ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-825/2021 от 03.08.2021 Свердловского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 12-825/2021

(59RS0007-01-2021-006075-90)

РЕШЕНИЕ

город Пермь 3 августа 2021 года

Судья Свердловского районного суда г. Перми Бабурина О.И.,

при секретаре Вагиной В.С.,

с участием заявителя ФИО2,

защитника Волковой И.В.,

административного органа ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу председателя правления КПК «Народный» ФИО2 на постановление заместителя управляющего Отделением по Пермскому краю Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации ФИО4 № ТУ-57-ДЛ-21-1471/3120-1 от 28 мая 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заявителя,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением заместителя управляющего Отделением по <адрес> Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации ФИО4 № ТУ-57-ДЛ-21-1471/3120-1 от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо – председатель правления КПК «Народный» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде предупреждения.

Согласно постановления, в соответствии со ст. 76.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.

Поднадзорными Банку России некредитными финансовыми организациями, согласно статье 76.1 Закона № 86-ФЗ, являются, в числе прочих, кредитные потребительские кооперативы, которые осуществляют деятельность в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О кредитной кооперации».

КПК «Народный» (далее – Кооператив) включен в государственный реестр кредитных потребительских кооперативов ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ) организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения разрабатывать правила внутреннего контроля (далее – Правила внутреннего контроля, Правила, ПВК). При этом Правила внутреннего контроля для некредитных финансовых организаций разрабатываются с учетом требований Центрального банка Российской Федерации, согласованных с уполномоченным органом, и утверждаются руководителем организации.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона № 115-ФЗ на кредитные потребительские кооперативы распространяются обязанности, возложенные на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом.

Требования для некредитных финансовых организаций установлены Положением Банка России от ДД.ММ.ГГГГ-П «О требованиях к Правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее ? Положение -П), Указанием Банка России от ДД.ММ.ГГГГ-У «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитных организаций и некредитных финансовых организаций в целях противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения», а также иными нормативными актами Банка России.

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 7, пункту 6 статьи 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, не реже чем один раз в три месяца обязаны проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения (далее - проверки), и информировать о результатах проверок уполномоченный орган в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом.

В соответствии с пунктом 4 Указания Банка России от ДД.ММ.ГГГГ-У «О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Указание -У) информация о результатах проверок направляется некредитной финансовой организацией в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней после дня окончания проведения проверки.

В соответствии с пунктом 2 Указания -У некредитная финансовая организация должна сформировать в соответствии с установленным на основании статьи 76.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и размещенным на официальном сайте Банка России в сети «Интернет» порядком составления информации, предусмотренной Федеральным законом № 115-ФЗ (далее - Порядок), электронный документ в виде формализованного электронного сообщения (далее - ФЭС), включающего сведения о результатах проверки.

В соответствии с пунктом 3 Указания -У ФЭС направляется в уполномоченный орган путем использования Личного кабинета.

В рамках осуществления дистанционного надзора за исполнением некредитными финансовыми организациями требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России, касающихся противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – ПОД/ФТ), у Кооператива была запрошена информация, подтверждающая выполнение Кооперативом требований действующего законодательства в сфере ПОД/ФТ.

В ответ на запрос Отделения Пермь от ДД.ММ.ГГГГ № Т557-15-22/257 получены ответы КПК «Народный» (далее - Кооператив) от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

Кооперативом представлены Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее - ПОД/ФТ/ФРОМУ) Кредитного потребительского кооператива «Народный», утвержденные приказом Председателя Правления КПК «Народный» от ДД.ММ.ГГГГ (далее - ПВК), а также информация о проведенных в период с ДД.ММ.ГГГГ по дату исполнения запроса (ДД.ММ.ГГГГ) проверках наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, предусмотренных подпунктом 7 пункта 1 статьи 7, пунктом 6 статьи 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ.

