РЕШЕНИЕ
г. Самара 20.12.2018 года
Октябрьский районный суда города Самары в составе:
председательствующего судьи Родивиловой Е.О.,
с участие заявителя ФИО6,
представителей заинтересованного лица, Счетной палаты Самарской области, ФИО5, ФИО2, действующих на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении № 12-824/18 по жалобе ФИО6 на постановление мирового судьи судебного участка №... Октябрьского судебного района г.Самары Самарской области по делу об административном правонарушении от дата в отношении руководителя главного управления исполнения бюджета - главного бухгалтера министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области ФИО6 по ч.1 ст. 15.11 КоАП РФ, которым постановлено:
«Признать руководителя главного управления исполнения бюджета - главного бухгалтера министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области ФИО6 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.11 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде в виде штрафа в размере 5 000 (пять тысяч) рублей.»,
УСТАНОВИЛ:
Руководитель главного управления исполнения бюджета - главный бухгалтер министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области ФИО1 обратилась в суд с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении от дата, вынесенное мировым судьей судебного участка №... Октябрьского судебного района г.Самары Самарской области в отношении нее как должностного лица - руководителя главного управления исполнения бюджета - главного бухгалтера министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области по ч.1 ст. 15.11 КоАП РФ, указав, что с вынесенным постановлением не согласна, считает его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене в связи с тем, что судом в основу вывода о ее виновности в совершении вмененного ей административного правонарушения положены доводы Счетной палаты Самарской области, изложенные в протоколе об административном правонарушении, а также представленные в ходе судебного заседания.
Однако ее показаниям вопреки требованиям части 2 статьи 26.2 КоАП РФ судом не дана оценка. При этом причины, по которым достоверными относительно обстоятельств административного правонарушения признаны одни доказательства и отвергнуты другие, в постановлении не указаны.
С учетом норм Федерального закона «О бухгалтерском учете» и Единого плана счетов, а также принимая во внимание структуру и специфику реализации полномочий министерства (12 структурных подразделений, большое количество судебных дел, участие в которых не относится к компетенции Главного управления исполнения бюджета министерства) п. 3.7.4. Учетной политики министерства (утверждена приказом от дата№...) было предусмотрено, что поступление и начисление администрируемых доходов отражается в учете на основании первичных документов, приложенных к выписке из лицевого счета администратора доходов (отражение дебиторской задолженности в момент ее поступления).
При этом пунктом 197 Единого плана счетов в описании счета 20500 «Расчеты по доходам» указано, что данный счет предназначен для учета расчетов по суммам доходов (поступлений), начисленных учреждением в момент возникновения требований к их плательщикам (по суммам предстоящих доходов), возникающих в силу договоров, соглашений, а также при выполнении субъектом учета возложенных согласно законодательству Российской Федерации на него функций, а также поступивших от плательщиков предварительных оплат.
Таким образом, в силу указанного пункта по счету «Расчеты по доходам» могут учитываться: как суммы доходов, начисленных в момент возникновения требований к их плательщикам, так и суммы доходов, поступивших от плательщиков предварительных оплат (то есть Единый план счетов не ограничивает в данной части возможность отражения дебиторской задолженности только начислением сумм доходов в момент возникновения требований к их плательщикам, на чем основан вывод о наличии административного правонарушения).
В соответствии с указанными выше положениями Единого плана счетов и Учетной политики министерства в бухгалтерской отчетности за 2016 год начислена задолженность ФИО3 в размере 0,09 тыс. рублей и задолженность ФИО4 в размере 0,09 тыс. рублей исходя из поступивших денежных средств.
Согласно постановлению министерство письмом от дата№... сообщает, что задолженность в размере 321,1 тыс. рублей в отношении ФИО3, которая сложилась с учетом поступивших денежных средств за период 2016 годов в размере 0,1 тыс. рублей, и задолженность ФИО4 в размере 158,67 тыс. рублей (с учетом поступлений денежных средств в рамках исполнительного производства) не отражены в бухгалтерском учете.
Вместе с тем, согласно указанному письму министерство не подтверждает не отражение дебиторской задолженности, а подтверждает факт ее начисления в размере 0,09 тыс. рублей и 0,09 тыс. рублей в момент поступления денежных средств, что соответствует Учетной политике министерства.
Также указывает, что в Заключениях Счетной палаты Самарской области по результатам внешней проверки бюджетной отчетности министерства за 2016, 2017 годы отмечен факт правильности заполнения Министерством форм бюджетной отчетности и соответствие их данным бухгалтерского учета.
Учитывая, что ФИО6 действовала при составлении бухгалтерской отчетности в соответствии с Учетной политикой министерства, то с ее стороны не было допущено неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.
В данном случае вина ФИО6 отсутствует, а следовательно, и отсутствует состав административного правонарушения.
Просит отменить постановление мирового судьи судебного участка №... Октябрьского судебного района г. Самары Самарской области от дата по делу об административном правонарушении №... и прекратить производство по делу.
В судебное заседание ФИО6 не явилась, о дате и времени судебного заседания извещалась надлежащим образом, согласно письменного заявления просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
В судебном заседании представители заинтересованного лица, Счетной палаты Самарской области, ФИО5 и ФИО2, возражали против удовлетворения жалобы, указав, что постановление мирового судьи является законным и обоснованным по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Суд, изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, приходит к следующему.
Согласно п.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое действующим законодательством установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 1 статьи 15.11 КоАП РФ грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Согласно примечанию к данной статье под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимается: занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета; искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов; регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета; ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета; составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета; отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.
Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере исполнения действующего бюджетного законодательства Российской Федерации.
