ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-814/2021 от 12.10.2021 Первомайского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

Дело № 12-814/2021

УИД 23RS0040-01-2021-007932-72

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

г. Краснодар 12 октября 2021 г.

Первомайский районный суд г. Краснодара в составе

председательствующего судьи Поповой В.В.,

при секретаре Мусави А.Е.,

с участием: заявителя ФИО1, его представителя ФИО2, действующего на основании устного заявления,

представителя заинтересованного лица ФИО3, действующего на основании доверенности от 07.04.2021 №03-08/4,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица – директора ГКУ КК «Управление по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне» ФИО1 на постановление заместителя руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края ФИО5 от 05.08.2021 года №21-017/ДЛ/17 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Вышеуказанным постановлением должностное лицо - директор ГКУ КК «Управление по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне» (далее также – Учреждение) ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20000 руб.

В поданной жалобе должностное лицо - директор ГКУ КК «Управление по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне» ФИО1 просит об отмене постановления, ссылаясь на то, что Актом проверки от 02.07.2021 и протоколом установлен факт списания ГСМ в завышенном объеме в результате неправильного применения повышающих коэффициентов к базовым нормам расхода топлива при оформлении работниками Учреждения документов на списание.

Списание ГСМ в завышенном объеме установлено по актам о списании материальных запасов: от 02.03.2021 № 122; от 25.03.2021 № 193; от 29.04.2021 № 197; от 04.06.2021 №233.

Указанные акты составлены и подписаны комиссией по списанию и выбытию материальных ценностей и основных средств, созданной приказом директора Учреждения от 16.06.2020 № 156 (выписка из приказа прилагается).

В соответствии с Положением о комиссии по принятию к учету и списанию материальных ценностей и основных средств, утвержденным приказом директора Учреждения от 16.06.2020 № 156 "О постоянно действующих комиссиях" решение о списании ГСМ принимается комиссией (п.2.2 Положения). Акты на списание ГСМ проверены и подписаны членами комиссии.

Согласно пункту 2.1 Должностной инструкции директора Учреждения, утвержденной министром гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края, руководитель обязан обеспечить целевое и эффективное использование денежных средств Учреждения, а также имущества, переданного Учреждению в оперативное управление в установленном порядке.

Приказом директора Учреждения от 31.12.2019 № 301 «Об утверждении учетной политики для целей бюджетного учета» утверждена учетная политика для целей бюджетного учета на 2020 (далее - Учетная политика 2020).

Согласно пункту 3.3 раздела IV Учетной политики 2020 «Учет отдельных видов имущества и обязательств» в целях организации списания по бюджетному учету затрат горюче-смазочных материалов Учреждением применяются Методические рекомендации «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утвержденные Распоряжением Министерства транспорта РФ от 14.03.2008 №АМ-23-р (далее - Распоряжение Минтранса №АМ-23-р). На основании указанных методических рекомендаций приказом директора Учреждения установлены нормы расхода для каждого автомобиля.

Таким образом, ФИО1, как директором Учреждения, были приняты все необходимые меры для обеспечения адресности и целевого характера использования бюджетных средств, а также для обеспечения списания ГСМ в соответствии с установленными нормами.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Полагает, что нарушение подчиненным должностным лицом возложенных на него трудовых обязанностей, образующее состав административного правонарушения, не является основанием для привлечения к административной ответственности соответствующего должностного лица - руководителя этого работника, в противном случае это противоречило бы положениям ст. ст. 1.5 и 2.2 КоАП РФ, закрепляющим принцип виновной ответственности за административное правонарушение.

Субъективная сторона общественно опасного деяния, ответственность за которое установлена ст. 15.14 КоАП РФ, характеризуется только умышленной формой вины, когда уполномоченное должностное лицо сознавало противоправный характер своего действия по оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным бюджетной сметой, предвидело возможность наступления вредных последствий для охраняемых законом бюджетных отношений и желало наступления таких последствий (прямой умысел) или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично (косвенный умысел) (решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 02.09.2016 № 7/2-447/2016, письмо Министерства финансов РФ от 27.02.2012 № 02-07-10/534).

Вместе с тем, в материалах дела доказательства, устанавливающие наличие в действиях ФИО1 умысла на совершение противоправного деяния, ответственность за которое установлена ст. 15.14 КоАП РФ, отсутствуют.

Более того, в Постановлении Департамент прямо указывает на наличие в действиях ФИО1 формы вины в виде неосторожности, что исключает наличие состава правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.

Согласно протоколу, ФИО1 привлекается к административной ответственности за списание горюче-смазочных материалов в завышенных объемах в результате неправильного применения повышающих коэффициентов.

