ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-81/19 от 12.07.2019 Бологовского городского суда (Тверская область)

Дело №12-81/2019 г.

Р Е Ш Е Н И Е

12 июля 2019 года Тверская область, г.Бологое

Судья Бологовского городского суда Тверской области Борисова С.П., с участием лица, привлекаемого к административной ответственности Афанасьева Э.А., представителя административного органа – инспектора группы по исполнению административного законодательства ОСБДПС ГИБДД УВМД России по Тверской области Синкель А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Бологовского городского суда Тверской области дело по жалобе Афанасьева Э.А. на постановление командира роты Отдельного СБ ДПС ГИБДД УМВД России по Тверской области Куличкова А.А. от 21 июня 2019 года, которым постановлено:

«Афанасьева Э.А. признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 1000 (одной тысячи) рублей»,

установил:

Постановлением командира роты Отдельного СБ ДПС ГИБДД УМВД России по Тверской области Куличкова А.А. от 21 июня 2019 года Афанасьев Э.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 1000 рублей.

Афанасьевым Э.А. принесена жалоба на постановление, которая мотивирована следующим.

В соответствии со ст.15 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» - далее Закон о техрегулировании). В соответствии с Законом о техрегулировании обязательная сертификация и декларирование соответствия это формы подтверждения соответствия, носящие обязательный характер, осуществляемые в целях удостоверения соответствия продукции техническим регламентам. Технический регламент документ который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.

Содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент. Не включенные в технические регламенты требования к продукции, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения не могут носить обязательный характер.

В соответствии с Федеральным законом от 03.10.2014 № 279-ФЗ «О ратификации договора о Евразийском экономическом союзе» был ратифицирован Договор о Евразийском экономическом союзе, подписанный в городе Астане 29 мая 2014 года (далее - Договор ЕАЭС). Данный Федеральный закон был официально опубликован.

В соответствии со ст.5 Договора ЕАЭС Союз наделяется компетенцией в области технического регулирования, которое в соответствии со ст.51 Договора ЕАЭС осуществляется в соответствии с принципами: установление обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; установление единых обязательных требований в технических регламентах Союза или национальных обязательных требований в законодательстве государств-членов к продукции, включенной в единый перечень продукции (утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 г. N 526), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Союза; применение и исполнение технических регламентов Союза в государствах- членах без изъятий; соответствие технического регулирования в рамках Союза уровню экономического развития государств-членов и уровню научнотехнического, развития; независимость органов по аккредитации государств-членов, органов по подтверждению соответствия государств-членов и органов по надзору (контролю) государств-членов от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей, в том числе потребителей; единство правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия; единство применения требований технических регламентов Союза независимо от видов и (или) особенностей сделок; недопустимость ограничения конкуренции при осуществлении оценки соответствия; осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Союза на основе гармонизации законодательства государств- членоц; добровольность применения стандартов; разработка и применение межгосударственных стандартов; гармонизация межгосударственных стандартов. с международными и региональными стандартами; единство правил и процедур проведения обязательной оценки соответствия; обеспечение гармонизации законодательства государств-членов в части установления ответственности за нарушение обязательных требований к продукции, правил и процедур проведения обязательной оценки соответствия; проведение согласованной политики в области обеспечения единства измерений в рамках Союза; недопущение установления избыточных барьеров для ведения предпринимательской деятельности; установление переходных положений в целях поэтапного перехода на новые требования и документы.

Этой же статьей Договора ЕАЭС предусмотрено, что порядок, правила и процедуры технического регулирования в рамках Союза устанавливаются согласно приложению № 9 к настоящему Договору.

В соответствии со ст.52 Договора ЕАЭС порядок разработки и принятия технических регламентов Союза, а также порядок внесения в них изменений и отмены определяются комиссией. Технические регламенты Союза или национальные обязательные требования действуют только в отношении продукции, включенной в утверждаемый Комиссией единый перечень. Технические регламенты Союза имеют прямое действие на территории Союза. Порядок введения в действие принятого технического регламента Союза и переходные положения определяются техническим регламентом Союза и (или) актом Комиссии.

В соответствии со ст.53 Договора ЕАЭС продукция, в отношении которой вступил в силу технический регламент Союза (технические регламенты Союза), выпускается в обращение на территории Союза при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки соответствия, установленные техническим регламентом Союза (техническими регламентами Союза).

