ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-826/2015 от 28.12.2015 Кировского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 12-826/2015

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль 28 декабря 2015 года

Судья Кировского районного суда г. Ярославля Воронина Н.В., рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Промышленная база», <данные изъяты>, на постановление о привлечении к административной ответственности,

у с т а н о в и л :

Постановлением старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды ФИО 1 от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Промышленная база» (далее Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 р. В постановлении указано, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут было установлено, что Общество является собственником смежных земельных участков, расположенных по адресу: <адрес> (кадастровый и ), общей площадью <данные изъяты> кв.м; оно допустило несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, что выразилось в непринятии мер по воспрепятствованию организации мест несанкционированного размещения отходов литейного производства на указанных земельных участках: «стержневых смесей литейного производства, отработанных (горелая земля)» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. То есть ООО «Промышленная база» совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.2 КоАП РФ, так как не приняло надлежащих мер по соблюдению экологических и санитарно – эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Считая постановление незаконным и необоснованным, в установленный срок, Общество обратилась в суд с жалобой, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения по следующим основаниям. В бездействии Общества отсутствует объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, так как она предусматривает административную ответственность только за действия самого правонарушителя по неправомерному обращению с опасными веществами, а в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении было установлено, что отходы литейного производства были вывезены на принадлежащие Обществу земельные участки водителем ФИО 2 – работником <данные изъяты>, по его заданию, на основании договоров поставки грунта, заключенных между ФИО 7 и <данные изъяты>, <данные изъяты> и Обществом. В бездействии Общества отсутствует и субъективная сторона указанного административного правонарушения, поскольку, заключая договор поставки от ДД.ММ.ГГГГ с <данные изъяты> оно получило от поставщика надлежащие письменные заверения о том, что поставляемые строительные материалы, в том числе грунт, будут соответствовать всем необходимым техническим требованиям, а <данные изъяты>, в свою очередь, получило такие же гарантии от непосредственного поставщика <данные изъяты>, который и должен отвечать за допущенные нарушения, то есть Общество действовало добросовестно, а потому в его бездействии отсутствует виновное поведение. Кроме того, в материалах административного дела отсутствуют доказательства того, что завезенный <данные изъяты> земельный грунт является опасным веществом, тогда как Обществом был представлен протокол лабораторных исследований от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому проба почвы, отобранная из грузовика, завозившего грунт на земельные участки, не превышает ни один санитарно-гигиенический норматив.

В судебном заседании представитель Общества по доверенности ФИО 6 жалобу поддержал в полном объеме по изложенным в ней доводам.

Представители департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области ФИО 8 и ФИО 1 жалобу не признали, просили в ее удовлетворении отказать, так как постановление является законным и обоснованным, представили подробные возражения на жалобу в письменном виде, которые были приобщены к материалам дела и исследованы в судебном заседании.

Выслушав объяснения, исследовав материалы дела, а также представленные материалы, прихожу к следующим выводам.

Постановление от ДД.ММ.ГГГГ вынесено уполномоченным на то лицом, и основано на полно и правильно исследованных доказательствах, каждому из которых дана соответствующая правовая оценка. Срок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ, а так же срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, при вынесении постановления не нарушены.

Ст. 8.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение экологических и санитарно – эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Объективная сторона указанного административного правонарушения выражается в совершении действий (бездействия), заключающихся в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, при этом действия могут заключаться в использовании методов, приемов и способов, запрещенных или противоречащих требованиям действующего законодательства, а бездействие будет выражаться в невыполнении виновным лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими правилами, установленными в сфере обращения опасных веществ и объектов; состав административного правонарушения является формальным, в связи с чем административная ответственность наступает с момента совершения действий или бездействия, составляющих объективную сторону, то есть доводы жалобы в этой части являются несостоятельными, основанными на неправильном толковании действующего законодательства, а потому не могут быть приняты во внимание.

