№12- 815/2016
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Кострома 29 декабря 2016 года
Судья Свердловского районного суда г. Костромы Кудряшова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ЯБ., ее представителя – Ж., с участием представителя Управления государственного автодорожного надзора по Костромской области К., рассмотрев в судебном заседании жалобу ЯБ., родившейся <дата> в <адрес>, проживающей по адресу: <адрес><адрес><адрес>, работающей в ООО «Академия качества» оператором, на постановление заместителя начальника управления – заместителя главного государственного инспектора госавтодорнадзора Управления государственного автодорожного надзора по Костромской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта К. № 016221 от 06.12.2016, которым должностное лицо ООО «Деловые линии» ЯБ., привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.11.14.3 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде штрафа в сумме 20 000 (двадцать тысяч) рублей,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя начальника управления – заместителя главного государственного инспектора госавтодорнадзора Управления государственного автодорожного надзора по Костромской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта К. № 016221 от 06.12.2016 должностное лицо, оператор ООО «Деловые линии» ЯБ., признана виновной в том, что она, 30.11.2016, находясь на своем рабочем месте и исполняя свои обязанности, оформила накладную № 16-01591033756 от 30.11.2016 к перевозке груза («тест-предмет» (коробку с имитацией взрывного устройства) по предоставленным сотрудником УФСБ России по Костромской области, выступавшим в качестве клиента, документам, содержащим недостоверные данные об отправителе, не удостоверившись в принадлежности предоставленных документов лицу их предъявившему, а также без представления клиентом необходимых сведений (данных) и информации о свойствах груза и условиях его перевозки, то есть ненадлежащим образом исполнила свои обязанности, нарушив требования ч.ч. 1, 4 ст. 4 Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», чем совершила правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.11.14.3 КоАП РФ, за которое ей назначен административный штраф в размере 20 000 рублей.
ЯБ. принесла жалобу на указанное постановление, в которой выражает несогласие с принятым решением, ссылаясь на следующее:
-она не является лицом, ответственным за приемку грузов к отправке, на нее обязанности по осуществлению контроля по приемке к отправке грузов и проверке данных о физическом лице, осуществляющем отправку, не возлагались, соответствующие документы в ООО «Деловые линии» не запрашивались, в материалы дела не представлены, административное расследование по делу не проводилось и данные обстоятельства не выяснялись и не исследовались, указанное подтверждает довод ее жалобы о том, что дело об административном правонарушении рассмотрено не полно и не всесторонне. При этом она, как экспедитор, в ходе приемки груза, руководствуясь Федеральным законом № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», а также положениями письма Министерства транспорта РФ от 17.11.2016, запросила у клиента документы на груз, сопроводительные документы были представлены и ею лично проверены, а также проверены данные о физическом лице, выступающем стороной транспортной экспедиции. Водительское удостоверение, предъявленное ей лицом, отправителем груза, в списке недействительных документов не значится, было предоставлено в оригинале, визуально фотография лица, изображенного на удостоверении совпадала с внешними данными лица, предоставившего документ. Сопроводительные документы на отправляемый груз также были запрошены, предоставлены и проверены. Указанные обстоятельства свидетельствуют, что нарушения экспедитором не допущены.
-протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным на то лицом, так как согласно п. 44 ч.2 ст. 28.3 КоАП РФ не предусмотрено, что протоколы об административных правонарушениях по ч.1 ст. 11.14.3 КоАП РФ могут составлять должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный транспортный надзор;
- постановление по делу об административном правонарушении вынесено должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, что по смыслу ст. ст. 28.8., 29.1 КоАП РФ недопустимо, и данный довод подтверждается правоприменительной практикой (Обзор судебной практики по административным делам за 2004 год и 9 месяцев 2005 года Пермского краевого суда).
Просит постановление об административном правонарушении отменить и прекратить производство по делу.
В судебном заседании ЯБ. доводы жалобы поддержала, пояснила, что не является работником ООО «Деловые линии», работает в ООО «Академия качества», которое оказывает услуги по договору ООО «Деловые линии».
Представитель заявителя ЯБ. – Ж. в суде доводы доверителя поддержал.
Представитель Управления государственного автодорожного надзора по Костромской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта К. считал, что вынесенное им постановление является законным. Вывод о том, что ЯБ. является должностным лицом ООО «Деловые линии» им сделан исходя из материалов, представленных УФСБ по КО.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, суд приходит к следующему.
