РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
Судья Ханты-Мансийского районного суда ХМАО-Югры Сосновская О.А.,
с участием:
лица, привлекаемого к административной ответственности – Дарибабиной Е.В., ее защитника – ФИО3,
представителя Счетной палаты <данные изъяты> – ФИО4, действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Дарибабиной Е.В. на постановление мирового судьи <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, которым должностное лицо – <данные изъяты> Дарибабина Елена Владимировна, ДД.ММ.ГГГГ г.р., привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.15.15.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо – <данные изъяты> Дарибабина Е.В. привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.15.15.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Дарибабина Е.В. обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить и прекратить производство по делу, указав, что основной целью предоставления субсидии Фонду является финансирование расходов на оплату услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах. Денежные средства, полученные Фондом от Департамента ЖКХ и энергетики <данные изъяты> по соглашению от ДД.ММ.ГГГГ№, имели статус субсидии до их перечисления на расчетный счет подрядной организации. При поступлении денежных средств на расчетный счет <данные изъяты> данные денежные средства перестают соответствовать признакам субсидии, поскольку подрядной организацией услуги по капитальному ремонту (строительному контролю) были оказаны не по авансовой системе, а за счет собственных средств (без использования субсидии). В соответствии с п.№ договора от ДД.ММ.ГГГГ оплата оказанных исполнителем услуг производится в течение 20 рабочих дней с даты утверждения заказчиком акта приемки выполненных работ. При получении денежных средств за счет субсидии, предоставленной Фонду, подрядная организация явно не будет расходовать их на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, поскольку как таковые расходы ею были возмещены за счет собственных средств, а будет расходовать на свои нужды, что теряет актуальность и целесообразность контроля главным распорядителем бюджетных средств и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий, предусмотренного п.3 ст.78.1 БК РФ. Кроме того, считает, что мировым судьей неправомерно не применены положения ст.2.9 КоАП РФ.
В судебном заседании Дарибабина Е.В. и ее защитник ФИО3 жалобу поддержали в полном объеме, указав на отсутствие состава правонарушения в действиях Дарибабиной Е.В., просили постановление отменить и прекратить производство по делу; либо применить положения ст.2.9 КоАП РФ, изложив доводы, аналогичные тем, которые приведены в жалобе.
Представитель административного органа ФИО4 с жалобой не согласился, просил отказать в ее удовлетворении, указав, что Дарибабиной Е.В. нарушены условия предоставления субсидии, требования ч.3 ст.78.1 КоАП РФ, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.15.5 КоАП РФ; оснований для признания правонарушения малозначительным нет, так как состав правонарушения формальный, не требует наступления последствий.
Суд, заслушав стороны, изучив доводы жалобы и письменные материалы дела, установил следующее.
Постановлением мирового судьи <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Дарибабина Е.В. привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.15.15.5 КоАП РФ за то, что, являясь <данные изъяты>, находясь по месту исполнения своих должностных обязанностей по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ при заключении договора с подрядной организацией <данные изъяты> на оказание услуг по осуществлению строительного контроля №, вследствие ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей, заключающихся в совершении сделок от имени Фонда и надлежащее их оформление, допустила нарушение возглавляемым ей юридическим лицом, являющимся получателем субсидии из бюджета <данные изъяты>, условий их предоставления, выразившееся в не включении в указанный договор согласия Исполнителя на осуществление главным распорядителем бюджетных средств, предоставившим субсидии и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения им условий, целей и порядка предоставления субсидий, чем нарушила требования ч.3 ст.78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при следующих обстоятельствах.
ДД.ММ.ГГГГ между <данные изъяты> и <данные изъяты> заключено Соглашение «О предоставлении из бюджета <данные изъяты> субсидии, предусмотренной государственное программой на ДД.ММ.ГГГГ» №, предметом которого является предоставление получателю (Фонду) из бюджета автономного округа в ДД.ММ.ГГГГ субсидии для финансирования части стоимости работ (услуг) по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах.
Приложением № к Соглашению №, содержащим перечень многоквартирных домов, услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в них, оплата которых осуществляется получателем за счет предоставляемой субсидии, предусмотрено выполнение работ по ремонту многоквартирного дома по адресу: <адрес>, в том числе, по виду работ - строительный контроль.
ДД.ММ.ГГГГ между <данные изъяты> в лице <данные изъяты> Дарибабиной Е.В. и <данные изъяты> заключен договор № на оказание услуг по осуществлению строительного контроля при выполнении работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и (или) внутридомовой инженерной системы, оборудования в многоквартирных домах в <адрес>, в том числе, в многоквартирном доме, расположенном <адрес>. Работы по строительному контролю в указанном многоквартирном доме приняты Фондом ДД.ММ.ГГГГ.
В нарушение ч.3 ст.78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п.№ Соглашения № о предоставлении субсидии, в указанный договор не включено согласие Исполнителя на осуществление главным распорядителем бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий.
Административная ответственность по ч.2 ст.15.15.5 КоАП РФ предусмотрена за нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, - и влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии.
