Судья Габдрахманов А.Р. 18RS0003-01-2020-000488-30
№12-81/2020 (5-39/2020)
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Багаутдинова Гульнара Ришатовна,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске Удмуртской Республики ДД.ММ.ГГГГ жалобу государственного инспектора Российской Федерации по охране окружающей среды по Удмуртской Республике – *** на постановление судьи Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административным правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство»,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство» (далее – ООО «Спецавтохозяйство») составлен протокол об административном правонарушении №, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административным правонарушениях, правонарушение выразилось в том, что ООО «Спецавтохозяйство», являясь региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляло ненадлежащий контроль за обращением оператора с твердыми коммунальными отходами на территории Воткинского района Удмуртской Республики; допускало направление отходов, собранных ООО «Комэкотранс» с мест накопления в МО «Город Воткинск», МО «Воткинский район» на территорию объекта размещения отходов, подлежащего рекультивации — закрытого полигона, расположенного на 4 км Чайковского тракта в г. Воткинске УР, где была организована мусороперегрузочная станция, что является нарушением Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Удмуртской Республике, что является нарушением требований части 10 статьи 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-Ф3 «Об отходах производства и потребления»; пункта 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156 (л.д.1-5).
Постановлением судьи Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административным правонарушениях, в отношении ООО «Спецавтохозяйство», прекращено за отсутствием состава административного правонарушения (л.д.161-163).
В жалобе, поданной в Верховный Суд Удмуртской Республики, государственный инспектор Российской Федерации по охране окружающей среды по Удмуртской Республике – *** просит постановление судьи отменить, направить дело об административном правонарушении на новое рассмотрение. В обоснование жалобы должностное лицо указывает на незаконность и необоснованность вынесенного судебного постановления, полагает, что в действиях ООО «Спецавтохозяйство» присутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административным правонарушениях (л.д.168-171).
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы заявителя, выслушав защитника ООО «Спецавтохозяйство», представившего письменный отзыв на жалобу и полагавшего решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а также позицию должностных лиц административного органа, поддержавших доводы жалобы, прихожу к следующему.
Не ограничиваясь доводами жалобы, дело проверено в полном объеме на основании статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела, в Западно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора из Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратуры Удмуртской Республики поступило обращение (вх. №-ж от ДД.ММ.ГГГГ) с доводами о нарушении региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами – ООО «Спецавтохозяйство» - Территориальной съемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Удмуртской Республике, выразившимся в ненадлежащем осуществлении контроля за деятельностью оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Комэкотранс».
Из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что событие административного правонарушения выразилось в том, что ООО «Спецавтохозяйство», являясь региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляло ненадлежащий контроль за обращением оператора с твердыми коммунальными отходами на территории Воткинского района Удмуртской Республики; допускало направление отходов, собранных ООО «Комэкотранс» с мест накопления в МО «Город Воткинск», МО «Воткинский район» на территорию объекта размещения отходов, подлежащего рекультивации — закрытого полигона, расположенного на 4 км Чайковского тракта в г. Воткинске УР, где была организована мусороперегрузочная станция, что является нарушением Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Удмуртской Республике, что является нарушением требований ч.10 ст. 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-Ф3 «Об отходах производства и потребления»; пункта 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156 (л.д.1-5).
Постановлением судьи районного суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Спецавтохозяйство» прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Вывод об отсутствии состава административного правонарушения в действиях юридического лица судья районного суда сделал на основании того, что в материалах дела об административном правонарушении не имеется доказательств того, что ООО «Спецавтохозяйство» осуществляет деятельность по погрузке и транспортировке ТКО, в результате чего происходит направление отходов, собранных ООО «Комэкотранс» с мест накопления в МО «Город Воткинск», МО «Воткинский район» на территорию объекта размещения отходов, подлежащего рекультивации — закрытого полигона, расположенного на 4 км. Чайковского тракта в г. Воткинске УР, где была организована мусороперегрузочная станция; при этом полномочия ООО «Спецавтохозяйство» по контролю качества оказанных исполнителем (ООО «Комэкотранс») услуг по погрузке и транспортировке ТКО в МО «Город Воткинск», МО «Воткинский район» не охватывается диспозицией частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; таким образом, ООО «Спецавтохозяйство» не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Однако прекращая производство по делу об административном правонарушении, судья районного суда не учел следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно пункту 2 статьи 24.6 вышеуказанного Федерального закона накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее по тексту - Правила).В силу пункта 4 Правил обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз (пункт 13 Правил).
