ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-81/2023 от 20.12.2023 Нижнеудинского городского суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

г. Нижнеудинск 20 декабря 2023г.

Судья Нижнеудинского городского суда Иркутской области Китюх В.В. с участием инспектора группы по исполнению административного законодательства ОМВД России по Нижнеудинскому району ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица ФИО2 на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.14.16 КоАП РФ, от 22.11.2023г.,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи 78 судебного участка г. Нижнеудинска и Нижнеудинского района Иркутской области от 22.11.2023г. продавец-кассир ООО «Аспект» ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.16 КоАП РФ, за реализацию алкогольной продукции с истекшим сроком годности и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. с конфискацией изъятой алкогольной продукции.

Не согласившись с постановлением, продавец-кассир ФИО2 обжаловала его в Нижнеудинский городской суд, указав в жалобе, что не допускала реализацию алкогольной продукции с истекшим сроком годности, в период проверки находилась в очередном отпуске с выездом за пределы Иркутской области с 25.09 по 10.10.2023г. Пиво «Охота» крепкое с истекшим сроком годности, хранившееся на складе, было куплено ею на личные средства для собственных нужд. Просит отменить постановление мирового судьи.

Надлежащим образом извещённая о дате, времени и месте рассмотрения жалобы путём отправления извещения на электронную почту, адрес которой указала во вводной части жалобы, должностное лицо ФИО2 в судебное заседание не явилась, о причине неявки не сообщила, о рассмотрении жалобы в её отсутствие, об отложении судебного разбирательства не просила, поэтому в соответствии со ст.25.1 КоАП РФ считаю возможным рассмотреть жалобу в её отсутствие.

Изучив изложенные в жалобе доводы должностного лица ФИО2, выслушав свидетеля инспектора группы по исполнению административного законодательства ОМВД России по Нижнеудинскому району ФИО1, проводившую соответствующую проверку, составившую в отношении должностного лица ФИО2 протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.14.16 КоАП РФ, исследовав материалы дела, нахожу жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995г. №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

В силу абз.2 п.1 ст.1 данного Федерального закона государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Статьёй 3 Федерального закона №171-ФЗ определено, что законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Согласно п.п.7, 13.1, 16 ст.2 Федерального закона №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5% объёма готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с Перечнем, установленным Правительством РФ.

Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки, в том числе водка, коньяк, виноградная водка, бренди, вино, креплёное вино, игристое вино, включая российское шампанское, виноградосодержащие напитки, плодовая алкогольная продукция, плодовые алкогольные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

Пивом является алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, которая произведена из пивоваренного солода, хмеля и (или) полученных в результате переработки хмеля продуктов (хмелепродуктов), воды с использованием пивных дрожжей, без добавления этилового спирта, ароматических и вкусовых добавок. Допускается частичная замена пивоваренного солода зерном, и (или) продуктами его переработки (зернопродуктами), и (или) сахаросодержащими продуктами при условии, что их совокупная масса не превышает 20% массы заменяемого пивоваренного солода, а масса сахаросодержащих продуктов не превышает 2% массы заменяемого пивоваренного солода.

Оборотом пива является закупка, в том числе импорт, поставки, в том числе экспорт, хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.

Органы государственной власти субъектов РФ вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, если иное не установлено настоящей статьёй, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, если иное не установлено настоящей статьёй.

Согласно п.3 ст.26 Закона №171-ФЗ юридические лица, должностные лица и граждане, нарушающие требования настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с п.1 ст.18 Закона №171-ФЗ розничная продажа пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи лицензированию не подлежит.

Статьёй 1 Федерального закона от 02.01.2000г. №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» определено, что к пищевым продуктам относятся продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу, в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания, бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция, в том числе пиво, безалкогольные напитки, жевательная резинка, а также продовольственное сырье, пищевые добавки и биологически активные добавки.

Согласно ст.5 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей» на продукты питания изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности - период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению. Продажа товара по истечении установленного срока годности запрещается.

На основании положений ст.ст.24 и 25 Закона №29-ФЗ некачественные и опасные пищевые продукты, признаваемые таковыми в соответствии с п.2 ст.3 Закона №29-ФЗ, подлежат изъятию, уничтожению или утилизации.

В п.2 ст.3 Закона №29-ФЗ указано, что не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые, в частности, не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли.

Частью 3 ст.14.16 КоАП РФ установлена административная ответственность должностных лиц за нарушение иных, то есть не предусмотренных ч.ч.1 и 2 названной нормы, правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в виде наложения штрафа в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

Пунктом 1 ст.26 Закона №171-ФЗ определено, что в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается нарушение установленных законом правил розничной продажи алкогольной продукции, к числу которых с учётом общих норм, закреплённых Федеральным законом №29-ФЗ также относится запрет на реализацию алкогольной продукции с истекшими сроками годности, имеющей явные признаки недоброкачественности, не соответствующей конкретному виду и наименованию алкогольной продукции, с неустановленными сроками годности для продукции, на которую должен быть установлен срок годности, или с истекшим сроком годности.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 20.09.2023г. в дежурную часть ОМВД России по Нижнеудинскому району поступило анонимное сообщение о продаже в магазине «О» на <адрес обезличен> алкогольной продукции без документов.

