ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-81/18 от 10.12.2018 Чебаркульского городского суда (Челябинская область)

Дело № 12-81/2018

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

г. Чебаркуль 10 декабря 2018 года

Судья Чебаркульского городского суда Челябинской области Рыжова Е.В., при секретаре Федорцовой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Чебаркульское предприятие водоснабжения» ФИО1 на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, которым директор общества с ограниченной ответственностью «Чебаркульское предприятие водоснабжения» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ директор общества с ограниченной ответственностью «Чебаркульское предприятие водоснабжения» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, директор общества с ограниченной ответственностью «Чебаркульское предприятие водоснабжения» ФИО1 подал жалобу, в которой просил признать незаконным и отменить обжалуемое постановление, производство по делу прекратить.

В судебное заседание директор общества с ограниченной ответственностью «Чебаркульское предприятие водоснабжения» ФИО1 не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, сведений о причинах неявки суду не сообщил.

Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области ФИО2 в суд не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

На основании п. 2, 4 ч. 1 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему выводу.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Частью 4 статьи 14.32 КоАП РФ за заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо участие в нем, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 3 настоящей статьи, установлена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (в ред. от 07.05.2013) (далее - Закон о водоснабжении) органы местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 12 Закона о водоснабжении гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации.

Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГР РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Из положений статьи 41.1, 41.2 Закона о водоснабжении следует, что объекты водоснабжения и водоотведения при передаче прав владения и пользования должны находиться в муниципальной собственности.

С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон № 103-ФЗ) передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении и статьей 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

Согласно части 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

В части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении указано, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям.

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Закон о концессиях) концессионные соглашения заключаются путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 указанного закона (по инициативе концессионера).

При этом частью 1.1 статьи 5 Закона о концессиях предусмотрено, что в случае, если объектом концессионного соглашения являются централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, которые принадлежат государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, такое предприятие участвует на стороне концедента в обязательствах по концессионному соглашению и осуществляет отдельные полномочия концедента наряду с иными лицами, которые могут их осуществлять в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом такое государственное или муниципальное унитарное предприятие передает концессионеру права владения и пользования недвижимым имуществом, входящим в состав объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, и подписывает соответствующие акты приема-передачи.

Согласно части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в порядке, предусмотренном частью 1 названной статьи, осуществляется заключение договоров аренды предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения муниципальным унитарным предприятиям. Тогда как МУП «Теплоком» переданы объекты водоснабжения и водоотведения |по договору аренды без проведения торгов, что не соответствует части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 2 статьи 41.2 Закона о водоснабжении договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 статьи 41.1 названного Федерального закона, должен включать в себя следующие существенные условия:

1) описание централизованных систем и (или) объектов, указанных в части 1 статьи 41.1 названного Федерального закона, в том числе их технико-экономические показатели и целевое назначение;

размер арендной платы;

срок договора аренды;

4) плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности;

6) предельные сроки прекращения поставок абонентам соответствующих товаров, оказания услуг и допустимый объем непредоставления соответствующих товаров, услуг, превышение которых является существенным нарушением условий договора аренды

7) порядок возмещения расходов арендатора, которые подлежат возмещению арендатору в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения, но не будут ему возмещены на день окончания срока действия договора аренды.

В соответствии с пунктом 3 статьи 2.3 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах) к участкам недр местного значения относятся участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее - питьевое водоснабжение) или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки.

Согласно абзацу 4 пункта 3 статьи 10.1 Закона о недрах основаниями возникновения права пользования участками недр является решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения, на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, или для осуществления геологического изучения участков недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи.

В соответствии с частью 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции Челябинским УФАС России выданы предупреждения Администрации о прекращении нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Закон о защите конкуренции направлен на предупреждение и пресечение недопущения, ограничения, устранения конкуренции, в том числе органами местного самоуправления, в целях обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиты конкуренции и создания условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция определена как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции к признакам ограничения конкуренции относятся, в том числе сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, отказ хозяйствующих, субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Из материалов дела и оспариваемого постановления следует, что в действиях директора ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» ФИО1, выразившихся в ненадлежащем исполнении должностных обязанностей при заключении соглашения, направленного на недопущение, ограничения и устранения конкуренции на рынке сдачи в аренду (внаем) объектов водоснабжения, результатом которого явилось обеспечение Общества на рынок по очистке воды и водоснабжению на рынок водоснабжения, содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.32 КоАП РФ.

Время совершения директором ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» ФИО1 административного правонарушения: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Место совершения директором ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» ФИО1 административного правонарушения: <адрес>.

Правонарушение совершено при следующих обстоятельствах.

ДД.ММ.ГГГГ между муниципальным унитарным предприятием коммунальных услуг и благоустройства «Комбинат коммунальных предприятий» муниципального образования город Чебаркуль и ООО «Чебаркульгорводоканал» заключен договор аренды , согласно которому обществу предоставлены в пользование сети и инженерные сооружения водопроводно-канализационного комплекса (далее - объекты водоснабжения и водоотведения). Срок аренды установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (пункт 8.1 указанного договора).

Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в части арендодателя, согласно которым арендодателем является Управление муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа (далее - Управление).

Соглашением договор аренды /С от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительное соглашение к нему от ДД.ММ.ГГГГ расторгнуты.

Постановлением Администрации Чебаркульского городского округа (далее - Администрация) от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема водоснабжения и водоотведения Чебаркульского городского округа.

Постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ объекты водоснабжения и водоотведения переданы на праве хозяйственного ведения МУП «Теплоком».

Документов, подтверждающих наличие права муниципальной собственности Чебаркульского городского округа на объекты водоснабжения и водоотведения, Администрацией не представлено. Вместе с тем, указанные объекты включены в реестр муниципальной собственности.

Спустя три дня со дня принятия Постановления от ДД.ММ.ГГГГ, а именно ДД.ММ.ГГГГ, Администрацией принято постановление , которым ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» наделено статусом гарантирующей организации на осуществление водоснабжения на территории Чебаркульского городского округа, ООО «Чебаркульское предприятие канализации» - статусом гарантирующей организации на осуществление услуг по водоотведению на территории Чебаркульского городского округа.

Путем наделения Администрацией ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения», ООО «Чебаркульское предприятие канализации» статусом гарантирующей организации на осуществление водоснабжения и водоотведения, обществам предоставлена возможность заключения договоров с абонентами на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению.

Спустя три дня со дня принятия Постановления Администрации от ДД.ММ.ГГГГ, а именно ДД.ММ.ГГГГ, письмом заместителя Главы по городскому хозяйству Администрации исх. в адрес муниципального предприятия сообщается, что Администрация не возражает в передаче имущества водопроводно-канализационного комплекса в аренду по договору аренды сетей и инженерных сооружений ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» и по договору аренды сетей и инженерных сооружений ООО «Чебаркульское предприятие канализации», наделенных статусом гарантирующих организаций Постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ.

Однако у Администрации отсутствовали основания для дачи согласия на заключение указанных сделок, поскольку полномочия собственника муниципального имущества по управлению, владению, пользования и распоряжению муниципальным имуществом осуществляет Управление (подпункт 1 пункта 18 Устава Управления)

И в тот же день, ДД.ММ.ГГГГ, МУП «Теплоком» с ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» и ООО «Чебаркульское предприятие канализации» заключены договоры аренды сетей .

В свою очередь, ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» и ООО «Чебаркульское предприятие канализации» в адрес Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее - МТРиЭ) незамедлительно направлены обращения об установлении тарифов на питьевую воду для оказания услуг холодного водоснабжения и на водоотведение (исх. от ДД.ММ.ГГГГ, исх. от ДД.ММ.ГГГГ).

В составе указанных заявлений представлено Постановления от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и письмо заместителя Главы по городскому хозяйству Администрации в адрес МУП «Теплоком» (исх. от ДД.ММ.ГГГГ) о том, что Администрация не возражает в передаче сетей ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» и ООО «Чебаркульское предприятие канализации» по договорам аренды.

Постановлениями МТРиЭ от ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ утверждены тарифы на питьевую воду, транспортировку воды и долгосрочные параметры для ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения», на водоотведение для ООО «Чебаркульское предприятие канализации».

После заключения договоров аренды сетей между МУП «Теплоком» и ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения», а также между МУП «Теплоком» и ООО «Чебаркульское предприятие канализации» и установления обществам тарифов муниципальным предприятием ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления направлено обращение о даче согласия на передачу во временное владение обществам сетей сроком на 11 месяцев.

Порядок работы, права и обязанности межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с предоставлением муниципального имущества в аренду, безвозмездное пользование, за исключением имущественных комплексов и земельных участков, находящегося в муниципальной собственности Чебаркульского городского округа (далее - Межведомственная комиссия) определены Положением о межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с предоставлением муниципального имущества в аренду, безвозмездное пользование, утвержденным Постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ (далее -Положение).

Согласно приложению к Постановлению Администрации от ДД.ММ.ГГГГ Межведомственная комиссия состоит из представителей Администрации, Управления.

Пунктом 2.2.1 Положения установлено, что Межведомственная комиссия рассматривает заявления и прилагаемые к ним документы и рекомендует предоставить муниципальное имущество в аренду с проведением торгов на право заключения договора аренды или без проведения торгов в соответствии с действующим законодательством.