Государства-члены обеспечивают обращение продукции, соответствующей требованиям технического регламента Союза (технических регламентов Союза), на своей территории без предъявления дополнительных по отношению к содержащимся в техническом регламенте Союза (технических регламентах Союза) требований к такой продукции и без проведения дополнительных процедур оценки соответствия. Со дня вступления в силу технического регламента- Союза на территориях государств-членов соответствующие обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные законодательством государств-членов или актами Комиссии, действуют только в части, определенной переходными положениями, и с даты завершения действия переходных положений, определенных техническим регламентом Союза и (или) актом Комиссии, не применяются для выпуска продукции в обращение, оценки соответствия требований технических регламентов продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные актами Комиссии до дня вступления в силу технического регламента Союза, включаются в технические регламенты Союза. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов Союза проводится в порядке, установленном законодательством государств членов.

В соответствии со ст.99 Договора ЕАЭС международные договоры государств членов, заключенные в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства, действующие на дату вступления в силу настоящего Договора, входят в право Союза в качестве международных договоров в рамках Союза и применяются в части, не противоречащей настоящему Договору. Решения Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств, Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав правительств и Евразийской экономической комиссии, действующие на дату вступления в силу настоящего Договора, сохраняют свою юридическую силу и применяются в части, не противоречащей настоящему Договору.

В соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 (далее - Решение КТС) был принят Технический регламент таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (далее - ТР ТС 018/2011), со сроком вступления в силу - 01.01.2015 года. Этим же Решением КТС утверждено, что со дня вступления в силу Технического регламента выдача или принятие документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции обязательным требованиям, ранее установленным нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства - члена Таможенного союза, не допускается. Обращение продукции, выпущенной в обращение в период действия документов об оценке (подтверждении) соответствия, указанных в подпункте 3.2 настоящего Решения, допускается в течение срока годности (срока службы) продукции, установленного в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза. Со дня вступления в силу Технического регламента обеспечить проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением требований Технического регламента.

Другими словами, выше указанными нормами решения КТС, во взаимосвязи с перечисленными нормами Договора ЕАЭС, установлено, что с момента вступления в силу ТР ТС 018/2011 в рамках Союза не допускается оборот (выпуск и введение в эксплуатацию) продукции, не соответствующей требованиям ТР ТС 018/2011, при этом допускается использование продукции, введенной в оборот в соответствии с требованиями национального законодательства о техническом регулировании стран участниц Союза. Соблюдение этого порядка обеспечивается государствами странами участницами Союза в рамках реализации их государственной надзорной деятельности.

В соответствии с Предисловием ТР ТС Ш 8/2011 техническое регулирование в отношении колесных транспортных средств осуществляется в целях обеспечения социально приемлемого уровня их безопасности, а также выполнения государствами членами Таможенного союза своих обязательств, вытекающих из участия в международных соглашениях в сфере безопасности колесных транспортных средств.

Требования настоящего технического регламента гармонизированы с требованиями Правил Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (Правила ЕЭК ООН), принимаемых на основании «Соглашения о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и/или использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний», заключенного в Женеве 20 марта 1958 г. (далее - Соглашение 1958 года), Глобальных технических правил, принимаемых на основании ’’Соглашения о введении Глобальных технических правил для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и/или использованы на колесных транспортных средствах", заключенного в Женеве 25 июня 1998 г. (далее - Соглашение 1998 года) и Предписаний, принимаемых на основании ’’Соглашения о принятии единообразных условий для периодических технических осмотров колесных транспортных средств и о взаимном признании таких осмотров”, заключенного в Вене 13 ноября 1997 г.

Технический регламент содержит: определения применяемых терминов; правила обращения на рынке или ввода в эксплуатацию объектов технического регулирования; требования безопасности; процедуры оценки соответствия типов транспортных средств (шасси), единичных транспортных средств, транспортных средств, находящихся в эксплуатации, типов компонентов транспортных средств; требования к маркировке продукции единым знаком обращения продукции на рынке государств членов Таможенного союза; защитительную оговорку; заключительные положения о применении удостоверяющих соответствие документов, полученных до вступления технического регламента в силу.

В соответствии с п.2 ТР ТС 018/2011 к объектам технического регулирования, на которые распространяется действие настоящего технического регламента, относятся: колесные транспортные средства категорий L, М, N и О, предназначенные для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования, а также шасси; компоненты транспортных средств, оказывающие влияние на безопасность транспортных средств.

