Дело № 12-80/2021
РЕШЕНИЕ
07 октября 2021 года п. Октябрьский
Судья Устьянского районного суда Архангельской области Рогачева А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «Деревянное зодчество» Гайдукова Д.П. на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Устьянского судебного района ФИО5 от 1 сентября 2021 г. по делу ... об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.28.1 ч. 5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «Деревянное Зодчество», адрес юридического лица: ..., дата регистрации юридического лица ...г.,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Устьянского судебного района ФИО5 от 1 сентября 2021 г. юридическое лицо – общество с ограниченной ответственностью «Деревянное Зодчество» (далее - ООО «Деревянное Зодчество») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 8.28.1 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей без конфискации древесины и (или) транспортных средств, являющихся орудием совершения административного правонарушения.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник ООО «Деревянное Зодчество» Гайдуков Д.П. обратился с жалобой в Устьянский районный суд, в которой просил признать незаконным постановление мирового судьи и прекратить производство по делу об административном правонарушении. В обоснование жалобы указал, что ООО «Деревянное Зодчество» перевозчиком не является, транспортировкой не занималось, товар (дрова) ООО «Деревянное Зодчество» был передан ООО «...» по накладной, право собственности по договору поставки дров от 13 июля 2021 г. перешло ООО «...» с момента передачи товара на складе поставщика, по договору товар поставляется силами покупателя со склада поставщика. Перевозку (транспортировку) осуществлял транспорт ИП ФИО1, который был нанят для этих целей ООО «...». Мировой судья данным обстоятельствам не дал оценки. Назначенное наказание является слишком строгим. ООО «Деревянное Зодчество» ранее не подвергалось административному наказанию за аналогичные правонарушения. Полагает, что имеются основания для признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ), либо замены административное наказания на предупреждение в соответствии со ст. 4.1.1 КоАП РФ, поскольку ООО «Деревянное Зодчество» является субъектом малого бизнеса, нарушение выявлено в ходе осуществления государственного контроля, Общество привлекается к ответственности впервые,
Юридическое лицо ООО «Деревянное Зодчество», защитник Гайдуков Д.П. о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушения вляются: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Административная ответственность по ч. 5 ст. 8.28.1 КоАП РФ предусмотрена за транспортировку древесины без оформленного в установленном лесным законодательством порядке сопроводительного документа, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей с конфискацией древесины и (или) транспортных средств, являющихся орудием совершения административного правонарушения, либо без таковой.
Мировым судьей правильно установлено, и это подтверждается материалами дела, что 14 июля 2021 года в 16 часов 45 минут напротив дома ... сотрудниками оГИБДД ОМВД России по Устьянскому району выявлен факт транспортировки принадлежащей ООО «Деревянное Зодчество» древесины породы береза и осина в объеме около ... куб.м транспортным средством КАМАЗ 43118 государственный регистрационный знак ... с прицепом ... государственный регистрационный знак ..., принадлежащим ИП ФИО1 под управлением водителя ФИО2, без оформленного в установленном порядке сопроводительного документа на транспортировку древесины (отсутствуют данные о грузополучателе, указан не полный адрес пункта отгрузки древесины, некорректно указаны сведения о древесине, её видовом (породном) составе согласно перечню видов древесины, определяемых в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, на которые распространяются требования Лесного кодекса РФ о транспортировке древесины и об учете сделок с ней) форма и правила заполнения которого утверждены постановлением Правительства РФ от 16.10.2020 № 1696.
В силу положений ч.ч. 1, 2 ст. 50.4 Лесного кодекса РФ транспортировка, в том числе на основании договора перевозки, древесины любым видом транспорта осуществляется при наличии сопроводительного документа, в котором указываются сведения о собственнике, грузоотправителе, грузополучателе, перевозчике древесины, ее объеме, видовом (породном) и сортиментном составе, пунктах отправления и назначения, номере декларации о сделках с древесиной (в случае, если совершались сделки с указанной древесиной), а также номере государственного регистрационного знака транспортного средства, на котором осуществляется транспортировка древесины (в случае ее транспортировки автомобильным транспортом). Сопроводительный документ оформляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, являющимися собственниками древесины.
Форма сопроводительного документа и порядок его заполнения определяются Правительством Российской Федерации (ч. 4 ст. 50.4 Лесного кодекса РФ).
Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2020 г. № 1696 утверждена Форма сопроводительного документа на транспортировку древесины и Правила заполнения сопроводительного документа на транспортировку древесины.