Протоколом Межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о рекомендации Управлению согласовать возможность передачи во временное предоставление в аренду сетей канализационного комплекса, сетей водопроводного комплекса и инженерных сооружений в соответствии с действующим законодательством (проведение процедуры торгов на право заключения договора аренды, концессионного соглашения).

Таким образом, Администрация в лице Межведомственной комиссии, несмотря на требование действующего законодательства о необходимости заключения концессионного соглашения согласовала передачу объектов водоснабжения и водоотведения, в том числе путем заключения договора аренды.

Письмом Управления (исх. от ДД.ММ.ГГГГ) в адрес МУП «Теплоком» сообщено о принятии протоколом Межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ указанного решения.

Тогда как в нарушение указанных положений законодательства Администрацией в хозяйственное ведение МУП «Теплоком» переданы объекты водоснабжения и водоотведения, право муниципальной собственности на которые не оформлено.

Из анализа норм законодательства о водоснабжении следует, что передача прав в отношении централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, срок эксплуатации которых превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта не может быть определена и принадлежащих государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, может осуществляться исключительно на основании концессионных соглашений.

Тем самым, решение Администрации, в лице Межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о рекомендации Управлению согласовать возможность передачи во временное предоставление в аренду сетей канализационного комплекса, сетей водопроводного комплекса и инженерных сооружений в соответствии с действующим законодательством по договору аренды, не соответствуют положениям статьи 41.1 Закона о водоснабжении.

Действия Администрации по направлению в адрес МУП «Теплоком» письма от ДД.ММ.ГГГГ исх. , которым сообщается, что Администрация не возражает в передаче имущества водопроводно-канализационного комплекса в аренду по договору аренды сетей и инженерных сооружений ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» и по договору аренды сетей и инженерных сооружений ООО «Чебаркульское предприятие канализации», наделенных статусом гарантирующих организаций Постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ, без проведения торгов не соответствуют части 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении и части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку приводят или могут привести к созданию дискриминационных условий посредством предоставления преимущественных условий осуществления предпринимательской деятельности ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» и ООО «Чебаркульское предприятие канализации» и ограничения доступа на товарный рынок иным хозяйствующим субъектам.

На дату принятия Постановления от ДД.ММ.ГГГГ существовала позиция Министерства экономического развития Российской Федерации и ФАС России о том, что закрепление объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения действующим законодательством не предусмотрено и такие действия могут являться нарушением антимонопольного законодательства (разъяснение Министерства экономического развития Российской Федерации от 12,01.2016 № 110-71П/Д07, письмо ФАС России от 05.10.2015 № АД/53812/15).

Договоры аренды сетей и инженерных сооружений от ДД.ММ.ГГГГ в нарушение подпунктов 1, 4, 5, 6, 7 статьи 41.2 Закона о водоснабжении не содержат технико-экономические показатели и целевое назначение централизованных систем и (или) объектов водоснабжения и водоотведения, плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности, значения долгосрочных параметров регулирования тарифов, предельные сроки прекращения поставок абонентам соответствующих товаров, оказания услуг и допустимый объем непредоставления соответствующих товаров, услуг, превышение которых является существенным нарушением условий договора аренды, порядок возмещения расходов арендатора, которые подлежат возмещению арендатору в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения, но не будут ему возмещены на день окончания срока действия договора аренды.

Кроме того, 05.12.2015 вступили в силу изменения в Закон о водоснабжении, предусматривающие обязательное включение в конкурсную документацию при передаче в аренду объектов ЖКХ требований о предоставлении победителем торгов не только банковской гарантии, обеспечивающей исполнение обязательств перед арендодателем, но и банковской гарантии, обеспечивающей исполнение обязательств перед гарантирующим поставщиком электрической энергии и (или) поставщиком газа, в том числе о сумме, на которую должны быть выданы банковские гарантии, и сроке их действия.

В случае непредставления победителем конкурса организатору торгов указанных документов такой хозяйствующий субъект признается уклонившимся от заключения договора аренды (часть 24 статьи 41.1 Закона о водоснабжении).

Решением Комиссии для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр, по внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий, а также по досрочному прекращению права пользования недрами на территории Челябинской области по участкам недр, отнесенным к компетенции Департамента по недропользованию по Уральскому федеральному округа (протокол от ДД.ММ.ГГГГ), право пользования недрами на территории Чебаркульского городского округа предоставлено ООО «Чебаркульгорводоканал» (зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ).

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области (далее - Министерство) поступила заявка ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» о предоставлении права пользования участками недр местного значения для добычи подземных вод на участках Чебаркульский.