Объекты технического регулирования устанавливаются согласно приложению №1.

В соответствии с п.65 Приложения № к ТР ТС 018/2011 технические средства контроля соблюдения водителями режимов движения, труда и отдыха - тахографы, отнесены к объектам технического регулирования.

В соответствии с п.20 ТР ТС 018/2011 перечень требований к типам компонентов транспортных средств (объектам технического регулирования), установлен в приложении N 10 к настоящему техническому регламенту.

В соответствии с п.65 Приложения №10 к ТР ТС 018/2011 в качестве обязательных требований к тахографам предусмотрено, что должны обеспечиваться: показания: скорости движения, пройденного пути, текущего времени, сигнала о превышении заданной скорости, сигнала о нарушениях в работе тахографа; регистрация: скорости движения, пройденного пути, времени управления транспортным средством, времени нахождения на рабочем месте и времени других работ, времени перерывов в работе и отдыха, случаев доступа к данным регистрации, перерывов в электропитании длительностью более 1()0 миллисекунд, перерывов в подаче импульсов от датчика движения.

Данный перечень требований является исчерпывающим. При этом, он не содержит обязательного требования к тахографам в виде реализации алгоритма криптографического преобразования информации (блок СКЗИ), обеспечивающего: аутентификацию; регистрацию информации в некорректируемом виде в защищенной памяти; хранение информации ограниченного доступа, используемой для создания электронной подписи и проверки электронной подписи, и аутентифицирующей информации; преобразование сигналов ГНСС в данные о текущем времени и о координатах местоположения транспортного средства в некорректируемом виде; синхронизацию внутренней шкалы времени с национальной шкалой координированного времени UTC (SU) при работе по сигналам ГНСС ГЛОНАСС/GPS с погрешностью (по уровню вероятности 0,95) не более 2 секунд (диапазон измерений от 0 до 3600 секунд. В этой связи такое требование является избыточным, соответственно, не может рассматриваться и применяться в качестве обязательного (ст.53 Договора ЕАЭС). Подтверждением объективности данного вывода служит письмо Евразийской экономической комиссии от 05.03.2018 года № 16-321.

Вместе с тем, этим же положением в части порядка проведения оценки подтверждения соответствия тахографов предусмотрено проведение обязательной сертификации в соответствии со схемами 1 Ос, 11с.

В соответствии с п.7-8 ТР ТС 018/2011 транспортные средства и их компоненты допускаются к обращению на рынке при их соответствии настоящему техническому регламенту, что подтверждается их маркировкой единым знаком обращения продукции на рынке в соответствии с разделом VI настоящего технического регламента. Датой выпуска в обращение транспортного средства (шасси) является дата оформления документа, идентифицирующего транспортное средство (шасси). Документами, удостоверяющими соответствие требованиям настоящего технического регламента при выпуске в обращение, являются: для компонентов транспортных средств декларация о соответствии или сертификат соответствия.

Тахограф (VDODTCO 1381), установленный на транспортном средстве, управляемом Афанасьевым Э.А. прошел процедуру подтверждения соответствия обязательным национальным требованиям на момент изготовления и выпуска в обращение, а также аналогичную процедуру подтверждения соответствия обязательным требованиям, предусмотренным ТР ТС 018/2011, соответствующие сертификаты соответствия предъявлялись при рассмотрении дела, копии сертификатов прилагаются. На момент возбуждения дела он был в исправном состоянии, его использование осуществлялось в соответствии с порядком, предусмотренным производителем, в том числе, в части наличия и использования карты тахографа (водитель), а также проведен периодической проверки его работоспособности — калибровки, подтверждением служат данные с распечатки тахографа.

В соответствии с п.7-8 ТР ТС 018/2011 государства - члены Таможенного союза, руководствуясь защитой своих законных интересов, предпринимают меры по предотвращению доступа на свой рынок продукции, не соответствующей требованиям настоящего технического регламента. В этих целях государства - члены Таможенного союза в соответствии со своим национальным законодательством осуществляют государственный контроль (надзор) за находящимися в обращении транспортными средствами (шасси) и компонентами транспортных средств (шасси), которые являются объектами регулирования настоящего технического регламента. Указанные в абзаце первом настоящего пункта меры могут включать ограничение или запрет выпуска в обращение, либо принудительный отзыв с рынка продукции, не соответствующей требованиям настоящего технического регламента.

