Краснодарский краевой суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Краснодарский краевой суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья: Попов П.А. Дело № 12-814/2012
Р Е Ш Е Н И Е «31» мая 2012 года г. Краснодар
Судья Краснодарского краевого суда Пегушин В.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе государственного инспектора по Южному Федеральному округу (ЮФО) Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЮФО ФИО1, на постановление судьи Геленджикского городского суда Краснодарского края от 02 апреля 2012 года,
У С Т А Н О В И Л:
Обжалуемым постановлением от 02.04.2012 года судья Геленджикского городского суда прекратил производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица – Муниципального унитарного предприятия муниципального образования г-к Геленджик «Водопроводно-канализационного хозяйство» (далее МУП «ВКХ»), за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
В жалобе на это постановление государственный инспектор по ЮФО ФИО1 ставит вопрос об отмене судебного акта, вынесенного с неправильным определением материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителей Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЮФО, по доверенности госинспекторов ФИО1 и ФИО2, поддержавших доводы жалобы и просивших восстановить срок на подачу жалобы на постановление суда ввиду несвоевременного получения копии судебного акта, судья вышестоящей инстанции находит возможным восстановить срок обжалования постановления, а само постановление от 02.04.2012 года подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Учитывая, что обжалуемое постановление суда от 02.04.2012 года было несвоевременно направлено в Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЮФО и получено по почте только – 19.04.2012 года, то срок для подачи жалобы, в силе требований ст. 30.3 ч.1 КоАП РФ, истекает для Департамента – 28.04.2012 года.
Поскольку представителем Департамента жалоба подана – 27.04.2012 года, то судья вышестоящей инстанции, в пределах положения ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ, находит что срок на подачу жалобы на постановление не пропущен и нет необходимости его восстановления.
Прекращая производство по делу в отношении МУП «ВКХ», в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения, судья горсуда указал, что в деле отсутствуют доказательства того, что этому предприятию требуется получение паспортов на опасные отходы, поскольку согласно Федеральному квалификационному каталогу отходов, утвержденному Приказом Министерства природных ресурсов РФ №786 от 02.12.2002 года, обнаруженным отходам нет необходимости устанавливать класс опасности, так как у МУП имеются расчеты классов опасности отходов, установленных расчетным путем, и этого достаточно.
С указанными выводами судья вышестоящей инстанции не может согласиться по следующим основаниям.
Из представленного административного материала усматривается, что основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности явилось то, что на основании приказов от 07.10.2011 г. г. № 2094 и от 25.11.2011 г. № 2487 И.о. начальника Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Южному федеральному округу ФИО3, в период с 01 ноября по 23 декабря 2011 года, была проведена плановая документарная и выездная проверки, в отношении МУП «ВКХ», находящегося по адресу:
По результатам этой проверки, 23.12.2011 года был составлен акт проверки № 00035/6/2011, в котором зафиксированы нарушения законодательства РФ в области охраны окружающей среды, в частности: в ходе осуществления хозяйственной деятельности у МУП «ВКХ» образуются отходы 1-5 класса опасности. Предприятием разработан и утвержден Проект Нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для МУП «ВКХ». Северо-Кавказским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору МУП «ВКХ» утверждены Лимиты от 24.04.2009 г. № 03/157 на размещение отходов, сроком действия - до 22.12.2013 г. при условии ежегодного подтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья. Технический отчет о неизменности производственного процесса и используемого сырья за 2010 год направлен в территориальный орган Росприроднадзора.
Согласно выданных МУП «ВКХ» лимитов, в процессе осуществления хозяйственной деятельности МУП «ВКХ», образуется 27 наименований отходов 1-5 классов опасности.
Согласно расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду, за 1-3 квартал 2011 года, у МУП «ВКХ» отходы образовывались в количестве:
- 0,0027 тонн фильтрующий элемент автомобильных масляных (бумажных) фильтров отработанных, код ФККО 187 000 000 00 00 (3-й класс опасности для окружающей среды);
- 36,9 тонн мусор с защитных решеток, код ФККО 943 000 000 00 00 (4-й класс опасности для окружающей среды);
-192,17 тонн осадок из песколовок и отстойников, код ФККО 943 000 000 00 00 (4-й класс опасности для окружающей среды);
- 0,196 тонн тара с остатками лакокрасочных материалов металлическая, код ФККО 555 000 000 00 00 (4-й класс опасности для окружающей среды);
- 0,0021 тонн фильтрующий элемент автомобильных воздушных фильтров отработанных, код ФККО 187 000 000 00 00 (4-й класс опасности для окружающей среды);
- 0,0075 тонн отходы лакокрасочных средств (обтирочный материал (ветошь), кисти, загрязненные лакокрасочными материалами), код ФККО 555 000 000 00 00 (4-й класс опасности для окружающей среды).
