ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-814/2021 от 28.09.2021 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

КОПИЯ

Дело

УИД 41RS0-84

ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

КАМЧАТСКОГО КРАЯ

683009 Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский,

<адрес>

РЕШЕНИЕ

«28» сентября 2021 года г. Петропавловск-Камчатский

Судья Петропавловск - Камчатского городского суда Камчатского края Образцова Ольга Юрьевна, при секретаре Глухих Е.Ю. рассмотрев жалобу защитника Черновой А.А. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Краевого государственного унитарного предприятия «Камчатский водоканал»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - должностное лицо) от ДД.ММ.ГГГГ Краевое государственное унитарное предприятие «Камчатский водоканал» (далее – КГУП «Камчатский водоканал», Предприятие) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, защитник Чернова А.А. обратилась в суд с жалобой, в которой просила постановление отменить, производство по делу прекратить. Указала, что требование о наличии очистных сооружений для применения коэффициента 0,5 при расчёте платы за негативное воздействие на окружающую среду от выпусков централизованной системы водоотведения или городских округов Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ не предусмотрено. Ссылаясь на актуализированную схему водоотведения Елизовского городского поселения, указала, что технологическая зона выпуска «26» км отнесена к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов, в связи с чем, коэффициент 0,5 при расчёте применён правильно. Кроме того выявленные ошибки являются техническими опечатками и будут устранены в ходе корректировки после получения актов сверки от административного органа, истребованных на основании письма от ДД.ММ.ГГГГ.

Законный представитель КГУП «Камчатский водоканал» ФИО1, защитник Чернова А.А. о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, при рассмотрении жалобы участия не принимали.

Защитник Гончаренко Ю.М. в судебном заседании доводы жалобы поддержала, просила учесть ошибочное указание специалистом Предприятия массы нитрит-иона в тоннах, а не килограммах в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Кроме того, поскольку очистные сооружения на выпуске КОС «Чавыча» отсутствуют, считает, что коэффициент 0,5 применён правильно.

Выслушав пояснения защитника Гончаренко Ю.М., проверив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующему.

В силу ст.ст. 24.1, 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. По делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Статьей 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 1, 2, 3, 4, 5 ст. 16.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (далее - платежная база).

Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля.

Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления.

При определении платежной базы учитываются объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, превышающие такие нормативы, выбросы и сбросы (включая аварийные), технологические нормативы, а также учитываются лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.

Информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

На основании ч. 1, 2 ст. 16.3 Федерального закона № 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин. Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, а также за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности.

В силу ч. 6.1 ст. 16.3 Федерального закона № 7-ФЗ при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду за сбросы загрязняющих веществ организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, при сбросе загрязняющих веществ, не относящихся к веществам, для которых устанавливаются технологические показатели наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов (далее - технологически нормируемые вещества), дополнительно к иным коэффициентам применяется коэффициент 0,5 (за исключением периода реализации организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, программ повышения экологической эффективности, планов мероприятий по охране окружающей среды).

На период реализации организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, программ повышения экологической эффективности или планов мероприятий по охране окружающей среды при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду при сбросах загрязняющих веществ в отношении всей массы сбросов загрязняющих веществ (за исключением массы сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов) вместо коэффициентов, указанных в абзацах шестом и восьмом пункта 5 настоящей статьи, применяется коэффициент 1.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 255 утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее – Правила ).

Согласно пп. «а», «б» п. 2 Правил плата исчисляется и взимается за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду: а) выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); б) сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ).

В силу п. 9 Правил платежной базой является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов.

Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля: а) для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ; б) в отношении каждого класса опасности отходов.

В соответствии с п. 12(1) Правил при отсутствии разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимитов на выбросы загрязняющих веществ, разрешений на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов на сбросы загрязняющих веществ, при исчислении платы используют формулы, указанные в пунктах 18(2), 20, 21 и 21(1) настоящих Правил.

Формула расчёта платы за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ при отсутствии комплексных экологических разрешений, выданных в установленном законодательством Российской Федерации порядке приведена в пункте 21.1 Правил .

На основании ч. 8 ст. 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Как следует из материалов дела и обжалуемого постановления, основанием привлечения КГУП «Камчатский водоканал» к административной ответственности послужили результаты плановой выездной проверки, проведённой на основании приказов Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ-КНД, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ на объектах: КОС «<данные изъяты>» по <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском, код объекта П I категория негативного воздействия на окружающую среду, чрезвычайно высокого риска хозяйственной деятельности; выпуске сточных вод «Долиновка» по <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском, код объекта Т, II категория негативного воздействия на окружающую среду, категория риска – значительная; выпуске сточных вод <данные изъяты>» км по <адрес> в <адрес>, код объекта Т, II категория негативного воздействия на окружающую среду, категория риска – средняя.