Согласно ч.1 ст.78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с п.3 ст.78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при предоставлении субсидий, обязательными условиями их предоставления, включаемыми в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий и (или) в нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие порядок их предоставления, и договоры (соглашения), заключенные в целях исполнения обязательств по данным договорам (соглашениям), являются согласие соответственно получателей субсидий и лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение затрат получателей субсидий, на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий и запрет приобретения за счет полученных средств, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат получателей субсидий, иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением целей предоставления указанных средств иных операций, определенных нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими порядок предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.
Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации или нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами) уполномоченных ими соответственно федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов), органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Предоставление <данные изъяты> субсидий из бюджета <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ с целью оказания финансового содействия собственникам помещений в многоквартирных домах для своевременного проведения капитального ремонта, предусмотрено в рамках реализации мероприятия № «Обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов» подпрограммы № «Содействие проведению капитального ремонта многоквартирных домов», Государственной программы автономного округа «Жилищно-коммунальный комплекс и городская среда», утвержденной постановлением Правительства <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно пункту № Раздела № «Механизм реализации государственной программы» Государственной программы на ДД.ММ.ГГГГ реализация мероприятий осуществляется в соответствии с порядками, утвержденными приложениями №. Приложение № является Порядком реализации мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов.
В соответствии с пунктом № Порядка №, порядок устанавливает механизм предоставления из бюджета автономного округа государственной поддержки капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах расположенных на территории автономного округа, осуществляемого в соответствии с Программой капитального ремонта.
<данные изъяты> создана на основании распоряжения Правительства <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ№ «<данные изъяты>» путем его учреждения, основной целью деятельности которого является организация и обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных дома, расположенных на территории автономного округа, в том числе финансового обеспечения, формирования средств и имущества для такого ремонта, в автономном округе.
Согласно Уставу Фонда, утвержденным решением наблюдательного совета от ДД.ММ.ГГГГ№, для достижения своих целей Фонд осуществляет вид деятельности (функции), в том числе:
осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете (счетах) Фонда, контроль за осуществлением указанных функций, в случае передачи их органам местного самоуправления муниципальных образований автономного округа (или) муниципальным бюджетным и казенным учреждениям на основании соответствующего договора, в порядке определенном данным договором, в том числе (<данные изъяты>):
-обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в объеме и в сроки, определенные окружной программой, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете Фонда;
-осуществление контроля за качеством и сроками оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и за соответствием таких услуг (или) работ требованиям проектной документации, а также прием выполненных работ по капитальному ремонту;
финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете (счетах) Фонда, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением, при необходимости, средств, полученных из иных источников, в том числе, средств государственной и муниципальной поддержки (<данные изъяты>).
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между <данные изъяты> и <данные изъяты> заключено «Соглашение о предоставлении из бюджета <данные изъяты> субсидии, предусмотренной государственной программой <данные изъяты>, <данные изъяты>» №. Предметом Соглашения на ДД.ММ.ГГГГ является предоставление получателю (Фонд) из бюджета автономного округа в ДД.ММ.ГГГГ субсидии для финансирования части стоимости работ (услуг) по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах.
Согласно п.№ указанного Соглашения при заключении договора (соглашения) в целях исполнения обязательств по настоящему Соглашению Получатель обеспечивает включение в условия договора (соглашения) согласия лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями), на осуществление главным распорядителем бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органом государственного финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления Субсидии.
Приложением № «Перечень многоквартирных домов, услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в них, оплата которых осуществляется получателем за счет предоставляемой субсидии» к Соглашению на ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено выполнение работ по ремонту многоквартирного дома по адресу - <адрес>, в том числе по виду работ «строительный контроль».
ДД.ММ.ГГГГ между <данные изъяты> в лице <данные изъяты> Дарибабиной Е.В. и <данные изъяты> заключен договор от № на оказание услуг по осуществлению строительного контроля при выполнении работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и/или внутридомовой инженерной системы, оборудования в многоквартирных домах в <адрес> (12 объектов многоквартирных домов, в том числе в многоквартирном доме по адресу <адрес>).
При этом, в нарушение положений пункта 3 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункта № Соглашения о предоставлении субсидии на ДД.ММ.ГГГГ№ при заключении Договора с <данные изъяты>№ в целях исполнения обязательств по Соглашению на ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> не обеспечено включение в такой договор согласия Исполнителя, на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, составленным в отношении Дарибабиной Е.В. (л.д.№); копией приказа № от ДД.ММ.ГГГГ председателя Счетной палаты <данные изъяты>ФИО5 «О проведении контрольного мероприятия» (л.д.№); копией Устава <данные изъяты>, утвержденного <данные изъяты> (л.д.№); карточкой образцов подписей к лицевым счетам № на ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым отобран образец подписи <данные изъяты> Дарибабиной Е.В. (л.д.№); копией Соглашения № о предоставлении из бюджета <данные изъяты> субсидии, предусмотренной государственной программой <данные изъяты>, <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№); копией договора № от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по осуществлению строительного контроля, заключенного между <данные изъяты> и <данные изъяты> (л.д.№); актом приемки выполненных работ и оказанных услуг по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме №<адрес> (л.д.№).