Несмотря на достаточный уровень указанного нормативного правового регулирования ключевого по настоящему делу вопросу – предъявление требований к тахографам, некоторыми должностными лицами уполномоченных государственных органов, «по инерции» - после 01.01.2015 года, при принятии решения о наличии (отсутствии) события и состава в действиях лиц правонарушений, предусмотренных ч. 1ст. 11.23 КоАП РФ, применяются положения приказа Минтранса России от 13.02.2013 № 36, в части требований по наличию в тахографе блока СКЗИ. Подобное вытекает из не принятия во внимание основ конституционного и гражданского законодательства Российской Федерации, в соответствии с которым: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации; международные договоры Российской Федерации применяются непосредственно; если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора (ст.7 ГК РФ); международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений, содействуют поддержанию всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций; международным договорам принадлежит важная роль в защите основных прав и свобод человека, в обеспечении законных интересов государств. Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью ее правовой системы. Международные договоры существенный элемент стабильности международного правопорядка и отношений России с зарубежными странами, функционирования правового государства; Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств; международные договоры Российской Федерации подлежат добросовестному выполнению в соответствии с условиями самих международных договоров, нормами международного права, Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными актами законодательства Российской Федерации. Российская Федерация до вступления для нее международного договора в силу воздерживается с учетом соответствующих норм международного права от действий, которые лишили бы договор его объекта и цели; международный договор подлежит выполнению Российской Федерацией с момента вступления его в силу для Российской Федерации.

Вместе с тем, обязательность применения выше перечисленных положений, в целях единообразного применения судами конституционных норм при осуществлении правосудия, рассмотрена Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 31.10.1995 № 8.

В соответствии с п.5 данного постановления судам при осуществлении правосудия надлежит исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах, в частности, во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об Федерации являются в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации составной частью ее правовой системы. Этой же конституционной нормой определено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Учитывая это, суд при рассмотрении дела не вправе применять нормы закона, регулирующего возникшие правоотношения, если вступившим в силу для Российской Федерации международным договором, решение о согласии на обязательность которого для Российской Федерации было принято в форме федерального закона, установлены иные правила, чем предусмотренные законом. В этих случаях применяются правила международного договора Российской Федерации.

При этом судам необходимо иметь в виду, что в силу п. 3 ст. 5 Федерального закона Российской Федерации «О международных договорах Российской Федерации» положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно.

Из изложенного выше следует, что требование о наличии в составе тахографа блока СКЗИ, вытекающее из Приложения № I к приказу Минтранса России от 13.02.2013 № 36, является не применимым в силу его противоречия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу: закону о БДД (ст. 15), во взаимосвязи со ст.32 этого же закона, ст.2, ст.7, ст. 18, ст.20 Закона о техрегулировании; ТР ТС 018/2011 (п.2, п. 7-8, п.20, п. 103, п.65 Приложения № 1, п.65 Приложения № 10), во взаимосвязи со ст, 15 Конституции Российской Федерации, ст. 7 ГК РФ, Федеральным законом от 15.07.1995 № 101 (ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», ст.5, ст.51-53, ст.99, Приложение № 9 Договора ЕАЭС, Решением КТС.

В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Частью статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства (далее - тахограф), в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, а равно с нарушением установленных правил использования тахографа (в том числе блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой им информации).

В соответствии с ч. ч. 1, 3 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее — тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 23.11.2012 г. № 1213 установлено, что требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, правила их использования, обслуживания и контроля их работы утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации; порядок оснащения транспортных средств тахографами устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации.

Приказом Минтранса России от 13.02.2013 № 36 утверждены Правила контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства. Согласно пункту данных Правил контроль работы тахографов, установленных на транспортные средства, осуществляется мастерскими, транспортными предприятиями в целях исключения нарушения водителем, управляющим транспортным средством для перевозки грузов или пассажиров, установленного режима труда и отдыха.

Согласно приложению № 2 к приказу Минтранса России от 13 февраля 2013 г. № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства», тахографами оснащаются следующие категории и виды транспортных средств, выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации: транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 тонн (категория М2); транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 тонн (категория М3); транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 тонны, но не более 12 тонн (категория № 2); транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 тонн (категория № 3).

