№ 12-826/2021
66RS0001-01-2021-007293-71
РЕШЕНИЕ
23.09.2021 гор. Екатеринбург
Судья Верх-Исетского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области Черных О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФИО1 – Макаровой Е.Н., действующей на основании доверенности, на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы России по Свердловской области от 05.08.2021 года по делу № 066/04/14.31-1006/2021 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу №.31-1006/2021 директору Серовского отделения Свердловского филиала АО «Энергосбыт Плюс» ФИО1 по ч. 1 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
В жалобе защитник Макарова Е.Н., действующая на основании доверенности, просит об отмене постановления и прекращении производства по делу, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения. Указывает, что в отношении объектов, ограничение режима потребления электрической энергии на которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, фактически не производилось. Инициирование процедуры ограничения режима энергопотребления электрической энергии посредством направления уведомлений от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ направлено на исключение потребления МУП «Комэнергоресурс» электрической энергии на собственные нужды, не связанное с обеспечение объектов водоснабжения и канализации. В связи с этим, предварительное уведомление о введении частичного ограничения режима потребления не требовалось. Ограничение режима потребления электрической энергии МУП «Комэнергоресурс» по уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ выполнено только по нескольким объектам энергоснабжения, ограничение которых не приведет к экономическим, экологическим или социальным последствиям. Таким образом, считает, что действия Серовского отделения Свердловского филиала акционерного общества «Энергосбыт Плюс» не содержат признаков нарушения антимонопольного законодательства, и совершены в рамках действующего законодательства. Считает, что должностным лицом не проанализированы обстоятельства, смягчающие административную ответственность. В данном случае МУП «Комэнергоресурс» каких-либо убытков не понесло, учитывая характер вменяемого правонарушения и фактические обстоятельства по делу, законным и справедливым будет назначение административного наказания в виде предупреждения или устного замечания. Также указывает на малозначительность совершенного правонарушения.
В судебном заседании защитник Макарова Е.Н., действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала в полном объеме, просила постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы России по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу №.31-1006/2021 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, жалобу удовлетворить. Просила применить положения ст. 2.9 КоАП РФ, признать правонарушение малозначительным, ограничиться устным замечанием.
В судебное заседание ФИО1, должностное лицо заместитель руководителя Свердловского УФАС России ФИО2 не явились, извещены о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, об отложении не ходатайствовали.
Заслушав защитника, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, оснований для отмены постановления не нахожу.
Частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса
Антимонопольным законодательством согласно п. 1 ч. 1 ст. 1 Закона о защите конкуренции определяются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности, под которой в п. 10 ст. 4 Закона о защите конкуренции понимается злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Под неопределенным кругом потребителей, согласно Обзору судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № (2018), утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ, следует понимать множественность (не единичность) числа потребителей как участников рынка, чьи права и законные интересы могут быть затронуты действиями лица, занимающего доминирующее положение на рынке.
Последствия совершения нарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, могут наступать вследствие действий, составляющих злоупотребление доминирующим положением, или в результате совершения нарушения может создаваться реальная угроза наступления неблагоприятных последствий.
Негативными последствиями вышеуказанных действий АО «Энергосбыт Плюс» являются ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, а именно интересов МУП «Комэнергоресурс», а также неопределенного круга потребителей.
Согласно ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.
В соответствии со ст. 23 Закона о защите конкуренции, Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утв. приказом ФАС России от ДД.ММ.ГГГГ№, антимонопольным органом проведен анализ состояния конкуренции на розничных рынках электрической энергии (мощности) Свердловской области в 2019 году (аналитический отчет о состоянии конкуренции на розничных рынках электрической энергии (мощности) Свердловской области в 2019 году).
По результатам проведенного Свердловским УФАС России анализа состояния конкуренции установлено, что АО «Энергосбыт Плюс» является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на розничном рынке электрической энергии (мощности) в соответствующих географических границах.
Постановлением РЭК от ДД.ММ.ГГГГ№-ПК «О присвоении статуса гарантирующего поставщика в результате реорганизации организации, имеющей статус гарантирующего поставщика» в связи с реорганизацией ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» (<адрес>) в форме присоединения к нему ОАО «Свердловэнергосбыт» (<адрес>) ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» присвоен статус Гарантирующего поставщика в границах зоны деятельности, находящейся в пределах административных границ Свердловской области, за исключением территорий, соответствующих зонам деятельности иных гарантирующих поставщиков, указанных в Постановлении РЭК Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ№-ПК «О гарантирующих поставщиках электрической энергии на территории Свердловской области».
Таким образом, на АО «Энергосбыт Плюс» распространяются ограничения, установленные ст. 10 Закона о защите конкуренции относительно запрета злоупотребления доминирующим положением.
Согласно п.п. 28, 30 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее – Основные положения), по договору энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель (покупатель) обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги. В рамках договора энергоснабжения гарантирующий поставщик несет перед потребителем (покупателем) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе за действия сетевой организации, привлеченной для оказания услуг по передаче электрической энергии, а также других лиц, привлеченных для оказания услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.
В соответствии с п. 40 Основных положений гарантирующий поставщик вправе в связи с наступлением обстоятельств, указанных в Правилах полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, инициировать в установленном порядке введение полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.
Согласно абз. 2 пп. «б» п. 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее – Правила №) ограничение режима потребления вводится при наступлении такого обстоятельства, как нарушение потребителем своих обязательств, выразившегося, в том числе: в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком, энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке по основному обязательству, возникшему из договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), в том числе обязательству по предварительной оплате электрической энергии (мощности).
В связи с наступлением обстоятельств, указанных в абз. 2 пп. «б» п. 2 Правил №, ограничение режима потребления вводится по инициативе:
гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), с которым заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) (пп. «а» п. 4 Правил №).
В п. 10 Правил № предусмотрена обязанность инициатора введения ограничения:
а) направить потребителю уведомление о введении ограничения режима потребления;
б) направить исполнителю (в предусмотренных настоящими Правилами случаях - субисполнителю) уведомление о необходимости введения ограничения режима потребления.
Порядок уведомления потребителя о введении ограничения режима потребления предусмотрен п. 8 Правил №.
Согласно п. 1(1) Правил № под частичным ограничением режима потребления понимается ограничение режима потребления, вводимое в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики и предполагающее сокращение объема подачи электрической энергии (мощности) потребителю до уровня, определенного в соответствии с настоящими Правилами.
Полное ограничение режима потребления – это ограничение режима потребления, предполагающее прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителю в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления которыми подлежит введению в соответствии с настоящими Правилами.
Потребители, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям – это потребители, которые относятся к категориям потребителей согласно приложению.
Приложением к Правилам № предусмотрены категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.
Так, к категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям относятся организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, - в отношении этих объектов.
Между АО «Энергосбыт Плюс» (гарантирующий поставщик) и МУП «Комэнергоресурс» (потребитель) заключен договор энергоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 2.1.2 договора энергоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ АО «Энергосбыт Плюс» вправе приостанавливать исполнение обязательств по договору путем инициирования введения ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) потребителю в случаях и в порядке, установленных действующим законодательством РФ.
Согласно п. 6.6 договора энергоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ, стороны несут ответственность за нарушение порядка полного и (или) частичного ограничения режим потребления электрической энергии в соответствии с действующим законодательством.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по договору энергоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ у МУП «Комэнергоресурс» имеется задолженность в размере 90 825 779,67 рублей, что превышает две среднемесячные величины обязательств по оплате электрической энергии. Задолженность подтверждена решениями Арбитражного суда Свердловской области (дела № А60-4635/2019, А60-10812/2020, А60-26136/2020, А60-21193/2020).
МУП «Комэнергоресурс» входит в реестр субъектов естественных монополий в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии, в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры на территории Свердловской области (информация также размещена на официальном сайте ФАС России).
