ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-815/2023 от 04.09.2023 Благовещенского городского суда (Амурская область)

Дело № 12-815/2023

РЕШЕНИЕ

04 сентября 2023 года г. Благовещенск

Судья Благовещенского городского суда Амурской области Коршунова Т.А.,

при секретаре Матвеевой Н.М.,

с участием защитника Ковалевской Н.Н., представителя Контрольной-счетной палаты Амурской области Кузьмина В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Лужнова Д.В. на постановление мирового судьи Амурской области по Благовещенскому городскому судебному участку № 1 от 06 июля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном по ч.1 ст. 15.15.3 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи Амурской области по Благовещенскому городскому судебному участку № 1 от 06 июля 2023 года по делу об административном правонарушении Лужнов Д.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.15.3 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, Лужнов Д.В. подал в Благовещенский городской суд Амурской области жалобу, в которой указал, что результаты использования субсидии достигнуты, что свидетельствует о целевом и эффективном использовании средств областного бюджета, выделенных в 2022 года в виде субсидии бюджетам муниципальных образований. Деяние не повлекло вредных последствий, существенных нарушений охраняемых общественных отношений. Просил прекратить производство по делу в связи с малозначительностью.

Срок подачи жалобы не пропущен.

В судебном заседании защитник доводы жалобы поддержала в полном объеме.

Представитель Контрольной-счетной палаты Амурской области возражал против доводов жалобы, указав, что в процессе контрольных мероприятий были установлены нарушения порядка предоставления субсидий. Основания для признания правонарушения малозначительным не имеется. Назначен минимальный штраф.

В настоящее судебное заседание иные участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом, не явились, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы судье не поступало. При таких обстоятельствах, судья определил, рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела в полном объеме, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении обязательному выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а так же причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а так же иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с ч. 3 ст. 139 БК РФ цели и условия предоставления расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта РФ устанавливаются законами субъекта РФ (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

В силу п. 1 ст. 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации, который также определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, согласно ст. 6 которого межбюджетными трансфертами являются средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации (статья 6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации).

Административная ответственность по ч. 1 ст. 15.15.3 КоАП РФ наступает за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 КоАП РФ и статьей 15.14 КоАП РФ, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Согласно протоколу об административном правонарушении, Постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 № 453 утверждена государственная программа «Охрана окружающей среды в Амурской области» (далее - Государственная программа). В составе Государственной программы утверждена подпрограмма «Развитие водохозяйственного комплекса и охрана окружающей среды в Амурской области» (далее - Подпрограмма), координатором которой является министерство природных ресурсов Амурской области.

В рамках Подпрограммы предусмотрено мероприятие «Капитальный ремонт гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности».

Порядок предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований на софинансирование капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности, является Приложением № 6 к Государственной программе (далее - Порядок).

Порядок устанавливает цели, условия предоставления и распределения субсидий, источником финансового обеспечения которых являются средства областного бюджета, бюджетам муниципальных образований на софинансирование капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности (далее — Субсидии), критерии отбора муниципальных образований для предоставления Субсидий и методику распределения Субсидий между муниципальными образованиями.

Согласно пункту 2 Порядка Субсидии предоставляются в целях предотвращения аварий на гидротехнических сооружениях.

Главным распорядителем средств областного бюджета по предоставлению Субсидий является министерство природных ресурсов Амурской области.

Постановлением губернатора Амурской области от 01.09.2015 № 222 утверждено Положение о министерстве природных ресурсов Амурской области (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 4.1 Положения министерство природных ресурсов Амурской области (далее - Министерство) возглавляет министр природных ресурсов Амурской области, назначаемый на государственную должность и освобождаемый от нее губернатором Амурской области. В проверяемом периоде Министерство возглавлял министр природных ресурсов Амурской области Лужков Дмитрий Валерьевич, назначенный распоряжением Губернатора Амурской области от 11.02.2021 № 62-лс.

Согласно пункту 4 Порядка условиями предоставления и расходования Субсидий являются: наличие правовых актов муниципального образования, утверждающих перечень мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляются Субсидии, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов области; наличие в бюджете муниципального образования (сводной бюджетной росписи местного бюджета) бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства муниципального образования, в целях софинансирования которого предоставляется Субсидия, в объеме, необходимом для его исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из областного бюджета Субсидии; заключение соглашения в соответствии с пунктом 11 Порядка; требование о предоставлении заключения государственной экспертизы о достоверности сметной стоимости в случае, если предоставление Субсидий связано с проведением капитального ремонта объектов недвижимого имущества.

Из обстоятельств дела, акта проверки по результатам контрольного мероприятия от 03.05.2023г. следует, что в нарушение пункта 4 Порядка условия предоставления субсидий Министерством не соблюдены, а именно: отсутствует правовой акт Магдагачинского района, утверждающий перечень мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия (муниципальная программа); по трем муниципальным образованиям (Тамбовский, Константиновский и Сковородинский районы) отсутствуют заключения государственной экспертизы о достоверности сметной стоимости капитального ремонта гидротехнических сооружений.