Однако паспортов на указанные выше отходы у МУП «ВКХ» - нет. У предприятия только имеются:
на отход фильтрующий элемент автомобильных масляных (бумажных) фильтров отработанных - расчет класса опасности отхода Р8043 от 09.03.2006 г.;
на отход мусор с защитных решеток - расчет класса
опасности отхода Р9066 от 21.04.2006 г.;
на отход осадок из песколовок и отстойников - расчет
класса опасности Р8042 от 21.04.2006 г.;
на отход тара с остатками лакокрасочных материалов металлическая - расчет класса опасности Р8045 от 09.03.2006 г.;
на отход фильтрующий элемент автомобильных воздушных фильтров отработанных - расчет класса опасности Р8044 от 09.03.2006 г..
В части обращения с отходами производства и потребления предприятием заключен договор от 09.02.11 г. № 420 с ООО «Агентство «Ртутная безопасность» на оказание услуг по утилизации опасных отходов. Срок действия договора - до 31.12.11 г.. Согласно приемосдаточного акта на отходы от 14.11.2011 г., МУП «ВКХ» сдало 25 шт. отработанных масляных фильтров и 2 шт. отработанных воздушных фильтров, сведений о сдаче других, образовавшихся в 2011 году, отходов представлено не было.
У МУП «ВКХ» оформлен и ведется журнал учета образования и движения отходов. Из данного журнала, в нарушение ч. 1 ст. 19 Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998 г., что юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, не представляется возможным установить движение отходов производства и потребления, образующихся у МУП «ВКХ», принятых МУП «ВКХ» у сторонних лиц, а также переданных МУП «ВКХ» сторонним организациям для последующего обезвреживания и/или размещения.
По вышеуказанным фактам, определением № 00035/6/2011 от 23.12.2011 г. в отношении МУП «ВКХ» было возбуждено дело об административном правонарушении.
В ходе проведения административного расследования, установлено, что, согласно расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, за 4 квартал 2011 года, у МУП «ВКХ» отходы образовывались в количестве:
- 0,0005 тонн фильтрующий элемент автомобильных масляных (бумажных) фильтров отработанных, код ФККО 187 000 000 00 00;
-13,17 тонн мусор с защитных решеток, код ФККО 943 000 000 00 00;
- 64,0575 тонн осадок из песколовок и отстойников, код ФККО 943 000 000 00 00;
- 0,003 тонн тара с остатками лакокрасочных материалов металлическая, код ФККО 555 000 000 00 00;
- 0,0006 тонн фильтрующий элемент автомобильных воздушных фильтров отработанных, код ФККО 187 000 000 00 00;
- 0,0025 тонн отходы лакокрасочных средств (обтирочный материал (ветошь), кисти, загрязненные лакокрасочными материалами) код ФККО 555 000 000 00 00.
Также, в рамках проводимого административного расследования определениями от 13.01.2012 г. был истребован ряд сведений у ИП ФИО4 и ИП ФИО5, оказывающих услуги населению по сбору и транспортировке сточных вод (откачка септиков).
Во исполнение указанных определений ИП ФИО4 и ИП ФИО5 представили договора, заключенные с МУП «ВКХ» как в 2011 так и в 2012 г. (№ 419 и № 977 соответственно) на прием сточных вод спец. автотранспортом «Заказчика»; свидетельства о классе опасности отхода для окружающей природной среды на отход «Отходы (осадки) из выгребных ям и хозяйственно-бытовые стоки», код ФККО 951000 000 00 03; а также, бухгалтерские документы (счета, кассовые чеки), подтверждающие оплату МУП «ВКХ» за оказание услуг (прием сточных вод).
Согласно Федерального классификационного каталога отходов (ФККО), утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 г. № 786 - бытовые сточные воды являются отходами и входят в группу «Отходы (осадки) из выгребных ям и хозяйственно-бытовые стоки», код по ФККО 9510000000000.
Согласно Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 г. N 167, водоотведение - это технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации, а сточные воды - это воды, образующиеся в результате хозяйственной деятельности человека (бытовые сточные воды) и абонентов после использования воды из всех источников водоснабжения (питьевого, технического, горячего водоснабжения, пара от теплоснабжающих организаций).
Как следует из ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», под сбором отходов следует понимать прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов, а под обезвреживанием отходов следует понимать обработку отходов, в том числе обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
Определением от 31.01.2012 г. у МУП «ВКХ» были истребованы сведения - паспорт на отход «Отходы (осадки) из выгребных ям и хозяйственно-бытовые стоки» код по ФККО 9510000000000, сведения о заключенных договорах со сторонними лицами, оказывающими услуги населению по приему сточных вод (отход (осадки) из выгребных ям и хозяйственно-бытовые стоки) специальным автотранспортом (ассенизационной машиной), и транспортирующими данные отходы на ОСК МУП «ВКХ» для их последующего обезвреживания.