Часть 1 ст.11.14.3 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение экспедитором обязанностей проверять достоверность представленных клиентом необходимых документов и сведений (данных), информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Из представленных материалов усматривается, что 29.11.2016 начальником УФСБ России по Костромской области вынесено распоряжение № 181 н/с от 29.11.2016 о проведении мероприятия по изучению эффективности системы мер антитеррористической и противодиверсионной защищенности объекта с использованием «тест-предмета» в области транспортно-экспедиционной деятельности в ООО «Деловые Линии» (ОСП г. Кострома), реализацией которого стала проведенная 30.11.2016 в период с 15.00 до 15.20 часов по адресу: <адрес>, сотрудниками УФСБ России по Костромской области совместно с сотрудниками УГАДН по Костромской области Ространснадзора спец.операция «...», в ходе которой оператор ООО «Деловые линии», ЯБ., находясь на своем рабочем месте и исполняя свои обязанности, оформила накладную № 16-01591033756 от 30.11.2016 к перевозке груза («тест-предмет» (коробку с имитацией взрывного устройства) по предоставленным сотрудником УФСБ России по Костромской области, выступавшим в качестве клиента, документам, содержащим недостоверные данные об отправителе, не удостоверившись в принадлежности предоставленных документов лицу их предъявившему, а также без представления клиентом необходимых сведений (данных) и информации о свойствах груза и условиях его перевозки, нарушив требований ч.ч. 1, 4 ст. 4 Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». По результатам проведенного мероприятия сотрудниками УФСБ России по Костромской области 30.11.2016 составлен акт № 9146/нс, с которым ознакомлены директор ОСП г.Кострома ООО «Деловые линии» С. и он дал пояснения, также пояснения были даны ЯБ., в которых она указала, работая в ООО «Деловые линии» оператором, приняла груз, предварительно проверив документы отправителя, сверив представленное водительское удостоверение с внешностью представившего его лица, расхождений не заметила и приняла у него груз на отправку.
30.11.2016 зам. начальника управления – заместителя главного государственного инспектора госавтодорнадзора Управления государственного автодорожного надзора по Костромской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта К. в отношении ЯБ. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.11.14.3 КоАП РФ, согласно которому ЯБ. вменено нарушение экспедитором требований проверять достоверность предоставленных клиентом необходимых документов и сведений, выразившееся в том, что лицо, передающее груз на отправку, представило чужой документ, удостоверяющий личность (водительское удостоверение), таким образом, достоверность используемого документа не была ею проверена.
06.12.2016 тем же должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении вынесено постановление о назначении ЯБ. наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делам об административных правонарушениях должно осуществляться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.
Согласно статье 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно ч.1 ст. 28.3 КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Согласно ч. 1 ст. 23.36 КоАП РФ органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере транспорта, рассматривают дела об административных правонарушениях, в том числе по ч. 1 ст. 11.14.3 КоАП РФ.
Согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 года N 398 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта", Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в том числе, в сфере автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения), а также обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене.
Согласно пп. «е» п. 11 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2013 года N 880 при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) государственный транспортный инспектор вправе: в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, составлять протоколы об административных право нарушениях и рассматривать дела об административных право нарушениях.
В связи с изложенным, довод заявителя о том, что протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом на то должностным лицом не основан на законе.
Довод заявителя, со ссылкой на ст.28.8, 29.1, 29.4, 29.9 КоАП РФ и правоприменительную практику о том, что составление протокола об административном правонарушении и вынесение постановления одним лицом недопустимо несостоятелен, так как Кодекс об административных правонарушениях не содержит запрета на составление протокола и вынесение постановления по делу об административном правонарушении одним и тем же должностным лицом.
При таких обстоятельствах постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.11.14.3 КоАП РФ и протокол об административном правонарушении составлены и вынесены уполномоченным на то должностным лицом.
В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Исходя из положений, закрепленных в примечании к статье 2.4 КоАП РФ, должностными лицами, которые могут быть привлечены к административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности, являются совершившие такие правонарушения руководители и иные работники организаций в связи с выполнением ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.
Частью 1 статьи 4 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» установлено, что экспедитор обязан оказывать услуги в соответствии с договором транспортной экспедиции. При заключении договора транспортной экспедиции экспедитор обязан проверить достоверность предоставляемой клиентом необходимой информации (данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, выступающих стороной договора транспортной экспедиции), после чего отразить ее в договоре. Внесение в договор транспортной экспедиции такой информации без проверки ее достоверности не допускается.
Согласно представленным материалам, объяснениям лица, привлеченного к административной ответственности ЯБ., установлено, что она работает в ООО «Деловые линии» в должности оператора, при этом данных о том, что входит в ее должностные обязанности в материалах дела не содержится, ее должностная инструкция не запрашивалась и должностным лицом, рассмотревшим дело об административном правонарушении, не исследовалась, что не позволило полно и всесторонне рассмотреть дело.
Кроме того, согласно протоколу об административном правонарушении, ЯБ. вменялось лишь то, что она не проверила достоверность документов, удостоверяющих личность лица, отправляющего груз, а постановлением должностного лица она привлечена к административной ответственности также и за то, что не проверила информацию о свойствах груза и условиях его перевозки, что недопустимо, так как нарушает право ЯБ. на защиту.
Таким образом, требования ст. 24.1 КоАП РФ при производстве по делу не выполнены, при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом допущены существенные нарушения процессуальных требований, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, что является основанием для отмены вынесенного по делу постановления.
Поскольку сроки давности привлечения к административной ответственности не истекли, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ суд отменяет вынесенное должностным лицом постановление и направляет дело на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 30.5-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд,
РЕШИЛ:
Жалобу ЯБ. удовлетворить. Постановление заместителя начальника управления – заместителя главного государственного инспектора госавтодорнадзора Управления государственного автодорожного надзора по Костромской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта К. от 06.12.2016 отменить с направлением материала на новое рассмотрение.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение 10 суток со дня получения его копии.
Судья: Кудряшова А.В.