I. По результатам рассмотрения ПВК установлено следующее:

I.1. ПВК не соответствуют требованиям законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее- ПОД/ФТ), а именно:

1. В нарушение пункта 4.2 Положения -П в пункте 4.5.1 Программы управления риском (раздел 4) «Факторы, влияющие на оценку риска клиента по типу клиента и (или) бенефициарного владельца» в описании фактора «наличие информации о представлении клиентом бухгалтерской отчетности с нулевыми показателями за последние четыре отчетных периода в случае, когда КПК известно о совершении клиентом операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом» неверно указано «клиентом» вместо «клиентом - юридическим лицом», неверно указано «бухгалтерской отчетности» вместо «бухгалтерской (финансовой) отчетности», что не соответствуют приложению 2 к Положению -П.

2. В нарушение пункта 4.4 Положения -П в ПВК, в том числе в Программе управления риском (раздел 4, пункт 4.7), отсутствует порядок учета результатов оценки степени (уровня) риска клиента.

Пункт 4.7 ПВК называется «Порядок учета и фиксирования результатов оценки степени (уровня) риска клиента и риска использования услуг КПК в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма». При этом в указанном пункте содержится только порядок документального фиксирования результатов оценки степени (уровня) риска клиента и порядок учета и фиксирования результатов оценки степени (уровня) риска использования услуг КПК.

3. В нарушение пункта 4.4 Положения -П в ПВК, в том числе в Программе управления риском (раздел 4, пункт 4.9), отсутствует перечень мер повышенного внимания, применяемых в отношении операций клиентов, которым присвоена высокая степень (уровень) риска клиента.

Пункт 4.9 ПВК называется «Указание способов управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, в том числе определение перечня предупредительных мероприятий, направленных на его минимизацию а также перечень мер повышенного внимания, применяемых в отношении операций клиентов, которым присвоена повышенная степень (уровень) риска клиента, и услуг КПК, риск использования которых в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма оценивается КПК как повышенный». При этом в указанном пункте содержится только перечень мер повышенного внимания, применяемых в отношении услуг КПК, риск использования которых в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма оценивается КПК как повышенный.

I.2 Правила, утвержденные приказом Председателя Правления КПК «Народный» ДД.ММ.ГГГГ (представлены в Отделение Пермь письмом от ДД.ММ.ГГГГ, не приведены в соответствие с изменениями требований законодательства в сфере ПОД/ФТ в нормативно установленные сроки.

В нарушение пункта 1.10 Положения -П в Правилах не учтены изменения законодательства в сфере ПОД/ФТ, внесенные Указанием Банка России от ДД.ММ.ГГГГ-У «О внесении изменений в отдельные нормативные акты Банка России в сфере требований к подготовке и обучению кадров в кредитных организациях и некредитных финансовых организациях по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» (вступило в силу ДД.ММ.ГГГГ) в Указание Банка России от ДД.ММ.ГГГГ-У «О требованиях к подготовке и обучению кадров в некредитных финансовых организациях» (в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ).

В нарушение пунктов 1.4 и 1.10 Положения -П Правила, в том числе Программа подготовки и обучения кадров КПК в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ (раздел 12, пункт 12.3), не предусматривают прохождение обучения в форме целевого (внепланового) инструктажа менеджером в течение года со дня назначения сотрудника на указанную должность, либо возложения на сотрудника должностных обязанностей по выполнению функций по привлечению денежных средств от физических и юридических лиц, что не соответствует требованиям пункта 3.3 Указания -У.

Согласно штатному расписанию КПК «Народный» от ДД.ММ.ГГГГ в штате Кооператива состоят Председатель, главный бухгалтер, менеджер, выполняющий функции по привлечению денежных средств от физических и юридических лиц.

II. По результатам рассмотрения документов о проведении проверок и направлении сведений о них в уполномоченный орган установлено следующее.

Кооперативом представлены копии документов, подтверждающих проведение и направление в уполномоченный орган сведений о проверках: копия акта, копия ФЭС, копия квитанции о принятии Росфинмониторингом сообщения о проверках, скриншот страницы личного кабинета организации на портале Росфинмониторинга.

