ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-817/16 от 23.11.2016 Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл)

Дело № 12-817/2016

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление об административном правонарушении

424028

г. Йошкар-Ола 23 ноября 2016 года

ул.Баумана д.91-А

Судья Йошкар-Олинского городской суда Республики Марий Эл Сабирьянов Р.Я.,

с участием лица, привлеченного к административной ответственности, - ФИО1,

представителя Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл ФИО2, действующего на основании доверенности от 28 апреля 2016 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании материал об административном правонарушении по жалобе ФИО1 на постановление о назначении административного наказания от 07 октября 2016 года руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл, которым

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес> зарегистрированная по адресу: <адрес>, являющаяся главным бухгалтером Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл, ранее к административной ответственности за совершение однородных правонарушений не привлекавшаяся,

признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл от 07 октября 2016 года ФИО1, как должностное лицо, привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Не согласившись с постановлением, ФИО1 обратилась в суд с жалобой, в которой просила указанное постановление отменить, прекратить производство по делу. В обоснование жалобы указала, что в ходе плановой проверки соблюдения условий предоставления и использования средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд) в рамках подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России» в 2015 г., должностными лицами УФК Республики Марий Эл установлено искажение данных Отчета о бюджетных обязательствах ф.0503128 за 2015 г. (по мнению должностных лиц УФК по Республики Марий Эл).

Согласно пункту 2.3.2. раздела 2 Договора от 03 июня 2008 г. о долевом финансировании региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и (или) переселению граждан из аварийного жилищного фонда» (в редакции Соглашения от 28 марта 2013 г. ), заключенного Республикой Марий Эл с Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд), Субъект Российской Федерации (Республика Марий Эл) обязуется распределять и перечислять муниципальным образованиям, претендующим в соответствии с заявкой Субъекта Российской Федерации на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, средства бюджета Субъекта Российской Федерации, полученные за счет средств Фонда.

Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Марий Эл является главным администратором доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл «Безвозмездные поступления в бюджеты субъектов Российской Федерации от государственной корпорации Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда» и в соответствии с пунктом 2.2.1. Дополнительного соглашения от 12 января 2015 г. к договору от 03 июня 2008 г. о долевом финансировании региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и (или) переселению граждан из аварийного жилищного фонда берет на себя обязательство по направлению в местные бюджеты средств республиканского бюджета Республики Марий Эл, в пределах полученных за счет средств Фонда, а не в пределах утвержденных лимитов предоставления финансовой поддержки на соответствующий год.

Пунктом 2.1. Дополнительного соглашения от 12 января 2015 г. к договору от 03 июня 2008 г. о долевом финансировании региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и (или) переселению граждан из аварийного жилищного фонда (в редакции соглашения от 16 декабря 2015 г. ) предусмотрено, что Фонд обязуется в соответствии с решениями правления Фонда, указанными в пункте 1 настоящего Соглашения, предоставить финансовую поддержку в сумме 512 694 677 рублей (пятьсот двенадцать миллионов шестьсот девяносто четыре тысячи шестьсот семьдесят семь рублей) 06 копеек на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

Следует отметить, что уведомления о доведении лимитов до субъектов Российской Федерации Фондом не доводятся (в отличие от того механизма, который действует при направлении межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации за счет средств федерального бюджета).

Указанные выше денежные средства не являются субсидиями, предоставленными за счет средств федерального бюджета, и не относятся к межбюджетным трансфертам.

В 2015 году в Республику Марий Эл поступило средств Фонда в сумме 459 138 361,04 рублей.

Кроме того, на 1 января 2015 года образовался остаток средств Фонда в сумме 20 014 229,15 рублей, в связи с возвратом в республиканский бюджет Республики Марий Эл муниципальными образованиями неиспользованных средств Фонда по обязательствам 2014 года. Общая сумма средств Фонда в 2015 году составила 479 152 590,19 рублей.

Учитывая изложенное выше Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Марий Эл приняло на себя обязательство по перечислению поступивших средств Фонда в сумме 479 152 590,19 рублей.

Пункт 3 ст. 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации министерством не нарушен, так как получателями субсидий являются муниципальные образования, они заключают муниципальные контракты на приобретение жилых помещений для муниципальных нужд в рамках реализации республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы», соответственно они, как получатели субсидий, принимают бюджетные обязательства, а министерство является уполномоченным органом только по перечислению средств в местные бюджеты.

Учитывая изложенное выше, считает необоснованным вывод УФК по Республике Марий Эл о нарушении порядка ведения бюджетных обязательств на сумму не поступивших из Фонда 53556316,02 рублей.

На основании изложенного выше считает, что включение в отчет о бюджетных обязательствах (ф. 0503128) сведений о фактически поступивших средствах Фонда не является нарушением обязательным требований, предъявляемых к формированию бюджетной отчетности.

Искажение основных форм бюджетной отчетности за 2015 год не допущено.

В силу п. 1.1 ст. 20 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», порядок осуществления контроля за межбюджетными трансфертами применяется только к осуществлению контроля за использованием средств Фонда. Порядок учета межбюджетных трансфертов не применяется к учету средств Фонда в силу отсутствия указаний на это в Федеральном законе от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ.

Кроме этого, в связи с включением в отчет фактически поступивших средств Фонда, какая либо угроза охраняемым общественным отношениям отсутствует, т.к. искажения основных форм бюджетной отчетности за 2015 год не допущено.

При рассмотрении дела об административном правонарушении руководителем УФК по Республики Марий Эл не было квалифицировано вменяемое ей нарушение в качестве малозначительного.

В судебном заседании ФИО1 доводы и требования жалобы поддержала, пояснила аналогично изложенному в жалобе.

Представитель административного органа ФИО2 считает, что постановление является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела об административном правонарушении, дополнительные материалы дела , проверив доводы жалобы, законность и обоснованность постановления, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.

В соответствии со статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрена административная ответственность за представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно статье 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.

В соответствии с п. 3 ст. 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетная отчетность включает: отчет об исполнении бюджета; баланс исполнения бюджета; отчет о финансовых результатах деятельности; отчет о движении денежных средств; пояснительную записку.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», бухгалтерский учет - формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», бухгалтерская (финансовая) отчетность - это информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями Федерального закона от 06. 12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Согласно пункта 1 статьи 10 названного Закона, данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.

Частью 1 статьи 13 указанного Федерального закона установлено, что бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

Как установлено по материалам дела, в ходе плановой выездной проверки соблюдения условий предоставления и использования средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее – Фонд) в рамках подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в 2015 году, установлено искажение данных Отчета о бюджетных обязательствах ф. 0503128 за 2015 год.

Министерством с Фондом на 2015 год заключено Соглашение от 16 декабря 2015 года об изменении Дополнительного соглашения от 12 января 2015 года к Договору от 03 июня 2008 года на предоставление финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в сумме 512694677,06 рублей.

Согласно пункта 3.3 Соглашения от 28 марта 2013 года о внесении изменений в Договор от 03 июня 2008 года , средства финансовой поддержки, предназначенные для реализации региональных адресных программ субъекта Российской Федерации, перечисляются Фондом в соответствии с Порядком перечисления средств Фонда.

В соответствии с пунктом 3.5 Порядка перечисления средств Фонда, утвержденного решением Правления Фонда от 13 ноября 2015 года , средства Фонда перечисляются по мере представления в Фонд реестра контрактов, содержащего сведения результатов реализации текущего этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, определяемых суммой цен заключенных контрактов на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, на строительство многоквартирных домов, на выплату выкупной цены собственникам жилых помещений, расположенных в аварийном жилищном фонде (далее - Реестр контрактов).

Реестр контрактов за подписью Главы Республики Марий Эл на 2015 год по состоянию на 24 декабря 2015 года составлен на стоимость приобретаемых помещений по средствам Фонда по 73 контрактам, заключенным муниципальными образованиями, на сумму 511312325,69 рублей, по состоянию на 20 мая 2016 года - по 74 контрактам на сумму 512694677,06 рублей.

Поскольку указанные денежные средства в названных соглашениях предназначались в бюджет Республики Марий Эл для реализации адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то возникшие правоотношения регулируются бюджетным законодательством.

В соответствии с пунктом 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации, получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Согласно пункта 140 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 6.12.2010 № 162н, в показатели принятых бюджетных обязательств включаются обязательства по предоставлению в текущем финансовом году из соответствующего бюджета межбюджетных трансфертов, обусловленные нормативным правовым актом, соглашением.

В соответствии с пунктом 318 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 1.12.2010 № 157н, учет принятых (принимаемых) обязательств и (или) денежных обязательств осуществляется на основании документов, подтверждающих их принятие в соответствии с перечнем, установленным учреждением в рамках формирования учетной политики, с учетом требований по санкционированию оплаты принятых (принимаемых) денежных обязательств, установленных финансовым органом.

По окончании текущего финансового года при наличии неисполненных обязательств (денежных обязательств) в следующем финансовом году они должны быть приняты к учету (перерегистрированы в Журнале регистрации обязательств (ф. 0504064)) на очередной финансовый год в объеме, запланированном к исполнению (Приложение N 5 к Приказу Минфина России от 30.03.2015 N 52н).