Письмом от 03.02.2012 г. МУП «ВКХ» сообщило, что в 2011 году договоры со сторонними организациями, оказывающими услуги населению по приему сточных вод («Отход (осадки) из выгребных ям и хозяйственно-бытовые стоки») специальным автотранспортом (ассенизационной машиной), и транспортирующими данные отходы на ОСК МУП «ВКХ» для их последующего обезвреживания не заключались. Паспорт на отход, указанный в определении об истребовании сведений, представлен не был.
Таким образом, отсутствие у МУП «ВКХ» оформленных паспортов вышеуказанных опасных отходов, отсутствие надлежащего учета образовавшихся, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов, (данных в представленном МУП «ВКХ» журнале учета отходов о приеме отходов от ИП ФИО5 и ИП ФИО4 вообще не представлено) является нарушением экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления.
Указанное является нарушением: ст. 11. п. 2, 3 ст. 14, п. 1, ст. 19 ФЗ РФ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Согласно п. 2 ст. 14 (требования к обращению с опасными отходами) Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п. 3 ст. 14 (требования к обращению с опасными отходами) Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 19 (учет в области обращения с отходами) Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды фактически утверждены Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15 июня 2001 г. № 511 и используются для проведения паспортизации соответствующих опасных отходов в установленном порядке.
При рассмотрении дела необходимо было учитывать, что паспортизация опасных отходов в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 15.08.2007 г. № 570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов» (зарегистрировано в Минюсте РФ 17.08.2007г. №9996). Согласно утвержденному данным Приказом Порядку организации работы по паспортизации опасных отходов, иной порядок паспортизации опасных отходов в Российской Федерации |отсутствует.
В соответствии с п. 2.2 Порядка организации работы по паспортизации опасных отходов, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 15.08.2007 г. № 570, индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности. Класс опасности отходов для окружающей природной среды устанавливается в зависимости от степени вредного воздействия на окружающую природную среду в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей среды, утвержденными Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15 июня 2001 года N 511 (не нуждается в государственной регистрации согласно заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 24 июля 2001 г. № 07/7483-ЮД).
Согласно п. 2.6. Порядка, материалы отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды подготавливаются заявителем в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей среды, утвержденными Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15 июня 2001 года № 511.
В соответствии с п. 2.7 Порядка, документом, подтверждающим отнесение отхода к конкретному классу опасности для окружающей природной среды, является указанное в пункте 2.4 данного Порядка свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды, которое выдается для каждого конкретного вида отходов.
Согласно п. 7 Инструкции по заполнению формы паспорта опасного отхода, утвержденной Приказом МПР РФ от 02.12.2002 № 785 (зарегистрировано в Минюсте РФ 16.01.2003 № 4128), свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды, выдаваемое территориальным органом МПР России собственнику отхода, является источником сведений об опасности отхода для окружающей природной среды.
Вместе с тем судьей первой инстанции, при принятии постановления по делу, не учтены вышеуказанные нормы закона.
Наличие у МУП «ВКХ» указанных расчетов классов опасности отходов (Р8043 от 09.03.2006 г., Р9066 от 21.04.2006 г., Р8042 от 21.04.2006 г., Р8045 от 09.03.2006 г., Р8044 от 09.03.2006 г.), а также утвержденных 12.09.2011 г. директором МУП «ВКХ» исходных сведений об отходе «Обтирочный материал, кисти, загрязненные лакокрасочными материалами» (IV класс опасности для окружающей среды), не может являться основанием для признания отсутствия в действиях МУП «ВКХ» г. Геленджик признаков административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Факт наличия у Предприятия указанных документов также не может являться доказательством того, что была проведена необходимая паспортизация соответствующих отходов Предприятия в установленном порядке, согласно Приказу Ростехнадзора от 15.08.2007 г. № 570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов».
Ответственность за данное правонарушение предусмотрена - ст. 8.2 КоАП РФ. Согласно ч.ч. 2 и 3 ст. 23.1 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьи 8.2 КоАП РФ, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное приостановление деятельности, рассматриваются судьями районных судов.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность для юридических лиц в виде административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, суд вышестоящей инстанции, в том числе вправе вынести решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
С учетом изложенного, судья вышестоящей инстанции находит подлежащим отмене обжалуемое постановление судьи Геленджикского городского суда Краснодарского края от 02.04.2012 года, которым производство по делу об административном правонарушении в отношении МУП «ВКХ» необоснованно прекращено за отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. ст. 30.6, п.4 ч.1 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление судьи Геленджикского городского суда Краснодарского края от 02 апреля 2012 года - отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Судья краевого суда: Пегушин В.Г.