В ходе проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ КГУП «Камчатский водоканал», находящимся по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, представлена искажённая экологическая информация о платёжной базе в Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год.

Так по выпуску «Чавыча» в отсутствие разрешения на сброс масса по взвешенным веществам, БПК, аммоний-ион, нитритам, нитратам, АПАВ, хлоридам, сульфатам, фосфатам, нефти и нефтепродуктам определена в пределах нормативов допустимых сбросов (далее – НДС), однако должна считаться как сверхлимитная, что повлекло существенное занижение платы за негативное воздействие на окружающую среду.

По выпуску «Долиновка» неверно указана масса нитрит-иона. В соответствии с отчётностью 2-тп (водхоз) за 2020 год масса составила 36,38 кг, однако в декларации о плате указан сброс в объёме 36,38 тонн.

По выпуску «26 км» неверно применён коэффициент 0,5, в то время, как очистные сооружения под данному выпуску отсутствуют.

Юридическому лицу вменено несоблюдение требований ст. 16.2, ч. 1, 2 ст. 16.3 Федерального закона № 7-ФЗ, п. 21.1 Правил .

Вина юридического лица в совершении административного правонарушения установлена должностным лицом административного органа на основании совокупности доказательств, исследованных в ходе рассмотрения дела: протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, копий приказа –КНД от ДД.ММ.ГГГГ и уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, копий приказов от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ, разрешения , формы -ТП (водхоз).

Вместе с тем обжалуемое постановление подлежит изменению ввиду следующего.

Из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Предприятие имело разрешение на сброс загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимого сброса от ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ срок действия указанного разрешения на сброс загрязняющих веществ в пределах НДС продлён до ДД.ММ.ГГГГ.

Из разрешения на сброс загрязняющих веществ от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что в пределах НДС подлежат сбросу нитрат-ион, АПАВ, хлориды, сульфаты (л.д. 100).

В обжалуемом постановлении содержится вывод о том, что плата по указанным веществам рассчитывается в пределах НДС, в то время, как по взвешенным веществам, БПК, аммоний-ион, фосфатам, железу, нефтепродуктам, которые согласно декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, поступают в водный объект, плата должна рассчитываться как сверхлимитная.

Однако, установив данное обстоятельство, должностное лицо административного органа одновременно пришло к выводу, что юридическое лицо необоснованно в пределах НДС произвело расчёт платы как по веществам, не указанным в разрешении от ДД.ММ.ГГГГ, так и по нитратам, АПАВ, хлоридам, сульфатам, которые указаны в разрешении на сброс.

С учётом изложенного считаю необходимым исключить из обжалуемого постановления указание на недостоверность расчёта платы за негативное воздействие на окружающую по выпуску «Чавыча» по нитратам, АПАВ, хлоридам, сульфатам.

Таким образом, прихожу к выводу о доказанности события административного правонарушения в части невыполнения юридическим лицом расчёта сверхлимитной массы по выпуску «Чавыча» по взвешенным веществам, БПК, аммоний-ион, фосфатам, железу, нефтепродуктам.

Доказательства виновности юридического лица в указанной части получены в соответствии с требованиями закона, не вызывают сомнений в своей достоверности, им дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

С учётом изложенного, должностное лицо административного органа, пришло к правильному выводу о виновности КГУП «Камчатский водоканал» в совершении указанного административного правонарушения, в связи с чем, его действия правильно квалифицированы по ст. 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Выводы о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения подробно мотивированы в обжалуемом постановлении, соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона, в связи с чем, оснований не согласиться с указанными выводами не усматриваю.

Каких-либо документов, опровергающих выводы должностного лица административного органа о неверном расчёте в пределах НДС платы за негативное воздействие на окружающую среду по выпуску «Чавыча» защитником не представлено.

Согласно п. 24 Правил при исчислении платы лица, обязанные вносить плату, вправе самостоятельно осуществлять корректировку (уменьшение) ее размера, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 23 настоящих Правил.

Принимая во внимание, что после выявления события административного правонарушения и до настоящего времени юридическим лицом не произведена корректировка размера платы за негативное воздействие на окружающую среду, которая фактически уменьшена по выпуску «Чавыча», прихожу к выводу о доказанности события административного правонарушения в указанной части.

Доводы жалобы были предметом исследования и проверки, в обжалуемом постановлении им дана надлежащая оценка, оснований не согласиться с которой не усматриваю.

Каких-либо неустранимых сомнений в виновности КГУП «Камчатский водоканал» при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Административное наказание Предприятию назначено в соответствии с требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях, с учетом характера совершенного административного правонарушения, отсутствия смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, в минимальном размере, установленном санкцией ст. 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, что способствует достижению его цели и является справедливым.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено.

Вместе с тем из буквального толкования части 6.1 статьи 16.3 Федерального закона № 7-ФЗ следует, что при сбросе загрязняющих веществ, не относящихся к веществам, для которых устанавливаются технологические показатели наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод (технологически нормируемые вещества), дополнительно к иным коэффициентам применяется коэффициент 0,5.

Таким образом указанный дополнительный коэффициент применяется организациями, при сбросе загрязняющих веществ, которые не относятся к технологически нормируемым веществам.

При этом в случае сброса технологически нормируемых веществ указанный дополнительный коэффициент 0,5 не подлежит применению при расчёте платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Из обжалуемого постановления усматривается, что юридическому лицу вменяется применение коэффициента 0,5 по веществам АПАВ, хлориды, сульфат ион, нефтепродукты, железо, которые не входят в перечень веществ, для которых устанавливаются технологические показатели наилучших доступных технологий.

Между тем с учётом буквального толкования части 6.1 статьи 16.3 Федерального закона № 7-ФЗ прихожу к выводу, что юридическое лицо не нарушило требования указанной нормы, поскольку коэффициент 0,5 применяется при сбросе загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам, что в данном случае и сделано КГУП «Камчатский водоканал».

Выводы о виновности юридического лица в нарушении указанного требования основаны на неверном толковании части 6.1 статьи 16.3 Федерального закона № 7-ФЗ.

Так коэффициент 0,5 не применяется организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений и городских округов, при сбросе загрязняющих веществ, которые относятся к технологически нормируемым веществам.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1430 утверждены технологические показатели наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов (далее – Технологические показатели ).

В соответствии с пунктом 3 Технологических показателей технологические показатели устанавливаются отдельно для очистных сооружений, предназначенных для очистки смешанных (городских) сточных вод, и для очистных сооружений, предназначенных для очистки поверхностных сточных вод, с учетом мощности очистных сооружений, а также категорий водных объектов или их частей, в которые осуществляется сброс сточных вод.

При этом Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1379 утверждены Правила отнесения водных объектов к категориям водных объектов для целей установления технологических показателей наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов (далее – Правила ).

Согласно п. 2 Правил отнесение водных объектов к категориям осуществляет Федеральное агентство водных ресурсов.

Из системного толкования указанных норм следует, что при сбросе загрязняющих веществ, относящихся к веществам, для которых устанавливаются технологические показатели наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод через очистные сооружения, дополнительный коэффициент 0,5, предусмотренный ч. 6.1 ст. 16.3 Федерального закона № 7-ФЗ не применяется организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений и городских округов при расчёте платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В этой связи доводы жалобы заслуживают внимания, в связи с чем, из постановления подлежит исключению указание на неверное применение коэффициента 0,5 по выпуску «26 км».

Давая оценку расчёту платы за негативное воздействие на окружающую среду, нахожу доводы жалобы в части технической ошибки при указании массы нитрит-иона по выпуску «<данные изъяты>» заслуживающими внимания, поскольку расчёт с учётом массы 36,38, указанной в тоннах повлёк увеличение размера платы за негативное воздействие на окружающую среду и внесение излишних сумм в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, что свидетельствует об отсутствии умысла у юридического лица на искажение сведений в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (л.д. 97).

При таких обстоятельствах считаю необходимым исключить из описания события административного правонарушения ссылку на неверное указание массы нитрит-иона по выпуску «Долиновка» в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

В связи, с чем обжалуемое постановление в указанной части подлежит изменению.

Уменьшение объёма обвинения не влечёт снижения назначенного Предприятию административного наказания, поскольку оно определено в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст. 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Краевого государственного унитарного предприятия «Камчатский водоканал», изменить.

Исключить из описания события административного правонарушения указание на недостоверность расчёта платы за негативное воздействие на окружающую по выпуску «Чавыча» по нитратам, АПАВ, хлоридам, сульфатам; на неверное применение коэффициента 0,5 по выпуску «26 км»; на неверное указание массы нитрит-иона по выпуску «Долиновка» в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

В остальной части постановление оставить без изменения, а жалобу защитника Черновой А.А., без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения либо получения его копии.

Судья О.Ю. Образцова