ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-823/2021 от 26.08.2021 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Гильманов Р.Р. д. № 12-823/2021

Р Е Ш Е Н И Е

г. Самара 26 августа 2021 года

Судья Самарского областного суда Толмосова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу врио руководителя Управления Министерства культуры Российской Федерации по ЦФО ФИО1 на постановление Октябрьского районного суда г.Самары от 30 апреля 2021 года, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 КоАП РФ в отношении эксперта ФИО2 прекращено, на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП

установил

Постановлением судьи Октябрьского районного суда г.Самары от 30 апреля 2021 года, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 КоАП РФ в отношении эксперта ФИО2 прекращено, на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП, то есть в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.

В настоящей жалобе, поступившей на рассмотрение в Самарский областной суд, врио руководителя Управления Министерства культуры Российской Федерации по ЦФО ФИО1, просит отменить постановление районного суда, направить материалы дела на новое рассмотрение.

Проверив материалы дела с учетом доводов жалобы, выслушав защитника Великанова А.Г. (по доверенности), возражавшего против доводов жалобы, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ), а также принимаемыми в соответствии с ним в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 33 Закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Согласно части 1 статьи 40 Закона N 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

В соответствии со статьей 28 Закона N 73-ФЗ государственная историко-культурная экспертиза проводится, в том числе в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, при проведении земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 названного Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ.

К объектам историко-культурной экспертизы относится, в том числе документация или разделы документации, обосновывающие меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия при проведении земляных, мелиоративных, хозяйственных работ, и иных работ в границах территории объекта культурного наследия либо на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия (статья 30 Закона N 73-ФЗ).

В соответствии со статьей 29 Закона N 73-ФЗ историко-культурная экспертиза проводится на основе принципов: научной обоснованности, объективности и законности; презумпции сохранности объекта культурного наследия при любой намечаемой хозяйственной деятельности; соблюдения требований безопасности в отношении объекта культурного наследия; достоверности и полноты информации, предоставляемой заинтересованным лицом на историко-культурную экспертизу; независимости экспертов; гласности.

Согласно, пункта 17 Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 года N 269 (далее Положение) при проведении экспертизы эксперт обязан:

а) соблюдать принципы проведения экспертизы, установленные статьей 29 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";

б) обеспечивать объективность, всесторонность и полноту проводимых исследований, а также достоверность и обоснованность своих выводов;

в) самостоятельно оценивать результаты исследований, полученные им лично и другими экспертами, ответственно и точно формулировать выводы в пределах своей компетенции;

г) обеспечивать конфиденциальность полученной при проведении экспертизы информации;

д) соблюдать установленные сроки и порядок проведения экспертизы;

е) информировать экспертную комиссию и соответствующий орган охраны объектов культурного наследия о случаях воздействия на экспертов в целях оказания влияния на результаты экспертизы (далее Положение).

В соответствии с подпунктами "н", "о" пункта 19 Положения заключение экспертизы оформляется в виде акта, в котором указываются, в том числе вывод экспертизы в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 20 настоящего Положения и перечень приложений к заключению экспертизы;

Подпунктом "в" пункта 20 Положения установлено, что в заключении экспертизы указывается однозначный вывод экспертизы о возможности (положительное заключение) или невозможности (отрицательное заключение) обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, при проведении земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов и иных работ.

Согласно протоколу об административном правонарушении № 24 АД 2021 об административном правонарушении по ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ: 03.08.2020 года ФИО2 при проведении государственной историко-культурной экспертизы раздела проектной документации «Раздел проектной документации. Обеспечение сохранности выявленного объекта культурного наследия – исторический культурный слой г.Боровска, расположенного в зоне планируемого производства земляных работ на объекте «Благоустройство площади Ленина в г.Боровске, Калужская область» допущено нарушение принципов проведения государственной историко-культурной экспертизы, установленных ст.29 Федерального закона №73-ФЗ, а так же п.17, пп. «н,о» п.19, п. «г» п.26 Положения об экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 №569.

