ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-81/2022 от 03.03.2022 Ноябрьского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

...

УИД

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

город Ноябрьск ЯНАО 03 марта 2022 года

Судья Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа Шабловская Е.А.,

рассмотрев жалобу директора филиала «Уренгойская ГРЭС» АО «Интер-РАО-Электрогенерация» ФИО1 на постановление от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора и надзора на море по Ямало-Ненецкому автономному округу и <адрес> Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора и надзора на море по Ямало-Ненецкому автономному округу и <адрес> Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 директор филиала «Уренгойская ГРЭС» АО «Интер-РАО-Электрогенерация» ФИО1, далее ФИО1 подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ за то, что АО «Интер РАО-Электрогенерация» на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, расположенном <адрес>, код объекта НВОС - при накоплении отходов производства и потребления путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление) производило совместное накопление отходов производства и потребления различных классов опасности.

Не согласившись с данным постановлением, директор филиала «Уренгойская ГРЭС» АО «Интер РАО-Электрогенерация» обратился в суд с жалобой, в которой просил постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить. В данном случае юридические органы не обязаны, а могут раздельно накапливать твердые коммунальные отходы, образующиеся в ходе их деятельности. Каких либо требований по раздельному накоплению таких отходов действующее законодательство не устанавливает. Отходы, накопленные вне предусмотренных и оборудованных мест их накопления, занятые этими отходами земельные участки были очищены и спланированы, что подтверждается фотографиями, представленными в материалы дела. Выявленные нарушения были оперативно устранены, что свидетельствует о малозначительности указанного деяния. Нахождение разбитого стеклянного ртутьсодержащего термометра в специальной емкости не является нарушением каких-либо требований действующего законодательства. С ДД.ММ.ГГГГ за превышение лимитов размещение отходов юридические лица и индивидуальные предприниматели не могут быть привлечены к какой либо ответственности.

В дополнении к жалобе, директор филиала «Уренгойская ГРЭС» АО «Интер РАО-Электрогенерация» указал, что выявленные в ходе проверки отходы в виде железнодорожных шпал, отработанных автомобильных пневматических шин, фильтров очистки масла и топлива и отработанные углекислотные огнетушители, никель-кадмиевых батареек, отходов битума, стекловолокна и набивки уплотнителя не образуются у Общества, а являются отходам организаций, которые оказывают Уренгойской ГРЭС услуги по договорам. Таким образом, у Общества отсутствовала обязанность по отнесению данных отходов к соответствующим классам опасности, поскольку эти отходы образованы не в процессе его деятельности. Само по себе нахождение отходов на территории предприятия не свидетельствует о том, что собственником отходов является именно Общество.

В судебном заседании представитель лица, в отношении которого вынесено постановление, действующий по доверенности ФИО2 на жалобе и её дополнении настаивал, привел доводы, изложенные в них. На вопросы судьи указал, что Общество является владельцем земельного участка, на котором были обнаружены отходы на основании договора аренды, сроком на 49 лет. Отходы, которые были обнаружены в ходе внеплановой проверки, после её проведения были вывезены Обществом. Полагает, что ответственность за размещение таких отходов должны нести лица, которые оказывают Обществу разные виды услуг и размещают такие отходы на территории Уренгойской ГРЭС.

Должностное лицо старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, заместитель начальника отдела государственного экологического надзора и надзора на море по Ямало-Ненецкому автономному округу и <адрес> Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 просил оставить жалобу без удовлетворения, постановление без изменения. В обосновании вынесенного постановления и доводов жалобы указал, что при осмотре водоохранной зоны, вблизи БНС и ЦНС (в районе шламоотвала) выявлено совместное накопление разнородных отходов производства и потребления, которые накапливались на водосборной площади озера Ямылимуяганто: отходы теплоизоляционных материалов, тара из-под ГСМ, лом и отходы, содержащие незагрязнённые черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные, строительные отходы, отходы строительных материалов на основе цемента, бетона и строительных растворов. При осмотре территорий производственных площадок, расположенных на территории филиала установлено накопление отходов термометров ртутных, стеклянных, отработанной спецодежды, металлолома, обуви, отходы бумаги и картона, отходы стекла, резины, отходы металлической проволоки, емкости с отработанным маслом, отходы мешковины, металлолома, отходы древесины, шпалы железнодорожные деревянные пропитанные, отработанные ртутьсодержащие лампы типа ДРЛ, которые находятся в открытом доступе, в отсутствие упаковки и металлического ящика (контейнера). Размещены отходы на территории предприятия в отсутствии твердого покрытия и навеса от воздействия атмосферных осадков и ветра, находятся на почвенном покрытии. Кроме того, на Уренгойской ГРЭС были установлены превышения утвержденных нормативов размещения. С ДД.ММ.ГГГГ вступили в силу изменения в законодательстве об охране окружающей среды и законодательство об отходах производства и потребления Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 219-ФЗ, предусматривающие дифференцированный подход по нормированию негативного воздействия в зависимости от категории объекта. Юридические лица и индивидуальные предприниматели за превышение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обращает внимание суда, что при проведении проверки представители Общества присутствовали, как при осмотре территории, так и при Акте проверки, каких либо замечаний, в том числе и о том, что выявленные на территории предприятия отходы, образовались в результате жизнедеятельности других юридических лиц, которые оказывают им услуги, не ссылались. Также подчеркивает, что въезд на территорию предприятия через шлагбаум, территория обособленна, рядом сторонних организаций, которые могли размещать свои отходы, не имеется. Кроме того, Уренгойская ГРЭС это лицензируемый объект, въезд на который должен контролироваться. В отзыве письменном виде, просил направить жалобу по подведомственности в Новоуренгойский городской суд.

С учетом позиции сторон, исследовав доводы жалобы, материалы дела, суд приходит к следующему:

Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в ст. 25.1 - 25.5.1 названного Кодекса в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

Как следует из постановления должностного лица Росприроднадзора ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО1 было рассмотрено в городе Ноябрьске.

Следовательно, жалоба директора филиала Уренгойская ГРЭС АО «Интер РАО - Электрогенерация» подведомственна Ноябрьскому городскому суду и подлежит рассмотрению по месту рассмотрения дела в городе Ноябрьске. Ходатайство должностного лица о передаче жалобы на рассмотрение Новоуренгойского городского суда удовлетворению не подлежит.

В силу требований со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушений.

В соответствии с частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 этого Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу пункта 1 статьи 13.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03, введенными в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (действовавшими на момент обнаружения правонарушения), в пункте 3.2 определено, что временное складирование отходов производства и потребления допускается: на производственной территории основных производителей (изготовителей) отходов; на приемных пунктах сбора вторичного сырья; на территории и в помещениях специализированных предприятий по переработке и обезвреживанию токсичных отходов; на открытых, специально оборудованных для этого площадках.

Согласно пункту 3.7 названных правил при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.

Как следует из материалов дела, директор филиала Уренгойская ГРЭС привлечен к административной ответственности на основании приведенной выше нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за то, что им было допущено размещение

в водоохранной зоне, вблизи БНС и ЦНС (в районе шламоотвала) совместное накопление разнородных отходов производства и потребления, которые накапливались на водосборной площади озера Ямыльмуяганто: отходы теплоизоляционных материалов, тара из-под ГСМ, лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные, строительные отходы, отходы строительных материалов на основе цемента, бетона и строительных растворов, которые относятся к IV классу опасности, на территории производственных площадок в центрально технической лаборатории (ЦХЛ) установлено накопление отходов (термометры ртутные, стеклянные) с нарушение требований накопления. Разбитый стеклянный ртутьсодержащий термометр ( 1шт)) находился в специальной емкости для хранения ртутьсодержащих отходов в отсутствие индивидуальной упаковки, предусмотренной инструкцией для хранения указанных отходов;

на территории цеха центрального ремонта установлено накопление в контейнере в смеси следующих видов отходов: отработанной спецодежды, металлолома, обуви. При осмотре места временного накопления отходов, с левой стороны от входа в задние АБК в контейнере для отходов бумаги и картона находятся отходы стекла, резины, картона, отходы металлической проволоки. При этом крышка от контейнера, предназначенная для укрытия от атмосферных осадков и ветра, находится н почвенном покрове. На контейнере крышка на момент осмотра отсутствовала;

на территории бывшей отопительно-производственной котельной, непосредственно на почвенном покрове, в отсутствие твердого покрытия и навеса от воздействия атмосферных осадков, установлено накопление: двух емкостей с отработанным маслом; отходов мешковины; металлолома, отходов древесины; шпал железнодорожных деревянных пропитанных; отработанных ртутьсодержащих ламп типа ДРЛ, которые находятся в открытом доступе, в отсутствие упаковки и металлического ящика (контейнера);

на территории открытой площадки центрального склада ОМТС выявлено совместное накопление отходов производства и потребления различных классов опасности на верхнем слое почвенного покрова: лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные; отходы теплоизоляционных материалов, «набивка уплотнителя», тара из-под ГСМ, фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные, фильтры очистки топлива автотранспортных средств отработанные, огнетушители утратившие потребительские свойства отходы битума, покрышки автомобильные, утратившие потребительские свойства, металлические ящики, кузов автомобильный, бой ж/б изделий, территория повсеместно захламлена отходами ТКО.

на земельных участках, занимаемых по договорам аренды с кадастровыми номерами (основное производство), , , , , , , (вспомогательное производство) (Площадка Уренгойская ГРЭС расположена на берегу <адрес> находится в <адрес>.), что было выявлено в ходе выездной внеплановой проверки ДД.ММ.ГГГГ. При этом площадки для хранения, имеющие искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие, обществом предусмотрены не были, поверхность вышеозначенных отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров.