ДД.ММ.ГГГГ Министерством в адрес ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» направлено письмо, из содержания которого следует, что Министерство отказывает в предоставлении права пользования недрами для добычи для добычи подземных вод в связи с наличием на указанных участках действующей лицензии, выданной ООО «Чебаркульгорводоканал».

Тем самым, на момент заключения договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ у ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» отсутствовало право пользования участками недр.

Осуществляя свою деятельность, Администрация, МУП «Теплоком», ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» и ООО «Чебаркульское предприятие канализации» должны знать положения федерального законодательства и соблюдать их требования. Осуществляя свою деятельность, Администрация, МУП «Теплоком», ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» и ООО «Чебаркульское предприятие канализации» должны знать положения федерального законодательства и соблюдать их требования.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ МУП «Теплоком» предприятие не осуществляет деятельность по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения.

Представители ООО «Водоотведение», ООО «Чебаркульгорводоканал» и МУП «Теплоком» на заседании Комиссии при рассмотрении дела пояснили, что муниципальное предприятие не имеет в штатном расписании квалифицированных сотрудников для оказания услуг в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Чебаркульского городского округа.

При этом, на дату заключения договоров аренды от ДД.ММ.ГГГГ в штатном расписании ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» и ООО «Чебаркульское предприятие канализации» числится более 55 необходимых для оказания рассматриваемых услуг штатных единиц.

Администрация располагала сведениями о позиции ФАС России от 05.10.2015 № АД/53812/15 и Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.01.2016 № 110-71П/Д07, неосуществлении МУП «Теплоком» деятельности по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения, отсутствии в его штатном расписании квалифицированных сотрудников для оказания услуг в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Чебаркульского городского округа, однако, несмотря на указанные обстоятельства Администрацией в хозяйственное ведение МУП «Теплоком» переданы объекты водоснабжения и водоотведения.

Также при наличии сведений о том, что передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется по результатам проведения конкурентных процедур, за исключением установленных законом случаев, Администрацией принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ, наделяющее статусом ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения», ООО «Чебаркульское предприятие канализации» гарантирующих организаций, осуществляющих водоснабжение и водоотведение на территории Чебаркульского городского округа, позволяющим указанным обществам заключать договоры с абонентами на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению, а также и дано согласие на заключение МУП «Теплоком» договоров аренды сетей с указанными организациями без проведения торгов в нарушение положений действующего законодательства, при отсутствии соответствующих полномочий и отсутствии у МУП «Теплоком» права на передачу объектов водоснабжения и водоотведения по договору аренды, что способствовало содействию по установлению обществам тарифа на питьевую воду, транспортировку воды и на водоотведение.

В свою очередь, МУП «Теплоком» приняло в хозяйственное ведение объекты водоснабжения и водоотведения при условии отсутствия намерения осуществления деятельности по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения и отсутствия кадровых ресурсов для оказания данных услуг населению Чебаркульского городского округа, понимая невыгодность принятия во владение и пользование объектов ввиду необходимости оплаты налогов, а также фактическую невозможность осуществления такой деятельности. Вследствие чего МУП «Теплоком» обратилось в Администрацию о согласовании передачи сетей водоснабжения и водоотведения по договору аренды ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения», ООО «Чебаркульское предприятие канализации», что не соответствует требованиям действующего законодательства. А также МУП «Теплоком» в нарушение положений действующего законодательства переданы указанным обществам объекты водоснабжения и водоотведения путем заключения без проведения торгов договора аренды, вместо заключения концессионного соглашения, не соответствующего требованиям статьи 41.2 Закона о водоснабжении, без предоставления банковской гарантии гарантирующему поставщику и арендодателю и при отсутствии у ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» права пользования соответствующими участками недр.

ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» и ООО «Чебаркульское предприятие канализации» не отказались от заключения договоров аренды сетей при условии их несоответствия положениям действующего законодательства, направили в МТРиЭ обращения об установлении тарифов на оказание услуг водоснабжения и водоотведения при условии использования ими объектов водоснабжения и водоотведения с нарушением действующего законодательства.

МУП «Теплоком» и общества должны были принять все возможные меры по недопущению использования объектов водоснабжения и водоотведения с нарушением действующего законодательства.

Совокупность указанных обстоятельств, свидетельствует о том, что такое поведение Администрации изначально не было направлено на передачу объектов водоснабжения и водоотведения в хозяйственное ведение, а являлось намеренным и целенаправленным действием в целях передачи указанных объектов в пользование конкретных хозяйствующих субъектов в обход процедуры проведения торгов

Соответственно, данные факты свидетельствуют о достижении Администрацией, МУП «Теплоком», ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения», ООО «Чебаркульское предприятие канализации» определенной договоренности, которая может привести к ограничению в доступе иным хозяйствующим субъектам к объектам водоснабжения и водоотведения в целях транспортировки воды и водоотведения населению Чебаркульского городского округа.