В соответствии с правовой позицией, выраженной в постановлении Верховного Суда РФ от 07.10.2016 № 304-АД16-12516 по делу № А45- 20757/2015, объективная сторона правонарушения (прим. ст. 15.14 КоАП РФ) характеризуется совершением конкретной платежно-расчетной операции по нецелевому расходованию средств, указанное правонарушение считается оконченным с момента осуществления такой операции.

Аналогичная позиция отражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.05.2005 № 16246/04, согласно которому объективная сторона указанного правонарушения (прим. ст. 15.14 КоАП РФ) характеризуется совершением конкретной платежно-расчетной операции по расходованию средств и завершенностью в момент осуществления операции.

То есть, основанием для привлечения к административной ответственности по данной статье является факт нецелевого использования бюджетных средств, то есть совершение конкретной расчетно-платежной операции по расходованию таких средств.

Списание ГСМ, как факт хозяйственной жизни имеет своей целью уменьшение остатков ГСМ, числящихся на балансе Учреждения. При списании, расчетно-платежные операции, направленные на расходование бюджетных средств, не производятся.

ГСМ списывается на расходы по фактическому расходу на основании путевых листов, в соответствии с установленными приказом директора нормами расхода топлива.

Следовательно, в Постановлении осуществляется подмена понятий "списание ГСМ" и "расходы на приобретение ГСМ", а допущенные Учреждением нарушения при списании ГСМ выдаются за платежно-расчетную операцию.

Таким образом, в действиях ФИО1 отсутствует как субъективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ - умысел, так и событие самого правонарушения - направление средств краевого бюджета и оплата денежных обязательств не в соответствии с их целевым назначением, кроме того - заявитель не является субъектом вменяемого ему правонарушения.

На основании изложенного просит постановление № 21-017/ДЛ/17 от 05.08.2021 о назначении административного наказания, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ, вынесенное заместителем руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края ФИО5 в отношении директора ГКУ КК «Управление ПБ, ЧС и ГО» ФИО1, по вышеуказанным основаниям отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Должностное лицо - директор ГКУ КК «Управление по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне» ФИО6, а также его представитель в судебном заседании настаивали на удовлетворении доводов жалобы.

Представитель заинтересованного лица – департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края в судебном заседании просил оставить обжалуемое постановление в силе, возражая против доводов жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, приобщенном к материалам дела.

Выслушав пояснения заявителя и его представителя, представителя заинтересованного лица, проверив представленные материалы, изучив доводы жалобы, письменных объяснений, нахожу постановление заместителя руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края ФИО5 от 05.08.2021 года №21-017/ДЛ/17 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законным и обоснованным.

В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ суд не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Административная ответственность по ст. 15.14 КоАП РФ наступает за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Объективную сторону указанного административного правонарушения составляет неправильное использование получателем указанных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, в том числе, оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям и условиям, определенным договором (соглашением), которые отражаются в принятом законе о бюджете, сводной бюджетной росписи, которая составляется финансовым органом соответственно Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования и утверждается руководителем этого органа.

Субъектом данного правонарушения могут быть как должностные лица организаций - получателей бюджетных средств, так и сами организации - получатели.

Бюджетным нарушением, в соответствии с п. 2 ст. 306.1 Бюджетного кодекса РФ, признается действие (бездействие), нарушающее бюджетное законодательство Российской Федерации, иные нормативно правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, совершенное лицом, не являющимся участником бюджетного процесса, и которое влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Главой 30 Бюджетного кодекса РФ установлено, что нецелевое использование бюджетных средств является нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

Закрепленный в ст. 38 Бюджетного кодекса РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

На основании абз. 4 ст. 162 Бюджетного кодекса РФ, участник бюджетного процесса обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Согласно ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

Как следует из материалов рассматриваемого дела, ГКУ КК «Управление по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне» является получателем бюджетных средств (далее также – Учреждение).

Поводом для вынесения постановления от 05.08.2021 № 21-017/ДЛ/17 послужил установленный факт нецелевого использования бюджетных средств Краснодарского края в размере 3 117,74 рублей в результате списания в 2021 году ГСМ при использовании транспортных средств ЛАДА 212140 2013 года выпуска, гос. номер и ЛАДА 212140 2013 года выпуска, гос. номер в завышенном объеме (67,43 литров).

Приказом министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края от 09.06.2020 № 63-л «О назначении ФИО1» ФИО1 назначен директором государственного казенного учреждения Краснодарского края «Управление по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне».