Из обжалуемого постановления следует, что продавец-кассир ООО «Аспект» ФИО2, являясь должностным лицом, выполняя административно-распорядительные функции, 20.09.2023г. в 16-03 час. в магазине «О», расположенном на <адрес обезличен>, допустила реализацию алкогольной продукции пива светлого «Охота крепкое» в количестве 33 бутылки объёмом 1,25л. каждая стоимостью 186 руб., изготовленного 08.03.2023г., срок годности которого истёк 05.08.2023г., чем нарушила требования абз.27 п.1 ст.26 Закона №171-ФЗ и совершила административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.14.16 КоАП РФ.

Вышеназванным постановлением она признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.16 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

Из материалов дела усматривается, что должностное лицо ФИО2 имела возможность для соблюдения установленных дополнительных ограничений на розничную продажу алкогольной продукции, за нарушение которых действующим законодательством предусмотрена административная ответственность, однако ею не были приняты все зависящие от неё меры по их соблюдению.

Основанием для привлечения должностного лица ФИО2, являющейся продавцом-кассиром ООО «Аспект», занимающейся розничной продажей, в том числе, алкогольной продукции в магазине «О», к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.16 КоАП РФ послужил выявленный 20.09.2023г. в 16-03 час. факт реализации алкогольной продукции – пива «Охота крепкое» крепостью 8,1%, объёмом 1,25л. стоимостью 186 руб. в магазине «О» на <адрес обезличен>.

Факт реализации алкогольной продукции с истекшим сроком годности подтверждается имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам ст.26.11 КоАП РФ.

Привлекая должностное лицо ФИО2 к административной ответственности по указанной статье, суд первой инстанции, применив к рассматриваемым правоотношениям приведённые нормы права, пришёл к обоснованному выводу о нарушении должностным лицом ФИО2 особых требований розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Диспозиция ч.3 ст.14.16 КоАП РФ императивно устанавливает ответственность за нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Согласно п.1.5 трудового договора с ООО «Аспект» от 15.11.2017г. ФИО2 принята на работу продавцом-кассиром.

В соответствии с п.п.2.11, должностной инструкции, с которой она ознакомлена работодателем в день заключения трудового договора, ФИО2 как продавец-кассир при выполнении своих функциональных обязанностей должна обращать внимание на сроки реализации товара, а при обнаружении товаров с истекшим сроком годности обязана немедленно убрать товар с места продажи и дать эту информацию товароведу, а при его отсутствии директору.

В силу примечания к ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций и с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ в ходе производства по делу на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст.26.1 КоАП РФ.

Совокупность исследованных судом первой инстанции доказательств позволяет установить, что должностное лицо ФИО2 не были приняты все необходимые меры для недопущения вышеуказанного нарушения особых требований розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм КоАП РФ не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные КоАП РФ процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Постановление о привлечении названного лица к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.3 ст.14.16 КоАП РФ для должностных лиц.

Доводы должностного лица ФИО2 об обнаружении алкогольной продукции с истекшим сроком годности в период её пребывания за пределами Иркутской области с 15.09 по 10.10.2023г. правового значения не имеют ввиду того, что срок годности алкогольной продукции истёк 05.08.2023г., а её доводы о том, что обнаруженная алкогольная продукция с истекшим сроком годности была приобретена на её средства для личного потребления достоверными, относимыми и допустимыми доказательствами не подтверждены. Эти доводы опровергаются письменным объяснением должностного лица ФИО2 от 01.11.2023г. (л.д.10-11) о том, что в связи с большим объёмом работы не проследила срок годности выставленного в холодильную витрину для реализации пива «Охота крепкое».

Рапортом инспектора группы по исполнению административного законодательства ОМВД России по Нижнеудинскому району ФИО1, протоколом осмотра помещения магазина подтверждается наличие в расположенной за прилавком холодильной витрине трёх бутылок пива «Охота крепкое» с истекшим сроком годности, что также опровергает изложенные в жалобе доводы должностного лица ФИО2 о принадлежности ей обнаруженного в складском помещении магазина и в холодильной витрине пива с истекшим сроком годности.

Обстоятельств, которые в силу п.п.2-4 ч.2 ст.30.7 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи 78 судебного участка г. Нижнеудинска и Нижнеудинского района Иркутской области от 22.11.2023г. о признании должностного лица ФИО2 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.16 КоАП РФ, и назначении ей административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. оставить без изменения, а жалобу должностного лица ФИО2 на вышеуказанное постановление без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу в день вынесения.

Судья Китюх В.В.