Постановлениями МТРиЭ от ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ утверждены тарифы на питьевую воду, транспортировку воды и долгосрочные параметры для ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения», на водоотведение для ООО «Чебаркульское предприятие канализации».

Постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ отменено Постановление Администрации от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче объектов водоснабжения, водоотведения МУП «Теплоком» на праве хозяйственного ведения».

Соглашениями от ДД.ММ.ГГГГ договоры аренды сетей и инженерных сооружений , заключенные между МУП «Теплоком», ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» и ООО «Чебаркульское предприятие канализации», расторгнуты.

Актами приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ сети водопроводного и канализационного комплекса возвращены МУП «Теплоком».

Однако при рассмотрении дела установлено, что после расторжения договоров аренды от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения», ООО «Чебаркульское предприятие канализации» продолжают пользоваться объектами водоснабжения и водоотведения и получать плату за оказание рассматриваемых услуг, что подтверждается заключенными с абонентами договорами на оказание услуг по водоотведению и водоснабжению (например, договор на оказание услуг по водоотведению от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ООО «Чебаркульское предприятие канализации» и физическим лицом, договор на оказание услуг по водоснабжению от ДД.ММ.ГГГГ заключенный между ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» и физическим лицом).

Кроме того, факт оказания услуг водоснабжения и водоотведения, заключения договоров с абонентами и взимания платы за оказанные услуги подтверждается письмом Администрации (исх. от ДД.ММ.ГГГГ), ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» (исх. б/н от ДД.ММ.ГГГГ), ООО «Чебаркульское предприятие канализации» (исх. б/н от ДД.ММ.ГГГГ).

При этом, Администрация, зная о фактическом использовании объектов водоснабжения и водоотведения ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения», ООО «Чебаркульское предприятие канализации», не принимает меры по возврату объектов водоснабжения и водоотведения и передаче их в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Требование о проведении конкурентных процедур в целях предоставления в концессию при передаче объектов водоснабжения и водоотведения установлено действующим законодательством ДД.ММ.ГГГГ, то есть с указанного момента Администрацией должны быть приняты меры в целях предоставления муниципального имущества, предназначенного для водоснабжения и водоотведения, с соблюдением требований действующего законодательства.

Согласно предупреждениям от ДД.ММ.ГГГГ (исх. от ДД.ММ.ГГГГ), (исх. от ДД.ММ.ГГГГ) Администрации было необходимо в срок ДД.ММ.ГГГГ обеспечить соблюдение требований антимонопольного законодательства при предоставлении во владение и (или) пользование хозяйствующим субъектам муниципального имущества, предназначенного для водоснабжения и водоотведения.

Однако, несмотря на указанные обстоятельства, Администрацией на протяжении длительного времени не обеспечено принятие таких мер в целях проведения торгов в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Так, план мероприятий по подготовке и проведению конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов системы водоснабжения и водоотведения утвержден только в ходе рассмотрения настоящего дела Распоряжением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ, то есть через 11 месяцев после выдачи предупреждений

В связи с этим Администрацией торги на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения до настоящего времени не проведены

Таким образом, бездействие Администрации по неизъятию из фактического пользования ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения», ООО «Чебаркульское предприятие канализации» объектов водоснабжения и водоотведения, по непроведению торгов на право заключения концессионного соглашения позволяет указанным хозяйствующим субъектам использовать объекты коммунальной инфраструктуры и осуществлять деятельность по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения на территории Чебаркульского городского округа в нарушение положений действующего законодательства

Решением Арбитражного суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу заявление ООО «Чебаркульгорводоканал» о признании недействительной сделки, оформленной соглашением от ДД.ММ.ГГГГ о расторжении договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без удовлетворения.

ДД.ММ.ГГГГ по результатам очередного общего собрания участников учредителей директор общества досрочно освобожден от занимаемой должности. Решением Арбитражного суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу решение очередного общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью «Чебаркульводоканал», оформленные протоколом от ДД.ММ.ГГГГ признано недействительным.

ДД.ММ.ГГГГ по результатам внеочередного собрания учредителей на основании заявления по собственному желанию директор ООО «Чебаркульгорводоканал» был уволен.

При этом на дату заключения договоров аренды от ДД.ММ.ГГГГ уволенный директор ООО «Чебаркульгорводоканал» являлся соучредителем ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения», ООО «Чебаркульское предприятие канализации» (далее - директор ООО «Чебаркульгорводоканал»).

