ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-824/17 от 21.11.2017 Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

№ 12-824/2017

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ульяновск 21 ноября 2017 года

Судья Ленинского районного суда г.Ульяновска Хаустова Е.В. с участием защитника лица, привлекаемого к ответственности, Прокофьевой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1, его защитника Прокофьевой О.В. на постановление мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского судебного района г. Ульяновска от 25 сентября 2017 года, которым

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженец <данные изъяты>, гражданин РФ, с высшим образованием, зарегистрированный по адресу: <адрес>, ректор Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ульяновский государственный университет»,

привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях к штрафу в размере 1000 рублей,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского судебного района г. Ульяновска от 25 сентября 2017 года ФИО1 признан виновным в совершении при обстоятельствах, указанных в постановлении, административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Не согласившись с данным постановлением, лицо, привлекаемое к ответственности, ФИО1 обратился в суд с жалобой о его пересмотре. Жалоба мотивирована тем, что мировым судьей установлено, что он как ректор не может быть привлечен к ответственности за неисполнение пунктов 1 и 4 предписания, поскольку аналогичные нарушения были предметом рассмотрения в Инзенском районном суде Ульяновской области. Во исполнение п. 4 предписания были предоставлены документы: основные профессиональные образовательные программы высшего образования по направлениям подготовки бакалавров 38.03.01 Экономика, 38.03.04 Государственное муниципальное управление, утвержденные решением Ученого совета УлГУ, протокол от 28.06.2016. Поскольку данные документы явились основанием для установления выполнения требований предписания в этой части, то, следовательно, должны быть рассмотрены как основания для установления выполнения требований п.п. 3,5,6,7,8, связанных с программой обучения. Кроме того, мировым судьей установлен, что во исполнение предписания в установленный срок предоставлены рабочие программы факультативных дисциплин, приказ ректора № 1110 от 26.11.2015. Следовательно, данные пункты предписания исполнены. Просит постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить.

От защитника лица, привлекаемого к ответственности, Прокофьевой О.В. также поступила жалоба на постановление мирового судьи. Жалоба мотивирована тем, что ректор ФИО1 не может являться субъектом административного правонарушения, поскольку во исполнение предписания им издан приказ о возложении персональной ответственности на должностных лиц за своевременным и качественным исполнением предписания. Согласно Устава персональная ответственность ректора относится только к защите сведений, отнесенных к государственной, служебной и коммерческой тайне. Мировым судьей не учтен факт того, что ректором были надлежащим образом исполнены его должностные обязанности по руководству образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью университета, и с учетом ст. 2.4 КоАП РФ он не подлежит привлечению к административной ответственности. В действиях ректора отсутствует умысел на совершение правонарушения и неисполнения предписания, напротив, им приняты все меры, необходимые для обеспечения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. Просит постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в действиях ФИО1 состава правонарушения.

В судебном заседании защитник Прокофьева О.В. доводы жалоб поддержала в полном объеме. Обратила внимание суда на то, что в действиях ректора отсутствует состава административного правонарушения, поскольку отчет об исполнении предписания с неизменным приложением соответствующих документов были трижды направлены в Рособрнадзор. Причем, первый отчет направлен 13.01.2017, то есть в установленный срок. В связи с невозможностью на основании предоставленного отчета сделать обоснованный вывод об устранении нарушений, указанных в предписании, на основании приказа Рособорнадзора от 20 апреля 2017 в их адрес вновь был направлен отчет с тем же пакетом документов. В ответ на повторное предписание от 24 мая 2017 в адрес Рособрнадзора был направлен отчет об исполнении повторного предписания с приложением документов, подтверждающих его исполнение. И письмом от 19 июля 2017 предписание от 07.12.2016 и повторное предписание от 24.05.2017 сняты с контроля. Таким образом, предписание было исполнено в установленный срок. Более того, ректор не является субъектом правонарушения, поскольку им был издан приказ о возложении персональной ответственности за исполнение предписания на должностных лиц. Умысел ректора на совершение правонарушения административным органом не доказан.

Выслушав защитника лица, привлекаемого к ответственности, проверив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность наступает за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.

В соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации уполномоченные государственные органы (должностные лица) вправе осуществлять надзорные (контрольные) функции в отношении граждан, должностных лиц органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, индивидуальных предпринимателей и организаций, осуществляющих коммерческую и некоммерческую деятельность.