В соответствии с ч.1 ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Из материалов дела следует, что Дарибабина Е.В. является законным представителем (<данные изъяты>) <данные изъяты>, единоличным исполнительным органом, который осуществляет руководство текущей деятельностью, выполняет организационно-распорядительные и административно- хозяйственные функции <данные изъяты>.
Согласно пунктам № и № Устава <данные изъяты> предусмотрено, что к компетенции <данные изъяты> относится совершение, в пределах компетенции, сделок от имени <данные изъяты>, в соответствии с финансовым планом <данные изъяты>; <данные изъяты>, обеспечивает надлежащее оформление всех совершаемых <данные изъяты> сделок.
В силу пункта № Положения <данные изъяты>, утвержденного <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ№, пункта № Трудового договора с <данные изъяты>, заключенного ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность, в том числе, полную индивидуальную материальную.
Таким образом, вследствие ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей, заключающихся в ненадлежащем оформлении договора № с <данные изъяты> по осуществлению строительному контроля, <данные изъяты> Дарибабиной Е.В. допущены нарушения Бюджетного законодательства, выразившиеся в нарушении условий предоставления субсидии.
Указанное свидетельствует о нарушение Дарибабиной Е.В. требований ч.3 ст.78.1 Бюджетного кодекса РФ и образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.15.5 КоАП РФ, в ее действиях.
Доводы жалобы суд находит несостоятельными, поскольку они опровергаются материалами дела, а также основаны на неверном толковании норм закона.
Доводы о том, что заключение договора с подрядной организацией не относится к условиям предоставления субсидии, а является условием её использования, и, как следствие, не образует состава правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.15.5 КоАП РФ, является ошибочным, поскольку положения ч.3 ст.78.1 Бюджетного кодекса РФ, нарушение которых установлено в судебном заседании, регламентируют условия предоставления субсидий и обязательны для исполнения Получателем субсидии.
Правонарушение Дарибабиной Е.В. совершено при использовании субсидии, но при этом нарушены условия ее предоставления. Условия предоставления субсидии должны соблюдаться как до, так и после предоставления субсидии, то есть в процессе ее использования. Несоблюдение этих условий образует объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.15.5 КоАП РФ.
При этом законодатель не предусмотрел каких-либо исключений, исходя из характера и условий заключаемого договора, при которых требования ч.3 ст.78.1 Бюджетного кодекса РФ могут не соблюдаться.
Источником финансирования услуг по договору от ДД.ММ.ГГГГ являлись средства бюджета <данные изъяты>, предоставленные <данные изъяты> в качестве субсидии по Соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, требования, содержащиеся в ч.3 ст.78.1 Бюджетного кодекса РФ и п№ Соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ, подлежали обязательному исполнению <данные изъяты>.
Ссылку заявителя на разъяснения, содержащиеся в письме Минфина РФ от 27.03.2018, суд не принимает во внимание, поскольку данный документ не является нормативно-правовым актом, подлежащим обязательному исполнению.
Процессуальных нарушений, допущенных по делу, суд не усматривает.
Таким образом, Дарибабина Е.В. обоснованно привлечена к ответственности по ч.2 ст.15.15.5 КоАП РФ. Наказание назначено в пределах санкции статьи, в минимальном размере.
Также суд не находит снований для признания вменяемого административного правонарушения малозначительным.
Так, малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Применение названной нормы является правом, а не обязанностью суда.
В силу п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу названных норм и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Исходя из диспозиции части 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ, предусмотренный данной нормой состав правонарушения является формальным. Объективную сторону состава правонарушения образует факт нарушения получателем субсидии, условий ее предоставления.
Наступление в результате этих действий каких-либо последствий в конструкцию объективной стороны данного состава правонарушения законодателем не включено.
Объектом указанного административного правонарушения выступают экономические интересы государства, выражающиеся в обеспечении соблюдения одних из основополагающих принципов бюджетной системы Российской Федерации, установленных статьей 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а именно принципа эффективности и адресности расходования бюджетных средств.
Устанавливая административную ответственность за нарушение юридическим лицом условий предоставления субсидии без установления квалифицирующих признаков, законодатель констатировал значимость регулируемых общественных отношений.
Учитывая вышеизложенное, нахожу, что правонарушение, инкриминируемое Дарибабиной Е.В., признаков малозначительности не содержит, оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ в данном случае не имеется.
Постановление мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Дарибабиной Е.В. является законным, обоснованным и мотивированным, соответствует требованиям ст.29.10 КоАП РФ, в связи с чем, оснований для его отмены, изменения суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, которым должностное лицо – <данные изъяты> Дарибабина Елена Владимировна, ДД.ММ.ГГГГ г.р., привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.15.15.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей, - оставить без изменения, жалобу Дарибабиной Е.В. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу с даты его вынесения.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда О.А.Сосновская