Указанные общества созданы ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выписками из ЕГРЮЛ.

Из представленных Следственным отделом по городу Чебаркуль СУ СК России по Челябинской области документов (вх. от ДД.ММ.ГГГГ) установлено следующее.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ директор ООО «Чебаркульгорводоканал» являлся генеральным директором ООО «Городское коммунальное хозяйство», занимающегося управленческими функциями ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения», ООО «Чебаркульское предприятие канализации».

Ранее занимавший должность заместителя Главы Администрации Чебаркульского городского хозяйства (далее - заместитель Главы) в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ходе неоднократных личных встреч с и.о. директора МУП «Теплоком», путем уговоров склонял последнего к заключению договоров аренды объектов водоснабжения и водоотведения с ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения», ООО «Чебаркульское предприятие канализации», а ДД.ММ.ГГГГ дал указание путем направления в его адрес письма (исх. ) на передачу имущества водопроводно-канализационного комплекса в аренду по договорам аренды сетей и инженерных сооружений .

На основании указанных выше умышленных действий заместителя Главы, незаконно, в нарушение требований Закона о водоснабжении, Закона о концессиях и Закона о защите конкуренции между МУП «Теплоком» с одной стороны и ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения», ООО «Чебаркульское предприятие канализации» с другой стороны, заключены договоры аренды сетей и инженерных сооружений от ДД.ММ.ГГГГ

Одновременно в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у заместителя Главы, находившегося в помещении Администрации, осознававшего, что он является должностным лицом, постоянно осуществляющим организационно-распорядительные и административно- хозяйственный функции в органе местного самоуправления, возник преступный умысел, направленный на получение взятки лично от директора ООО «Чебаркульгорводоканал» за совершение действий в интересах директора ООО «Чебаркульгорводоканал» и представляемых им ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения», ООО «Чебаркульское предприятие канализации», как входящих в служебные полномочия заместителя Главы действий, так и действий, которым в силу своего служебного положения он может способствовать, в том числе, за незаконные действия, связанные с заключением договоров МУП «Теплоком» аренды водопроводно-канализационного комплекса с ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» и ООО «Чебаркульское предприятие канализации», а также за общее попустительство в отношении директора ООО «Чебаркульгорводоканал» и указанных юридических лиц в будущем.

Реализуя свой преступный умысел, находясь в один из дней в период с, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Администрации заместитель Главы, действуя умышленно, из корыстных побуждений, с целью получения взятки, высказал директору ООО «Чебаркульгорводоканал» предложение об оказании ему незаконной услуги имущественного характера по исполнению обязательства, за совершение заместителем Главы как входящих в его служебные полномочия действий, так и действий, которым в силу своего служебного положения он может способствовать, в том числе, за незаконные действия, связанные с заключением договоров аренды сетей водоснабжения и водоотведения между МУП «Теплоком» и подконтрольными директору ООО «Чебаркульгорводоканал» организациями - ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» и ООО «Чебаркульское предприятие канализации», а также за общее попустительство по службе в отношении директора ООО «Чебаркульгорводоканал» и указанных юридических лиц в будущем.

В свою очередь, у директора ООО «Чебаркульгорводоканал», находившегося в указанное время в указанном месте, осознававшего, что заместитель Главы является должностным лицом, постоянно осуществляющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственный функции в органе местного самоуправления, а именно заместителем Главы Администрации возник и сформировался преступный умысел, направленный на дачу заместителю Главы взятки лично в виде оказания ему незаконной услуги имущественного характера.

При этом директору ООО «Чебаркульгорводоканал» было достоверно известно, что прямое заключение договоров аренды имущества водопроводно-канализационного комплекса МУП «Теплоком» с ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» и ООО «Чебаркульское предприятие канализации», без проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, является нарушением требований Закона о водоснабжении, Закона о концессиях и Закона о защите конкуренции, то есть, директор ООО «Чебаркульгорводоканал» осознавал, что действия, которые заместитель Главы совершил в пользу директора ООО «Чебаркульгорводоканал» и представляемых им юридических лиц, а также которым он способствовал в силу авторитета и возможностей занимаемой им должности являются незаконными.

Таким образом, указанное свидетельствует о том, что должностные лица Администрации, а также ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» и ООО «Чебаркульское предприятие канализации» в том числе в лице их соучредителя - директора ООО «Чебаркульгорводоканал», осознавали противоправность своих действий по передаче имущества и такие действия направлены на умышленное, заведомо незаконное получение имущества в целях выхода на рынок

Соответственно, указанное свидетельствует о прямом умысле передачи Администрацией и МУП «Теплоком» объектов водоснабжения и водоотведения на праве хозяйственного ведения в целях последующей их передачи в пользование ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения», ООО «Чебаркульское предприятие канализации» без проведения конкурентных процедур.

