ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-824/2016 от 05.10.2016 Автозаводского районного суда г. Тольятти (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

г. Тольятти 05.10.2016 года

Судья Автозаводского районного суда г. Тольятти Ежов И.М.,

с участием помощника прокурора Автозаводского района г. Тольятти Кротова М.Г.,

без участия лица, привлекаемого к административной ответственности - ФИО1, и его представителя ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционной инстанции протест и.о.прокурора <адрес> г. Н.Новгород ФИО9 на постановление мирового судьи судебного участка Автозаводского судебного района <адрес> ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, по административному делу в отношении ИП ФИО1 о привлечении его к административной ответственности по ст. 14.56 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка Автозаводского судебного района <адрес> ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, производство по административному делу по ст. 14.56 КоАП РФ в отношении ИП ФИО1 прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Заявитель - и.о.прокурора <адрес> г. Н. Новгород ФИО9 в своем протесте просит отменить вышеуказанное постановление мирового судьи по следующим обстоятельствам:

В соответствии с ст. 3 Федерального закона от 21.12.2013 №353-Ф3 «О потребительском кредите»:

1) потребительский кредит (заем) - денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - договор потребительского кредита (займа), в том числе с лимитом кредитования;

2) заемщик - физическое лицо, обратившееся к кредитору с намерением получить, получающее или получившее потребительский кредит (заем);

3) кредитор - предоставляющая или предоставившая потребительский кредит кредитная организация, предоставляющие или предоставившие потребительский заем кредитная организация и некредитная финансовая организация, которые осуществляют профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, а также лицо, получившее право требования к заемщику по договору потребительского кредита (займа) в порядке уступки, универсального правопреемства или при обращении взыскания на имущество правообладателя;

4) лимит кредитования - максимальная сумма денежных средств, предоставляемая кредитором заемщику, или максимальный размер единовременной задолженности заемщика перед кредитором в рамках договора потребительского кредита (займа), по условиям которого допускается частичное использование заемщиком потребительского кредита (займа);

5) профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме, осуществляемая за счет систематически привлекаемых на возвратной и платной основе денежных средств и (или) осуществляемая не менее чем четыре раза в течение одного года (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

В силу ст.4 Федерального закона от 21.12.2013 г. N 353-ф3 «О потребительском кредите (займе)» профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

Согласно п.1.1 ст. 2 Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ «О ломбардах» (Далее - Федеральный закон №196) ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)».

В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона №196 ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.

Согласно п.2 ст. 2 Федерального закона №196 ломбард должен иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Ломбард вправе иметь также полное фирменное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках. Фирменное наименование ломбарда должно содержать слово "ломбард" и указание на его организационно-правовую форму.

В соответствии с ч.8 ст. 2 Федерального закона № 196 ломбард обязан выполнять предписания и запросы Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк России) и представлять в Банк России документы, содержащие отчет о своей деятельности и об органах управления ломбарда в порядке, установленном Банком России, а также обеспечить возможность предоставления в Банк России электронных документов и возможность получения от Банка России электронных документов в порядке, установленном Банком России.

В силу пп.2 п.3 ст.2.3 Федерального закона Банк России ведет государственный реестр ломбардов на основе сведений, полученных от уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.

Проведенной проверкой установлено, что ИП ФИО1 ФИО12 осуществляет деятельность по адресу: г.Н.Новгород <адрес>.

Установлено что, ИП ФИО1 не является кредитной организацией, в реестре ломбардов Банка России и государственном реестре микрофинансовых организаций не состоит, по организационно правовым формам к кредитно потребительским кооперативам не относится.

Прокуратурой Автозаводского района проведен анализ договора комиссии, заключаемый с клиентами ИП ФИО1

В соответствии с ст.990 Гражданского кодекса РФ по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.

Согласно ч.1 п.1 Правил комиссионной торговли утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 569 «Об утверждении Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами» (далее - Правила) под комиссионером понимается организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, принимающие товары на комиссию и реализующие эти товары по договору розничной купли-продажи.

В соответствии с 4.IV п.24 Правил товар, принятый на комиссию, поступает в продажу не позднее следующего дня после его приема, за исключением выходных и праздничных дней.

В силу 4.VI п.33 Правил деньги за проданный товар выплачиваются комиссионером комитенту не позднее чем на третий день после продажи товара.

