Дело № 12-818/2021
УИД 23RS0040-01-2021-007936-60
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
г. Краснодар 02 декабря 2021 г.
Первомайский районный суд г. Краснодара в составе
председательствующего судьи Поповой В.В.,
при секретаре Мусави А.Е.,
с участием:
представителя заявителя Скиба Н.С., действующего на основании доверенности №2321/01 от 30.09.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе администрации муниципального образования город Краснодар на постановление от 29.07.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное заместителем начальника отдела судебных приставов по Центральному округу г. Краснодара управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю ФИО3,
установил:
На основании исполнительного листа Арбитражного суда Краснодарского края судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Центральному округу города Краснодара от 14.05.2021 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 81321/21/23042-ИП с формулировкой: «Обязать администрацию муниципального образования город Краснодар заключить с потребительским гаражно-строительным кооперативом № 60 (ИНН 2312060190 ОГРН 1032307164174) договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:43:0414022:4 на срок до сорока девяти лет, площадью 11 748 кв. м, по адресу: г. Краснодар, ул. Уральская, 133/1, для размещения капитальных гаражей.».
22.07.2021 судебным приставом составлен протокол об административном правонарушении АП № 288/21/23042, совершенном администрацией муниципального образования город Краснодар, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
04.08.2021 в администрацию поступило постановление по делу об административном правонарушении от 29.07.2021, вынесенное заместителем начальника отдела судебных приставов по Центральному округу города Краснодара Управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю ФИО3, которым администрация признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Администрация полагает, что вышеуказанное постановление вынесено незаконно, а также считает привлечение к административной ответственности неправомерным.
Не согласившись с указанным выше постановлением, представитель администрации муниципального образования <адрес> обратился в суд с жалобой, полагая, что указанное постановление вынесено необоснованно и незаконно, и подлежит отмене.
Представитель заявителя в судебном заседании настаивал на отмене указанного постановления. Суду пояснил, что событие вмененного администрации административного правонарушения в протоколе об административном правонарушении судебным приставом - исполнителем описано ненадлежащим образом. Судебный пристав-исполнитель в нарушение указанных выше норм в протоколе об административном правонарушении не отразил дату направления должнику постановления о взыскании исполнительского сбора, так судебным приставом - исполнителем ненадлежащим образом описано событие, при котором совершено административное правонарушение, т.е. в протоколе об административном правонарушении не отражен квалифицирующий признак. Кроме того, в администрации отсутствуют сведения о получении постановления от 23.06.2021 о назначении нового срока исполнения со сроком до 12.07.2021. Таким образом, в действиях администрации отсутствует событие данного административного правонарушения.
На основании изложенного просит суд отменить постановление по делу об административном правонарушении от 29.07.2021, вынесенное заместителем начальника отдела судебных приставов по Центральному округу города Краснодара Управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю ФИО3, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Представитель отдела судебных приставов по Центральному округу г. Краснодара управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, о времени месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом.
Исходя из положений частей 2 и 3 статьи 25.1 КоАП РФ судья вправе рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие указанного лица при соблюдении следующих условий: у судьи имеются данные о надлежащем извещении лица о времени и месте рассмотрения дела; этим лицом не заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Таким образом, поскольку были предприняты меры для извещения отдела судебных приставов по Центральному округу г. Краснодара управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю, суд считает рассмотреть жалобу в отсутствие представителя.
В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Выслушав доводы представителя заявителя, проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, судья приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, полномочием налагать взыскание в виде штрафных санкций на должника в случае неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения, наделен судебный пристав-исполнитель.
Указанное полномочие судебного пристава-исполнителя направлено на обеспечение установленного публично-правового порядка принудительного исполнения судебных и иных актов и воплощает конституционно значимый публично-правовой интерес государства и общества в осуществлении эффективного правосудия в целях защиты и восстановления нарушенных прав.
Согласно статье 113 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Условием привлечения к административной ответственности по ст. 17.15 КоАП РФ является неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.
Материалами дела и объяснениями заявителя установлено, что на основании исполнительного листа Арбитражного суда Краснодарского края судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Центральному округу города Краснодара от 14.05.2021вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 81321/21/23042-ИП с формулировкой: «Обязать администрацию муниципального образования город Краснодар заключить с потребительским гаражно-строительным кооперативом № 60 (ИНН 2312060190 ОГРН 1032307164174) договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:43:0414022:4 на срок до сорока девяти лет, площадью 11 748 кв. м, по адресу: г. Краснодар, ул. Уральская, 133/1, для размещения капитальных гаражей (далее - участок).».
22.07.2021 судебным приставом составлен протокол об административном правонарушении АП № 288/21/23042, совершенном администрацией муниципального образования город Краснодар, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
04.08.2021 в администрацию поступило постановление по делу об административном правонарушении от 29.07.2021, вынесенное заместителем начальника отдела судебных приставов по Центральному округу города Краснодара Управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю ФИО3, которым администрация признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Постановление было вынесено на основании протокола об административном правонарушении № 288/21/23042 от 22.07.2021.
Как усматривается из текста постановления представитель администрации муниципального образования город Краснодар не присутствовал при его вынесении.
