осуществляет.
Функции по организации и обеспечению требований законодательства об охране окружающей среды, в том числе в области обращения с отходами в подразделениях Общества, возложены на директора по охране труда, промышленной безопасности и охране окружающей среды.
Кроме того, АО «ЕВРАЗ ЗСМК» является крупным промышленным предприятием, в которое входят более 40 производственных структурных подразделений (не учитывая вспомогательные службы, лаборатории и управления), в реестре Ростехнадзора зарегистрирован 41 опасный производственный объект. Численность работников предприятия составляет 24 000 человек.
В производственной деятельности Общества образуется 107 видов отходов 1-5 классов опасности, на территории комбината организовано 3636 площадок временного накопления отходов, которые эксплуатируются различными структурными подразделениями АО «ЕВРАЗ ЗСМК».
Таким образом, персональный контроль со стороны одного должностного лица за исполнением каждого отдельного требования, предъявляемого к Обществу, фактически невозможен. Функция Директоров Общества состоит в организации деятельности Общества в соответствующей сфере, создании эффективно действующих механизмов и уровней управления, делегировании необходимых полномочий нижестоящим руководителям, а также обеспечении необходимыми финансовыми ресурсами и персоналом.
Учитывая масштаб производственной деятельности и как следствие большой объем нормативных требований к указанной деятельности, в целях эффективного контроля соблюдения требований законодательства РФ (в том числе и в области экологии) Обществом и установлена четкая организационная структура с распределением функционала и ответственности между несколькими руководителями. При этом Техническим директором должностные обязанности в рамках профиля выполняются в полном объеме, в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.
Выявленные нарушения в области обращения с отходами установлены не государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, а работником коммерческой организации - ОАО «РЖД». Решение о проведении проверки было принято в том числе на основании поступившей в западно-Сибирскую прокуратуру жалобы ОАО «РЖД». (Приложение 9) Все вышеперечисленное ставит под сомнение в объективность и достоверность выводов проверки относительно допущенных нарушений и виновности должностных лиц.
Согласно п. 13 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее ФЗ ... к участию в проведении проверки могут привлекаться представители иных государственных органов в целях осуществления ими экспертно-аналитических функций.
В данном случае к проверке прокуратурой привлекались представители иных гос.органов, а именно: в области пожарной безопасности проверку осуществлял МЧС, а области безопасности движения и эксплуатации ж/д транспорта - Ространснадзор.
При этом к проверке соблюдения Обществом требований в области обращения с отходами, специализированный орган исполнительной власти - Росприроднадзор не привлекался, вместо него проверку осуществлял работник ОАО «РЖД», что является нарушением требований ФЗ ..., так как указанный работник не является работником гос.органа и не обладает полномочиями по осуществления надзора в области охраны окружающей среды (Приложение 10).
Кроме того, вызывает сомнения также и квалификация указанного работника, так как документов, подтверждающих факт наличия соответствующей квалификации у лица, проводившего проверку, прокуратурой не представлено.
При таких обстоятельствах выводы, сделанные в ходе проверки экологических требований, не могут быть положены в обоснование вины Общества и должностных лиц Общества в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Указанные доводы были приведены при рассмотрении дела, им не была дана соответствующая оценка.
Исходя из предоставленных доказательств, технический директор Общества - ГАВ в данном случае не может быть субъектом правонарушения по ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ, так как на него не возложены советующие должностные обязанности, а именно: обязанностями Технического директора не предусмотрен непосредственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами за должностными лицами как в АО «ЕВРАЗ ЗСМК» в целом, так и в УЖДТ в частности.
При рассмотрении дела об административном правонарушении вина ГАВ в правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ, не доказана. В обосновании своих выводов гос.орган руководствуется только положениями должностной инструкции Технического Директора, оценка доводам, представленным при рассмотрении дела представителем привлекаемого лица не давалась.
Должностное лицо – технический директор АО «ЕВРАЗ ЗСМК» ГАВ в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания извещен, о причинах своей неявки суду не сообщил.
В судебном заседании защитники должностного лица – технического директора АО «ЕВРАЗ ЗСМК» ГАВ – ЗДЕ, ХНС, действующие на основании доверенности, в судебном заседании доводы, изложенные в жалобе поддержали, дали пояснения аналогичные изложенным в письменном виде. Просили постановление отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания извещен, о причинах своей неявки суду не сообщил, представил в суд письменное заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Южно-Сибирского межрегионального управления ФС по надзору в сфере природопользования.
Суд, заслушав лиц участвующих в деле, изучив доводы жалобы, исследовав представленные материалы, а также материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующим выводам.
В силу ч. 2 ст. 25.15 КоАП РФ извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.
Исследовав материалы административного дела, установлено, что на основании приказа от ...ГАВ назначен на должность технического директора АО «ЕВРАЗ ЗСМК», что также подтверждается должностной инструкцией тех.директора.
07.06.2021 года Южно-Сибирского межрегионального управления ФС по надзору в сфере природопользования вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об АП на ... на 14-00, в котором указано, что о времени и месте рассмотрения дела об АП известить тех.директора АО «ЕВРАЗ ЗССМК» ГАВ на юридический адрес: ..., на адрес регистрации: ... и на электронную почту (л.д.38).
Вместе с тем в материалах дела имеются отчеты об отслеживании отправления с почтовым идентификатором ... на имя Новокузнецкой транспортной прокуратуры, отчет ... на имя технического директора АО «ЗВРАЗ ЗСМК» ГАВ, и ... на имя технического директора АО «ЗВРАЗ ЗСМК» ГАВ (л.д. 37,36,38).
В нарушение вышеуказанных указанных норм, из материалов дела усматривается, что о месте и времени судебного заседания должностное лицо, а именно технический директор АО «ЗВРАЗ ЗСМК» ГАВ по месту своей регистрации извещался, однако извещение было им получено 19.06.2021г., то есть на следующий день после вынесения оспариваемого постановления.
Таким образом, должностное лицо фактически при отсутствии информации о надлежащем извещении технического директора о месте и времени судебного заседания необоснованно рассмотрел дело об административном правонарушении в его отсутствие.
В данном случае не были созданы необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, порядок рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом не соблюден, дело рассмотрено без участия ГАВ при том, что он не был извещена о месте и времени его рассмотрения, что повлекло нарушение права на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Указанные нарушения норм КоАП РФ являются существенными, неустранимыми, которые не могут быть восполнены судом вышестоящей инстанции.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено, в том числе, об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
При таких обстоятельствах, с учетом того, что срок давности привлечения к административной ответственности согласно ст. 4.5 КоАП РФ не истек, постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Управления Росприроднадзора по Кемеровской области ЧГА № ... от 18.06.2021 года в отношении должностного лица – технический директор АО «ЕВРАЗ ЗСМК» по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ не может быть признано законным и подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Управления Росприроднадзора по Кемеровской области ЧГА № ... от 18.06.2021 года в отношении должностного лица – технического директора АО «ЕВРАЗ ЗСМК» ГАВ по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ – отменить, дело направить в Южно-Сибирское Межрегиональное управление ФС по надзору в сфере природопользования на новое рассмотрение.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд путем подачи жалобы через Заводской районный суд г. Новокузнецка либо непосредственно в Кемеровский областной суд в течение 10 суток с момента получения копии решения.
Судья Т.Н. Чмыхова