В соответствии с ч.1,2 ст. 7 Федерального закона по условиям договора займа ломбард (заимодавец) передает на возвратной и возмездной основе на срок не более одного года заем гражданину (физическому лицу) - заемщику, а заемщик, одновременно являющийся залогодателем, передает ломбарду имущество, являющееся предметом залога. Договор займа совершается в письменной форме и считается заключенным с момента передачи заемщику суммы займа и передачи ломбарду закладываемой вещи.

Согласно ч.4 ст.7 Федерального закона договор займа оформляется выдачей ломбардом заемщику залогового билета. Другой экземпляр залогового билета остается в ломбарде. Залоговый билет является бланком строгой отчетности, форма которого утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В ходе проверки установлено, что между ИП ФИО1 и ФИО3 заключен договор комиссии Д9-000125 от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 10 900 рублей. После заключения договора комиссии ФИО3 выданы денежные средства в сумме 10 900 рублей.

Согласно п.4.1 договора Д9-000125 от ДД.ММ.ГГГГ размер комиссионного вознаграждения составляет 5 % от продажи стоимости товара.

В соответствии с п.8.1 договора Д9-000125 от ДД.ММ.ГГГГ в случае досрочного расторжения настоящего договора по инициативе Комитента выплачивает комиссионеру штраф в размере 5 % от продажной стоимости товара - 11 445 руб.

Таким образом, ИП ФИО1 под видом заключения и расторжения договоров комиссии фактически осуществляет деятельность по предоставлению потребительских займов под залог имущества, что говорит о деятельности ИП ФИО1 как ломбарда.

Прибыль извлекается не только от реализации товаров, но и за получение неустойки за расторжение договора комиссии.

Аналогичное договора комиссии были заключены ИП ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ: договор Д9-000129, Д9-000132, № ООД9-ОООВЗ, ДД.ММ.ГГГГ договор №Д9-000124, что говорит о системном заключении договора комиссии ИП ФИО1 и указывает на осуществление профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов в отсутствие на то законных оснований.

В соответствии с п.2 ст. 170 Гражданского кодекса РФ притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях, ничтожна. К сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа и содержания сделки применяются относящиеся к ней правила.

Деятельность указанного комиссионного магазина подпадает под признаки деятельности ломбардов установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ «О ломбардах», однако ИП ФИО1 в реестр ломбардов, которой ведется Банком России не включено, отчетность в порядке ст.2.4 Федерального закона не представляет.

В действиях индивидуального предпринимателя ФИО1 усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного, ст. 14.56 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - Незаконное осуществление профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов.

Таким образом, выводы мирового судьи судебного участка Автозаводского судебного района <адрес> не соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным в ходе судебного заседания, что повлекло вынесение незаконного постановления.

Постановление мирового судьи судебного участка Автозаводского судебного района <адрес> фактически было получено прокуратурой <адрес> г.Н.Новгорода ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, срок обжалования данного постановления истекает ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем просит восстановить срок на подачу протеста в порядке ст. 30.10 КоАП РФ.

В судебном заседании помощник прокурора Автозаводского района г. Тольятти ФИО4 подтвердил доводы, изложенные в протесте, и пояснил, что данное постановление мирового судьи является незаконным и необоснованным, в связи с чем, подлежит отмене по основаниям, указанным в протесте.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности - ИП ФИО1 и его представитель ФИО5 в судебное заседание, назначенное на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, не явились по неизвестной причине, будучи надлежащим образом извещёнными о дне и времени слушания дела, судебными повестками почтовым отправлением с уведомлением, которые вернулись в адрес суда в связи с истечением срока хранения, ходатайств об отложении разбирательства не заявляли, в связи с чем, суд постановил - продолжить рассмотрение протеста без участия лица, привлекаемого к административной ответственности - ФИО1, и его представителя ФИО5

Суд, проанализировав доводы протеста, выслушав прокурора, исследовав материал по протесту, находит протест и.о.прокурора <адрес> г. Н.Новгород обоснованным и подлежащим удовлетворению, а постановление мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ годаподлежащим отмене с направлением дела об административном правонарушении в отношении ИП ФИО1 на новое рассмотрение тому же мировому судьепо следующим основаниям:

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее по тексту - Федеральный закон № 353-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением потребительского кредита (займа) физическому лицу в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, на основании кредитного договора, договора займа и исполнением соответствующего договора.

Согласно ст. 3 Федерального закона № 353-ФЗ потребительский кредит (заем) - денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе с лимитом кредитования.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее по тексту - Федеральный закон № 196-ФЗ) ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 196-ФЗ по условиям договора займа ломбард (заимодавец) передает на возвратной и возмездной основе на срок не более одного года заем гражданину (физическому лицу) - заемщику, а заемщик, одновременно являющийся залогодателем, передает ломбарду имущество, являющееся предметом залога.

В соответствии с ч. 2, 3 ст. 7 Федерального закона № 196-ФЗ договор займа совершается в письменной форме и считается заключенным с момента передачи заемщику суммы займа и передачи ломбарду закладываемой вещи. Существенными условиями договора займа являются наименование заложенной вещи, сумма ее оценки, произведенной в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона, сумма предоставленного займа, процентная ставка по займу и срок предоставления займа.

Согласно ч. 4, 6 Федерального закона №196-ФЗ договор займа оформляется выдачей ломбардом заемщику залогового билета. Другой экземпляр залогового билета остается в ломбарде. Залоговый билет должен содержать информацию о том, что заемщик в случае невозвращения в установленный срок суммы предоставленного займа в любое время до продажи заложенной вещи имеет право прекратить обращение на нее взыскания и ее реализацию, исполнив предусмотренное договором займа и обеспеченное залогом обязательство.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона № 196-ФЗ по условиям договора хранения гражданин (физическое лицо) - поклажедатель сдает ломбарду на хранение принадлежащую ему вещь, а ломбард обязуется осуществить на возмездной основе хранение принятой вещи. Существенными условиями договора хранения являются наименование сданной на хранение вещи, сумма ее оценки, произведенной в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона, срок ее хранения, размер вознаграждения за хранение и порядок его уплаты.

В ходе проверки прокуратурой Автозаводского района г. Нижний Новгород установлено, что сотрудник магазина, который принимал имущество у граждан, оценивал его, одновременно с этим передавал лицам денежные средства за указанное имущество.

Таким образом, из фактически выполняемых действий ИП ФИО6, а именно передачи им денежных средств гражданам до реализации имущества, следует, что им осуществляется завуалированная деятельность ломбарда, поскольку данные обстоятельства характерны для договоров займа, а не договоров комиссии.

Согласно договоров комиссии, заключаемых ИП ФИО6 с гражданами, в случае, если в установленный договором срок, имущество переданное Комитентом не реализовано, оно переходит на возмездное хранение Комиссионеру на срок 10 дней, с выплатой Комитентом Комиссионеру вознаграждения в размере 3% в первый день хранения, а в последующем 3% от цены товара, суммы комиссионного вознаграждения и вознаграждения за хранение товара за каждый день до истечения срока хранения.

Наличие в Договоре комиссии пункта, устанавливающего комиссионное вознаграждение Комиссионера в размере 3% в первый день хранения, а в последующем 3% от цены товара, суммы комиссионного вознаграждения и вознаграждения за хранение товара за каждый день до истечения срока хранения, в случае если переданное имущество в установленный срок не реализовано, устанавливает санкцию за несвоевременную реализацию комиссионным магазином переданного ему товара, что противоречит смыслу комиссионных отношений, установленных статьей 992 Гражданского кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 14-ФЗ, в соответствии с которой принятое на себя поручение комиссионер обязан исполнить на наиболее выгодных для комитента условиях в соответствии с указаниями комитента, а при отсутствии в договоре комиссии таких указаний - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Установленный Договором комиссии штраф за досрочное расторжение Договора комиссии по инициативе Комитента значительно превышает установленную тем же пунктом Договора комиссии величину.

Данный факт, закрепляет ответственность Комитента перед Комиссионером в сумме, состоящей из величины продажной стоимости Товара и размера комиссионного вознаграждения, что может свидетельствовать в свою очередь, об авансировании Комиссионером Комитента, передаче первым последнему денежных средств до реализации переданного на комиссию имущества, что также противоречит правовой природе комиссионных отношений, так как свидетельствует об исполнении договора за счет комиссионера, который в этом случае передает не то, что им было получено по сделке.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» по условиям договора займа ломбард (заимодавец) передает на возвратной и возмездной основе на срок не более одного года заем гражданину (физическому лицу) - заемщику, а заемщик, одновременно являющийся залогодателем, передает ломбарду имущество, являющееся предметом залога.

Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» договор займа совершается в письменной форме и считается заключенным с момента передачи заемщику суммы займа и передачи ломбарду закладываемой вещи.

В связи с изложенным, поскольку за каждый день нахождения товара у ИП ФИО6 взимается комиссия в размере 3% от оценочной стоимости товара, указанные обстоятельства также свидетельствуют о фактическом осуществлением ИП ФИО6 деятельности ломбарда с нарушением установленных правил.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 353-ФЗ профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме, осуществляемая за счет систематически привлекаемых на возвратной и платной основе денежных средств и (или) осуществляемая не менее чем четыре раза в течение одного года (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

Таким образом, индивидуальный предприниматель ФИО6 осуществляет свою профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, не имеющими права на ее осуществление, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.56 КоАП РФ.

Согласно п. 1, 2 ст. 1 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» № 353-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением потребительского кредита (займа) физическому лицу в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, на основании кредитного договора, договора займа и исполнением соответствующего договора, и не применяется к отношениям, возникающим в связи с предоставлением потребительского кредита (займа), обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой, с учетом положений ст. 9.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № ЗбЗ-ФЗ) которым установлено, что к кредитному договору, договору займа, которые заключены с физическим лицом в целях, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности, и обязательства заемщика по которым обеспечены ипотекой, применяются отдельные требования Федерального закона «О потребительском кредите (займе)».

В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» № 353-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ положения федеральных законов, регулирующих деятельность кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, применяются к отношениям, указанным в части 1 настоящей статьи, в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

В этой связи, Закон о потребительском кредите (займе) рассматривается как специальный, то есть имеющий преимущество по сравнению со всеми другими законами, регулирующими аналогичные отношения, тем самым положения федеральных законов, регулирующих деятельность кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, применяются к отношениям по потребительскому кредитованию в части, не противоречащей Закону о потребительском кредите (займе).

В силу подп. 5 п. 1 ст. 3 ФЗ «О потребительском кредите (займе)» профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме, осуществляемая за счет систематически привлекаемых на возвратной и платной основе денежных средств и (или) осуществляемая не менее чем четыре раза в течение одного года (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

Согласно ст. 4 ФЗ «О потребительском кредите (займе)» профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

В законодательстве наряду с кредитными организациями были последовательно определены иные виды профессиональных кредиторов, а именно ломбарды, кредитные кооперативы и микрофинансовые организации. Так, в 2007 году был принят Закон о ломбардах, в 2009 году Закон о кредитной кооперации заменил Федеральный закон «О кредитных потребительских кооперативах граждан», в 2010 году принят Закон о микрофинансировании.

Основным содержанием деятельности указанных организаций, как это установлено в специальных законах, является: для ломбардов предоставление физическим лицам займов, обеспеченных залогом вещей; для кредитных кооперативов - финансовая взаимопомощь членов кооператива, в том числе посредством предоставления им займов; для микрофинансовых организаций - предоставление микрозаймов.

Общий контроль над субъектами профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов осуществляет Центральный банк РФ (Информационное сообщение Банка России «О порядке формирования и представления отчетности в Банк России кредитными потребительскими кооперативами, микрофинансовыми организациями, ломбардами, саморегулируемыми организациями кредитных потребительских кооперативов», Указание Банка России от ДД.ММ.ГГГГ-У «О порядке направления саморегулируемой организацией кредитных потребительских кооперативов сведений об осуществлении контроля за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований законодательства Российской Федерации в сфере кредитной кооперации, положений их уставов, правил и стандартов саморегулируемой организации кредитных потребительских кооперативов»; Указание Банка России от ДД.ММ.ГГГГ-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности и отчет о персональном составе органов кредитного потребительского кооператива, количество членов которого превышает 5 тысяч физических и (или) юридических лиц, кредитного потребительского кооператива второго уровня, а также кредитного потребительского кооператива, не вступившего в члены саморегулируемой организации кредитных потребительских кооперативов».

Таким образом, законодателем определены субъекты, как кредитные организации, выдающие потребительский кредит, кредитные организации, предоставляющие или предоставившие потребительский заем, некредитные финансовые организации, выдающие потребительские займы.

Понятие кредитной организации дано в ст. 1 Закона о банках и банковской деятельности, согласно которой кредитная организация - это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии; Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные указанным Законом.

Кредитные организации, в свою очередь, делятся на банки и небанковские кредитные организации.

Небанковские кредитные организаций могут совершать только отдельные виды банковских операций.

В соответствии с п. 6 ст. 4 Законе о защите конкуренции, финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), ломбард, лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации).

Регулирование деятельности микрофинансовых организаций осуществляется Банком России, которые согласно п. 3 ст. 14 Закона о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях от 02.07.2010 года № 151-ФЗ осуществляет установленные функции.

Согласно ст. 2 Закона о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организацияхмикрофинансовая деятельность деятельность юридических лиц, имеющих статус микрофинансовой организации, а также иных юридических лиц, имеющих право на осуществление микрофинансовой деятельности в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона, по предоставлению микрозаймов (микрофинансирование); а 2) микрофинансовая организация - юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением казенного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, осуществляющее микрофинансовую деятельность и внесенное в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом;

В силу ст. 3 указанного Закона микрофинансовые организации осуществляют микрофинансовую деятельность в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Микрофинансовые организации вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)» (ч. 2.1 введена Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № ЗбЗ-ФЗ). Кредитные организации, кредитные кооперативы, ломбарды, жилищные накопительные кооперативы и другие юридические лица осуществляют микрофинансовую деятельность в соответствии: законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность таких юридических лиц.

В соответствии со ст. 4 Закона о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях от ДД.ММ.ГГГГ ; года № 151-ФЗ внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций, и исключение сведений о юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций осуществляются Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 5 Закона о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организацияхюридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением казенного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, приобретает статус микрофинансовой организации со дня внесения сведений о нем в государственный реестр микрофинансовых организаций и утрачивает статус микрофинансовой организации со дня исключения указанных сведений из этого реестра. Юридическое лицо приобретает права и обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом для микрофинансовых организаций, со дня приобретения им статуса микрофинансовой организации.

Материалами дела установлено, что ИП ФИО1 осуществляет деятельность по адресу: г.Н.Новгород <адрес>.

Установлено что, ИП ФИО1 не является кредитной организацией, в реестре ломбардов Банка России и государственном реестре микрофинансовых организаций не состоит, по организационно правовым формам к кредитно потребительским кооперативам не относится, в вышеуказанный период времени ИП ФИО1 фактически осуществлялась профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов гражданам, обеспеченных залогом недвижимости.

В силу ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должно быть указано мотивированное решение по делу.

Отменяя постановление мирового судьи судебного участка Автозаводского судебного района г. Тольятти Самарской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, судья апелляционной инстанции пришел к выводам об отсутствии оценки доказательств, на основании которых мировой судья пришло к выводу о невиновности ИП ФИО1

Также одним из существенных оснований для отмены вышеуказанного постановления мирового судьи является то обстоятельство, что в установочной и резолютивной части постановления указано, что дело рассматривается в отношении ИП ФИО7, а в мотивировочной части описываются действия ИП ФИО1, то есть фактически другого человека.

Указанные обстоятельства лишают возможности суд оценить данные обстоятельства с иными доказательствами по делу, и, как следствие, проверить законность и обоснованность принятого постановления.

Поскольку решение мировым судьей вынесено без всестороннего, полного и объективного установления обстоятельств по делу, с нарушением требований ст. ст. 24.1, 26.1, 26.2, 26.11, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также с учетом положения п. 4 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление мирового судьи подлежит отмене, материалы дела об административном правонарушении по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности по которому не истек, - направлению тому же мировому судье судебного участка на новое рассмотрение.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.1-30.10 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи судебного участка № 100 Автозаводского судебного района г. Тольятти Самарской области ФИО2 от 13.07.2016 года - отменить и направить дело об административном правонарушении в отношении ИП ФИО1 на новое рассмотрение тому же мировому судье, а протест и.о.прокурора <адрес> г. Н.Новгород ФИО9- удовлетворить.

Решение суда может быть обжаловано лицами, указанными в ст. 25.1-25.5.1 КоАП РФ в порядке, предусмотренном ст. 30.12 КоАП РФ, первый экземпляр является подлинником.

Судья И.М. Ежов