ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-80/2021 от 24.06.2021 Кимовского городского суда (Тульская область)

Р Е Ш Е Н И Е

24 июня 2021 года г.Кимовск Тульской области

Судья Кимовского городского суда Тульской области Подоляк Т.В., рассмотрев жалобу ФИО2 на постановление начальника ЦАФАП в ОДД ГИБДД УМВД России по Тульской области от 06.05.2021 по делу об административного правонарушения, предусмотренном ч.1 ст.12.21.1 КоАП РФ,

установил:

06.05.2021 постановлением начальника ЦАФАП в ОДД ГИБДД УМВД России по Тульской области ФИО2 привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.12.21.1. КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, ФИО2, обратилась в суд с жалобой, в которой просит отменить, производство по делу прекратить.

В обоснование жалобы указала, что с 01.03.2004 является главой КФХ. С 2019 года в ее собственности находится транспортное средство, грузовой автомобиль «КамАЗ самосвал» 552915, государственный регистрационный знак регион. 11.05.2021 она посредством почтовой связи получила постановление начальника ЦАФАП в ОДД ГИБДД УМВД России по Тульской области от 06.05.2021 о привлечении ее к административной ответственности по ч.1 ст.12.21.1 КоАП РФ и ей было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей. Вместе с тем, 25.03.2021 в 13:17:22 на автодороге Кашира-Серебряные Пруды–Кимовск-Узловая, км 125+0 автомобилем «КамАЗ самосвал» 552915, государственный регистрационный знак регион, управлял ее супруг ФИО1, который указан в страховом полисе ОСАГО. Указанный факт так же следует из товарно-транспортной накладной от 25.03.2021 и доверенности на получение груза от 19.03.2021 №1. Она права на управление транспортными средствами не имеет. Полагает, что указанные обстоятельства являются основанием для освобождения ее от административной ответственности.

В судебном заседании ФИО2 доводы жалобы поддержала, просила ее удовлетворить, производство по делу об административном правонарушении в отношении нее прекратить. Так же пояснила, что 25.03.2021 автомобиль «КамАЗ самосвал» 552915, государственный регистрационный знак регион, под управлением ФИО1 перевозил жидкие удобрения для нужд КФХ, главой которого она является. При этом, масса груза проверяется предприятием, осуществляющим отгрузку удобрений. Таким образом, перегруза не было, а повышенная нагрузка на вторую ось связана с тем, что удобрения жидкие и их местоположение в бочке колеблется.

Изучив доводы жалобы, выслушав объяснения лица, привлеченного к административной ответственности, исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.

В силу ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно ч.1 ст.12.21.1 КоАП РФ движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину не более 10 сантиметров без специального разрешения, либо с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину не более 10 сантиметров, либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 2, но не более 10 процентов без специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 2, но не более 10 процентов -влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, - на собственника (владельца) транспортного средства в размере ста пятидесяти тысяч рублей.

Объектами данного правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

Объективная сторона данного правонарушения отражает нарушение правил транспортировки тяжеловесных и крупногабаритных грузов.

Субъектами данного правонарушения являются в том числе собственники транспортных средств, осуществляющие погрузку груза.

Положениями ч.1 ст.2.6.1 КоАП РФ установлено, что к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.

В силу п.23.1 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 (далее – ПДД) масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных предприятием-изготовителем для данного транспортного средства.

Пунктом 23.5 ПДД установлено, что движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В соответствии с ч.2 ст.31 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №257-ФЗ), движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.

Согласно п.2 ч.1 ст.29 Федерального закона №257-ФЗ, пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 N 2200 " (далее - Правила перевозок грузов автомобильным транспортом), определены допустимые массы транспортных средств, допустимые осевые нагрузки транспортных средств.

Согласно п.6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом тяжеловесное транспортное средство - транспортное средство, масса которого с грузом или без груза превышает допустимую массу транспортного средства и (или) нагрузка на ось которого превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства. При этом под допустимой массой транспортного средства или допустимой нагрузкой на ось транспортного средства соответственно понимаются масса транспортного средства согласно приложению №2 или нагрузка на ось транспортного средства согласно приложению №3, либо масса транспортного средства или нагрузка на ось транспортного средства, значения которых установлены в отношении отдельной автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) владельцем этой автомобильной дороги при соблюдении следующих условий: указанные значения массы транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением №2 к настоящим Правилам, и (или) указанные значения нагрузки на ось транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением №3 к настоящим Правилам; владельцем автомобильной дороги установлены соответствующие дорожные знаки, и на официальном сайте владельца автомобильной дороги в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещена соответствующая информация; транспортно-эксплуатационные характеристики автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) соответствуют указанным значениям массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства.