Объективная сторона указанного административного правонарушения состоит, в частности, в грубом нарушении правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
Во исполнение указанных полномочий, в целях реализации государственной учетной политики, Приказом Минфина России от 01.12.2010 №157 утверждены Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (далее - Единый план счетов) и Инструкция по применению Единого плана счетов (далее - Инструкция №157н), Приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н утверждена Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (далее - Инструкция № 191 н).
В силу пункта 3 Инструкции №157н в бухгалтерском учете подлежит отражению информация, не содержащая существенных ошибок и искажений, позволяющая ее пользователям положиться на нее, как на правдивую, данные бухгалтерского учета и сформированная на их основе отчетность должны быть сопоставимы.
В силу пункта 4 Инструкции №157н при ведении бухгалтерского учета субъект учета обеспечивает формирование полной и достоверной информации о наличии государственного (муниципального) имущества, его использовании, о принятых учреждением обязательствах, полученных учреждением финансовых результатах, и формирование бухгалтерской отчетности, необходимой внутренним пользователям (руководителям, наблюдательным советам автономных учреждений, органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя, собственникам имущества, на базе которого создано учреждение, участникам бюджетного процесса, осуществляющим в соответствии с бюджетным законодательством соответствующие полномочия), а также внешним пользователям бухгалтерской отчетности (приобретателям (получателям) услуг (работ), социальных пособий, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности).
Согласно приложению №1к Закону Самарской области от 17.12.2015 № 131-ГД «Об областном бюджете на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» Минсоцдемографии СО является главным администратором доходов областного бюджета.
В соответствии с пунктом 11 Инструкции №191н в состав бухгалтерской отчетности главного администратора доходов бюджета включаются следующие формы отчетов:
Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130);
Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125);
Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110);
Справка о суммах консолидируемых поступлений, подлежащих зачислению на счет бюджета (ф. 0503184);
Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127);
Отчет о бюджетных обязательствах (ф. 0503128);
Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121);
Отчет о движении денежных средств (ф. 0503123);
Пояснительная записка (ф. 0503160);
Разделительный (ликвидационный) баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503230).
Согласно пунктам 151, 152 Инструкции №191н пояснительная записка к Балансу (ф. 0503160) оформляется субъектом бюджетной отчетности и составляется в разрезе следующих разделов, в том числе раздел 4 «Анализ показателей отчетности субъекта бюджетной отчетности», включающий в себя в том числе «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности» (ф. 0503169).
Согласно абзацу 3 пункта 3 Инструкции №157н бухгалтерский учет ведется методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций.
В соответствии с пунктом 197 Инструкции № 157н счет 20500 «Расчеты по доходам» предназначен для учета расчетов по суммам доходов (поступлений), начисленных учреждением в момент возникновения требований к их плательщикам, возникающих в силу договоров, соглашений, а также при выполнении субъектом учета возложенных согласно законодательству Российской Федерации на него функций, а также поступивших от плательщиков предварительных оплат.
Остаток по балансовому счету 20500 «Расчеты по доходам» отражается, согласно пунктам 17, 167 Инструкции №191н, по строке 230 «Расчеты по доходам (020500000)» раздела «Финансовые активы» Баланса (ф. 0503130) и в разделе 4 «Анализ показателей отчетности субъекта бюджетной отчетности», включающем «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности» (ф. 0503169), Пояснительной записки к Балансу (ф. 0503160).
Судом установлено, что на основании распоряжения № 42 от 27.03.2018г. Счетной палатой Самарской области была проведена экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ эффективности администрирования в 2015-2017годах органами исполнительной власти Самарской области денежных взысканий, налагаемых в возмещение ущерба в результате незаконного и нецелевого использования средств областного бюджета, выявленных по результатам мероприятия внутреннего и внешнего государственного финансового контроля» в отношении Минсоцдемографии СО.
В связи с установлением нарушения, а именно, неотражение в бухгалтерском учете и бюджетной отчетности Минсоцдемографии СО за 2016 год дебиторской задолженности в отношении руководителя главного управления исполнения бюджета - главного бухгалтера министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области ФИО6 было возбуждено дело об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которого инспектором Счетной палаты Самарской области ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении №... от 10.10.2018г.
Таким образом, суд приходит к выводу, что мировой судья, оценив в совокупности, исследованные доказательства, обоснованно признал их допустимыми, полученными в соответствии с требованиями закона, положил в основу постановления, счел их достаточными для вывода о виновности руководителя главного управления исполнения бюджета - главного бухгалтера министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области ФИО6 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.11 КоАП РФ.
Каких-либо иных доводов, указывающих на отсутствие в действиях ФИО6 состава административного правонарушения, которые не были учтены при вынесении постановления об административном правонарушении, и отсутствие которых не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в судебном заседании при рассмотрении жалобы не представлено.
Наказание ФИО6 назначено с учетом характера совершенного административного правонарушения, финансового положения организации, в соответствии со ст.4.1 КоАП РФ, в пределах санкции статьи, с учетом отсутствия обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность.
При указанных обстоятельствах, суд не находит оснований для отмены постановления мирового судьи судебного участка № 34 Октябрьского судебного района г.Самары Самарской области от дата в отношении Открытого акционерного общества «***
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка №... Октябрьского судебного района г. Самары Самарской области от дата в отношении руководителя главного управления исполнения бюджета - главного бухгалтера министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области ФИО6 по ч.1 ст. 15.11 КоАП РФ - оставить без изменения, а жалобу ФИО6 - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу с момента провозглашения, но может быть обжаловано в порядке ст.ст.30.12.-30.14 КоАП РФ.
Судья /подпись/ Е.О. Родивилова
КОПИЯ ВЕРНА
Судья:
Секретарь: