Дело № 12-81/2019
72-336/2019
РЕШЕНИЕ
г. Курган 26 сентября 2019 г.
Судья Курганского областного суда Волосников С.В., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление заместителя начальника контрольно-пропускного пункта по ТСПК – начальника группы АСПК контрольно-пропускного пункта «Петухово-железнодорожный» отдела (пограничной комендатуры) в г. Петухово Пограничного управления ФСБ России по Курганской и Тюменской областям от 2 августа 2019 г., решение судьи Макушинского районного суда Курганской области от 26 августа 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника контрольно-пропускного пункта по ТСПК – начальника группы АСПК контрольно-пропускного пункта «Петухово-железнодорожный» отдела (пограничной комендатуры) в г. Петухово Пограничного управления ФСБ России по Курганской и Тюменской областям ФИО2 № 559 от 2 августа 2019 г. дежурный по станции Макушино ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 руб.
Решением судьи Макушинского районного суда Курганской области от 26 августа 2019 г. указанное постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе в Курганский областной суд ФИО1 просит решение судьи отменить, производство по делу прекратить. Считает, что судьей при рассмотрении ее жалобы дана неверная оценка имеющимся в материалах дела доказательствам, в том числе при определении ее как надлежащего должностного лица, привлекаемого к административной ответственности. Полагала, что ее вина как должностного лица не доказана, состав вменяемого административного правонарушения отсутствует. Считает, что пограничным органом не была соблюдена установленная технологическая схема в части порядка уведомления и определения надлежащего лица, ответственного за принятие определенных решений. Таким должностным лицом, по ее мнению, является дежурный по станции Петухово, который и принимает все последующие меры к остановке поезда. Отмечает, что ни в одном из приведенных нормативных актов не следует, что именно дежурный по станции Макушино должен принять меры к остановке транзитного грузового поезда. Обращает внимание, что протокол об административном правонарушении составлен в отношении нее как физического лица, а не должностного лица, что, по ее мнению, является процессуальным нарушением. Считает, что судом необоснованно не применены положения статей 3.4, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании ФИО1 и ее защитник Денисова И.А. на доводах жалобы настаивали, при этом пояснили, что сообщение о необходимости остановки поезда должно было поступить дежурному по станции Петухово, какой либо экстренной ситуации не было. Также просили учесть, что данное событие с ФИО1 произошло впервые, какой-либо угрозы не возникло, при остановке и проверке указанного поезда на станции Курган нарушений не выявлено. При этом ФИО1 не отрицала, что указанное сообщение от пограничной службы поступило ей лично как дежурному по станции Макушино, и было передано ею поездному диспетчеру, который разрешил остановку поезда.
Заслушав пояснения ФИО1 и ее защитника Денисовой И.А., проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (далее – Закон «О Государственной границе Российской Федерации») пересечение Государственной границы на суше лицами и транспортными средствами осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами Российской Федерации или решениями Правительства Российской Федерации. Этими актами может определяться время пересечения Государственной границы, устанавливается порядок следования от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и в обратном направлении; при этом не допускается высадка людей, выгрузка грузов, товаров, животных и прием их на транспортные средства.
Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации (статья 1 Закона «О Государственной границе Российской Федерации»).
Пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных производится в установленных и открытых в соответствии со статьей 12 настоящего Закона пунктах пропуска через Государственную границу (статья 11 Закона «О Государственной границе Российской Федерации»).
Под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского, речного порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от Государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных. Пределы пунктов пропуска через Государственную границу и перечень пунктов пропуска через Государственную границу, специализированных по видам перемещаемых грузов, товаров и животных, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (статья 9 Закона «О Государственной границе Российской Федерации»).
В соответствии с пунктом 2 Правил определения пределов пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. № 253, под пределами пункта пропуска понимаются границы территории (акватории) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского, речного (озерного) порта, аэропорта (аэродрома), военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также специально выделенного в непосредственной близости от государственной границы участка местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
Территория (акватория) пункта пропуска, установленного в пределах морского, речного (озерного) порта, железнодорожной станции или аэропорта, может состоять из одного или нескольких отдельных участков.
Пределы пункта пропуска не могут выходить за пределы (границы) территории железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, аэропорта (аэродрома), военного аэродрома, территории и акватории морского, речного (озерного) порта (пункт 3 указанных Правил).
Приказом Федерального агентства по обустройству Государственной границы Российской Федерации от 13 февраля 2013 г. № 30-ОД утверждены пределы железнодорожного грузо-пассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации Петухово (Курганская область).
Согласно пункту 49 Технологической схемы организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в железнодорожном пункте пропуска Петухово, утвержденную протоколом заседания Координационного совета многостороннего железнодорожного пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации «Петухово» № 19-01 от 19 марта 2012 г. (с изменениями и дополнениями) (далее – Технологическая схема), должностные лица контрольно-пропускного пункта в случае необходимости информируют дежурного по станции Петухово (при оперативном принятии решения об остановке – дежурного по станции Макушино) об остановке транзитного грузового поезда в железнодорожном пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации «Петухово» (на железнодорожной станции Макушино).
Нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из материалов дела, по административной территории Курганской области проходит линия Государственной границы Российской Федерации с иностранным государством – Республикой Казахстан, через которую организовано международное железнодорожное сообщение.
В ходе проверки грузового поезда № 2675, следующего в Российскую Федерацию из Республики Казахстан, 20 июля 2019 г. около 16 час. 05 мин. с применением системы видеонаблюдения АСКО СВ, контролером 3 категории 4 отделения пограничного контроля контрольно-пропускного пункта «Петухово-железнодорожный» отдела (пограничной комендатуры) в г. Петухово Пограничного управления ФСБ России по Курганской и Тюменской областям ФИО3 были выявлены признаки нарушения режима Государственной границы Российской Федерации, а именно в 4 вагоне с головы состава (бортовой №) были открыты двери, и отсутствовала пломба, в связи с чем он в 16 час. 15 мин. передал информацию дежурному по станции Макушино ФИО1 о необходимости остановки грузового поезда № на станции Макушино для осуществления в отношении него пограничного контроля. Данную информацию довел в 16 час. 18 мин. до старшего пограничного наряда на станции Макушино прапорщика Х.С.А. Около 17 час. 40 мин. прапорщик Х.С.А. сообщил, что данный поезд остановку на станции Макушино не осуществлял.
Таким образом, ФИО1, исполняя обязанности дежурного по станции Макушино и обладая распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от нее (машинистов поездов, в части движения поездов по участку станции Макушино и остановки поездов на станции Макушино, где установлен международный железнодорожный пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации Макушино) не приняла соответствующих мер по остановке на станции Макушино транзитного грузового поезда № сообщением станция Инская (Новосибирская область) – станция Екатеринбург (Свердловская область), осуществившего остановку на территории Республики Казахстан, подлежащего пограничному контролю, а также не проинформировала об этом сотрудников контрольно-пропускного пункта.
В силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Должностным лицом, обладающим полномочиями по руководству деятельностью лиц, участвующих в перевозочном процессе, включая машинистов, в том числе полномочиями по даче указаний об остановке поездов на станции Макушино для прохождения этими поездами пограничного контроля является дежурный по железнодорожной станции ФИО1
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьей 9 Закона «О Государственной границе Российской Федерации», должностное лицо и судья обоснованно пришли к выводу о наличии в действиях дежурного по станции Макушино ФИО1 признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о нарушении пограничным органом установленной технологической схемы, а именно в части порядка уведомления и определения надлежащего лица, ответственного за принятие определенных решений, во внимание не принимаются, так как, исходя из пункта 49 Технологической схемы организации пропуска через государственную границу Российской Федерации, должностные лица контрольно-пропускного пункта непосредственно информируют дежурного по станции Макушино в случае оперативного принятия решения об остановке транзитного грузового поезда на железнодорожной станции Макушино.
Таким образом, действия дежурного по станции Макушино ФИО1 квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении жалобы ФИО1 судья районного суда мотивировал в решении невозможность применения положений норм статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при установленных по делу обстоятельствах, оснований не соглашаться с выводами судьи не имеется.
Вопреки доводам жалобы, оснований для снижения размера назначенного ФИО1 административного штрафа не имеется, так как, исходя из санкции части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, он является минимальным.
Обстоятельств, которые в силу статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых постановления должностного лица и решения судьи, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
постановление заместителя начальника контрольно-пропускного пункта по ТСПК – начальника группы АСПК контрольно-пропускного пункта «Петухово-железнодорожный» отдела (пограничной комендатуры) в г. Петухово Пограничного управления ФСБ России по Курганской и Тюменской областям от 2 августа 2019 г., решение судьи Макушинского районного суда Курганской области от 26 августа 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении дежурного по станции Макушино ФИО1 оставить без изменения, ее жалобу – без удовлетворения.
Решение может быть пересмотрено председателем Курганского областного суда по жалобам лиц, участвующих в деле, а так же по протесту прокурора Курганской области или его заместителей.
Судья С.В. Волосников