В адрес заявителя от АО «Энергосбыт Плюс» поступили следующие уведомления:
№-ИДЗ/43771 от ДД.ММ.ГГГГ «Об ограничении поставки электроэнергии (мощности)», согласно которому АО «Энергосбыт Плюс» уведомляет о наличии задолженности по договору энергоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ, а в случае невыполнения требований об оплате задолженности, на заявителя возлагается обязанность до 12-00 ДД.ММ.ГГГГ осуществить самостоятельное полное ограничение режима потребления по указанным точкам учета. В случае невыполнения требований об оплате задолженности, будет произведено ограничение режима ДД.ММ.ГГГГ с 12-00 непосредственно сетевой организацией в присутствии персонала АО «Энергосбыт Плюс»;
2) №-ИДЗ/43771 от ДД.ММ.ГГГГ «Об ограничении поставки электроэнергии (мощности)», согласно которому АО «Энергосбыт Плюс» уведомляет о наличии задолженности по договору энергоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ, а в случае невыполнения требований об оплате задолженности, на заявителя возлагается обязанность до 12-00 ДД.ММ.ГГГГ осуществить самостоятельное полное ограничение режима потребления по указанным точкам учета. В случае невыполнения требований об оплате задолженности, будет произведено ограничение режима ДД.ММ.ГГГГ с 12-00 непосредственно сетевой организацией в присутствии персонала АО «Энергосбыт Плюс»;
3) №-ИДЗ/43771 от ДД.ММ.ГГГГ «Об ограничении поставки электроэнергии (мощности)», согласно которому АО «Энергосбыт Плюс» уведомляет о наличии задолженности по договору энергоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ, а в случае невыполнения требований об оплате задолженности, на заявителя возлагается обязанность до 12-00 ДД.ММ.ГГГГ осуществить самостоятельное полное ограничение режима потребления по указанным точкам учета. В случае невыполнения требований об оплате задолженности, будет произведено ограничение режима ДД.ММ.ГГГГ с 12-00 непосредственно сетевой организацией в присутствии персонала АО «Энергосбыт Плюс»;
4) №-ИДЗ/54845 от ДД.ММ.ГГГГ «Об ограничении поставки электроэнергии (мощности)», согласно которому АО «Энергосбыт Плюс» уведомляет о наличии задолженности по договору энергоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ, а в случае невыполнения требований об оплате задолженности, на заявителя возлагается обязанность до 12-00 ДД.ММ.ГГГГ осуществить самостоятельное частичное ограничение режима потребления по указанным точкам учета. В случае невыполнения требований об оплате задолженности, будет произведено ограничение режима ДД.ММ.ГГГГ с 12-00 непосредственно сетевой организацией в присутствии персонала АО «Энергосбыт Плюс».
Вышеуказанные уведомления о введении ограничения режима потребления направлены в отношении объектов централизованного водоснабжения и канализации населенных пунктов, эксплуатацию которых осуществляет МУП «Комэнергоресурс», что подтверждается сведениями, представленными заявителем (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ; вх. № от ДД.ММ.ГГГГ, включая перечень точек учета, отключение которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям), а также было подтверждено ответчиком при рассмотрении дела и его представленными документами (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ).
В адрес исполнителя АО «Региональная сетевая компания» и субисполнителя МУП «Комэнергоресурс» Обществом «Энергосбыт Плюс» направлены уведомления №-ИДЗ/43876 от ДД.ММ.ГГГГ на ограничение режима потребления электроэнергии (мощности) в связи с неисполнением потребителем обязательств по оплате электрической энергии по договору энергоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым предполагаемая дата полного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
Правилами № предусмотрены специальные процедуры введения ограничения режима потребления, уведомления о введении такого режима в отношении потребителей, отнесенных к потребителям, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям.
В соответствии с п. 7 Правил № потребитель, в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики которого вводится ограничение режима потребления, обязан осуществить самостоятельно полное ограничение режима потребления указанными энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики на дату, которая указана в уведомлении об ограничении режима потребления, а если это ограничение вводится в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, в день, следующий за датой, в которую этим потребителем в соответствии с п. 16(1) Правил № должны быть выполнены мероприятия по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления.
Введение полного ограничения режима потребления в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, до получения от него исполнителем (субисполнителем) уведомления о готовности к введению полного ограничения режима потребления не допускается (п. 10(1) Правил №).
Согласно п. 16 Правил № потребитель, ограничение режима потребления которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, обязан утвердить план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления, включающий в себя мероприятия, необходимые для безаварийного прекращения технологического процесса, обеспечения безопасности людей и сохранности оборудования, и (или) мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих снабжение электрической энергией его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.
Срок проведения мероприятий по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления не должен превышать 6 месяцев либо, если в отношении потребителя согласованы технологическая и аварийная брони, - 6 месяцев за вычетом срока сокращения электроснабжения до уровня аварийной брони, указанного в акте согласования технологической и (или) аварийной брони.
В п. 16(1) Правил № указано, что потребитель, ограничение режима потребления которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, не устранивший основания для введения ограничения режима потребления, обязан после дня введения в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики частичного ограничения режима потребления до уровня аварийной брони либо после дня уведомления его о введении частичного ограничения режима потребления (если у такого потребителя отсутствует акт согласования технологической и (или) аварийной брони или в этом акте не указан уровень аварийной брони):
- в течение 3 дней представить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения утвержденный план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления;
- в срок, предусмотренный соответствующим планом, выполнить указанные мероприятия;
- в течение 2 месяцев выполнить мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих безопасное функционирование его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики без необходимости потребления электрической энергии из внешней сети, - в случае если в установленный настоящим пунктом срок исполнителю (субисполнителю) не был представлен утвержденный план указанных мероприятий либо если предусмотренный планом срок проведения указанных мероприятий превышает срок, указанный в п. 16 Правил №.
После выполнения этих мероприятий потребитель обязан направить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения уведомление о готовности к введению полного ограничения режима потребления (абз. 5 п. 16(1) Правил №).
Из указанных положений следует, что на потребителя ограничение режима потребления которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям возлагается обязанность:
- представить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения, в данном случае это АО «Энергосбыт Плюс», утвержденный план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления;
- в срок, предусмотренный соответствующим планом, выполнить указанные мероприятия;
- в течение 2 месяцев выполнить мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих безопасное функционирование его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики без необходимости потребления электрической энергии из внешней сети, - в случае если в установленный настоящим пунктом срок исполнителю (субисполнителю) не был представлен утвержденный план указанных мероприятий либо если предусмотренный планом срок проведения указанных мероприятий превышает срок, указанный в п. 16 Правил №.
Данная обязанность возлагается на потребителя только после дня уведомления его о введении частичного ограничения режима потребления, что АО «Энергосбыт Плюс» не было сделано.
В нарушение предусмотренного Правилами № порядка ограничения режима потребления в отношении потребителей, отнесенных к потребителям, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, уведомления о введении частичного ограничения режима потребления в отношении объектов, указанных в уведомлениях от ДД.ММ.ГГГГ на полное ограничение ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, МУП «Комэнергоресурс» не получало (требование Свердловского УФАС России о представлении информации от ДД.ММ.ГГГГ), а АО «Энергосбыт Плюс» не направлял, что подтверждается материалами дела, а также следует из его письменных объяснений (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ).
В связи с тем, что уведомления о введении частичного ограничения режима потребления АО «Энергосбыт Плюс» не направлялись, а были направлены уведомления сразу на полное ограничение режима с указанием конкретных дат такого ограничения (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ), следовательно, мероприятия, предусмотренные п. 16(1) Правил №, заявителем не могли разрабатываться и не могли выполняться, что не соответствует предусмотренному Правилами № порядку ограничения режима потребления.
Более того, введение полного ограничения режима потребления в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, до получения от него исполнителем (субисполнителем) уведомления о готовности к введению полного ограничения режима потребления не допускается (п. 10(1) Правил №).
Уведомление о готовности к введению полного ограничения режима потребления потребителем направляется исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения после выполнения мероприятий, предусмотренных п. 16(1) Правил №, но, как указано ранее, такие мероприятия не разрабатывались и не выполнялись, так как ответчиком не было направлено уведомление о введении частичного ограничения режима потребления.
Серовским отделением Свердловского филиала акционерного общества «Энергосбыт Плюс» в нарушение установленного Правилами № порядка уведомления о введении ограничения режима потребления в адрес заявителя направлены уведомления от ДД.ММ.ГГГГ№-ИДЗ/771, содержащие информацию одновременно и в отношении объектов централизованного водоснабжения и канализации населенных пунктов, эксплуатацию которых осуществляет заявитель, относящихся к категории потребителей электрической энергии (мощности) ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, для которых предусмотрен особый порядок уведомления и в отношении потребителя, не отнесенного к потребителям, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям.
