ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-818/2021 от 27.08.2021 Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело № 12-818/2021

УИД: 22RS0068-01-2021-006119-75

РЕШЕНИЕ

27 августа 2021 года г. Барнаул

Судья Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края Ваншейд А.К., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление дознавателя отделения надзорной деятельности и профилактической работы по .... ТО НД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС России по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением дознавателя отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Центральному району ТО НД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС России по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 руб.

Согласно постановлению ДД.ММ.ГГГГ в 9-30 час. ФИО1, являясь правообладателем объекта защиты – здания по адресу ...., в помещениях данного здания нарушила требования пожарной безопасности, а именно:

- на объекте не обеспечено категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» помещений производственного назначения с обозначением их категорий (за исключением помещений категории Д по взрывопожарной и пожарной опасности) и классов зон на входных дверях помещений с наружной стороны и на установках в зоне их обслуживания на видном месте, что является нарушением п.12 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479;

- помещение не оборудовано системой автоматической пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (нарушение ч.2 ст.54 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», табл.3, п.4.10 СП 486.1311500.2020, табл. 2 СП 3.13130.2009),

- отсутствуют источники внутреннего противопожарного водоснабжения (нарушение ч.1 ст.62 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», табл.7.2 СП 10.13130).

Не согласившись с постановлением, ФИО1 обратилась в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление, ссылаясь на то, что требования об обеспечении категорирования помещения по взрывопожарной и пожарной опасности и определении класса зоны помещения установлены для руководителя организации, каковым она не является. Указанные в постановлении нарушения СП 486.1311500.2020, СП 3.13130.2009, СП 10.13130 не могут служить основанием для привлечения к административной ответственности, поскольку применение указанных сводов правил предусмотрено на добровольной основе, что следует из положений ФЗ «О техническом регулировании». Кроме того, данные СП не могут применяться к принадлежащему зданию, поскольку оно введено в эксплуатацию в 1962 году.

В судебном заседании ФИО1 доводы жалобы поддержала. Пояснила, что между долевыми сособственниками определен порядок пользования зданием, каждому сособственнику выделены конкретные помещения, принадлежащее ей помещение никаким образом не используется, в аренду не сдается, производственная деятельность в нем не осуществляется.

В соответствии со ст.30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Оспариваемое постановление вынесено ДД.ММ.ГГГГ, получено в этот же день, жалоба в суд подана ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленный законом срок.

В соответствии с ч.1 ст.20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

В статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" определено, что требования пожарной безопасности – это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Согласно ст.38 Федерального закона "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, собственники имущества.

В силу статьи 20 Федерального закона "О пожарной безопасности" к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности (абзац 4 статьи 20 Федерального закона "О пожарной безопасности").

Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения установлены Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее – Закон № 123-ФЗ).

В силу положений ст.5 Закона № 123-ФЗ каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Частью 1 ст. 62 Закона № 123-ФЗ предусмотрено, что здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.

В таблице 7.2 СП 10.13130 предусмотрено количество пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода, одновременно используемых при тушении пожара, для производственных и складских зданий.

В соответствии с ч.2 ст.54 Закона № 123-ФЗ системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.

Согласно табл.3, п.4.10 СП 486.1311500.2020 производственные и складские помещения оборудуются системами автоматической пожарной сигнализации независимо от назначения здания, в состав которого они входят.

В соответствии с табл. 2 СП 3.13130.2009 производственные и складские здания подлежат оснащению системой оповещения и управления эвакуацией людей.

Требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности установлены также Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 (далее – Правила).

В соответствии с п.12 указанных Правил руководитель организации обеспечивает категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" помещений (пожарных отсеков) производственного и складского назначения и наружных установок с обозначением их категорий (за исключением помещений категории Д по взрывопожарной и пожарной опасности) и классов зон на входных дверях помещений с наружной стороны и на установках в зоне их обслуживания на видном месте.

Из материалов административного дела следует, что ФИО1 является долевым сособственником здания производственного цеха со складом, кадастровый , по адресу ...., доля в праве общей долевой собственности – 4716/10670.

Соглашением между участниками долевой собственности от ДД.ММ.ГГГГ определен порядок пользования зданием, в пользование ФИО1 выделено помещение 1Н, площадью 471 кв.м. согласно схеме 1, являющейся приложением к договору.

Пунктами 10,11 соглашения предусмотрено, что каждая сторона в отношении своего используемого помещения несет расходы на содержание, техническое обслуживание, обеспечение безопасности, а также несет ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом Главного управления МЧС России по Алтайскому краю на основании распоряжения (приказа) от ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая выездная проверка в отношении ФИО1 как собственника объекта защиты – нежилого здания по адресу ..... Проверка проведена в части помещений, находящихся во владении и пользовании ФИО1 согласно соглашению от ДД.ММ.ГГГГ.