II.1. При рассмотрении документов, подтверждающих проведение проверок, установлено, что проверки от ДД.ММ.ГГГГ проведены с нарушением срока, определенного требованиями подпункта 7 пункта 1 статьи 7 и пункта 6 статьи 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ (не реже одного раза в три месяца).

Учитывая дату проведения предыдущих проверок ДД.ММ.ГГГГ, обязанность по проведению следующих проверок должна была быть исполнена Кооперативом не позднее ДД.ММ.ГГГГ, фактически проверки проведены ДД.ММ.ГГГГ, то есть с нарушением срока на 2 дня.

II.2. При рассмотрении ФЭС, направленного Кооперативом в уполномоченный орган ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверок от ДД.ММ.ГГГГ, установлено нарушение требований пункта 2 Указания -У:

1) В части порядка направления сведений (заполнения отдельных полей ФЭС) о проверках в уполномоченный орган,

2) В части порядка формирования структуры наименования файла ФЭС (в части неверного указания КПП (9 символов) при направлении в уполномоченный орган информации о проверках.

В соответствии с абзацем 9 статьи 3 Федерального закона № 115-ФЗ организация внутреннего контроля - это совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих в себя разработку правил внутреннего контроля и в установленных Федеральным законом № 115-ФЗ случаях целевых правил внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, а также назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля и целевых правил внутреннего контроля.

Правила КПК «Народный» не соответствуют требованиям нормативного акта Банка России (пункт I.1. протокола), а также не приведены в соответствие с изменениями требований законодательства в сфере ПОД/ФТ в нормативно установленные сроки (пункт I.2. протокола).

В соответствии с абзацем 10 статьи 3 Федерального закона № 115-ФЗ осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, включающая в себя, в том числе, выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров, а также в установленных Федеральным законом № 115-ФЗ случаях целевых правил внутреннего контроля.

Кооперативом в нарушение требований подпункта 7 пункта 1 статьи 7 и пункта 6 статьи 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ нарушен срок проведения проверок от ДД.ММ.ГГГГ (пункт II.1 протокола); в нарушение требований пункта 2 Указания -У не был соблюден порядок (в части заполнения отдельных полей ФЭС и формирования структуры наименования файла ФЭС, пункт II.2 протокола) направления в уполномоченный орган ДД.ММ.ГГГГ сведений о проверках от ДД.ММ.ГГГГ.

Указанные нарушения препятствуют надлежащим организации и осуществлению внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В соответствии с пунктом 1.9 Положения -П функции контроля за организацией в некредитной финансовой организации работы по ПОД/ФТ возлагаются по усмотрению такой организации в соответствии с ее внутренними документами на лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, или на его заместителя, или на члена коллегиального исполнительного органа (далее - руководитель некредитной финансовой организации).

В соответствии с пунктом 1.10 Положения -П в некредитной финансовой организации должен осуществляться контроль за выполнением некредитной финансовой организации и ее сотрудниками программ правил внутреннего контроля и руководитель некредитной финансовой организации обеспечивает контроль за соответствием применяемых правил внутреннего контроля требованиям законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ.

Согласно пункту 16.1 Устава КПК «Народный», утвержденного решением внеочередного общего собрания членов Кредитного потребительского кооператива «Народный» (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) (далее - Устав), единоличный исполнительный орган Кооператива - Председатель правления Кооператива действует от имени Кооператива без доверенности в том числе представляет его интересы и совершает сделки.

В соответствии с пунктом 16.3 Устава к полномочиям единоличного исполнительного органа относится осуществление общего руководства и планирование деятельности Кооператива.

Согласно пункту 16.4 Устава Председатель правления Кооператива избирается сроком на 5 лет.

В соответствии с протоколом очередного общего собрания членов КПК «Народный» от ДД.ММ.ГГГГ Председателем правления КПК «Народный» назначена с ДД.ММ.ГГГГФИО1

Исходя из изложенного, главным юрисконсультом сектора правового обеспечения надзора за деятельностью некредитных финансовых организаций юридического отдела Отделения по <адрес> Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № ТУ-57-ДЛ-21-1471/1020-2 по признакам административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно: неисполнение обязанностей по организации и осуществлению внутреннего контроля, в части несоответствия ПВК, утвержденных ДД.ММ.ГГГГ, действующему законодательству в сфере ПОД/ФТ, неприведения ПВК, утвержденных ДД.ММ.ГГГГ, в соответствие действующему законодательству в сфере ПОД/ФТ, с учетом изменений, а также несоблюдения срока и порядка направления в уполномоченный орган сведений о результатах проверок, проведенных ДД.ММ.ГГГГ.

Не согласившись с вынесенным постановлением, ФИО1 обратилась в Свердловский районный суд <адрес> с жалобой на указанное постановление, просит постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указано, что постановление вынесено с нарушением требований законодательства РФ. Так в части несоответствия ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ требованиям нормативного акта Банка России заявитель считает, что истек срок привлечения к административной ответственности. Кроме того указывает, что положения ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ, на которые указано как на нарушение Положения -П, содержались и в более ранних редакциях ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ, утвержденных ДД.ММ.ГГГГ (п.п. 4.3.1, 4.5, 4.7). В ходе дистанционного надзора отделом финансового мониторинга и валютного контроля Отделения по <адрес> Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ, утв. ДД.ММ.ГГГГ, были оценены на соответствие требованиям Федерального закона № 115-ФЗ, Положения -П. По результатам рассмотрения установлено несоответствие ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ требованиям законодательства в сфере ПОД/ФТ а именно: в нарушение пункта 3.2 Положения -П в программу идентификации не включен порядок идентификации юридического лица, являющегося представителем клиента, которому НФО оказывает услуги на разовой основе либо которого принимает на обслуживание, предполагающее длящийся характер отношений, иные нарушения требований Федерального закона № 115-ФЗ, Положения -П не установлены. По данному факту Кооператив признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. С учетом изложенного, считает, что срок привлечения Кооператива к административной ответственности за несоответствие ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ требованиям нормативного акта Банка России, предусмотренный п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, истек ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что является необоснованным вывод Отделения Пермь, что предметом в рассматриваемом случае являются ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ, утв. ДД.ММ.ГГГГ, действующие в настоящее время, оценка ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ, утв. ДД.ММ.ГГГГ, недействующих на момент рассмотрения дела об административном правонарушении, нецелесообразна. Предметом состава административного правонарушения являются не сами по себе ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ, утвержденные в какой либо редакции, а исполнение Кооперативом требований законодательства о соответствии ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ требования законодательства. В целях правильной квалификации действий в качестве административного правонарушения орган, рассматривающий дело об административном правонарушении должен установить наличие события административного правонарушения. КоАП РФ не дает определения события административного правонарушения, однако изучение его содержания, а также изучение судебной практики позволяет сделать вывод, что событие административного правонарушения - это состоявшийся факт нарушения каких-либо норм законодательства, за которое предусмотрена административная ответственность. С учетом изложенного в данном случае событие административного правонарушения составляет нарушение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части несоответствия ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ требованиям действующего законодательства. Нарушение данных требований законодательства выражается в утверждении ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ не соответствующих требованиям законодательства. Срок привлечения к административной ответственности начинает исчисляться с момента его совершения, то есть с момента утверждения редакции ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ, не соответствующей требованиям законодательства. Кроме того, считает, что не выявление Отделом финансового мониторинга и валютного контроля Отделения по <адрес> Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации нарушений ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ, утв. ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствует об их малозначительности. Также указывает, что нарушение порядка направления сведений (заполнения отдельных полей ФЭС) о проверках в уполномоченный орган и нарушение порядка формирования структуры наименования файла ФЭС при направлении в уполномоченный орган не составляет состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ. Порядок направления сведений (заполнения отдельных полей ФЭС) о проверках в уполномоченный орган и порядок формирования структуры наименования файла ФЭС при направлении в уполномоченный орган не предусмотрен Указанием N 4937-У, а установлен «Порядком составления некредитными финансовыми организациями в электронной форме информации, предусмотренной статьями 7, 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (утв. Банком России) (далее - Порядок составления информации в электронной форме). В соответствии с абзацем 1 пункта 11 Указания N 4937-У порядок составления информации в электронной форме размещается на официальном сайте Банка России в сети «Интернет» не позднее 30 дней после дня официального опубликования Указания N 4937-У и применяется со дня вступления в силу настоящего Указания N 4937-У. Порядок составления информации в электронной форме в силу требований законодательства не является нормативным актом. Правила подготовки нормативных актов Банка России установлены Положением Банка России от ДД.ММ.ГГГГ N 602-П «О правилах подготовки нормативных актов Банка России» (далее - Положение N 602-П). Нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти (ст. 7 Федерального закона № 86-ФЗ). Не подлежат государственной регистрации и вступают в силу в соответствии с предусмотренным в них порядком нормативные акты Банка России, устанавливающие: изменение процентных ставок; размер обязательных резервных требований (нормативы обязательных резервов, коэффициент усреднения обязательных резервов); размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп, а также для некредитных финансовых организаций в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами; прямые количественные ограничения; отраслевые стандарты бухгалтерского учета для Банка России, план счетов бухгалтерского учета для Банка России и порядок его применения; порядок обеспечения функционирования системы Банка России. В соответствии с порядком, установленным для федеральных органов исполнительной власти, также могут не подлежать регистрации иные нормативные акты Банка России (ст. 7 Федерального закона № 86-ФЗ). Не являются нормативными актами Банка России следующие акты Банка России: официальные разъяснения Банка России; распорядительные акты Банка России; методические рекомендации Банка России; положения о структурных подразделениях; акты, содержащие исключительно технические форматы и иные технические требования; иные акты, не отвечающие признакам нормативного акта Банка России, указанным в пункте 1.2 Положения (пункт 1.3. Положения N 602-П). Нормативные акты Банка России издаются в следующих формах: инструкция Банка России; положение Банка России; указание Банка России (пункт 1.4. Положения N 602-П). Таким образом, действия Кооператива выразившиеся в нарушении порядка направления сведений (заполнения отдельных полей ФЭС) о проверках в уполномоченный орган и в нарушении порядка формирования структуры наименования файла ФЭС при направлении в уполномоченный орган не нарушают требования законодательства, и не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кооперативом на дату составления протокола об административном нарушении выявленные нарушения устранены в полном объеме, что свидетельствует о добровольном прекращении противоправных действий и об отсутствии пренебрежительного отношения Кооператива к обязанностям, установленным законом, что является обстоятельством, смягчающим административную ответственность. Документы об устранении выявленных нарушений представлены при рассмотрении дела об административном правонарушении. Как указано в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ Кооперативом выявленные нарушения устранены в полном объеме. Кроме того, административное правонарушение, предусмотренное часть 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях впервые совершено Кооперативом, что на основании части 2 статьи 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях также является обстоятельством, смягчающим административную ответственность. Является необоснованным вывод Отделения Пермь о том, что в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении Кооператива к исполнению своих публично-правовых обязанностей. Действия Кооператива были направлены на исполнение своих публично-правовых обязанностей, что подтверждается следующими фактами: Кооперативом разработаны, утверждены и используются в работе ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ; Кооперативом ДД.ММ.ГГГГ утверждена новая редакция ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ с учетом изменений законодательства в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, внесенных Указанием Банка России от ДД.ММ.ГГГГ-У «О внесении изменений в отдельные нормативные акты Банка России в сфере требований к подготовке и обучению кадров в кредитных организациях и некредитных финансовых организациях по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения», которым внесены изменения в Указание Банка России от ДД.ММ.ГГГГ-У «О требованиях к подготовке и обучению кадров в некредитных финансовых организациях» (в срок до ДД.ММ.ГГГГ). В ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ, утв. ДД.ММ.ГГГГ, учтены изменения законодательства за исключением одного изменения, что является технической ошибкой и не может рассматриваться как пренебрежительное отношение Кооператива к исполнению своих публично-правовых обязанностей. Нарушение Кооперативом требований подпункта 7 пункта 1 статьи 7 и пункта 6 статьи 7.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ) в части сроков проведения Кооперативом проверок наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения (далее - проверки) выразилось в проведении соответствующей проверки с нарушением срока в 2 дня: проверка проведена ДД.ММ.ГГГГ вместо ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, Кооперативом на постоянной основе при каждом обновлении соответствующих Перечней, размещаемых на сайте Росфинмониторинга, проводится проверка наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения (далее - проверки). Нарушение порядка направления сведений (заполнения отдельных полей формализованного электронного сообщения (далее - ФЭС) о проверках в уполномоченный орган и порядка формирования структуры наименования файла ФЭС при направлении в уполномоченный орган явилось следствием технических ошибок допущенных при формировании ФЭС, что подтверждается соответствующими документами.

Допущенные нарушения в части организации внутреннего контроля в силу их характера не повлекли и не могут полечь реальную угрозу недостижения целей противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма по следующим основаниям. Выявленные нарушения в силу их малозначительного характера не создают угрозу возможности придания правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, а также предоставления или сбора средств либо оказания финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо для финансирования или иного материального обеспечения лица в целях совершения им хотя бы одного из указанных преступлений, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования или преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений.

ФИО1, защитник в судебном заседании на доводах жалобы настаивали, просили удовлетворить.

Представитель административного органа в судебном заседании просила постановление должностного лица оставить без изменения, жалобы заявителя - без удовлетворения.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи.

Объектом указанного правонарушения является установленный законом порядок контроля финансирования, хранения и представления информации, подлежащих контролю (внешнему и внутреннему) организациями, осуществляющими операции с денежными средствами и иным имуществом.

Объективной стороной правонарушения является неисполнение организацией требований названного законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Нормы, регулирующие защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, предусмотрены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ).

На основании статьи 5 Федерального закона № 115-ФЗ кредитные потребительские кооперативы относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, которые, согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 7 и пункта 6 статьи 7.5 указанного закона, обязаны не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, а также проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Банком России по согласованию с уполномоченным органом.

Пунктом 9 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ установлено, что контроль за исполнением физическими и юридическими лицами настоящего Федерального закона в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, за организацией и осуществлением внутреннего контроля осуществляется соответствующими надзорными органами (в случаях, установленных федеральными законами, учреждениями, подведомственными государственным органам) в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьями 76.1, 76.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - Федеральный закон № 86-ФЗ) Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями (далее - НФО, в соответствии с федеральными законами. Банк России проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.

Согласно статье 4 Федерального закона № 115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ) и финансированию распространения оружия массового уничтожения, относятся, в том числе организация и осуществление внутреннего контроля.

В соответствии с определением, содержащимся в статье 3 Федерального закона №115-ФЗ, реализация правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, выполнение требований законодательства по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, относятся к осуществлению внутреннего контроля.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона № 86-ФЗ, в рамках осуществления дистанционного надзора за исполнением некредитными финансовыми организациями требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России, касающихся противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – ПОД/ФТ), у Кооператива была запрошена информация, подтверждающая выполнение Кооперативом требований действующего законодательства в сфере ПОД/ФТ.

В ответ на запрос Отделения Пермь от ДД.ММ.ГГГГ № Т557-15-22/257 получены ответы КПК «Народный» (далее - Кооператив) от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

Кооперативом представлены Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее - ПОД/ФТ/ФРОМУ) Кредитного потребительского кооператива «Народный», утвержденные приказом Председателя Правления КПК «Народный» от ДД.ММ.ГГГГ (далее - ПВК), а также информация о проведенных в период с ДД.ММ.ГГГГ по дату исполнения запроса (ДД.ММ.ГГГГ) проверках наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, предусмотренных подпунктом 7 пункта 1 статьи 7, пунктом 6 статьи 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ.

По итогам рассмотрения представленных КПК «Народный» документов, административным органом выявлены признаки административного правонарушения, совершенного кооперативом.

Согласно пункту 16.1 Устава КПК «Народный», утвержденного решением внеочередного общего собрания членов Кредитного потребительского кооператива «Народный» (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) (далее - Устав), единоличный исполнительный орган Кооператива - Председатель правления Кооператива действует от имени Кооператива без доверенности в том числе представляет его интересы и совершает сделки.

В соответствии с пунктом 16.3 Устава к полномочиям единоличного исполнительного органа относится осуществление общего руководства и планирование деятельности Кооператива.

Согласно пункту 16.4 Устава Председатель правления Кооператива избирается сроком на 5 (пять) лет.

В соответствии с протоколом очередного общего собрания членов КПК «Народный» от ДД.ММ.ГГГГ Председателем правления КПК «Народный» назначена с ДД.ММ.ГГГГФИО1

ДД.ММ.ГГГГ главным юрисконсультом сектора правового обеспечения надзора за деятельностью некредитных финансовых организаций юридического отдела Отделения по <адрес> Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации составлен протокол об административном правонарушении № ТУ-57-ДЛ-21-1471/1020-2 по признакам административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства совершения правонарушения объективно подтверждаются исследованными и представленными доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении № ТУ-57-ДЛ-21-1471/1020-2 от ДД.ММ.ГГГГ; выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ в отношении КПП «Народный»; служебной запиской; заключением от ДД.ММ.ГГГГ; сообщением от ДД.ММ.ГГГГ №Т557-15-22/257;сообщением вх. ДСП от ДД.ММ.ГГГГ; сообщением КПК «Народный» от ДД.ММ.ГГГГ; приказом от ДД.ММ.ГГГГ КПК «Народный»; приказом /у от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом очередного общего собрания членов КПК «Народный» от ДД.ММ.ГГГГ; штатным расписанием от ДД.ММ.ГГГГ; сообщением; копией устава КПК «Народный» утвержденным решением внеочередного общего собрания членов КПК «Народный» протоколом от ДД.ММ.ГГГГ; сообщением, полученным из ЛК портала единой платформы внешнего взаимодействия вх. ДСП от ДД.ММ.ГГГГ; сообщением КПК «Народный» от ДД.ММ.ГГГГ; приказом от ДД.ММ.ГГГГ КПК «Народный»; сообщением Росфинманиторинга; актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ; сообщением от ДД.ММ.ГГГГ; приказом от ДД.ММ.ГГГГ; выпиской из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ в отношении КПК «Народный»; сообщением полученным из ЛК портала единой платформы внешнего взаимодействия вх. ДСП от ДД.ММ.ГГГГ; правилами внутреннего контроля КПК «Народный»; сообщением, полученным из ЛК портала единой платформы внешнего взаимодействия вх. ДСП; служебными записками; письменными объяснениями; предписанием от ДД.ММ.ГГГГ № Т557-15-13/2723 и иными материалами, которым, в соответствии с требованиями статей 24.1, 26.11 КоАП РФ, дана надлежащая оценка, и на основании полного и всестороннего анализа которых установлены все предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ юридически значимые обстоятельства совершения правонарушения.

Оснований для иной оценки представленных доказательств судья не находит.

Доказательств, свидетельствующих о принятии должностным лицом -председателем правления КПК «Народный» ФИО1 необходимых и достаточных мер по соблюдению требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины должностного лица.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу о наличии в действиях должностного лица - председателя правления КПК «Народный» ФИО1 состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Последующее устранение допущенных нарушений не свидетельствует об отсутствии вины заявителя и не устраняет его ответственность за данное правонарушение.

Процедура привлечения заявителя к административной ответственности проверена судом, существенных нарушений не допущено.

Суд приходит к выводу о невозможности применения в рассматриваемом случае положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

По смыслу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Поэтому административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Вышеуказанная норма не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренных Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом необходимо учитывать, что предусмотренный статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях механизм освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности не подлежит безосновательному применению.

Состав административного правонарушения, указанный в части 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным, то есть не предусматривает материально-правовых последствий содеянного, как обязательной составляющей объективной стороны правонарушения. Правонарушение считается оконченным независимо от наступления вредных последствий.

В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей.

Должностное лицо – председатель правления КПК «Народный» ФИО1 не проявила необходимую степень заботливости и осмотрительности, не предприняла всех необходимых мер для соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.

Объектом совершенного административного правонарушения выступают экономические интересы государства, выражающиеся в защите прав и законных интересов граждан, общества и государства в целом путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Соблюдение требований федерального законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма находится под особым государственным контролем, и направлено на защиту прав и свобод человека и гражданина, обеспечение национальной безопасности охрану экономических интересов России. Невыполнение требований законодательства представляет существенную угрозу установленному законом правопорядку в сфере борьбы с терроризмом и преступностью.

Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП не установлено.

При решении вопроса о назначении административного наказания административным органом были учтены все обстоятельства совершения административного правонарушения.

Доводы жалобы о том, что в части несоответствия ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ требованиям нормативного акта Банка России заявитель считает, что истек срок привлечения к административной ответственности. Кроме того указывает, что положения ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ, на которые указано как на нарушение Положения -П, содержались и в более ранних редакциях ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ, утвержденных ДД.ММ.ГГГГ (п.п. 4.3.1, 4.5, 4.7). В ходе дистанционного надзора отделом финансового мониторинга и валютного контроля Отделения по <адрес> Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ, утв. ДД.ММ.ГГГГ, были оценены на соответствие требованиям Федерального закона № 115-ФЗ, Положения -П. По результатам рассмотрения установлено несоответствие ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ требованиям законодательства в сфере ПОД/ФТ а именно: в нарушение пункта 3.2 Положения -П в программу идентификации не включен порядок идентификации юридического лица, являющегося представителем клиента, которому НФО оказывает услуги на разовой основе либо которого принимает на обслуживание, предполагающее длящийся характер отношений, иные нарушения требований Федерального закона № 115-ФЗ, Положения -П не установлены. По данному факту Кооператив признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ. С учетом изложенного, считает, что срок привлечения Кооператива к административной ответственности за несоответствие ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ требованиям нормативного акта Банка России, предусмотренный п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, истек ДД.ММ.ГГГГ не влекут отмены обжалуемого постановления. Так предметом в рассматриваемом случае являются ПВК, утвержденные Кооперативом ДД.ММ.ГГГГ, действующие в настоящее время и предоставленные Кооперативом ДД.ММ.ГГГГ письмом на запрос Отделения Пермь от ДД.ММ.ГГГГ № Т557-15-22/257.

Доводы жалобы о том, что нарушение порядка направления сведений (заполнения отдельных полей ФЭС) о проверках в уполномоченный орган и нарушение порядка формирования структуры наименования файла ФЭС при направлении в уполномоченный орган не составляет состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ основаны на неверном толковании норм права заявителем.

Иные доводы жалобы правового значения не имеют и расцениваются судом как способ уйти от административной ответственности заявителем.

Постановление должностного лица соответствуют требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Каких-либо неустранимых сомнений и неясностей по делу не имеется.

При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.

Нарушений норм материального и процессуального права не допущено.

Таким образом, оснований для отмены или изменения принятого постановления по настоящему делу в отношении председателя правления КПК «Народный» ФИО1 не имеется.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

постановление заместителя управляющего Отделением по Пермскому краю Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации ФИО4 № ТУ-57-ДЛ-21-1471/3120-1 от 28 мая 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО2 оставить без изменения, жалобу ФИО2 - без удовлетворения.

Решение в течение 10 суток со дня получения его копии может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Свердловский районный суд <адрес>.

Судья: О.И. Бабурина