Согласно пункту 5.1 Устава Учреждения, утвержденного приказом министерства гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края от 18.02.2020 № 32 права и обязанности руководителя регламентируются трудовым договором, заключаемым с руководителем министерством гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края.

Между Министерством, в лице министра ФИО7 и ФИО1, заключен трудовой договор от 09.06.2020 (далее - Трудовой договор с ФИО1).

Согласно пункту 5.3 Устава руководитель в соответствии с законодательством осуществляет полномочия, в том числе обеспечивает рациональное использование имущества, в том числе финансовых средств, принадлежащих Учреждению.

Согласно пункту 9 Трудового договора с ФИО1 руководитель обязан обеспечивать целевое и эффективное использование денежных средств Учреждения, а также имущества, переданного Учреждению в оперативное управление в установленном порядке.

Согласно пункту 6 Трудового договора с ФИО1 руководитель является единоличным исполнительным органом учреждения, осуществляющим текущее руководство его деятельностью.

Субъектами правонарушения выступают, в том числе, должностные лица.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностным лицом в КоАП РФ (примечание к статье 2.4) понимается в том числе лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, государственных и муниципальных организациях.

Согласно Постановлению Пленума Верховного суда РФ от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» к организационно-распорядительным функциям, относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия. Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24 разъяснено, что под входящими в служебные полномочия действиями (бездействиями) должностного лица понимается такие действия (бездействие), которое оно имеет право и (или) обязано совершить в пределах его служебной компетенции.

Доводы, приводимые заявителем в жалобе на постановление департамента, по своему существу сводятся к несогласию с выводами проведенного департаментом контрольного мероприятия в части выявления фактов нецелевого использования бюджетных средств Учреждением. Считает, что списание ГСМ не образует объективной стороны ст. 15.14 КоАП РФ, утверждая акты на списание ему не было известно о том, что при расчете подлежащего списанию ГСМ был неправильно применен повышающий коэффициент.

Как следует из материалов дела, Министерством гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарской края расходными расписаниями от 25 декабря 2020 № 820/00048/001 и от №820/00048/002 Учреждению на 2021 финансовый год доведены лимиты бюджетных обязательств в сумме 733 441 900,0 рублей и бюджетные ассигнования в сумме 3 000 000,0 рублей.

Приказом директора Учреждения ФИО1 от 30.12.2020 №387 утверждена учетная политика для целей бюджетного учета на 2021 (далее - Учетная политика 2021).

Согласно пункту 3.3 раздела IV Учетной политики 2021 «Учет отдельных видов имущества и обязательств» в целях организации списания по бюджетному учету затрат горюче-смазочных материалов Учреждением применяются Методические рекомендации «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утвержденные Распоряжением Министерства транспорта РФ от 14.03.2008 №АМ-23-р (далее - Распоряжение Минтранса №АМ-23-р), на основании которых установлены нормы расхода для каждого автомобиля и утверждены приказом" директора Учреждения.

Ежегодно приказом руководителя утверждаются период применения зимней надбавки к нормам расхода ГСМ и ее величина.

ГСМ списывается на расходы по фактическому расходу на основании путевых листов, но не выше норм, установленных приказом руководителя Учреждения.

Нормы расходов ГСМ для автомобильной техники Учреждения установлены:

- на период с 1 декабря 2020 года по 28 февраля 2021 года» приказом директора Учреждения ФИО1 от 16.11.2020 № 324 «Об установлении норм расхода горюче-смазочных материалов для автомобильной техники ПСУ КК «Управление ПБ, ЧС и ГО»,

- на период с 1 марта 2021 года по 30 ноября 2021 года» приказом директора Учреждения ФИО1 от 17.02.2021 № 53 «Об установлении норм расхода горюче-смазочных материалов для автомобильной техники ГКУ КК «Управление ПБ, ЧС и ГО».

Согласно Распоряжению Минтранса №АМ-23-р при нормировании расхода топлив различают базовое значение расхода топлив, которое определяется для каждой модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы, и расчетное нормативное значение расхода топлив, учитывающее выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля.

Дополнительно Учреждением, в соответствии с пунктом 5 Распоряжения Минтранса №АМ-23-р к базовой норме расхода топлива применены следующие повышающие коэффициенты:

- 10%, транспортное средство находится в эксплуатации более 8 лет или общий пробег составляет более 150 тыс. км пробега;

- 5% транспортное средство находится в эксплуатации более 5 лет или общий пробег составляет более 100 тыс. км пробега;

- 5%, при эксплуатации транспортного средства в зимний период;

- 7%, при использовании кондиционера (климат-контроля);

- 15%, при работе автотранспорта в населенных пунктах с численностью населения от 250 тысяч до 1 млн. человек;

- 5%, при работе автотранспорта в населенных пунктах с численностью населения до 100 тысяч человек.