Пунктом 2 указанных Правил заполнения сопроводительного документа на транспортировку древесины предусмотрено, что сопроводительный документ оформляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, являющимися собственниками древесины.
Согласно подп. «е», «и», «к», «л» п. 3 Правил в сопроводительном документе в пункте 6 указываются: организационно-правовая форма, наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, являющихся грузополучателями древесины, их место нахождения, идентификационный номер налогоплательщика, в случае если перевозка происходит в ходе реализации сделки с перевозимой древесиной; в пункте 9 указывается адрес (описание места нахождения в виде географических координат места погрузки древесины в случае отсутствия адреса) пункта отправления древесины. При осуществлении отправки древесины с лесосеки или лесного склада указываются субъект Российской Федерации, район, лесничество, участковое лесничество, лесной квартал, номер лесосеки или лесного склада (при наличии); в пункте 10 указывается адрес (описание места нахождения в виде географических координат места выгрузки древесины в случае отсутствия адреса) пункта назначения транспортировки древесины. При транспортировке древесины на лесной склад указываются субъект Российской Федерации, район, лесничество, участковое лесничество, лесной квартал, номер лесного склада (при наличии). При транспортировке древесины железнодорожным транспортом указывается адрес (описание места нахождения в виде географических координат места выгрузки древесины в случае отсутствия адреса) пункта выгрузки древесины; в пункте 11 указываются сведения об объеме по сортиментам либо о количестве перевозимой древесины, а также о ее видовом (породном) и сортиментном составе согласно перечню видов древесины, определяемых в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, на которые распространяются требования Лесного кодекса Российской Федерации о транспортировке древесины и об учете сделок с ней (при осуществлении сделок, проводимых внутри территории Российской Федерации), или перечню видов древесины, определяемых в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, на которые распространяются требования Лесного кодекса Российской Федерации о транспортировке древесины и об учете сделок с ней (при внешнеэкономических сделках), утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2014 г. N 1047-р.
В силу вышеприведенных положений лесного законодательства и иных регулирующих лесные отношения нормативно-правовых актов транспортировка древесины, в том числе на основании договора перевозки, любым видом транспорта осуществляется при наличии сопроводительного документа, который оформляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, являющимися собственниками древесины. При невыполнении данных требований лицо, допустившее нарушение, подлежит привлечению к административной ответственности.
Факт совершения ООО «Деревянное Зодчество» административного правонарушения при вышеуказанных обстоятельствах подтверждается протоколом об административном правонарушении ... от 21 июля 2021 г., рапортом по КУСП ... от 14 июля 2021 г., рапортом инспектора ДПС оГИБДД ОМВД России по Устьянскому району ФИО6 от 14 июля 2021 г., объяснениями ФИО2 от 14 июля 2021 г., ФИО3 от 14 июля 2021 г., ФИО4 от 14 июля 2021 г., протоколом изъятия от 14 июля 2021 г. с иллюстрационной таблицей, сопроводительным документом на транспортировку древесины от 14 июля 2021 г., протоколом об аресте товаров, транспортных средств или иных вещей от 14 июля 2021 г., договором поставки дров от 13 июля 2021 г., иными материалами дела.
Представленные в дело документы в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ являются надлежащими доказательствами, получены должностными лицами в соответствии с требованиями закона.
Данным доказательствам мировым судьей при рассмотрении дела была дана оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности. Оснований для переоценки выводов мирового судьи о наличии в действиях (бездействии) ООО «Деревянное зодчество» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст. 8.28.1 КоАП РФ, не имеется.
Доводы подателя жалобы о том, что Общество не являлось перевозчиком древесины, правового значения для состава вменяемого административного правонарушения не имеет.
Доводы подателя жалобы о том, что Общество не является субъектом вменяемого административного правонарушения, поскольку не является собственником товара, право собственности на товар перешло ООО «...» на основании договора поставки дров от 13.07.2021 г. с момента передачи товара на складе поставщика, являются несостоятельными, поскольку не основаны на законе.
Объективная сторона вменяемого правонарушения заключается в транспортировке древесины без оформленного в установленном лесным законодательством порядке сопроводительного документа.
Частью 1 статьи 50.3 Лесного кодекса Российской Федерации, предусматривающей общие положения о транспортировке древесины и об учете сделок с ней, определено, что транспортировка древесины и сделки с ней осуществляются в порядке, установленном гражданским законодательством с учетом положений главы 2.2 данного Кодекса.
При этом в силу вышеприведенных положений Лесного кодекса Российской Федерации транспортировка, в том числе на основании договора поставки, древесины любым видом транспорта осуществляется при наличии сопроводительного документа, который оформляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, являющимися собственниками древесины. Следовательно, при невыполнении данных требований лицо, допустившее нарушение, подлежит привлечению к административной ответственности.
Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов, а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур (ч. 2 ст. 1 Закона).
В силу ч. 4 ст. 8 указанного Закона, в целях беспрепятственного осуществления перевозки груза грузоотправитель обязан приложить к транспортной накладной документы, предусмотренные санитарными, таможенными, карантинными, иными правилами в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также сертификаты, паспорта качества, удостоверения, другие документы, наличие которых установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Применительно к положениям ч. 5 ст. 8.28.1 КоАП РФ привлечение к административной ответственности ООО «Деревянное Зодчество», как собственника древесины в рассматриваемом случае обусловлено тем, что последний являлся Поставщиком (грузоотправителем) по договору поставки дров, не выполнившим установленные законом обязанности.
Согласно материалам дела сопроводительный документ, не соответствующий требованиям лесного законодательства и предъявленный при остановке транспортного средства сотрудникам ГИБДД, оформлен Обществом как собственником древесины.
По условиям договора поставки дров от 13 июля 2021 г., заключенного Обществом с ООО «...» Поставщик несет обязанность по надлежащему оформлению всех предусмотренных законом товарно-сопроводительных документов (п. 2.4 договора).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации именно Поставщик обязан был обеспечить перевозчика соответствующими сопроводительными документами на груз согласно требованиям законодательства Российской Федерации.
С учетом изложенного, действия общества квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, мировой судья правомерно признал юридическое лицо -ООО «Деревянное Зодчество» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 8.28.1 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Мировым судьей назначено Обществу административное наказание с применением положений ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ в размере половины минимального размера, предусмотренного санкцией ч. 5 ст. 8.28.1 КоАП РФ для юридических лиц, без конфискации древесины и транспортных средств.
Вопреки доводам жалобы оснований для признания совершенного ООО «Деревянное Зодчество» правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ не имеется. Мировой судья пришел к обоснованному выводу об отсутствии исключительных обстоятельств, свидетельствующих о наличии предусмотренных указанной нормой признаков малозначительности административного правонарушения, принимая при этом во внимание особую значимость охраняемых отношений.
Между тем, доводы подателя жалобы о наличии оснований для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ и замены назначенного административного штрафа на предупреждение заслуживают внимания.
Мировым судьей при рассмотрении дела и вынесении обжалуемого постановления оценки обстоятельствам, имеющим значение для применения положений указанной нормы, не дано.
Согласно ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи.
В силу ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений указанных норм возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ. Указанная совокупность таких обстоятельств имеется в рассматриваемом случае.
Помимо прочих условий, установленных ст. 4.1.1 КоАП РФ для возможности замены административного штрафа на предупреждение, основополагающим условием для применения указанной нормы КоАП РФ является то обстоятельство, что административное правонарушение совершено впервые, то есть преференция, предусмотренная ст. 4.1.1 КоАП РФ, является исключительной. При этом при рассмотрении вопроса о возможности замены административного штрафа на предупреждение должны учитываться совершенные ранее иные административные правонарушения, в том числе не являющиеся однородными по отношению к рассматриваемому правонарушению.
Совокупность обстоятельств, дающих основание для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ, в рассматриваемом деле имеется.
Вменяемое Обществу административное правонарушение выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора) уполномоченным должностным лицом.
Согласно сведений из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства на момент совершения инкриминируемого деяния ООО «Деревянное Зодчество» являлось субъектом малого предпринимательства.
Ранее к административной ответственности за совершение каких-либо административных правонарушений Общество не привлекалось, материалы дела таких сведений не содержат, мировым судьей таких обстоятельств не установлено.
Обстоятельств, свидетельствующих о причинении вреда или возникновении угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, причинении имущественного ущерба, не установлено, таких доказательств материалы дела не содержат.
С учетом указанных обстоятельств имеются основания для применения ст. 4.1.1 КоАП РФ и изменения административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение.
В данном случае административное наказание в виде предупреждения согласуется с его предупредительными целями (ст. 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление мирового судьи судебного участка № 1 Устьянского судебного района ФИО5 от 1 сентября 2021 г. по делу ... об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.28.1 ч. 5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «Деревянное Зодчество» измененить, наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей заменить на предупреждение.
В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу защитника Гайдукова Д.П. без удовлетворения.
В силу ст. 30.13 КоАП РФ решение может быть обжаловано в Третьем кассационном суде общей юрисдикции.
Судья А.М. Рогачева