№ 12-81/2018
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
11 апреля 2018 года г. Симферополь
Судья Железнодорожного районного суда г. Симферополя Уржумова Н.В., рассмотрев жалобу начальника Крымской таможни ФИО1 на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю ФИО2 от 31.01.2018 года по делу №10АД-18 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, -
у с т а н о в и л:
Начальником Крымской таможни ФИО1 подана жалоба на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю ФИО2 от 31.01.2018 года по делу №10АД-18 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, которым на него наложен административный штраф в размере 15 000,00 рублей.
Жалоба мотивирована тем, что в действиях (бездействии) должностного лица отсутствует состав вменяемого административного правонарушения; Субъектом обжалования дело рассмотрено необъективно, без всестороннего исследования всех обстоятельств дела, дана неправильная оценка доказательствам.
Заявитель - начальник Крымской таможни ФИО1 в суд не явился, извещен о времени и месте рассмотрения жалобы надлежаще, подал заявление о рассмотрении дела без его участия.
Представители начальника Крымской таможни ФИО1 – ФИО3 и ФИО4 в суде настаивали на удовлетворении жалобы, по основаниям изложенным письменно.
Субъект обжалования - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю ФИО2 в суд не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения жалобы надлежаще, подала заявление о рассмотрении дела без ее участия.
Представитель субъекта обжалования ФИО5 в суде возражала против удовлетворения жалобы, ссылаясь на то, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным.
Изучив доводы жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела №12-81/18, а также представленные субъектом обжалования материалы, послужившие основанием для вынесения оспариваемого постановления, оценив все имеющиеся по делу доказательства в их совокупности, проверив законность и обоснованность вынесенного постановления, прихожу к следующим выводам.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание того факта, что именно данное лицо совершило административное правонарушение. Выяснение указанного вопроса имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного лица к административной ответственности.
Судом установлено, что заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю ФИО2 вынесено постановление №10АД-18 от 31.01.2018 года о привлечении начальника Крымской таможни ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, за совершение административного правонарушения, которое выразилось в нарушении антимонопольного законодательства, а именно: об отказе ООО «Крымавтопорт» во включении в реестр владельцев складов временного хранения и установлении не предусмотренных законодательством РФ требований при предоставлении данной услуги.
Основанием для вынесения обжалуемого постановления, послужила жалоба ООО «Крымавтопорт», поданная в Крымское УФАС России 26.08.2016 года.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Судам необходимо учитывать, что дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.2 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Вступление в силу решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей не является таким поводом, как это предусмотрено частью 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ в отношении вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым устанавливается факт нарушения антимонопольного законодательства.
В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 КоАП, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Кроме того, согласно пункту 10.1 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" с момента изготовления решения антимонопольного органа в полном объеме антимонопольный орган вправе возбудить дело об административном правонарушении независимо от того, обжаловано ли соответствующее решение в судебном порядке.
Таким образом, при наличии вынесенного антимонопольным органом решения о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольные органы вправе возбудить в отношении лиц, признанных нарушившим антимонопольное законодательство, дело об административном правонарушении независимо от того имеется ли на текущий момент судебное решение с подтверждением обоснованности позиции антимонопольного органа.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 28.2. КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4., частью 1 статьи 28.6. КоАП РФ.Протокол об административном правонарушении как доказательство совершения административного правонарушения, должен соответствовать требованиям, установленным КоАП РФ, а именно статьям 27.8, 27.10, 28.2 КоАП РФ.
В пункте 2.2. Определения Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 года N 267-О указано, что право каждого на защиту своих прав и свобод всеми не запрещенными законом способами, закрепленное статьей 45 Конституции РФ, предполагает наличие гарантий, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме и обеспечить эффективное восстановление в правах не только в рамках судопроизводства, но и во всех иных случаях привлечения к юридической ответственности.
Согласно пункту 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 года N 2, положения статьи 28.2. КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Из чего следует, что нарушение порядка составления протокола следует рассматривать как нарушение порядка привлечения к административной ответственности.
Следовательно, вне зависимости от того, имеется ли в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, событие и состав вмененного ему административного правонарушения, оспариваемое постановление является незаконным в случае нарушения процедуры привлечения его к административной ответственности.
Положения статьи 28.2 КоАП РФ предусматривают, что в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьей 51 Конституции Российской Федерации.
Из содержания протокола об административном правонарушении от 17.01.2018 года усматривается, что начальнику Крымской таможни ФИО1, в нарушение требований действующего законодательства, не были разъяснены положения части 1 статьи 25.1, части 2 статьи 25.2, части 3 статьи 25.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьи 51 Конституции Российской Федерации.
Подпись ФИО1 в протоколе об административном правонарушении в графе «Права и обязанности разъяснены» не свидетельствует о том, что ему были известны в полном объеме процессуальные права. Более того, расписка о разъяснении прав лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при составлении процессуальных документов по настоящему делу, в материалах дела также отсутствует.
Изложенное свидетельствует о том, что начальник Крымской таможни ФИО1 не был осведомлен об объеме предоставленных ему процессуальных прав, что повлекло нарушение его права на защиту.
В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья может вынести решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение должностному лицу, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом.
Указанное является существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и в силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю ФИО2 от 31.01.2018 года по делу №10АД-18 подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.7 КоАП Российской Федерации, -
р е ш и л:
Жалобу начальника Крымской таможни ФИО1 – удовлетворить.
Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю ФИО2 №10АД-18 от 31.01.2018 года о привлечении начальника Крымской таможни ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ – отменить.
Дело об административном правонарушении в отношении начальника Крымской таможни ФИО1 возвратить на новое рассмотрение в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения в Верховный Суд Республики Крым через Железнодорожный районный суд г. Симферополя Республики Крым.
Судья Н.В.Уржумова