Кроме того, на Уренгойской ГРЭС были установлены превышения утвержденных нормативов размещения. В период 2020 года на объекте НВОС образовалось: - ... тонн, отходов минеральных масел турбинных (код ФКККО III класса опасности), при установленном нормативе образования ... тонн/год; ... тонны, отходов изолированных проводов и кабелей (код ФККО , V класса опасности), при установленном нормативе образования ... тонн/год; ... тонн, лома и отходов, cсодержащих незагрязненные черные металл виде изделий, кусков, несортированные ( код , V класса опасности), норматив образования которых обществу не утвержден.

Обстоятельства совершения директором филиала Уренгойская ГРЭС вмененного административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, в частности, актом внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, фототаблицей к нему, протоколом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, фотоматериалом, протоколами отбора проб (образцов) протоколами КХА проб отходов производства и потребления от ДД.ММ.ГГГГ, протоколами испытаний от ДД.ММ.ГГГГ, заключениями ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО», проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, договорами оказания услуг, протоколом об административном правонарушении и иными доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 этого Кодекса.

Совокупность установленных должностным лицом фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Выводы должностного лица сомнений не вызывают.

Несмотря на доводы представителя ФИО1, действия должностного лица квалифицированы правильно.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу примечания к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Деяние директора филиала, надлежащим образом не исполнившего свои служебные обязанности, не обеспечившего соблюдение требований природоохранного законодательства, квалифицировано как административное правонарушение.

Директор филиала «Уренгойская ГРЭС» АО «Интер РАО-Электрогенерация» ФИО1, назначен на замещаемую должность приказом ООО «Интер РАО-Управление электрогенерацией» от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно трудового договора: директор филиала обязан добросовестно исполнять трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, должностной инструкцией, локальными нормативными актами АО «Интер РАО-Электрогенерация», филиала «Уренгойская ГРЭС» АО «Интер РАО-Электрогенерация», приказами, распоряжениями, поручениями, заданиями и указаниями руководящих должностных лиц: генерального директора ООО «Интер РАО - Управление электрогенерацией», управляющей организацией АО «Интер РАО-Электрогенерация» в соответствии с трудовой функцией.

Согласно должностным обязанностям генерального директора ООО «Интер РАО - Управление электрогенерацией» директора филиала «Уренгойская ГРЭС» АО «Интер РАО-Электрогенерация» ФИО1 он осуществляет оперативное руководство деятельностью филиала «Уренгойская ГРЭС» АО «Интер РАО-Электрогенерация», связанной с производством электрической и тепловой энергии на имущественном комплексе филиала (п. 2.1);

- общее руководство работой по осуществлению Внутреннего контроля системы управления охраной труда, промышленной, пожарной и экологической безопасностью в филиале согласно методики по проведению внутреннего контроля и анализа системы управления охраной труда, промышленной, пожарной и экологической безопасностью производственной деятельности филиалов АО «Интер РАО-Электрогенерация» (п. 2.23).

Таким образом, ответственным должностным лицом за выявленным правонарушения природоохранного законодательства, является директор филиала «Уренгойская ГРЭС» АО «Интер РАО-Электрогенерация» ФИО1.

Директор филиала «Уренгойская ГРЭС» АО «Интер РАО-Электрогенерация» ФИО1, являющийся должностным лицом, ответственным за соблюдение требований природоохранного законодательства на территории <адрес>, выполняя свои должностные обязанности, допустил при накоплении отходов производства и потребления путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление) совместное накопление отходов производства и потребления различных классов опасности. Кроме того, Обществом превышены установленные нормативы образования отходов, а также образовывало отходы, норматив которых обществу не утвержден на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, расположенном Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>, жилрайон Лимбяяха, код объекта НВОС -

Доводы представителя ФИО1 о том, что отходы жизнедеятельности организаций, которые оказывали и оказывают им оказание услуг по представленным договорам, вследствие чего именно они должны отвечать за размещение таких отходов являются не состоятельными.

Согласно положениям статьи 39.35 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на основании разрешений на использование земель или земельных участков привело к порче либо уничтожению плодородного слоя почвы в границах таких земель или земельных участков, лица, которые пользовались такими землями или земельными участками, обязаны:

1) привести такие земли или земельные участки в состояние, пригодное для их использования в соответствии с разрешенным использованием;

2) выполнить необходимые работы по рекультивации таких земель или земельных участков.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, согласно положению статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;

Таким образом, именно арендаторы земельных участков отвечают за соблюдением экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Порядок и срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности соблюдены.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу актов, при производстве по делу не допущено.

Учитывая характер совершенного правонарушения, оснований для признания правонарушения малозначительным, и применения ст.4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.

Материалы дела позволили должностному лицу сделать вывод о том, что директором филиала не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административное наказание назначено директору филиала в виде административного штрафа в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, которые могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого постановления, при рассмотрении жалобы не установлено.

Руководствуясь ст.ст.30.5-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд,

Р Е Ш И Л :

Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора и надзора на море по Ямало-Ненецкому автономному округу и <адрес> Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, которым должностное лицо - директор директора филиала «Уренгойская ГРЭС» АО «Интер-РАО-Электрогенерация» ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу ФИО1 без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в суд <адрес> в течение десяти суток со дня его получения (вручения).

Судья: ...

...