Проверкой правильности применения повышающих коэффициентов установлено следующее.

Согласно инвентарным карточкам учета нефинансовых активов (ф.0504031) № 63691945, 63691946 и паспортам транспортного средства 63НС512758, 63НС512775, год изготовления транспортных средств ЛАДА 212140 гос. номер и ЛАДА 212140 гос. номер - 2013 год, дата ввода в эксплуатацию - 03.09.2013.

С учетом года ввода в эксплуатацию указанных транспортных средств применение повышающего коэффициента 10% по сроку эксплуатации возможно только с 03.09.2021.

Согласно представленным путевым листам за 2021 год, общий пробег транспортного средства:

- ЛАДА 212140 гос. номер (показания одометра) по состоянию на 30.04.2021 составил 143 289 км. (путевой лист № 33 от 30.04.2021),

- ЛАДА 212140 гос. номер (показания одометра) по состоянию на 30.04.2021 составил 132 422 км. (путевой лист № 466 от 30.04.2021).

Учреждением осуществлено списание горюче-смазочных материалов, на основании актов о списании материальных запасов, составленных комиссией по списанию материальных ценностей и основных средств, назначенной приказами Учреждения от 16.06.2020 № 156, от 21.04.2021 № 121: от 02.03.2021 № 122, от 25.03.2021 № 193, от 29.04.2021 № 197, от 04.06.2021 № 233.

На основании вышеуказанных актов о списании материальных запасов, утвержденных директором Учреждения ФИО1, осуществлено списание горюче-смазочных материалов, в том числе по транспортным средствам ЛАДА 212140 2013 года выпуска, гос. номер и ЛАДА 212140 2013 года выпуска, гос. номер за 2021 год в объемах, превышающих установленную норму.

Учреждением не представлены документы, подтверждающие обоснованность и законность применения повышающего коэффициента в размере 10% в период с 1 января 2021 по 30 апреля 2021 года в отношении транспортных средств ЛАДА 212140 2013 года выпуска гос. номер и ЛАДА 212140 2013 года выпуска гос. номер .

Документы, подтверждающие факт эксплуатации указанной техники более 8 лет, Учреждением не представлены.

Для определения целевого или нецелевого характера использования бюджетных средств учитываются в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.

Принцип целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации (Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2009 № 3-АД09-3).

Таким образом, Учреждением в нарушение пункта 3.3 раздела IV Учетной политики 2021 и норм, установленных Распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 № АМ-23-р в 2021 году произведено списание ГСМ при использовании транспортных средств ЛАДА 212140 2013 года выпуска, гос. номер и ЛАДА 212140 2013 года выпуска, гос. номер в завышенном объеме (67,43 литров) на общую сумму 3 117,74 рублей.

На основании вышеизложенного в нарушение подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ, условий, установленных пунктом 3.3 раздела IV Учетной политики 2021 и норм, установленных Распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 № АМ-23-р директором Учреждения ФИО1 допущено нецелевое использование средств краевого бюджета на общую сумму 3 117,74 рублей в результате списания ГСМ (67,43 литров), в объеме, превышающем установленные нормы, при использовании транспортных средств ЛАДА 212140 2013 года выпуска, гос. номер и ЛАДА 212140 2013 года выпуска, гос. номер .

Таким образом, должностное лицо - директор ГКУ КК «Управление по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне» ФИО1 правильно привлечен к административной ответственности по ст.15.14 КоАП РФ.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменения обжалуемых актов должностного лица, в том числе, по доводам жалобы, не имеется.

Вместе с тем, исходя из оценки фактических обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, полагаю, что в данном случае нет оснований для освобождения заявителя от административной ответственности.

Доказательств невозможности исполнения назначенного наказания заявителем не представлено, равно как не представлено и доказательств того, что наложенный на должностное лицо административный штраф является чрезмерным и может повлечь избыточное ограничение его прав.

Бремя доказывания по делу распределено верно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ, принцип презумпции невиновности соблюден.

Иные доводы, изложенные в жалобе, не влияют на правильность выводов должностного лица. Процессуальных нарушений по делу не допущено. При указанных обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы и отмены либо изменения оспариваемого заявителем постановления должностного лица не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ,

решил:

Постановление заместителя руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края ФИО5 от 05.08.2021 года №21-017/ДЛ/17 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу директора ГКУ КК «Управление по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне» ФИО1 - без удовлетворения.

Решение вступает в силу со дня его принятия.

Судья Первомайского

районного суда г. Краснодара В.В.Попова