На транспортном средстве марки <....>, государственный регистрационный знак <....>, принадлежащем Григорьеву И.А, которым управлял Афанасьев Э.А. установлен цифровой тахограф <....>

Согласно требования к тахографам, предусмотренные Приказом Минтранса № 36, который соответствуют Техническому регламенту Таможенного союза и носит обязательный характер, в приложении 10 п. 65 ТР ТС 018/2011 предъявлены требования к объекту технического регулирования, техническому средству тахографу, в данном пункте отсутствует требование о наличии в тахографе программно-аппаратного шифровального (криптографического) средства.

По смыслу п.14 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N2 877 (ТР ТС 8/201 1), данный нормативный акт отсылает к положениям нормативных правовых актов государств - членов Таможенного союза в части оснащения транспортных средств тахографами. Правило п. 74 Технического регламента Таможенного союза, согласно которому его требования не применяются к наличию подлежащих проверке элементов конструкции находящихся в эксплуатации, транспортных средств, которые не были предусмотрены на транспортном средстве на момент его выпуска в обращение, не исключает действие внутригосударственного законодательства Российской Федерации в части правил, устанавливающих категории транспортных средств, подлежащих оснащению тахографами.

Приказы Минтранса № 273 от 21.08.2013 г. и № 36 от 13.02,2013 г. «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» изданы во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2012 года № 1213, в строгом соответствии с приведенными выше положениями пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 10. П. 1995 г. 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Следовательно, данные приказы Министерства транспорта Российской Федерации подлежат обязательному применению всеми участниками дорожного движения.

Учитывая вышеизложенное, установка блока СКЗИ на тахограф не является обязательным требованием в силу действующего законодательства, кроме того, данное транспортное средство принадлежит Григорьеву И. А., факт принадлежности транспортного средства Афанасьеву Э.А государственным инспектором не установлен, каких-либо документов, свидетельствующих о принадлежности данного транспортного средства Афанасьеву Э.А.. в материалах не имеется, что не влечет за собой нарушение правил использования тахографа водителем Афанасьевым Э.А. и исключает его ответственность по ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ, поскольку он не является объектом данного административного правонарушения.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. ст. 11.23 КоАП РФ образуется при управлении транспортным средством либо выпуском на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, режима труда и отдыха (тахографа), повлекшее нарушением установленных правил его использования.

Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Согласно п.13.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении жалобы будет установлено, что в действиях лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, не содержится состава административного правонарушения либо отсутствовало само событие административного правонарушения, то такое постановление подлежит отмене с вынесением решения о прекращении производства по делу в соответствии с п. 1 либо п. 2 ч. ст. 24.5 КоАП РФ.

В силу положений ч.ч. и 4 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной- ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Тахограф – это объект техрегулирования, и обязательные требования к нему предъявляются только Техническим регламентом таможенного союза 018/2011, в котором нет ни слова о СКЗИ. Подтверждает соответствие тахографа действующим требованиям исключительно Сертификат соответствия или Декларация соответствия ТР ТС 018/2011.

На транспортных средствах массой свыше 12 тонн, в особенности европейского производства, тахограф установлен «по умолчанию» заводом-производителем автомобиля. На автомобилях, произведенных после 2006 года, чаще всего встречается тахограф DTCO 1381, производства компании «ContinentalAutomotiveGmbH»,. Германия. Это так называемый «цифровой» тахограф, который использует в качестве фиксации информации о режиме труда и отдыха водителя пластиковую карту. Данный тахограф внесен в Государственный реестр средств измерения Российской Федерации за номером 62164-15. Имеет сертификат соответствия Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств Таможенного Союза № RU С- DE.MT22.B.00747 (RU С-ПЕ.АД32.В.00100), зарегистрированный в Едином реестре выданных сертификатов соответствия, утвержденный Решением Комиссии Таможенного Союза от 07.04.2011 года № 620 (данные доступны на официальном сайте Росаккредитации РФ), а также декларацию соответствия № RU Д-RU.PAOl. A.3Q071 (доступную там же). Это то, что касается подтверждения соответствия данного тахографа обязательным требованиям действующего законодательства.

Документ – нотификация №RU 0000007401 о характеристиках шифровальных (криптографических) средств и товаров, их содержащих, выданная на тахограф DTCO 1381, и доступная в Едином реестре нотификаций любому желающему. Тахограф DTCO 1381 содержит в своем составе модуль криптографической защиты информации (СКЗИ), что подтверждает нотификация.

