ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-82(1)/2013 от 23.10.2013 Вольского районного суда (Саратовская область)

Дело № 12-82(1)/2013РЕШЕНИЕ   Именем Российской Федерации

23 октября 2013 года                                                                 г.Вольск         

Судья Вольского районного суда Саратовской области Козлова С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе генерального директора Открытого акционерного общества «Саратовское речное транспортное предприятие» Синицына В. А. на постановление государственного инспектора РФ по охране природы в Саратовской области, главного специалиста - эксперта отдела геологического надзора и охраны недр Управления Росприроднадзора по Саратовской области Б. от 19.07.2013 года № 45 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.3 ч. 2 КоАП РФ,

установил:

постановлением государственного инспектора РФ по охране природы в Саратовской области, главного специалиста - эксперта отдела геологического надзора и охраны недр Управления Росприроднадзора по Саратовской области Б. от 19.07.2013 года № 45, генеральный директор Открытого акционерного общества «Саратовское речное транспортное предприятие» Синицын В. А. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном ст. 7.3 ч. 2 КоАП РФ, в связи с чем ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей. Не согласившись с данным постановлением, Синицын В.А. обратился с жалобой, в которой просит постановление отменить и производство по делу прекратить, указав следующее. ОАО «Саратовское речное транспортное предприятие» осуществляет деятельность по добыче строительных песков в русле Волгоградского водохранилища на месторождении «Девичьи Горки» в русле р. Волги (Волгоградское водохранилище) в 12 км южнее г. Балаково в Вольском районе Саратовской области на основании лицензии СРТ 00744 ТЭ, зарегистрированной в Министерстве природных ресурсов России по Саратовской области 06.08.2003 года. В соответствии со ст. 11 Закона о недрах, п. 2.1 Положения о лицензирования пользования недрами лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленных лицензией, а также требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых. Согласно пункта 3.1. статьи 3, пункта 6.1. статьи 6 Соглашения об условиях недропользования к лицензии СРТ 00744 ТЗ, владелец лицензии обязан осуществлять добычу песка в соответствии с планами горных работ, с учетом установленных стандартов (норм, правил) по охране недр, атмосферного воздуха, земель, лесов и других объектов природной среды. ОАО «Саратовское речное транспортное предприятие» осуществляет добычу открытым способом строительных песков на месторождении «Девичьи Горки» согласно проектной документации, а именно «Проект разработки месторождения «Девичьи Горки», утв. Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Саратовской области (письмо N2 2163/07-19 от 16.04.2009), и «План развития горных работ на 2012 год (протокол согласования от 16.04.2012 N2 60). В 2012 году объем добычи полезного ископаемого составил 510,6 тыс. куб. м., при проектной производительности 375 тыс. куб. м. и плановой - 310 тыс. куб. м. Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока. В сложившейся ситуации состав административного правонарушения является формальным, правонарушение не является длящимся. Административное правонарушение считается совершенным и оконченным 01.01.2013 года, когда объем добычи полезного ископаемого ОАО «Саратовское речное транспортное предприятие» превысил предусмотренную проектную производительность. Статья 7.3 КоАП РФ относится к главе 7 КоАП РФ «Административные правонарушения в области охраны собственности». Нарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, посягает на установленный лицензируемый порядок пользования недрами как государственным имуществом, и не имеет отношения к охране окружающей среды. Срок привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ по данной статье составляет 2 месяца со дня совершения административного правонарушения. Таким образом, при вынесении постановления о назначении Синицыну В.А. административного наказания № 45 от 19.07.2013 года за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ грубо нарушены требования КоАП РФ. Привлечение к административной ответственности с пропуском срока давности является самостоятельным и безусловным основанием для признания постановления административного органа незаконным. В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения срока давности привлечения к административной ответственности.

В судебное заседание ФИО1 и его представители, действующие на основании доверенности П. и К., не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом. На предыдущем судебном заседании представители заявителя поддержали доводы жалобы, дали суду объяснения, аналогичные обстоятельствам, указанным в жалобе. Кроме того, пояснили, что копия обжалуемого постановления была направлена должностным лицом по месту работы ФИО1, которая была получена ОАО «Саратовское речное транспортное предприятие» 02.08.2013 года, в пятницу после обеда, а вручена заявителю только 05.08.2013 года в понедельник, поэтому представители считают, что ФИО1 срок на обжалование постановления не пропустил.

Представитель Управления Росприроднадзора по Саратовской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей лица, привлеченного к административной ответственности, суд приходит к следующему.

Постановлением государственного инспектора РФ по охране природы в Саратовской области, главного специалиста - эксперта отдела геологического надзора и охраны недр Управления Росприроднадзора по Саратовской области Б. от 19.07.2013 года № 45 генеральный директор Открытого акционерного общества «Саратовское речное транспортное предприятие» ФИО1 был привлечен к административной ответственности по ст. 7.3 ч. 2 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

           Согласно ч. 2 ст. 7.3.Кодекса РФ об административных правонарушениях, пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В соответствии со ст. 11 Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992 года № 2395-1, лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Согласно п. 2, 10 ч. 2 ст. 22 вышеуказанного закона, пользователь недр обязан обеспечить: соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

Согласно пункта 3.1. статьи 3, пункта.6.1. статьи 6 Соглашения об условиях пользования недрами к лицензии СРТ 00744 ТЭ владелец, лицензии обязан осуществлять добычу песка в соответствии с планами горных работ, с учетом установленных стандартов (норм, правил) по охране недр, атмосферного воздуха, земель, лесов и других объектов природной среды.

В ходе проведения Саратовской транспортной прокуратурой совместно с Саратовской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки установлено, что ОАО «Саратовское речное транспортное предприятие» осуществляет пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами СРТ 00744 ТЭ, а именно, осуществляет добычу открытым способом строительных песков на месторождении «Девичьи Горки» с отклонениями от проектной документации, а именно от «Проекта разработки месторождения «Девичьи Горки», утв. Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Саратовской области (письмо № 2163/07-19 от 16.04.2009) и от «Плана развития горных работ на 2012 год (протокол согласования от 16.04.2012 № 60). В 2012 году объем добычи полезного ископаемого составил 510,6 тыс. куб. м., при проектной производительности 375 тыс. куб. м. и плановой - 310 тыс. куб. м.

Данные обстоятельства были подтверждены следующими доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 04.07.2013 года; копией справки об объемах добычи, потерях полезного ископаемого и уплате регулярных платежей за 2012 - текущий период 2013 года по месторождениям речного песка (исх. от 28.05.2013 года № 731); копией
уведомления о явке законного представителя (исх. от 31.05.2013 года №1-1298в-2013); копией лицензии на право пользования недрами СРТ 00744 ТЭ, соглашением об условиях пользование недрами; копиями выборки из «Проекта разработки
месторождения строительныхпесков «Девичьи Горки» в Вольском районе
Саратовской области, разработанный ООО ППП «Горняк» в 2008 году с копиями
согласований; копией протокола № 54 заседания ТКЗ, обосновывающих нормативы
потерь ОРПИ при добыче, технологически связанных с принятой схемой и
технологией разработки месторождения от 17.06.2009 года; копиями выборки из планов развития горных работ на 2012, 2013 годы, выполненные ООО «ГТМ Сервис», и протоколов согласований (от 16.04.2012 года № 60; от 01.04.2013 года №53); копией протокола № 33 от 14.12.2007 года заседания ТКЗ; копией горноотводного акта от 24.04.2009 года № 367, выданного Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Саратовской области; копией решения о предоставлении водного объекта в пользование от 15.04.2008 года № 17.

Исходя из положений ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Поскольку правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, относится к длящимся, срок привлечения к административной ответственности следует исчислять со дня обнаружения данного правонарушения.

Как следует из материалов дела прокуратурой была проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства ОАО «Саратовское речное транспортное предприятие» в период с 15 по 29 мая 2013 года, постановление о возбуждении дела от административном правонарушении было вынесено 04.07.2013 года, а постановление о назначении административного наказания 19.07.2013 года, то есть в предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ двухмесячный срок.

При таких обстоятельствах, судья полагает, что жалоба заявителя не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья,

решил:

В удовлетворении жалобы генерального директора Открытого акционерного общества «Саратовское речное транспортное предприятие» ФИО1 на постановление государственного инспектора РФ по охране природы в Саратовской области, главного специалиста - эксперта отдела геологического надзора и охраны недр Управления Росприроднадзора по Саратовской области Б. от 19.07.2013 года № 45 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.3 ч. 2 КоАП РФ отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение десяти дней через Вольский районный суд Саратовской области.

Судья                                                                                     С.В. Козлова