Пунктом 23 Правил установлено, что в целях обеспечения транспортирования твердых коммунальных отходов региональный оператор вправе привлекать операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, на основании договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов по цене, определенной сторонами такого договора, за исключением случаев, когда цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора формируются по результатам торгов.
В соответствии с пунктом 28 Правил оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий транспортирование твердых коммунальных отходов, не вправе передавать твердые коммунальные отходы лицам, не указанным в договоре на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 22 мая 2017 года № 213 утверждена Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Удмуртской Республике.
Из раздела 11 данной Территориальной схемы следует, что по результатам конкурсного отбора региональным оператором сроком на 10 лет стало Общество с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство», действующее на всей территории Удмуртской Республики.
Между ООО «Спецавтохозяйство» и Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики ДД.ММ.ГГГГ заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Удмуртской Республики, предметом которого, в соответствии с требованиями законодательства об отходах, является обеспечение Региональным оператором сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов в пределах зоны деятельности Регионального оператора в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Удмуртской Республике.
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Спецавтохозяйство» (Региональный оператор) и Обществом с ограниченной ответственностью «Комэкотранс» (Исполнитель) заключен договор на оказание услуг №.
Согласно данному договору Региональный оператор поручает, а исполнитель принимает на себя обязательство оказывать услуги по погрузке твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов в местах их накопления в границах оказания услуг, описанных в Приложении № к настоящему договору, и их последующему транспортированию в целях обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения, а Региональный оператор обязуется принять и оплатить оказанные услуги в соответствии с условиями договора (пункт 1.1 договора). Сроки оказания услуг с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (пункт 2.2. договора).
Установленное свидетельствует о том, что Оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами Обществом с ограниченной ответственностью «Комэкотранс», в нарушение положений пункта 28 Правил переданы твердые коммунальные отходы иному лицу, при этом договор на оказание услуг по погрузке и транспортированию твердых коммунальных отходов, заключенный последним с Региональным оператором ООО «Спецавтохозяйство» не содержат данные условия.
Принимая во внимание, что обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации – Удмуртской Республики обеспечивается региональным операторам, последний несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз, следовательно, и за действия своего контрагента (Оператора), заключившего договора по оказанию услуг с иными лицами в нарушение требований действующего нормативного регулирования, наличие данных договоров свидетельствует о несоблюдении ООО «Спецавтохозяйство», требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, что образует в его действиях состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изложенное свидетельствует о том, что в ходе судебного разбирательства по данному делу об административном правонарушении судьей районного суда не выполнены в полном объеме требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило ему всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, что является существенным нарушением процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах вывод судьи районного суда о прекращении производства по делу, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, является преждевременным.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении составляет 1 год со дня совершения административного правонарушения.
Срок давности привлечения к административной ответственности как на момент дела судьей районного суда, так и на момент рассмотрения дела в Верховном Суде Удмуртской Республики не истек.
При таких обстоятельствах, вынесенное решение судьи не может быть признано законным и обоснованным, поскольку им допущены нарушения процессуальных требований не позволившие полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы выносится решение об отмене постановления и возвращении дела на новое рассмотрение в случае существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В связи с этим судебное решение подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
жалобу государственного инспектора Российской Федерации по охране окружающей среды по Удмуртской Республике – *** удовлетворить.
постановление судьи Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административным правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство», отменить, дело направить на новое рассмотрение в Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в ином составе суда.
Судья Верховного Суда
Удмуртской Республики Г.Р. Багаутдинова