В соответствии с абз. 1, 2 п. 19 Правил № возобновление подачи электрической энергии или прекращение процедуры введения ограничения режима потребления с учетом положений п. 19(2) Правил № осуществляется после устранения потребителем оснований для введения ограничения режима потребления не позднее чем через 24 часа со времени получения инициатором введения ограничения уведомления об устранении потребителем оснований для введения ограничения режима потребления.
Не позднее чем в течение 1 часа после получения указанного уведомления при условии устранения оснований для введения ограничения режима потребления инициатор введения ограничения обязан передать исполнителю (субисполнителю) и потребителю уведомление о возобновлении подачи электрической энергии или о прекращении процедуры введения ограничения режима потребления.
С учетом изложенного, инициатор введения ограничения обязан передать уведомление о возобновлении подачи электрической энергии или о прекращении процедуры введения ограничения режима потребления как исполнителю (субисполнителю), так и потребителю.
Уведомление о введении ограничения режима потребления, направляемое потребителю, отнесенному к потребителям, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, дополнительно к информации, указанной в п. 8(1) Правил №, должно содержать информацию о том, что полное ограничение режима потребления в отношении потребителя будет введено в течение одного рабочего дня после дня получения исполнителем (субисполнителем) от него уведомления о готовности к введению полного ограничения режима потребления (пп. «в» п. 8(2) Правил №).
В вышеуказанном уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ информация, предусмотренная пп. «в» п. 8(2) Правил №, не содержится.
Отсутствие в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ сведений по пп. «в» п. 8(2) Правил № в отношении объектов, ограничение режима потребления на которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям нарушает процедуру уведомления о введении ограничения режима потребления электрической энергии таких потребителей. В связи с этим, Комиссия отклоняет довод АО «Энергосбыт Плюс» относительно того, что информацию, предусмотренную пп. «в» п. 8(2) Правил №, не требовалось указывать в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ.
В п. 4 Постановления Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ указано, что, исходя из системного толкования положений ст. 10 ГК РФ и статей 3, 10 Закона о защите конкуренции, для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
С учетом изложенных обстоятельств, должностным лицом установлено, что АО «Энергосбыт Плюс», нарушив порядок уведомления о введении ограничения режима потребления электрической энергии потребителя, относящегося к потребителям, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, предусмотренного пунктами 7, 10(1), 16, 16(1) Правила №, направило уведомления о введении полного ограничения режима потребления без уведомления о введении частичного ограничения режима потребления, а также направило уведомление о введении частичного ограничения режима потребления без указания информации, предусмотренной пп. «в» п. 8(2) Правил №».
Факт совершения административного правонарушения ФИО1 подтверждается протоколом по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, соответствующим требованиям ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства вменяемого ФИО1 административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами:
- решением Свердловского УФАС России от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства;
- приказом от ДД.ММ.ГГГГ№-пр и дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору №а от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым ФИО1 назначен на должность директора Серовского отделения;
- положениями о Серовском отделении Свердловского филиала акционерного общества «Энергосбыт Плюс»;
- предписанием антимонопольного органа от ДД.ММ.ГГГГ;
- письмом об исполнении предписания от ДД.ММ.ГГГГ;
- уведомлениями на ограничение режима потребления от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ;
- уведомлением об аннулировании уведомлений от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ;
- договором энергоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ;
- актами о введении ограничения режима потребления электрической энергии.
Данным доказательствам дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, органом антимонопольной службы сделан верный вывод о наличии события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований для признания совершенного должностным лицом правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
Принимая во внимание особую значимость охраняемых отношений и конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения, судья приходит к выводу об отсутствии исключительных обстоятельств, свидетельствующих о наличии предусмотренных указанной нормой признаков малозначительности административного правонарушения.
Оснований для применения положений ч. 2.2 ст. 4.1, ст. 4.1.1 КоАП РФ по данному делу не имеется.
Наказание ФИО1 назначено с учетом характера совершенного правонарушения, степени его общественной опасности, данных о личности, в минимальных пределах, установленных санкцией указанной статьи.
Таким образом, существенных нарушений процессуальных требований при производстве по делу не допущено, оснований для отмены постановления не имеется.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы России по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу №.31-1006/2021 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 оставить без изменения, жалобу защитника Макаровой Е.Н., действующей на основании доверенности, – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения в Свердловский областной суд с подачей жалобы через Верх-Исетский районный суд <адрес>.
Судья О.А. Черных