Из материалов дела следует, что на основании приказа руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 08.11.2016 № 1881 в отношении ФГБОУВПО «Ульяновский государственный университет» в части Инзенского филиала проведена внеплановая документарная проверка.

В целях устранения выявленных нарушений должностному лицу - ректору ФИО1 07 декабря 2016 выдано предписание, в соответствии с которым последнему предписано в срок до 16 января 2017 устранить выявленные нарушения, а также причины, способствовавшие их совершению; представить в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки отчет об исполнении предписания с приложением документов (копий документов), подтверждающих исполнение предписания.

Привлекая должностное лицо к административной ответственности, мировой судья указал, что ректором ФИО1 частично не исполнено в установленный срок предписание от 07.12.2016.

Вместе с тем имеются основания для отмены состоявшегося по делу судебного акта.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Из материалов дела следует, что 13 января 2017 года в адрес Рособрнадзора был направлен отчет об исполнении предписания от 07.12.2016 с приложением документов, подтверждающих его исполнение.

20 апреля 2017 Рособрнадзором издан приказ о проведении внеплановой документарной проверки ФГБОУВПО «Ульяновский государственный университет» в части Инзенского филиала в связи с невозможностью на основании предоставленного отчета сделать обоснованный вывод об устранении нарушений, указанных в предписании.

03 мая 2017 в адрес Рособрнадзора был направлен отчет об исполнении предписания по устранению выявленных нарушений в результате документарной проверки, проведенной в соответствии с приказом от 20.04.2017, с приложением аналогичного документов.

24 мая 2017 Рособрнадзором составлен Акт о том, что 8 пунктов предписания образовательным учреждением не выполнены. И в этот же день ректору образовательного учреждения выдано повторное предписание об устранении нарушений, со сроком исполнения до 30.06.2017.

19 июня 2017 года в адрес Рособрнадзора был направлен отчет об исполнении повторного предписания от 24.05.2017 с приложением аналогичного пакета документов, подтверждающих его исполнение.

Письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 19 июля 2017 предписание от 07.12.2016 и повторное предписание от 24.05.2017 сняты с контроля.

Из содержания трех отчетов и приложенных к ним документов, размещенных в том числе и на сайте ФГБОУВПО «Ульяновский государственный университет», усматривается, что во исполнение предписания от 07.12.2016 были предоставлены основные профессиональные образовательные программы высшего образования, рабочие программы, приказы ректора, программы практик, итоговой государственной аттестации, фонты оценочных средств и другие документы, подтверждающие полное исполнение предписания.

В соответствии по ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Таким образом, проверяя законность и обоснованность вынесенного мировым судьей решения, оценив предоставленные доказательства в совокупности на предмет достоверности, достаточности и допустимости, в соответствии с правилами ст. 26.11 КоАП РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях ректора ФГБОУВПО «Ульяновский государственный университет» ФИО1 состава инкриминируемого правонарушения, поскольку должностным лицом были приняты все меры, направленные на выполнение в установленный срок предписания, и от его исполнения он не уклонялся.

Более того, с целью своевременного исполнения вышеуказанного предписания от 07.12.2016 ректором ФИО1 в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 28.09.2016 № 1230, издан приказ от 14.12.2016, в соответствии с которым за должностными лицами ФГБОУВПО «Ульяновский государственный университет» были закреплены зоны ответственности, установлены сроки исполнения предписания, возложена персональная ответственность за качественное и своевременное исполнение предписания.

Согласно ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Оценивая в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к выводу, в том числе, об отсутствии вины ФИО1 в инкриминируемом ему правонарушении.

Вышеприведенные обстоятельства при вынесении постановления по делу об административном правонарушении и привлечении ФИО1 к административной ответственности мировым судьей не учитывались, хотя имеют существенное значение для всестороннего и объективного рассмотрения дела, в связи с чем, постановление мирового судьи от 25 сентября 2017 года подлежит отмене.

В соответствии п.2 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств, в том числе и отсутствие состава административного правонарушения.

При указанных обстоятельствах, суд полагает необходимым производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ прекратить за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского судебного района г. Ульяновска от 25 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении ректора Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ульяновский государственный университет» ФИО1 отменить, производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.

Судья Е.В. Хаустова