В рамках рассмотрения дела Челябинским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения, в порядке, предусмотренном частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции и пунктом 10.7 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КПЕС 2008), утвержденным Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, услуги по сдаче в аренду (внаем) собственного или арендованного недвижимого имущества отнесены к виду 68.2.

Переданные ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» и ООО «Чебаркульское предприятие канализации» по договорам аренды от ДД.ММ.ГГГГ объекты предназначены (функциональное (целевое) назначение) для водоснабжения и водоотведения населения.

Таким образом, продуктовыми границами исследуемых товарных рынков в рассматриваемом случае является рынок сдачи в аренду (внаем) недвижимого имущества - объектов водоснабжения и водоотведения.

Рынок сдачи в аренду (внаем) недвижимого имущества, в том числе на территории Чебаркульского городского округа, является открытым для вхождения любого хозяйствующего субъекта, как Чебаркульского городского округа, так и хозяйствующих субъектов Челябинской области и других регионов, то есть имеет неограниченный круг хозяйствующих субъектов.

Ввиду наличия значительного количества хозяйствующих субъектов рынок сдачи в аренду (внаем) недвижимого имущества в Чебаркульском городском округе Челябинской области является конкурентным.

Географические границы товарного рынка: Чебаркульский городской округ Челябинской области.

Временной интервал исследования определен с учетом особенностей товарного рынка, целей исследования и включает в себя период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть с даты принятия Администрацией Постановления от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче объектов водоснабжения, водоотведения муниципальному унитарному предприятию «Теплоком» на праве хозяйственного ведения» до даты проведения анализа состояния конкуренции.

На основании изложенного, временной интервал исследования товарного рынка - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы.

Рассматриваемые действия Администрации, МУП «Теплоком», ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения», ООО «Чебаркульское предприятие канализации» привели не только к ограничению конкуренции на рынке услуг по очистке воды и водоснабжению, услуг по водоотведению (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденный Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, подкласс 36.0, 37.0), но и обеспечению выхода на рынок по очистке воды и водоснабжению (подкласс 36.0, 37.0 ОК 029-2014).

Материалами дела установлено, что Администрацией принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ, предусматривающее передачу объектов водоснабжения и водоотведения на праве хозяйственного ведения МУП «Теплоком», несмотря на позицию ФАС России от ДД.ММ.ГГГГ и Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, и при условии, что муниципальное предприятие не осуществляет деятельность по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения и не обладает кадровыми ресурсами для оказания данных услуг населению Чебаркульского городского округа, принято Постановления от ДД.ММ.ГГГГ, наделяющее ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения», ООО «Чебаркульское предприятие канализации» статусом гарантирующих организаций, осуществляющих водоснабжение и водоотведение на территории Чебаркульского городского округа, позволяющим указанным обществам заключать договоры с абонентами на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению, и дано согласие в тот же день на заключение МУП «Теплоком» договоров аренды сетей с указанными организациями без проведения торгов в нарушение положений действующего законодательства и при отсутствии соответствующих полномочий, что способствовало содействию по установлению обществам тарифа на питьевую воду, транспортировку воды и на водоотведение.

Содействие Администрации выходу ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» на рынок по очистке воды и водоснабжению, ООО «Чебаркульское предприятие канализации» на рынок услуг по водоотведению также подтверждается представленными Следственным отделом по городу Чебаркуль СУ СК России по Челябинской области материалами уголовного дела.

МУП «Теплоком» приняло в хозяйственное ведение объекты водоснабжения и водоотведения при условии отсутствия намерения осуществления деятельности по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения и отсутствия кадровых ресурсов для оказания данных услуг населению Чебаркульского городского округа, понимая невыгодность принятия во владение и пользование объектов ввиду необходимости оплаты значительной суммы налогов, а также фактическую невозможность осуществления такой деятельности в установленные сроки силами предприятия. Вследствие чего, МУП «Теплоком» обратилось в Администрацию о согласовании передачи сетей водоснабжения и водоотведения по договору аренды ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения», ООО «Чебаркульское предприятие канализации», что не соответствует требованиям действующего законодательства. МУП «Теплоком» в нарушение положений действующего законодательства переданы указанным обществам объекты водоснабжения и водоотведения путем заключения без проведения торгов договоров аренды, вместо заключения концессионных соглашений, не соответствующего требованиям статьи 41.2 Закона о водоснабжении и при отсутствии у ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» право пользования соответствующими участками недр, а также при отсутствии надлежащего согласия собственник имущества на их заключение, без предоставления гарантирующему поставщику и арендодателю соответствующих банковских гарантий.

ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения», ООО «Чебаркульское предприятие канализации» направили в МТРиЭ обращения об установлении тарифов на оказание услуг водоснабжения и водоотведения при условии использования ими объектов водоснабжения и водоотведения с нарушением действующего законодательства. ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения», ООО «Чебаркульское предприятие канализации» фактически осуществляют деятельность с использованием указанных объектов после расторжения договоров аренды от ДД.ММ.ГГГГ и возврата имущества МУП «Теплоком».

Администрация на протяжении длительного времени бездействует по непринятию мер по возврату сетей из фактического пользования общества и непроведению торгов на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения

Совокупность указанных фактов свидетельствует о том, что между Администрацией, МУП «Теплоком», ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения», ООО «Чебаркульское предприятие канализации» заключено соглашение, направленное на недопущение, ограничение, устранение конкуренции на рынке сдачи в аренду (внаем) объектов водоснабжения и водоотведения, результатом которого явилось обеспечение выхода ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» на рынок по очистке воды и водоснабжению, ООО «Чебаркульское предприятие канализации» на рынок услуг по водоотведению на территории.

Чебаркульского городского округа, создание указанным хозяйствующим субъектам преимущественных условий осуществления предпринимательской деятельности с использованием объектов водоснабжения и водоотведения вне конкурентных процедур по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, имеющими намерения участия в торгах, что ограничивает доступ иных хозяйствующих субъектов на рассматриваемые товарные рынки и противоречит статье 16 Закона о защите конкуренции, в том числе пункту 4 указанной нормы.

Заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения является составом административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.32 КоАП РФ, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей подлежит административной ответственности (статья 2.4 КоАП РФ в ред. Федеральных законов от 09.02.2009 N 9-ФЗ, от 17.07.2009 N 160-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 28.06.2013 N 134-ФЗ, от 02.12.2013 N 326-ФЗ, от 21.12.2013 N 363-ФЗ, от 21.12.2013 N 375-ФЗ, от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 05.05.2014 N 122-ФЗ).

В соответствии с примечанием к указанной статье, под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Частью 1 статьи 1.7 КоАП РФ установлено, что лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ предусмотрено, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.

На момент заключения соглашения, направленного на недопущение, ограничение, устранение конкуренции на рынке сдачи в аренду (внаем) объектов водоснабжения и водоотведения, заключение хозяйствующим субъектом и его должностным лицом недопустимого в соответствии антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий является составом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ (в редакции до 01.05.2016), а в настоящее время - частью 4 статьи 14.32 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 17.04.2017 N 74-ФЗ).

Таким образом, при рассмотрении дела об административном правонарушении установлено, что должностным лицом – директором общества с ограниченной ответственностью «Чебаркульское предприятие водоснабжения» ФИО1 в результате ненадлежащего исполнения служебных обязанностей совершено деяние, в котором содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вина директора ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения» ФИО1 выразилась в ненадлежащем исполнении должностных обязанностей при заключении соглашения, направленного на недопущение, ограничение и устранение конкуренции на рынке сдачи в аренду (внаем) объектов водоснабжения, результатом которого явилось обеспечение Общества на рынок по очистке воды и водоснабжению на рынок водоснабжения. У ФИО1, занимающего должность директора ООО «Чебаркульское предприятие водоснабжения», отсутствовали препятствия и имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Директор Общества имел возможность отказаться от заключения соглашения, направленного на недопущение, ограничение и устранение конкуренции на рынке сдачи в аренду (внаем) объектов водоснабжения, результатом которого явилось обеспечение Общества на рынок по очистке воды и водоснабжению на рынок водоснабжения, но им не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований антимонопольного законодательства.

Доводы жалобы директора общества с ограниченной ответственностью «Чебаркульское предприятие водоснабжения» - ФИО1 не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность оспариваемого постановления.

При таких обстоятельствах, постановление по делу об административном правонарушении заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ принято в пределах предоставленных законом полномочий, с соблюдением установленного порядка привлечения к административной ответственности и в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.

Размер административного штрафа определен Управлением Федеральной антимонопольной службы верно в соответствии с требованиями закона. При назначении наказания учтены личность правонарушителя, совершение административного правонарушения впервые, наличие несовершеннолетних детей, отсутствие обстоятельств, отягчающих ответственность.

Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого постановления, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Обстоятельств, которые могли бы являться основанием к отмене постановления должностного лица, не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья:

РЕШИЛ:

Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, которым директор общества с ограниченной ответственностью «Чебаркульское предприятие водоснабжения» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей оставить без изменения, а жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Чебаркульское предприятие водоснабжения» ФИО1 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии в Челябинский областной суд через Чебаркульский городской суд.

Председательствующий: