Дело № 12-81/2019
26RS0024-01-2019-001494-48
РЕШЕНИЕ
г. Невинномысск 10 июня 2019 года
Невинномысский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Головко М.В., при секретаре судебного заседания Шубной О.Ю.,
с участием представителя заместителя главы администрации г. Невинномысска, руководителя УЖКХ администрации г. Невинномысска ФИО1, - ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя главы администрации г. Невинномысска, руководителя УЖКХ администрации г. Невинномысска ФИО1 на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу главного специалиста эксперта Ставропольского территориального отдела Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО3 № 19-05/п-5/39/27/Ф/1-113/3 от 27 марта 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ,
установил:
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу главного специалиста эксперта Ставропольского территориального отдела Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Северо - Кавказскому федеральному округу ФИО3 № 19-05/п-5/39/27/Ф/1-113/3 от 27 марта 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, руководитель УЖКХ администрации г. Невинномысска ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАПРФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Не согласившись с вышеназванным постановлением заместитель главы администрации г. Невинномысска, руководитель УЖКХ администрации г. Невинномысска ФИО1 подал жалобу, в которой просит отменить постановление и прекратить производство по делу, ссылаясь на то, что доводы, изложенные в постановлении незаконны, поскольку УЖКХ администрации г. Невинномысска в соответствии со свидетельством о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду от 23.08.2018 г. в Департаменте Росприроднадзора по СКФО присвоена 2 категория объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду и УЖКХ администрации г. Невинномысска отнесено к объектам федерального значения, о чем указано в постановлении Департамента. Объекты федерального значения становятся на гос. учет в Департаменте Росприроднадзора. В своем постановлении Департамент ссылается на документ об установлении лимитов на размещение отходов выданных Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края с регистрационным номером № 1682 от 27.07.2014, но так как управление поставлено на гос.учет в 2018 году в федеральный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Документ выданный 27.07.2014 г. на который ссылается Департамент не является действительным и не может быть применен к расчетам в декларации о негативном воздействии на окружающую среду по стоянию на 2018 год. В связи с чем УЖКХ Декларация от 21.02.2019 года рассчитана и оплачена и направлена в Департамент с учетом сверх лимитов по фактическому объему отходов. Таким образом, применение Департаментом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, установленные Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края в количестве 3,248 тонн является не правомерным и необоснованным. Соответственно в данном случае отсутствует факт превышения лимитов отходов. Довод в постановлении Департамента о том, что управлением не предоставлена Декларация о воздействии на окружающую среду, является не верным и не соответствует реальным обстоятельствам дела. Поскольку управлением ЖКХ Декларация направлена в адрес Департамента в установленные сроки, а именно 21.02.2019 г.
Просит признать постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу главного специалиста эксперта Ставропольского территориального отдела Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО3 № 19-05/п-5/39/27/Ф/1-113/3 от 27 марта 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ в отношении заместителя главы администрации г. Невинномысска, руководителя УЖКХ администрации г. Невинномысска ФИО1, незаконным и отменить. Прекратить производство по делу об административном правонарушении по ст. 8.2 КоАП РФ в отношении заместителя главы администрации г. Невинномысска, руководителя УЖКХ администрации г. Невинномысска ФИО1
Представитель заместителя главы администрации г. Невинномысска, руководителя УЖКХ администрации г. Невинномысска ФИО1, - ФИО2, доводы жалобы с учетом дополнений поддержала, просила жалобу удовлетворить, по основаниям, изложенным в ней.
Представитель Департамента Федеральной службы в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу, в судебное заседание не явился, предоставив заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Диспозиция ст. 8.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение экологических и санитарно - эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Согласно ч. 1 ст. 18 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
Из материалов дела следует, главным специалистом-экспертом отдела надзора за водными ресурсами и охраны недр Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО3 по результатам рассмотрения имеющейся информации об отсутствии у УЖКХ действующих нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (поручение от 04.03.2019 г. № 19-05/поручение 5, служебной записки от 15.02.2019 г. № 27) был составлен протокол и вынесено постановление № 19-05/п-5/39/27/Ф/1-113/3 от 27.03.2019 г. о привлечении должностного лица заместителя главы администрации г. Невинномысска, руководителя УЖКХ администрации г. Невинномысска ФИО1, к административной ответственности по ст. 8.2 КРФоАП.
Основанием для привлечения заместителя главы администрации г. Невинномысска, руководителя УЖКХ администрации г. Невинномысска ФИО1 к административной ответственности по несоблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами (ст. 8.2 КоАПРФ) послужило превышение общего разрешенного количества отходов и образованного и размещенного отхода в отсутствие установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также непредставление декларации о воздействии на окружающую среду.
В судебном заседании установлено, что исходя из того, что за 2018 год у УЖКХ администрации г. Невинномысска образовались отходы в количестве 2,600 тонн – «Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный»; в количестве 0,940 тонн – «Смет с территории предприятия практически не опасный», всего 3,600 тонн.
В соответствии с ч. 5 приказа Минприроды России от25.02.2010 № 50 «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов – проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
За превышение лимитов на размещение отходов юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Согласно документа, выданного Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края с регистрационным номером № 1682 от 28.07.2014 г. УЖКХ администрации г. Невинномысска установлен лимит в количестве 3,248 тонн на размещение следующих отходов: - ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак; - мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); - отходы смеси затвердевших пластмасс; - аккумуляторы свинцовые отработанные не поврежденные, с неслитым электролитом; - лом медных сплавов несортированный; - лом черных металлов несортированный; - масла автомобильные отработанные.
При таких обстоятельствах, должностным лицом правильно сделан вывод в постановлении о превышении УЖКХ администрации г. Невинномысска общего разрешенного количества отходов образованных и размещенных на 0,352 тонны и об образовании и размещении УЖКХ администрации г. Невинномысска отход «Смет с территории предприятия практически не опасный» в количестве 0,940 тонн в отсутствии установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Кроме того, в соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 19 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности государственного регулирования хозяйственной и (или) иной деятельности для предотвращения и (или) снижения ее негативного воздействия на окружающую среду.
Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 24 № 7-ФЗ нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
Согласно ч.ч. 1,2,9 ст. 31.2 7-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду. Декларация о воздействии на окружающую среду представляется в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
За непредставление декларации о воздействии на окружающую среду или представление недостоверной информации, содержащейся в этой декларации, юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Те же положения содержатся и в ч. 9 ст. 31.2 Федерального Закона от 25.12.2018 г. № 496-ФЗ «Об охране окружающей среды» - непредставление декларации о воздействии на окружающую среду или представление недостоверной информации, содержащейся в этой декларации, юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что УЖКХ администрации г. Невинномысска не представило в Департамент декларацию о воздействии на окружающую среду, что является нарушением.
В судебном заседании заявителем не представлено доказательств того, что управлением приняты все зависящие от них меры по соблюдению законодательства, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ.
Должностное лицо установив факты нарушения ч.ч.1,2,4,7,8 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», приказа Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «О порядке разработке и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», ч.ч. 1,2 ст. 24, ч. 1,2,9 ст. 31.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ, приказа Минприроды России от 11.10.2018 г. № 509 «Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалификационной электронной подписью», пришел к правильному выводу о наличии в действиях заместителя главы администрации г. Невинномысска, руководителя УЖКХ администрации г. Невинномысска ФИО1 события и состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы правильность выводов должностного лица подтверждается имеющимися в деле доказательствами, которые получены уполномоченным должностным лицом с соблюдением установленного законом порядка и отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств по делу об административном правонарушении.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным и отмены вынесенного в отношении заместителя главы администрации г. Невинномысска, руководителя УЖКХ администрации г. Невинномысска ФИО1 постановления государственного инспектора государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу главного специалиста эксперта Ставропольского территориального отдела Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО3 № 19-05/п-5/39/27/Ф/1-113/3 от 27 марта 2019 г. о привлечении заместителя главы администрации г. Невинномысска, руководителя УЖКХ администрации г. Невинномысска ФИО1 к административной ответственности.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии возможности признания в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ совершенного заместителем главы администрации г. Невинномысска, руководителя УЖКХ администрации г. Невинномысска ФИО1 малозначительным.
Назначенное наказание соответствует минимальному размеру санкции, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ.
Каких-либо существенных процессуальных нарушений должностным лицом при рассмотрении дела не допущено, в связи с чем оснований к отмене или изменению обжалуемого акта не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6, п.1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
Решил:
Отказать в удовлетворении жалобы заместителя главы администрации г. Невинномысска, руководителя УЖКХ администрации г. Невинномысска ФИО1
Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу главного специалиста эксперта Ставропольского территориального отдела Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО3 № 19-05/п-5/39/27/Ф/1-113/3 от 27 марта 2019 г. по делу об административном правонарушении по ст. 8.2 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу заместителя главы администрации г. Невинномысска, руководителя УЖКХ администрации г. Невинномысска ФИО1 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии, путем подачи жалобы в Невинномысский городской суд.
Судья М.В. Головко