Судья районного суда пришел к выводу, что ФИО2, как эксперт, не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, в связи с чем производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

Вместе с тем судья районного суда оставил без должного внимания следующие обстоятельства.

В соответствии с п. «а» п.7 Положения о государственной историко-культурной экспертизе, в качестве экспертов привлекаются физические лица, обладающие научными и практическими знаниями, необходимыми для проведения экспертизы.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от ЧЧ*ММ*ГГ* № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ). а также принимаемыми в соответствии с ним в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектом культурного наследии (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 73-ФЗ под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушении или причинения им вреда.

В соответствии со ст. 33 Федерального закона *-Ф3 объекты культурного наследия включенные в реестр выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменении облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушении установленного порядка их использования, незаконного перемещении и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Согласно пункту 8 части 2 статьи 33 Федеральном закона № 73-ФЗ к мероприятиям по государственной охране объектов культурного наследим относится согласование, проектной документации необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.

Согласно статье 30 Федерального закона № 73-ФЗ проектная документация на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия является объектом государственной историко-культурной экспертизы.

В соответствии со ст. 38 Федеральном закона № 73-ФЗ государственная историко-культурная экспертиза (далее - историко-культурная экспертиза) проводится в целях определении соответствия проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия требованиям государственной охраны объектов культурного наследии.

В соответствии со ст. 29 Федерального закона № 73-ФЗ историко-культурная экспертиза проводится на основе принципов: научной обоснованности, объективности и законности, презумпции сохранности объекта культурного наследия при любой намечаемой хозяйственной деятельности, соблюдения требований безопасности в отношении объекта культурного наследия, достоверности и полноты информации. предоставляемой заинтересованным лицом на историко-культурную экспертиз, независимости экспертов, гласности.

Положение о государственной историко-культурной экспертизе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 № 569 (далее - Положение об экспертизе). Положение об экспертизе устанавливает порядок проведения государственнойисторико-культурной экспертизы (далее -.экспертиза), требования к определению физических и юридических лиц, которые могут привлекаться в качестве экспертов, перечень представляемых экспертам документов, порядок их рассмотрения, порядок проведения иных исследований в рамках экспертизы, порядок определения размера оплаты экспертизы, касающейся объектов культурного наследия федерального значения, а также порядок назначении повторной экспертизы. В соответствии с п. 17 Положения при проведении экспертизы эксперт обязан:

а) соблюдать принципы проведения экспертизы, установленные статьей 29 Федерального закона № 73-ФЗ;

б) обеспечивать объективность, всесторонность и полноту проводимых исследований, а также достоверность и обоснованность своих выводов;

в) самостоятельно оценивать результаты исследований, полученные им лично и другими экспертами, ответственно и точно формулировать выводы в пределах своей компетенции,

г) обеспечивать конфиденциальность полученной при проведении экспертизы информации,

д) соблюдать установленные сроки и порядок проведения экспертизы,

е) информировать экспертную комиссию и соответствующий орган охраны объектом культурного наследия о случаях воздействия на экспертов в целях оказания влияния на результаты экспертиз.

В соответствии с требованиями пункта 30 Положения об экспертизе несоответствие заключения экспертизы законодательству Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия является причиной несогласия органа охраны объектов культурного наследия с выводами заключении экспертизы и влечет за собой отказ в согласовании проектной документации для проведения работ по сохранению объектов культурного наследия. В случае если орган охраны объектом культурного наследия данное обстоятельство игнорирует по каким - либо причинам и согласовывает проектную документацию для проведении работ по сохранению объекта культурного наследии на основании акта экспертизы, не соответствующего законодательству об охране культурного наследия, данное решение (о согласовании) может быть признано не соответствующим нормам законодательства об охране культурного наследия решения органа охраны объектов культурного наследия и отменено. Таким образом. подготовка экспертами заключения не соответствующего требованиям законодательства об охране культурного наследия влечет за собой серьезные правовые последствия.

В соответствии с п. 7 Положения об экспертизе в качестве экспертов привлекаются физические лика, обладающие научными и практическими знаниями, необходимыми для проведения экспертизы, либо юридические лица, в трудовых отношениях с которыми состоят не менее 3 физических лиц, предусмотренных подпунктом «а» п. 7 Положения.

В соответствии с п. 9 Положения об экспертизе Министерство культуры Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 7 настоящего Положения осуществляет аттестацию экспертов в порядке, установленном Министерством культуры Российской Федерации.

Министерство культуры Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 7 данного Положения, осуществляет аттестацию экспертов в порядке, установленном Министерством культуры Российской Федерации (п.9 Положения).

Приказом Минкультуры России от 26.08.2010 № 563 утверждено положение о порядке аттестации экспертов по проведению государственной историко-культурной экспертизы (далее - Приказ № 563). В соответствии с п. 6 Приказа № 563 аттестация экспертов осуществляется в соответствии со сферами их деятельности. В соответствии с п. 9 Приказа № 563 статус аттестованного эксперта в отношении лиц. соответствующих установленным квалификационным требованиям, присваивается решением аттестационной комиссии и оформляется протоколом.

ФИО2 на основании приказа Минкультуры России от 16.08.2017 № 1380 является аттестованным экспертом по проведению государственной историко-культурной экспертизы.

В Акте ГИКЭ от 03.08 2020 указано, что эксперт Лебедева несет ответственность за соблюдение принципов проведении экспертизы, установленных ст. 29 Федерального закона № 73-ФЗ, Положением об экспертизе и отвечает за достоверность и обоснованность сведений и выводов изложенных в акте ГИКЭ от 13.08.2020.

Из письма Управления по охране объектов культурного наследия Калужской области от 16.10.2020 № 04/2196-20Ю акт ГИКЭ от 13.08.2020 Госорган принял решение о несогласии с выводами, изложенными в заключении экспертизы по причине несоответствия заключения экспертизы положениям ст. 29 Федерального закона № 73-ФЗ от 26.06.2002 «Об объектах культурного наследия», а также п.17, п.30 Положения об экспертизе от 15.07.2009 № 569.

Приведенные обстоятельства не исследованы судьей районного суда с учетом предусмотренных статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задач производства по делам об административных правонарушениях о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств каждого дела, разрешении его в соответствии с законом.

Равным образом судьей районного суда не соблюдены требования статьи 26.1 названного кодекса, устанавливающие обстоятельства, которые подлежат выяснению по делу об административном правонарушении и имеют значение для его правильного разрешения.

При таких данных приведенный в постановлении судьи районного суда, вывод об отсутствии в деянии ФИО2 состава вмененного административного правонарушения обоснованным признать нельзя, поскольку он сделан без учета описанных выше обстоятельств и требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о всесторонности, полноте, объективности выяснения обстоятельств каждого дела и разрешении его в соответствии с законом.

Таким образом, в ходе предыдущего разбирательства было допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела, что не позволяет признать обжалуемый судебный акт законным.

Вместе с тем в настоящее время исключена возможность устранения допущенной ошибки путем возвращения дела на новое рассмотрение, поскольку установленный для данной категории дел частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности истек, производство по делу возобновлено быть не может.

Таким образом, возвращение настоящего дела на новое рассмотрение невозможно, так как принятие подобного решения повлечет ухудшение положения лица, в отношении которого прекращено производство по делу об административном правонарушении.

Производство по настоящему делу об административном правонарушении на основании пункт 3 части 1 статьи 30.7 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

При этом, исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 16 июня 2009 года N 9-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан ФИО3, ФИО4 и ФИО5", лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено ввиду истечения сроков давности, считается невиновным, то есть государство, отказываясь от преследования лица за административное правонарушение, не ставит более под сомнение его статус в качестве невиновного и, более того, признает, что не имеет оснований для опровержения его невиновности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7 КоАП РФ,

решил

Постановление судьи Октябрьского районного суда г.Самары от 30 апреля 2021 года, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 КоАП РФ в отношении ФИО2 прекращено, на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со ст. 30.12 КоАП РФ решение Самарского областного суда может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Самарского областного суда А.А.Толмосова

.