В соответствии с пунктом 5 Порядка критериями отбора муниципальных образований для предоставления субсидий являются: наличие утвержденных сметных расчетов стоимости выполнения мероприятий; объявление чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования, связанной с дождевыми паводками, наводнениями, в случае предоставления субсидии на разработку проектно-сметной документации; наивысшее значение индекса экономической эффективности реализации мероприятий, указанных в пункте 2 Порядка.

В нарушение пункта 5 Порядка индекс экономической эффективности реализации мероприятий в отношении всех муниципальных образований Министерством не рассчитывался.

Согласно пункту 6 Порядка субсидии предоставляются по заявкам муниципальных образований области, подаваемым главному распорядителю до 15 августа года, предшествующего очередному финансовому году. К заявкам муниципальных образований прилагаются: информация о необходимости, актуальности, целесообразности проведения мероприятий; сведения о техническом состоянии и характеристиках, в том числе опасных факторах, которые присущи объекту капитального ремонта; сведения об оценке риска аварий гидротехнических сооружений; сведения о размере вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения; копии утвержденных муниципальных программ; выписка из решения представительного органа местного самоуправления о размере средств местного бюджета, предусмотренных на финансирование мероприятий; копия сметного расчета стоимости выполнения мероприятия, копия акта об утверждении расчета стоимости.

В нарушение пункта 6 Порядка заявки (с приложениями документов) на предоставление субсидий администрациями муниципальных образований Сковородинский, Магдагачинский районы в Министерство не подавались.

Согласно пунктам 7, 8 Порядка Министерство осуществляет отбор муниципальных образований в соответствии с условиями и критериями отбора, указанными в пунктах 4 и 5 Порядка, для предоставления Субсидий, а также определяет индекс экономической эффективности реализации мероприятий.

В нарушение пунктов 7, 8 Порядка отбор муниципальных образований для предоставления Субсидий Министерством фактически не осуществлялся, индекс экономической эффективности реализации мероприятий в целях предотвращения аварий на гидротехнических сооружениях Министерством не определялся.

Согласно пункту 11 Порядка предоставление субсидий осуществляется на основании заключенного между главным распорядителем и органом местного самоуправления муниципального образования соглашения о предоставлении субсидий в соответствии с пунктом 8 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам, утвержденных Постановлением Правительства Амурской области от 23.03.2009 № 95 (далее — Правила).

В целях реализации пункта 9 Правил, Приказом Минфина Амурской области от 01.11.2019 № 229 утверждена Типовая форма соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 3.2 типовой формы соглашения субсидия предоставляется при соответствии Соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования положениям пункта 8 Правил.

В соответствии с подпунктом «н» пункта 8 Правил Соглашение заключается в соответствии с типовой формой и должно содержать обязательства и порядок заключения муниципальным образованием договоров на авторский и строительный контроль в случае, если предоставление субсидий связано со строительством (реконструкцией), капитальным ремонтом объектов недвижимого имущества.

В нарушение пункта 11 Порядка Соглашения, заключенные Министерством с муниципальными образованиями от 11.02.2022 № 927, от 11.02.2022 № 925, от 11.02.2022 № 921, от 19.04.2022 № 1407, от 10.02.2022 № 924, не соответствуют типовой форме, утвержденной министерством финансов Амурской области, не предусматривают обязательства и порядок заключения муниципальными образованиями договоров на авторский и строительный контроль по объектам капитального ремонта гидротехнических сооружений.

Таким образом, министерством природных ресурсов нарушены условия и порядок предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований на софинансирование капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности.

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении министра природных ресурсов Лужнова Д.В. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.3 КоАП РФ и привлечения его к административной ответственности.

Оснований подвергать сомнению указанные выводы не имеется. Собранные по делу доказательства являются последовательными и согласуются между собой, их достоверность и допустимость проверены, обстоятельств, которые могли бы поставить под сомнение содержащиеся в них сведения, не имеется, оценка доказательствам дана по правилам, установленным ст. 26.11 КоАП РФ.

Оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ по малозначительности совершенного правонарушения не усматривается, поскольку допущенное административное правонарушение посягает на установленный порядок предоставления (расходования) субсидий, в том числе на эффективное использование средств бюджетов, обеспечение гласности и прозрачности в сфере предоставления (расходования) субсидий, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в указанной сфере. Нарушение требований законодательства при расходовании субсидий умаляет авторитет государственных органов, нарушает интересы государства и права граждан.

Существенных процессуальных нарушений, а также нарушений норм материального права при производстве по делу допущено не было. Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ. Постановление по делу отвечает положениям ст. 29.10 КоАП РФ, наказание назначено в минимальном размере в пределах санкции ч. 1 статьи 15.15.3 КоАП РФ, с учетом положений ст. ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены обжалуемого постановления не имеется, оно является законным и обоснованным, подлежит оставлению без изменения, а жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи Амурской области по Благовещенскому городскому судебному участку № 1 от 06 июля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном по ч.1 ст. 15.15.3 КоАП РФ, вынесенное в отношении министра природных ресурсов Амурской области Лужнова Д.В., оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в порядке, установленном ст.ст. 30.12.-30.14 КоАП РФ в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090, г. Владивосток, ул. Светланская, д. 54).

Судья Т.А. Коршунова