Судебным приставом-исполнителем установлено, что должник нарушил законодательство об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, тем самым совершил действия (бездействия), содержащие признаки правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельств, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ являются фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ, в их число входит: событие административного правонарушения.
Вместе с тем, событие вмененного администрации административного правонарушения в протоколе об административном правонарушении судебным приставом - исполнителем описано ненадлежащим образом.
Частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Согласно пункту 4.14 «Методические рекомендации по порядку привлечения к административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения, отнесенные к подведомственности ФССП России» (утв. ФССП России 04.06.2012 № 07-12) для образования состава административного правонарушения рассматриваемой категории достаточно факта вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора и указаний о направлении должнику данного постановления.
Однако судебный пристав-исполнитель в нарушение указанных выше норм в протоколе об административном правонарушении не отразил дату направления должнику постановления о взыскании исполнительского сбора, так судебным приставом - исполнителем ненадлежащим образом описано событие, при котором совершено административное правонарушение, т.е. в протоколе об административном правонарушении не отражен квалифицирующий признак.
Кроме того, в администрации отсутствуют сведения о получении постановления от 23.06.2021 о назначении нового срока исполнения со сроком до 12.07.2021.
Таким образом, в действиях администрации отсутствует событие данного административного правонарушения.
Кроме того, материалы дела свидетельствуют о том, что указанные выше нарушения допущены также при вынесении постановления судебным приставом.
А так же в пункте 4 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что в порядке подготовки дела к рассмотрению судья, орган, должностное лицо должно установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ заместителем начальника отдела судебных приставов по Центральному округу города Краснодара Управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю ФИО3 на стадии подготовки дела об административном правонарушении принят к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований статьи 28.2 КоАП РФ, который подлежал возвращению лицу, составившему его, для устранения недостатков.
Такая возможность утрачена, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела не предусмотрено нормами КоАП РФ, устранение допущенных нарушений на стадии рассмотрения жалоб невозможно.
Кроме того, департаментом муниципальной собственности и городских земель администрации (далее - департамент) в адрес администрации направлено письмо от 21.07.2021 № 15669/26, из которого следует, что: в целях исполнения решения Арбитражного суда Краснодарского края от 07.09.2019 по делу № А32-21810/2017 подготовлен проект договора аренды вышеуказанного земельного участка, по результатам согласования которого отделом правового обеспечения земельных отношений департамента вынесены следующие замечания.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 16.05.2021 № 99/2021/393200617 вид разрешённого использования участка - «для временного размещения гаражей».
По информации управления муниципального контроля администрации на участке расположено 390 капитальных гаражных боксов.
Также по информации, предоставленной департаментом архитектуры и градостроительства администрации, участок полностью расположен в зонах с особыми условиями использования территории: охранная зона аэропорта и аэродрома гражданской авиации до установления приаэродромной территории, приаэродромная территория аэродрома «Краснодар-Центральный».
Подпунктом 14.1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предоставлен, если он полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, Остановленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования земельного участка.
Учитывая вышеизложенное, направлены запросы в департамент архитектуры и градостроительства администрации с просьбой рассмотреть возможность изменения вида разрешённого использования участка с «для временного размещения гаражей» на вид разрешённого использования «хранение автотранспорта» или близкий по значению, а также запрос Старшему авиационному начальнику высшего военно-авиационного училища летчиков имени героя Советского союза А.К.Серова Д.С.Борисюку.
Из изложенного следует, что в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В свою очередь администрацией предпринимаются действия направленные на исполнение требований исполнительного документа.
На основании изложенного суд считает, что допущенные по настоящему делу нарушения требований КоАП РФ являются существенными, повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность постановления, принятого заместителем начальника отдела судебных приставов, решением по результатам рассмотрения жалоб, которым эти нарушения оставлены без внимания вопреки положениям статей 24.1, 24.5, 26.1 КоАП РФ.
Представитель заинтересованного лица, не явившийся в судебное заседание, не предоставил мотивированных возражений относительно сути жалобы.
На основании изложенного допущенные по настоящему делу нарушения требований КоАП РФ являются существенными, повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность постановления, принятого заместителем начальника отдела судебных приставов, решением по результатам рассмотрения жалоб, которым эти нарушения оставлены без внимания вопреки положениям статей 24.1, 24.5, 26.1 КоАП РФ.
Поскольку вина администрации муниципального образования город Краснодар в совершении вмененного ей административного правонарушения установлена на недопустимом доказательстве – протоколе об административном правонарушении от 22.07.2021, при составлении которого допущены существенные нарушения закона, постановление не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене, а производство по делу - прекращению.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление (п. 3).
Руководствуясь ст.ст.30.6 - 30.8 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», суд
решил:
Жалобу администрации муниципального образования город Краснодар удовлетворить.
Отменить постановление по делу об административном правонарушении от 29.07.2021, вынесенное заместителем начальника отдела судебных приставов по Центральному округу города Краснодара управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю ФИО3 в отношении администрации муниципального образования город Краснодар, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, но в соответствие с ч. 1 ст. 30.12 КоАП РФ, может быть обжаловано в порядке надзора в Краснодарский краевой суд.
Судья Первомайского
районного суда г. Краснодара В.В. Попова