Как следует из карточки счета 502.11 «Принятые обязательства на текущий финансовый год», Министерством принято бюджетных обязательств по обязательствам 2015 года на сумму поступившей в 2015 году финансовой поддержки за счет средств Фонда в соответствии с доведенными предельными объемами финансирования в размере 459138361,04 рублей, которое следовало отразить, в соответствии с Соглашением от 16 декабря 2015 г. об изменении дополнительного соглашения от 12 января 2015 г. , в сумме 512694677,06 рублей.

В соответствии с пунктом 71 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 1.12.2010 № 191н, на основании данных по счету аналитического учета 502.11 «Принятые обязательства на текущий финансовый год» заполняется графа 7 «Принятые бюджетные обязательства» Отчета о бюджетных обязательствах форма 0503128.

В результате отражения по кредиту счета 502.11 «Принятые обязательства на текущий финансовый год» бюджетных обязательств по средствам Фонда по доведенным в 2015 году предельным объемам финансирования, что меньше данных Соглашения от 16 декабря 2015 г. об изменении Дополнительного Соглашения от 12 января 2015 г. на сумму 53556316,02 рублей (512694677,06 -9138361,04), на эту сумму искажены отчетные данные в графах 7 «Принятые бюджетные обязательства всего» и 11 «Не исполнено принятых бюджетных обязательств» Отчета о бюджетных обязательствах ф. 0503128.

Согласно частей 1 и 3 статьи 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем. Руководитель обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера.

Как следует из приказа Министерства от 27 августа 2006 года , ФИО1 назначена на должность начальника отдела финансирования и бухгалтерского учета главного бухгалтера.

В соответствии с должностным регламентом начальника отдела финансирования и бухгалтерского учета - главного бухгалтера Министерства, главный бухгалтер Министерства ФИО1 обеспечивает полный учет поступающих денежных средств из республиканского и федерального бюджета, ведет учет лимитов бюджетных обязательств Министерства, представляет сводный годовой бухгалтерский отчет в вышестоящие организации.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть1 статьи26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Факт совершения ФИО1 административного правонарушения подтверждается: Соглашение от 16 декабря 2015 года об изменении Дополнительного соглашения от 12 января 2015 года к Договору от 03 июня 2008 года -ЗС на предоставление финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда; реестры контрактов на 2015 год по состоянию на 24 декабря 2015 года и по состоянию на 20 мая 2016 года; карточка счета 502.11 «Принятые обязательства на текущий финансовый год» за 2015 год; Отчет о бюджетных обязательствах ф. 0503128 за 2015 г.; приказ Министерства от 27.12.2006 , платежным поручениями от 12 января 2015 года, от 24 февраля 2015 года, от 08 апреля 2015 года, от 09 июня 2015 года, о 28 июля 2015 года, от 08 сентября 2015 года, от 24 ноября 2015 года, о 16 декабря 2015 года, от 22 января 2016 года, от 14 июня 2016 года.

При таких обстоятельствах должностное лицо пришло к обоснованному выводу о совершении ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного статьёй 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Названные выше доказательства, которым в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дана надлежащая оценка, являются достаточными для установления вины должностного лица - главного бухгалтера Министерства в совершении указанного административного правонарушения.

Неустранимых сомнений в виновности главного бухгалтера ФИО1, вопреки доводам жалобы, материалы дела не содержат.

Другие доводы, изложенные в жалобе, также не содержат указаний на нарушения, которые повлияли или могли повлиять на полное, всестороннее и объективное рассмотрение дела, и в целом сводятся к несогласию с оценкой доказательств, данной должностным лицом при рассмотрении дела, что не может служить основанием для отмены обжалуемого постановления, поскольку правила оценки доказательств, установленные статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом, рассматривавшим дело, нарушены не были.

Обсужден вопрос и возможном признании малозначительности совершенного заявителем правонарушения.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение от административной ответственности и ограничиться устным замечанием при малозначительности совершенного административного правонарушения.

Согласно пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (статьи 4.1-4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.

В данном случае существенная угроза общественным отношениям выразилась в нарушении бюджетного законодательства и в пренебрежительном отношении к публичным правовым обязанностям.

Таким образом, суд не нашел основания для признания правонарушения малозначительным и освобождения заявителя от административной ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим нарушителем, так и другими лицами.

При назначении наказания должностным лицом были учтены требования статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наказание назначено с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности виновной и других заслуживающих внимание обстоятельств.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л:

Постановление Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл от 07 октября 2016 года в отношении главного бухгалтера Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл ФИО1 о наложении административного наказания в виде штрафа в размере 10000 рублей по статье 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – оставить без изменения, жалобу ФИО1 без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл, либо жалоба может быть подана непосредственно в Верховный Суд Республики Марий Эл, в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья- Р.Я. Сабирьянов