В силу п.75 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, при перевозке груза навалом, насыпью, наливом или в контейнерах его масса определяется грузоотправителем и при приеме груза перевозчиком указывается грузоотправителем в транспортной накладной.

Пунктом 77 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом установлено, что размещение делимого груза на транспортном средстве осуществляется таким образом, чтобы общая масса транспортного средства с таким грузом не превышала допустимую массу транспортного средства, предусмотренную приложением №1 к настоящим Правилам, нагрузка на ось транспортного средства с таким грузом не превышала допустимую нагрузку на ось транспортного средства, предусмотренную приложением №2 к настоящим Правилам, а габариты транспортного средства с таким грузом не превышали допустимые габариты транспортного средства, предусмотренные приложением №3 к настоящим Правилам, либо масса транспортного средства и нагрузка на ось транспортного средства не превышали значений, установленных в отношении отдельной автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) владельцем этой автомобильной дороги, при наличии соответствующих дорожных знаков и размещении соответствующей информации на официальном сайте владельца автомобильной дороги в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Из материалов дела следует, а именно из постановления начальника ЦАФАП в ОДД ГИБДД УМВД России по Тульской области от 06.05.2021 по делу об административном правонарушении усматривается, что 25.03.2021 в 13:17:22 по адресу: автомобильная дорога Кашира-Серебряные пруды –Кимовск - Узловая, км 125+0 водитель тяжеловесного транспортного средства марки «КамАЗ самосвал» 552915, государственный регистрационный знак <***> регион, свидетельство о регистрации транспортного средства , собственником (владельцем) которого является ФИО2, в нарушение п.23.5 Правил, ч.2 ст.31 Федеральный закон №257-ФЗ, двигался без специального разрешения, с превышением нагрузки на 2-ю ось на 6,65%, то есть с массой 8,532 т при предельно допустимой 8 т, установленной для данного участка автодороги.

Указанное нарушение зафиксировано актом результатов измерения специальным техническим средством, работающим в автоматическом режиме от 25.03.2021 №141842, "СВК-2-РВС", поверка действительна до 02.09.2021, фотоматериалом, полученным с применением данного средства измерения.

ЦАФАП в ОДД ГИБДД УМВД России по Тульской области установлено, что специальное разрешение за период, включающий 25.03.2021 на перевозку тяжеловесных грузов ФИО2 не выдавалось.

Вместе с тем с вышеназванным постановлением нельзя согласиться по следующим основаниям.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

В силу ч.1 и 3 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.

При этом примечанием к ст.1.5 КоАП РФ предусмотрено, что положение ч.3 этой статьи не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные гл.12 названного Кодекса, и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

Из паспорта транспортного средства серии и свидетельства о регистрации транспортного средства серии <данные изъяты> усматривается, что его масса без нагрузки составляет 11000 кг, разрешенная максимальная масса 25200 кг.

В ходе рассмотрения жалобы ФИО2 установлено и из товарно-транспортной накладной усматривается, что водителем ФИО1 в АО «НАК «АЗОТ» для ИП ФИО2 получены наливом жидкие азотные удобрения массой 14 т 090 кг, масса груза составила 24 т 840 кг.

Из п.п.38 - 40 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса России от 29.03.2018 № 119 следует, что на АПВГК осуществляется фиксация весовых и габаритных параметров с использованием специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме и имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи.

АПВГК должен обеспечивать выполнение следующих функций: измерение нагрузок, приходящихся на каждую ось транспортного средства; измерение общей массы транспортного средства; определение количества осей транспортного средства и отнесение транспортного средства к соответствующей категории (приложение № 3 к настоящему Порядку); измерение межосевых расстояний транспортного средства; определение количества колес (скатности) на осях транспортного средства; измерение габаритов транспортного средства; фотофиксация и распознавание государственного регистрационного знака транспортного средства; фотофиксация фронтального изображения транспортного средства; фотофиксация общего вида транспортного средства (вид сбоку) в момент проезда через весоизмерительные датчики (получение обзорной фотографии транспортного средства, на которой отражены его контуры и количество осей); измерение и передача в центр обработки данных зафиксированных параметров транспортных средств посредством канала связи, обеспечивающего криптографическую защиту передаваемой информации.