Просит суд отменить постановление №18810369190030005141 от 21 июня 2019 года в связи с отсутствием состава правонарушения.

В судебном заседании Афанасьев Э.А. доводы жалобы поддержал в полном объеме по изложенным в ней основаниям.

Представитель административного органа – инспектор группы по исполнению административного законодательства ОСБДПС ГИБДД УВМД России по Тверской области Синкель А.Ю. полагает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям. На территории РФ управление транспортным средством, касающихся тахографов регламентировано приказом Минтранса России от 21 августа 2013 года №273 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами», а также приказом Минтранса России №36. По данным приказам транспортные средства с 01 января 2018 года должны быть оборудованы тахографами, которые должны содержать в себе блок СКЗИ, который шифрует информацию с тахографа и сохраняет ее. То есть, данный блок СКЗИ выполняет такую работу, как например, черный ящик самолета. Соответственно у транспортного средства отсутствует допуск к международным перевозкам. Если бы у данного транспортного средства был бы такой пропуск, то на данное транспортное средство, соответственно водителя, распространяется требование ЕСТР. Данная информация размещена на сайте ФБУ «Росавтотранс» в общедоступной форме. Согласно размещенной информации, а также приказа Минтранса России от 21 августа 2013 года №273 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами» на транспортном средстве может быть установлен тахограф нового поколения VDO, который включает в себя блок СКЗИ. Имеется два вида перевозок. Например, внутренний – это тот, который осуществляется на территории Российской Федерации и регламентирован двумя приказами Минтранса России №273 и №36. Если водитель, имеет международную карточку о допуске водителя к международным перевозкам, то там распространяются требования ЕСТР, которые указаны в жалобе. Однако в данном случае такой карточки у водителя не имеется. На территории Российской Федерации разрешены только тахографы, на которых установлен блок СКЗИ. Другие тахографы на территории Российской Федерации запрещены для эксплуатации. В данной ситуации ответственность несет водитель, должностное или юридическое лицо. То есть, разные нормы закона регулируют ту или иную ответственность к субъектам правонарушения. На механика возложена ответственность за то, что он выпустил на линию данный автомобиль, на водителя – управление транспортным средством, которое не оснащено тахографом, предусмотренным нормами действующего законодательства на территории РФ. На юридическое лицо возложена обязанность обучить водителя пользоваться тахографом. Вместе с тем, в данной ситуации водитель должен был отказать от поездки, поскольку на транспортном средстве не был установлен тахограф, содержащий в себе блок СКЗИ, в котором содержалась бы информация до какого момента он действует, а также широта и долгота.

Выслушав Афанасьева Э.А., представителя административного органа Синкель А.Ю., изучив доводы жалобы и материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч.1 ст.11.23 КоАП РФ административным правонарушением признается управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (далее - тахограф), в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, а равно с нарушением установленных правил использования тахографа (в том числе блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой им информации), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

В соответствии с ч.1 ст.20 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в числе прочего, оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с данной нормой постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2012 г. N 1213 установлено, что требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, правила их использования, обслуживания и контроля их работы утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации; порядок оснащения транспортных средств тахографами устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации.

Во исполнение данного постановления Правительства Российской Федерации Министерством транспорта Российской Федерации изданы приказы от 13 февраля 2013 г. N 36 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства" (далее - Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 г. N 36) и от 21 августа 2013 г. N 273 "Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами" (далее - Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 21 августа 2013 г. N 273).

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 г. N 36 утверждены категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами (приложение N 2 к названному приказу).

Согласно абзацу пятнадцатому данного приложения в числе иных тахографами оснащаются выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 тонн (категория М3), за исключением, в том числе находящихся в эксплуатации автобусов с числом мест более 20 и грузовых автотранспортных средств с полной массой свыше 15 тонн, предназначенных для междугородных и международных перевозок, оснащенных до 8 ноября 2013 г. при изготовлении тахографами в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. N 922 "О повышении безопасности междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом" (утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. N 982).

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 августа 2013 г. N 273 утвержден Порядок оснащения транспортных средств тахографами (далее Порядок).

