Мировой судья судебного участка № 34
Октябрьского судебного района г. Самара
Самарской области
Щеблютов Д.М.
РЕШЕНИЕ
10 декабря 2018 года г.Самара
Судья Октябрьского районного суда города Самары Якушева Е.В.,
с участием представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, ФИО1 и ее защитника Ермаковой А.А.,
представителей Счетной палаты Самарской области по доверенностям ФИО2 и ФИО3,
при секретаре судебного заседания Ананикян А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении №12-825/18 по жалобе ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении от 08.11.2018 г., вынесенное мировым судьей судебного участка №34 Октябрьского судебного района г. Самары Самарской области ФИО4 в отношении главного бухгалтера Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области ФИО1 по ч.1 ст. 15.11 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка №34 Октябрьского судебного района г.Самары Самарской области от 08.11.2018 года главный бухгалтер министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.11 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 руб.
ФИО1 обратилась в Октябрьский районный суд г.Самары с жалобой на указанное постановление мирового судьи, ссылаясь на то, что постановление является незаконным и необоснованным, поскольку судом в основу вывода о ее виновности положены доводы Счетной палаты Самарской области, изложенные в протоколе об административном правонарушении и представленные в ходе судебного заседания, однако ее показаниям оценка не дана, причины по которым одни доказательства приняты, а другие отвергнуты, в постановлении мировым судьей не указаны. Согласно статье 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику, экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. В соответствии с пунктом 6 Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению, утвержденных Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Единый план счетов), субъект учета в целях организации бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующими бухгалтерский учет, настоящей Инструкцией, формирует свою учетную политику, исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий. С учетом указанных норм п. 3.8.4. Учетной политики министерства (утверждена приказом от 30.12.2016 № 631) было предусмотрено, что поступление и начисление администрируемых доходов отражается в учете на основании первичных документов, приложенных к выписке из лицевого счета администратора доходов (отражение дебиторской задолженности в момент ее поступления). При этом пунктом 197 Единого плана счетов в описании счета 20500 «Расчеты по доходам» указано, что данный счет предназначен для учета расчетов по суммам доходов (поступлений), начисленных учреждением в момент возникновения требований к их плательщикам (по суммам предстоящих доходов), возникающих в силу договоров, соглашений, а также при выполнении субъектом учета возложенных согласно законодательству Российской Федерации на него функций, а также поступивших от плательщиков предварительных оплат. Таким образом, Единый план счетов не ограничивает возможность отражения дебиторской задолженности только начислением сумм доходов в момент возникновения требований к их плательщикам, на чем основан вывод о наличии административного правонарушения. В соответствии с указанными выше положениями Единого плана счетов и Учетной политики министерства в бухгалтерской отчетности за 2017 год начислена задолженность Ч.О.А. в размере *** тыс. рублей и задолженность Д.О.Р. в размере *** тыс. рублей исходя из поступивших денежных средств. Согласно постановлению министерство письмом от дата№... сообщает, что задолженность в размере 316,9 тыс. рублей в отношении Ч.О.А., которая сложилась с учетом поступивших денежных средств за период 2016-2017 годов в размере 4,3 тыс. рублей, и задолженность Д.О.Р. в размере *** тыс. рублей (с учетом поступлений денежных средств в рамках исполнительного производства) не отражены в бухгалтерском учете. Вместе с тем, согласно указанному письму министерство не подтверждает не отражение дебиторской задолженности, а подтверждает факт ее начисления в размере *** тыс. рублей и *** тыс. рублей в момент поступления денежных средств, что соответствует Учетной политике министерства. Таким образом, не отражение дебиторской задолженности по состоянию на 01.01.2018 на основании приговоров о взыскании в пользу министерства *** тыс. рублей и *** тыс. рублей, обусловлено соблюдением ФИО1 положений Учетной политики министерства, а именно указанному выше пункту. Кроме того, в Заключениях Счетной палаты Самарской области по результатам внешней проверки бюджетной отчетности министерства за 2016, 2017 годы отмечен факт правильности заполнения Министерством форм бюджетной отчетности и соответствие их данным бухгалтерского учета. В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Учитывая, что ФИО1 действовала при составлении бухгалтерской отчетности в соответствии с Учетной политикой министерства, то с ее стороны не было допущено неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей. В данном случае вина ФИО1 отсутствует, а следовательно и отсутствует состав административного правонарушения. Ссылаясь на ч.1 ст.24.5, ст.ст. 30.1, 30.2, 30.7 КоАП РФ, просила отменить постановление мирового судьи и прекратить производство по делу.
В судебном заседании ФИО1 доводы жалобы поддержала по указанным в ней основаниям, настаивала на ее удовлетворении. Пояснила, что она принимала участие в разработке Учетной политики министерства, действовала в соответствии с данной политикой, была учтена дебиторская задолженность на момент ее поступления. Приговоры о взыскании сумм в пользу министерства поступают в правовой отдел. Не оспаривала, что в настоящее время Учетная политика в данной части изменена.
Защитник Ермакова А.А. жалобу поддержала, указала, что Учетная политика министерства соответствует требованиям законодательства РФ, в постановлении мировым судьей не дана оценка доводам ФИО1, вина которой не доказана. ФИО1 действовала в соответствии с Учетной политикой министерства.
Представитель Счетной палаты Самарской области ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, поддержала письменный отзыв, полагая постановление мирового судьи законным, поскольку Учетная политика министерства в части дебиторской задолженности противоречила требованиям федерального законодательства, закону «О бухгалтерском учете», Инструкции по применению Единого плана счетов (Инструкция №157н), согласно которым учет операций ведется независимо от поступления денежных средств. Министерство как главный администратор бюджетных средств должно было начислить взысканные по приговору денежные средства, подлежащие возврату в бюджет, и вести контроль за их возвратом. На несоответствие Учетной политики законодательству РФ было указано в представлении, которое было удовлетворено, изменения внесены.
Представитель Счетной палаты Самарской области ФИО3 в судебном заседании поддержала письменный отзыв, возражала против удовлетворения жалобы, указав, что ФИО1 принимала участие в разработке Учетной политики министерства с 2012 года, в соответствии с должностным регламентом обязана знать и соблюдать законодательство, а следовательно несет ответственность за ее соответствие законодательству РФ. Ссылки на Учетную политику министерства и поступление информации в правовой отдел не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствием с Положениями Правовое управление взаимодействует с иными управлениями и министерствами, ФИО1 могла запросить данную информацию и получить сведения о денежных средствах, взысканных в пользу министерства по приговорам, осуществлять их учет в соответствии с законом, однако никаких действий не предпринимала, запросов не делала.
Суд, выслушав участников производства по делу, изучив материалы дела, доводы, изложенные в жалобе, приходит к следующему.
В силу ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
В соответствии с ч.1 ст.15.11 КоАП РФ грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела главный бухгалтер Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области ФИО1 не отразила в бухгалтерском учете и бюджетной отчетности за 2017 год дебиторской задолженности, что было выявлено в результате экспертно-аналитического мероприятия «Анализ эффективности администрирования в 2015-2017 годах органами исполнительной власти Самарской области денежных взысканий, налагаемых в возмещение ущерба в результате незаконного и нецелевого использования средств областного бюджета, выявленных по результатам мероприятий внутреннего и внешнего государственного финансового контроля», проведенного Счетной палатой Самарской области в соответствии с планом работы Счетной палаты Самарской области на 2018 год, утвержденным решением коллегии Счетной палаты Самарской области от 25.12.2017 №519, о чем 10.10.2018г. инспектором Счетной палаты Самарской области ФИО2 в отношении ФИО1 составлен протокол №19 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 15.11 КоАП РФ.
Оценив представленные доказательства, мировой судья правильно пришел к выводу о наличии в действиях главного бухгалтера министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.11 КоАП РФ, а именно: грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, что подтверждается:
- бухгалтерской (бюджетной) отчетностью главного администратора доходов Минсоцдемографии Самарской области за 2017 год, из которой очевидно, что в Балансе (ф.0503130) на 01.01.2017 по строке 230 раздела «Финансовые активы» и в разделе 4 «Анализ показателей отчетности субъекта бюджетной отчетности», включающем «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности» (ф. 0503169), пояснительной записке к Балансу (ф.0503160) не отражены сведения об остатке по счету 20500 «Расчеты по доходам»;
- отчетом о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ эффективности администрирования в 2015-1017 г.г. органами исполнительной власти Самарской области денежных взысканий, налагаемых в возмещение ущерба в результате незаконного и нецелевого использования средств областного бюджета, выявленных по результатам мероприятий внутреннего и внешнего государственного финансового контроля», утвержденном решением коллегии Счетной палаты 14.08.2018 года №585, из которого следует, что по состоянию на 01.01.2018 у Минсоцдемографии Самарской области имелась непогашенная дебиторская задолженность в областной бюджет в размере *** тыс. руб.: *** тыс.руб. на основании приговора Безенчукского районного суда Самарской области от 01.11.2016 в отношении главного бухгалтера Ч.О.А. МУ «Комитет по вопросам семьи и демографического развития» Администрации муниципального района Безенчукский»; *** тыс.руб. на основании приговора Железнодорожного районного суда г.Самары от 11.02.2013 г. отношении Д.О.Р.;
- письмом Минсоцдемографии Самарской области от 01.06.2018 №5-15/378 согласно которому, задолженность по состоянию на 01.01.2018 в размере 316,9 тыс.рублей по приговору Безенчукского районного суда Самарской области от 01.11.2016 сложилась с учетом поступивших денежных средств в период 2016-2017 года в размере 4,3 тыс.рублей и не отражена в бухгалтерском учете. На основании приговора Железнодорожного районного суда г.Самары от 11.02.2013 дебиторская задолженность на 01.01.2018 составила 158,67 тыс.рублей и не отражена в регистрах бухгалтерского учета.
- должностным регламентом главного бухгалтера министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области, утвержденным министром 25.09.2017 года, согласно которому (Приложение №1) главный бухгалтер должен знать и соблюдать законодательство РФ, в том числе Бюджетный кодекс РФ, ФЗ РФ «О бухгалтерском учете», Приказы Минфина РФ (в т.ч. №157н от 01.12.2010 г.) и иные нормативно-правовые акты.
- протоколом об административном правонарушении №19 от 10.10.2018 года, составленным надлежащим должностным лицом в установленном КоАП РФ порядке.
В соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ бухгалтерская (финансовая) отчетность - это информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным Законом.
В силу ч.1 ст.13 указанного закона бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.
В соответствии со ст. 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации, в том числе, обладает полномочиями по становлению единой методологии бюджетной классификации Российской Федерации и бюджетной отчетности, установлению плана счетов бюджетного учета и единой методологии бюджетного учета.
Во исполнение указанных полномочий, в целях реализации государственной учетной политики, Приказом Минфина России от 01.12.2010 №157 утверждены Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), … учреждений (Единый план счетов) и Инструкция до применению Единого плана счетов (Инструкция №157н), Приказом Минфина России от 28.12.2010 №191н утверждена Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (Инструкция № 191 н).
Согласно пункту 3 Инструкции №157н в бухгалтерском учете подлежит отражению информация, не содержащая существенных ошибок и искажений, позволяющая ее пользователям положиться на нее, как на правдивую, данные бухгалтерского учета и сформированная на их основе отчетность должны быть сопоставимы.
В соответствии с Приложением №1к Закону Самарской области от 15.12.2016 № 137-ГД «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» Минсоцдемографии Самарской области является главным администратором доходов областного бюджета.
Согласно п.п.151, 152 Инструкции №191н пояснительная записка к Балансу (ф. 0503160) оформляется субъектом бюджетной отчетности и составляется в разрезе следующих разделов, в том числе раздел 4 «Анализ показателей отчетности субъекта бюджетной отчетности», включающий в себя в том числе «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности» (ф. 0503169).
Согласно абзацу 3 пункта 3 Инструкции №157н бухгалтерский учет ведется методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций.
Вопреки доводам ФИО1, мировой судья правильно пришел к выводу о том, что Минсоцдемографии Самарской области допущено грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, установленных ч.1 ст.13 Закона о бухгалтерском учете, пунктами 3,4,197 Инструкции №157н, пунктами 17, Инструкции №191н, выразившееся в не отражении в бухгалтерской отчетности Минсоцдемографии Самарской области за 2017 год по строке 230 раздела «Финансовые активы» Баланса (ф. 0503130) и разделе 4 «Анализ показателей отчетности субъекта бюджетной отчетности», включающем «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности» (ф. 0503169)», Пояснительной списки к Балансу (ф. 0503160) дебиторской задолженности по счету 20500 Расчеты по доходам» на 01.01.2018 в сумме *** тыс.руб., следствием чего явилось искажение показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов, а именно на *** тыс.рублей (на 01.01.2018), или 100,0%, что в соответствии с п.1 Примечания к статье 15.11 КоАП РФ является грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Вопреки доводам ФИО1 и ее защитника о том, что она соблюдала положения Учетной политики, в разработке которой сама же и принимала участия, мировой судья правильно пришел к выводу, что с учетом должностного регламента ФИО1, вышеприведенного законодательства РФ, нормативно-правовых актов Министерства финансов РФ, которые подлежат неукоснительному соблюдению, в ее действиях содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.11 КоАП РФ.
Ссылка ФИО1 на то, что ею соблюдалось законодательство РФ, которому соответствует Учетная политика Минсоцдемографии Самарской области, поскольку совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику, при этом экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, основана на неверном толковании норм права, поскольку в силу ст.8 ФЗ РФ от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», учетная политика формируется на основании законодательства РФ о бухгалтерском учете в соответствии с федеральными и отраслевыми стандартами.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.11 КоАП РФ составляет искажение данных бухгалтерского учета. Объектом данного правонарушения является совокупность способов ведения бухгалтерского учета, образующих учетную политику организации.
Из вышеперечисленных доказательств по делу и приведенных нормативно-правовых актов РФ следует, что главным бухгалтером Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области ФИО1 следует, что ею допущено грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.11 КоАП РФ.
Доводы ФИО1 и ее защитника о том, что дебиторская задолженность в соответствии с законодательством РФ может быть отражена по фактическому поступлению денежных средств, являются надуманными и опровергаются Инструкцией №157н ( абз.3 п.3), согласно которой бухгалтерский учет ведется методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций.
Оценивая доводы заявителя о незаконности вынесенного мировым судьей постановления в связи с неправильной оценкой представленных доказательств и неправильным установлением фактических обстоятельств дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, суд второй инстанции приходит к выводу, что они направлены на переоценку доказательств, объективно, полно и всесторонне исследованных мировым судьей, с выводами которого соглашается суд второй инстанции.
Мировым судьей установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, что подтверждается материалами дела.
Каких-либо иных доводов, которые не были должным образом оценены мировым судьей при рассмотрении дела, либо отсутствие которых не позволило мировому судье полно и всесторонне рассмотреть дело, в судебном заседании не представлено.
Учитывая характер совершенного правонарушения, оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности в силу ст.2.9 КоАП РФ судом не усматривается.
Административное наказание назначено главному бухгалтеру Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области ФИО1 в пределах санкции ч.1 ст.15.11 КоАП РФ в минимальном размере.
Постановление о привлечении главного бухгалтера Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.11 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 названного Кодекса.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого судебного постановления, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи сомнений в своей законности не вызывает, является правильным и оснований для его отмены или изменения не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление по делу об административном правонарушении от 08.11.2018 г., вынесенное мировым судьей судебного участка №34 Октябрьского судебного района г. Самары Самарской области ФИО4 в отношении главного бухгалтера Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области ФИО1 по ч.1 ст. 15.11 КоАП РФ,– оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно, но может быть обжаловано в порядке ст.ст.30.12-30.14 КоАП РФ.
Судья Е.В. Якушева