Акт результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства с использованием работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, формируется уполномоченным контрольно-надзорным органом (рекомендуемый образец приведен в приложении №5 к настоящему Порядку) и содержит следующую информацию о (об): измерительном оборудовании: наименование, код, тип оборудования, серийный номер, владелец оборудования, свидетельство об утверждении типа средства измерения (номер, срок действия, регистрационный номер), свидетельство о поверке оборудования (номер, дата, срок действия поверки); месте фиксации (км+м, географические координаты); наименовании автомобильной дороги; нарушении: дата и время нарушения, значение автомобильной дороги (федеральная, региональная или межмуниципальная, местная), направление движения, максимальная разрешенная нагрузка на ось в зоне фиксации, государственный регистрационный знак транспортного средства, категория транспортного средства (приложение № 3 к настоящему Порядку), тип транспортного средства (одиночное транспортное средство или автопоезд), количество осей транспортного средства, превышение нагрузки по осям, превышение по полной массе, превышение по ширине, превышение по высоте, превышение по длине, параметры осей транспортного средства (номер оси, фактическая нагрузка на ось, суммарная фактическая нагрузка на сближенные оси, нормативная нагрузка на ось при фактическом межосевом расстоянии, разрешенная нагрузка на ось, превышение (если установлено, %, т), фактическое межосевое расстояние, фактическая скатность (количество колес) оси), параметры общей массы транспортного средства (фактическая, нормативная, разрешенная, превышение (если установлено, %, т)), параметры ширины транспортного средства (фактическая, нормативная, разрешенная, превышение (если установлено, %, м), параметры высоты транспортного средства (фактическая, нормативная, разрешенная, превышение (если установлено, %, м), параметры длины транспортного средства (фактическая, нормативная, разрешенная, превышение (если установлено, %, м); специальном разрешении на движение ТКТС: номер, дата выдачи, срок действия, разрешенный маршрут и направление движения, разрешенная масса, осевые нагрузки (с указанием заявленных расстояний между осями и числа колес на осях), габариты; отклонении от указанного в специальном разрешении на движение ТКТС маршрута движения; фотографии транспортного средства: фронтальная с читаемым государственным регистрационным знаком, фотография регистрационного знака транспортного средства, обзорная.

Из акта от 23.03.2021 усматривается, что автомобильная дорога Кашира –Серебряные пруды-Кимовск-Узловая, наименование автомобильной дороги – 70К-180, номер контролируемой дороги - км125+0, , направление движения из Узловой, максимальная разрешенная нагрузка на ось в зоне фиксации 10т/ось, тип транспортного средства - одиночное, трехосное, масса транспортного средства в результате проверки: фактическая 24т 920 кг; применяемая с учетом погрешности – 23 т 674 кг; нормативные 25т; превышение 0%, фактическая скатность –ось 1 – 1, оси 2, 3 -2, фактическое межосевое расстояние 1-3.680м, 2 – 1.3330 м, применяемое межосевое расстояние: 1-3.710 м, 2-1.360м; фактическая нагрузка на ось: 1-6.850 т, 2-9.480 т., 3-8.590т.; применяемые величины с учетом погрешности: 1- 6.165 т, 2-8.532 т, 3-7.731 т.

Таким образом, судом установлено, что проверкой не выявлено превышение массы транспортного средства. Кроме того, при измерении нагрузки на группу осей установлено, что суммарная нагрузка на сближенные оси составляет 8.532+7.731 =16.273 т, что норматив 16 т превышает на 1,71%, что составляет менее 2%, указанных в п.2 ч.1 ст.29 Федерального закона №257-ФЗ.

Согласно приложению №3 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом допустимая нагрузка на одиночную ось для рассматриваемой категории дороги составляет 9 т.

Из п.4 примечания к приложению 3 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом следует, что допускается неравномерное распределение нагрузки по осям для групп сближенных сдвоенных и строенных осей, если нагрузка на группу осей не превышает допустимую нагрузку на соответствующую группу осей и нагрузка на каждую ось в группе осей не превышает допустимую нагрузку на соответствующую одиночную ось с односкатными или двускатными колесами.

Судом установлено и акта от 25.03.2021 следует, что имеет место существенное различие между фактической нагрузкой на ось №1 и на оси №№2, 3, что свидетельствует о неравномерности распределения нагрузки наливного груза в момент его взвешивания с помощью специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме. Вместе с тем, общая масса транспортного средства, нагрузка на группу осей не превышают соответствующую нагрузку. Кроме того, нагрузка на каждую ось в группе не превышает допустимую нагрузку на соответствующую одиночную ось.

В соответствии с ч.4 ст.1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст.2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья

решил:

жалобу ФИО2 удовлетворить.

Постановление начальника ЦАФАП в ОДД ГИБДД УМВД России по Тульской области от 06.05.2021 по делу об административного правонарушения, предусмотренном ч.1 ст.12.21.1 КоАП РФ, в отношении ФИО2 - отменить.

На основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении прекратить - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано либо опротестовано в порядке, предусмотренном ст.ст.30.12-30.16 КоАП РФ.

Судья