Согласно пункту 3 названного Порядка в установленные в нем сроки оснащение тахографами транспортных средств, кроме перечисленных в приложении N 2 к приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 г. N 36 после слов "за исключением", производится в отношении категорий транспортных средств, указанных в этом пункте.

В соответствии с абзацем девятым данного пункта оснащение тахографами транспортных средств категорий N2, N3, М2, М3, оснащенных аналоговыми контрольными устройствами, производится до 1 июля 2016 г.

К числу исключений, перечисленных в приложении N 2 к приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 г. N 36, отнесены, в том числе транспортные средства, указанные в абзаце пятнадцатом, положения которого приведены выше.

В соответствии с Приложением 1 к Техническому регламенту Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 №877, к транспортным средствам категории N2 относятся транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т.

Пункт 3 Порядка дополнен требованием об оснащении тахографами до 1 июля 2016 г. транспортных средств категорий N2, N3, М2, М3, оснащенных аналоговыми контрольными устройствами, приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. №348.

Данный акт изменяет установленные Порядком сроки оснащения транспортных средств тахографами, соответствующими требованиям, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 г. N 36, для транспортных средств, оснащенных аналоговыми тахографами, не отвечающих требованиям указанного приказа и Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (заключено в г. Женеве 1 июля 1970 г., ЕСТР).

Приложение №2 к приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 г. N 36 (Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами) подлежит применению в совокупности с требованиями пункта 3 Порядка оснащения транспортных средств тахографами, согласно которому до 1 июля 2016 г. оснащению тахографами подлежат транспортные средства категорий N2, N3, М2, М3, оснащенные аналоговыми контрольными устройствами.

В силу подпункта 1 пункта 10 Правил использования тахографов, утвержденных названным выше приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 г. №36, водителям запрещается осуществлять перевозки с не соответствующим установленным требованиям тахографом в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Как усматривается из материалов дела, Афанасьев Э.А. ДАТА по адресу ..., управляя транспортным средством <....>, совершил нарушение Приказа Минтранса РФ от 21.08.2013 № 273, а именно управлял ТС, разрешенная максимальная масса которого более 3,5 тонн, осуществлял коммерческую перевозку груза согласно ТТН от 14.06.2019 № 002687/2, путевой лист от 01.06.2019 № 11-А. ТС оборудовано цифровым тахографом, на котором не установлен блок СКЗИ. При этом ТС не участвует в международных перевозках, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.11.23 КоАП РФ. Указанные действия Афанасьева Э.А. квалифицированы по ч.1 ст.11.23 КоАП РФ.

Факт совершения Афанасьевым Э.А. административного правонарушения и его виновность подтверждены следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении, Путевым листом №11-А с 01 по 30 июня 2019г., товарно-транспортной накладной от 14.06.2019 и другими материалами дела.

Таким образом, действия Афанасьева Э.А. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.

Вопреки доводам жалобы, существенных нарушений положений ст.29.10 КоАП РФ, влекущих безусловную отмену постановления по делу об административном правонарушении, не усматривается. Обстоятельства дела, изложенные в названном постановлении, оцениваемые исходя из совокупности имеющихся в материалах дела доказательств, перечисленных выше, позволяют установить наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица и квалифицировать действия Афанасьева Э.А. по ч.1 ст.11.23 КоАП РФ.

Постановление о привлечении Афанасьева Э.А. к административной ответственности вынесено в пределах установленного в ч.1 ст.4.5 КоАП РФ КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.

Порядок привлечения Афанасьева Э.А. к административной ответственности не нарушен.

Административное наказание назначено Афанасьеву Э.А. в пределах, установленных санкцией ч.1 ст.11.23 КоАП РФ.

Доводы жалобы Афанасьева Э.А. основаны на неправильном толковании норм права, регулирующих данные правоотношения.

Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом обстоятельств правовым основанием к отмене оспариваемого постановления не является.

При таких обстоятельствах оспариваемое постановление сомнений в своей законности не вызывает, является правильным и оснований для его отмены или изменения не усматривается.

Руководствуясь ст.ст. 30.1, 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

постановление №18810369190030005141 командира роты Отдельного СБ ДПС ГИБДД УМВД России по Тверской области Куличкова А.А. от 21 июня 2019 года, которым Афанасьев Э.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 1000 рублей оставить без изменения, жалобу Афанасьева Э.А. - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст.30.12 КоАП РФ.

Судья С.П.Борисова