В силу ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Общество, являясь собственником земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, должно было обеспечить его эксплуатацию в соответствии с требованиями ст. 42 ЗК РФ, но оно в нарушение ст.ст. 11, 12 ФЗ № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления», ст.ст. 39,51 ФЗ № 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране окружающей среды» допустило размещение на принадлежащих ему земельных участках отходов литейного производства, которые согласно свидетельства о классе опасности для окружающей природной среды , выданного <данные изъяты><данные изъяты>, отнесены к <данные изъяты> классу опасности; как указано в свидетельстве, хранение горелой земли допускается только в закрытом помещении, а именно: <данные изъяты>.

Исходя из изложенного, считаю, что в бездействии Общества есть состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, его действия должностным лицом квалифицированы правильно.

Ссылка в жалобе на протокол лабораторных исследований также не может быть принята во внимание и повлечь за собой отмену или изменение постановления должностного лица, поскольку в нем не дана оценка соответствия грунта СанПиН 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы», ГН 2.1.7.20141-06 «Предельно-допустимые концентрации химических веществ в почве», кроме того, пробы были отобраны с грубым нарушением требований ГОСТ 17.4.3.01-83 «Охрана природы, Почвы, Общие требования к отбору проб», что делает этот документ недопустимым доказательством.

Довод жалобы об отсутствии вины Общества в совершении указанного административного правонарушения также считаю несостоятельным, поскольку именно собственник имущества, в силу ст. 42 ЗК РФ, обязан отвечать за соблюдение на принадлежащем ему земельном участке экологического законодательства, не допускать при его эксплуатации загрязнения окружающей среды, а Общество не предприняло никаких мер, направленных на воспрепятствование размещению отходов литейного производства на земельных участках, находящихся в его собственности. Материалы административного дела не содержат доказательств того, что Обществом были приняты все необходимые и достаточные меры для соблюдения экологического законодательства, напротив, из исследования всех представленных доказательств следует, что у него имелась возможность для его соблюдения, но оно ничего не сделало для этого.

Виновность Общества полностью подтверждается материалами административного дела: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; объяснениями ФИО 10, ФИО 5, ФИО 9, ФИО 2, ФИО 3, ФИО 4; актом по проведению обследования от ДД.ММ.ГГГГ и приложенной к нему фототаблицей; сведениями по объектам размещения отходов ТБО по Ярославской области; договором поставки от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ; свидетельством о классе опасности отхода для окружающей природной среды ; договором поставки от ДД.ММ.ГГГГ; свидетельствами о государственной регистрации права собственности на земельные участки; фактические обстоятельства не оспариваются Обществом. Представленные доказательства являются относимыми, допустимыми и достаточными для вывода о виновности Общества в совершении указанного административного правонарушения.

Оценив представленные доказательства по правилам ст. 26.11 КоАП РФ должностное лицо пришло к правильному и обоснованному выводу о признании Общества виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

При определении размера назначенного наказания, его справедливости, считаю необходимым учесть следующие обстоятельства.

Рассматривая вопрос о наличии оснований для снижения штрафа, принимаю во внимание имущественное положение юридического лица, характер совершенного административного правонарушения и считаю, что имеются основания для применения положений ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, назначения наказания менее минимального размера административного штрафа, который в данном случае составляет 100 000 р.

В связи с изложенным считаю необходимым изменить постановление старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды ФИО 1 от ДД.ММ.ГГГГ, снизив размер назначенного наказания до 50 000 р., поскольку именно такое наказание будет являться справедливым и соразмерным содеянному, послужит предупреждением совершения новых правонарушений. В остальной части оснований для отмены или изменения постановления не усматриваю.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

р е ш и л :

Постановление старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды ФИО 1 от ДД.ММ.ГГГГ изменить в части размера назначенного наказания, снизив размер административного штрафа до 50 000 рублей, в остальной части постановление оставить без изменения, жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Промышленная база»– без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Н.В.Воронина