При проведении проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно:

- на объекте не обеспечено категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» помещений производственного назначения с обозначением их категорий (за исключением помещений категории Д по взрывопожарной и пожарной опасности) и классов зон на входных дверях помещений с наружной стороны и на установках в в зоне их обслуживания на видном месте, что является нарушением п.12 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479;

- помещение не оборудовано системой автоматической пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, отсутствуют источники внутреннего противопожарного водоснабжения, что является нарушением ч.2 ст.54, ч.1 ст.62 Закона 123-ФЗ, табл.3 СП 486.1311500.2020, табл. 2 СП 3.13130.2009, табл.7.2 СП 10.13130.

Событие административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, и вина ФИО1 в его совершении подтверждается протоколом об административном правонарушении, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, в котором зафиксированы указанные выше нарушения; выпиской из ЕГРН в отношении объекта недвижимости; свидетельством о государственной регистрации права общей долевой собственности в отношении указанного выше здания; соглашением между долевыми сособственниками от ДД.ММ.ГГГГ.

Доводы ФИО1 о том, что в соответствии с ч.4 ст.4 Закона № 123-ФЗ требования приведенных в постановлении сводов правил не подлежат применению в отношении принадлежащего ей здания, поскольку оно введено в эксплуатацию в 1962 году, а также данные своды правил не являются обязательными, основаны на неверном толковании закона.

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).

Частью 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ предусмотрено, что в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.

В силу статьи 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.

Системный анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что в отношении объектов, введенных в эксплуатацию до введения в действие технического регламента, данные правила подлежат применению только в части установленных ими требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта.

Приведенные положения СП 486.1311500.2020, СП 3.13130.2009, СП 10.13130 устанавливают требования пожарной безопасности в отношении противопожарного режима эксплуатации объекта защиты, в связи с чем они подлежат исполнению независимо от даты ввода объекта в эксплуатацию.

Кроме того, основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения и автоматическими установками пожарной сигнализации, а также системами оповещения и управления эвакуацией людей установлены нормами НПБ 110-03 и НПБ 104-03. Приказы, утвердившие данные нормы правил безопасности, зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ под регистрационными номерами 4836 и 4837 соответственно. До настоящего момента нормы и требования НПБ 110-03 и НПБ 104-03 являются действующими.

Таким образом, для обеспечения пожарной безопасности объекта защиты ФИО1 как его собственник обязана в полном объеме выполнить требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Законом N 123-ФЗ и нормативными документами по пожарной безопасности, в том числе указанными в постановлении сводами правил (СП). Период постройки и введения в эксплуатацию спорного объекта недвижимости не освобождает ее от соблюдения действующих (введенных после сдачи дома в эксплуатацию) норм и правил пожарной безопасности. Эксплуатация объекта с нарушением указанных требований пожарной безопасности ведет к недопустимому риску для жизни или здоровья граждан, находящихся в здании, в том числе в помещениях, выделенных в пользование другим сособственникам, при возможном возникновении пожара.

В этой связи доводы об отсутствии в настоящее время какой-либо производственной деятельности непосредственно в находящемся в ее пользовании помещении не имеют правового значения.

Также судьей отклоняется утверждение ФИО1 об отсутствии у нее обязанности по определению категорий взрывопожарной и пожарной опасности, а также классов зон в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», поскольку она не является руководителем организации.

Положения о классификации пожароопасных и взрывоопасных зон, наружных установок по пожарной опасности, зданий, сооружений и помещений по взрывопожарной и пожарной опасности является частью комплекса организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, входящего в систему обеспечения пожарной безопасности объекта защиты (ст.5 Закона № 123-ФЗ).

Поскольку ФИО1 является собственником объекта защиты, каковым в данном случае выступает производственное здание, отсутствие в принадлежащем ей помещении какой-либо производственной деятельности, осуществляемой организацией, имеющей руководителя, не освобождает ее от обязанности обеспечить идентификацию объекта защиты (ст.6.1 Закона № 123-ФЗ) путем проведения категорирования здания по взрывопожарной и пожарной опасности и классификации зон.

С учетом изложенного должностным лицом в действиях ФИО1 верно установлен состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений при рассмотрении дела не допущено. ФИО1 присутствовала при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела. Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности. Административное наказание назначено в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, что соответствует характеру и степени общественной опасности допущенного правонарушения, личности виновной, конкретным обстоятельствам дела.

На основании изложенного оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения оспариваемого постановления не имеется.

Руководствуясь ст. 29.9- 29.10 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление дознавателя отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Центральному району ТО НД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС России по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня его получения непосредственно в Алтайский краевой суд или через Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края.

Судья А.К.Ваншейд