ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-827/2023-2019 от 30.01.2019 Ленинскогого районного суда г. Курска (Курская область)

№ 12-827/23-2019

46RS0030-01-2019-008339-35

РЕШЕНИЕ

17 сентября 2019 г. г. Курск

Судья Ленинского районного суда г. Курска Капанина Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица – заместителя главного инженера – начальника ЦУС филиала ПАО «МРСК Центра» - «Курскэнерго» Мартемьянова Дмитрия Константиновича на постановление начальника территориальный отдела (инспекции) по Курской области ЦМТУ Росстандарта ФИО3. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.14.43 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением начальника территориальный отдела (инспекции) по Курской области ЦМТУ Росстандарта ФИО3. от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо – заместитель главного инженера – начальник ЦУС филиала ПАО «МРСК Центра» - «Курскэнерго» Мартемьянов Д.К. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Мартемьянов Д.К. обратился в Ленинский районный суд г. Курска с жалобой, в которой просил постановление отменить, производство по делу прекратить, указав, что ПАО «МРСК Центр» не является изготовителем, исполнителем или продавцом электроэнергии. Привлекая сетевую организацию к административной ответственности, ЦТМУ Росстандарта применяет постановление Госстандарта РФ от 16.07.1999 № 36. ЦТМУ Росстандарта, не оспаривая того факта, что ПАО «МРСК Центр» является сетевой организацией и подтверждая факт, что заявителями работ по сертификации электрической энергии выступают электроснабжающие организации, вынесло постановление, не соответствующее закону и нарушающее права и законные интересы ПАО «МРСК Центр».

Должностное лицо – заместитель главного инженера – начальник ЦУС филиала ПАО «МРСК Центра» - «Курскэнерго» Мартемьянов Д.К. в судебное заседание не явился; воспользовался правом представления своих интересов через защитника.

Защитник должностного лица Мартемьянова Д.К. по доверенности Гордеев Э.В. в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме и просил ее удовлетворить по изложенным в ней основаниям, указав, что ПАО «МРСК Центр», как сетевая организация не относится к субъектам, предусмотренным ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, действия общества и должностных лиц в части обязательной сертификации электроэнергии не подлежат квалификации по ст. 14.43 КоАП РФ.

Выслушав объяснения участника процесса, исследовав представленные материалы, обсудив доводы жалобы, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 8 ч. 2 и ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В силу ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, ч. 2 ст. 11.21, ст. ст. 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, оспариваемым постановлением от ДД.ММ.ГГГГ административный орган привлек заявителя к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ за то, что Мартемьянов Д.К., являясь ответственным должностным лицом, при наличии возможности для соблюдения требований действующих нормативных актов, не принял всех зависящих от него мер по их соблюдению, а именно: в период действия сертификата им не были предприняты меры для проведения инспекционного контроля в порядке установленном действующим законодательством, с целью установления того, продолжает ли поставляемая электрическая энергия отвечать установленным требованиям к качеству. Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у Мартемьянова Д.К. возможности для соблюдения установленных требований, а также доказательств того, что им были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение нарушений в материалах дела, не имеется.

Суд полагает, что с выводами должностного лица, вынесшего постановление, согласиться нельзя ввиду следующего.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.43 КоАП РФ, являются общественные отношения, связанные с соблюдением требований технических регламентов. Объективную сторону образуют действия, выражающиеся в нарушении изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо в выпуске в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, ч. 2 ст. 11.21, ст. ст. 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 КоАП РФ.

Вместе с тем, как следует из постановления ДД.ММ.ГГГГ, объективная сторона правонарушения, была выражена в передаче принятой электроэнергии без сертификата соответствия и осуществление выпуска в обращение электроэнергии, не соответствующей обязательным требованиям в части обязательной сертификации электроэнергии.

Указанное деяние, согласно постановлению ДД.ММ.ГГГГ, является нарушением требований постановления Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии».

В соответствии с разделом 0110 вышеназванного постановления обязательной сертификации подлежит электрическая энергия в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц.

При этом, согласно ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров.

В п. 1 ст. 19 Федерального закона «О техническом регулировании» установлены принципы подтверждения соответствия, среди которых - установление перечня форм и схем обязательного подтверждения соответствия в отношении определенных видов продукции в соответствующем техническом регламенте.

В силу ст. 20 Федерального закона «О техническом регулировании» подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер (п. 1). Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах принятия декларации о соответствии и обязательной сертификации (п. 3).

Согласно ст. 2 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, названного Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.

Процедура сертификации электрической энергии в настоящее время предусмотрена Правилами проведения сертификации электрооборудования, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 16.07.07.1999 № 36, в соответствии с которыми обязательной сертификации подлежит электрическая энергия, предназначенная для приобретения и использования гражданами исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Объектом сертификации, согласно п. 8.2 Правил проведения сертификации электрооборудования, является электрическая энергия в распределительных сетях энергоснабжающих организаций.

В процессе реформирования электроэнергетики энергоснабжающие организации были разделены на отдельные организации по видам деятельности - генерирующие компании, сетевые и энергосбытовые организации. В данной структуре отрасли продажу электроэнергии потребителям осуществляют энергосбытовые организации, которые не вправе владеть распределительными сетями (центрами питания), в которых необходимо сертифицировать качество продаваемой ими электрической энергии.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об электроэнергетике» под субъектами электроэнергетики понимаются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.

Энергосбытовыми организациями являются организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии.

Территориальной сетевой организацией является коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

Потребителями электрической энергии являются лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.

Согласно ч. 1 ст. 38 Федерального закона «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

В ст. 542 ГК РФ предусмотрено, что качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.

Статьей 2 Федерального закона «О техническом регулировании» предусмотрено, что заявителем (для целей данного федерального закона) является физическое или юридическое лицо, которое для подтверждения соответствия принимает декларацию о соответствии или обращается за получением сертификата соответствия, получает сертификат соответствия. В соответствии с п. 2 ст. 28 Федерального закона «О техническом регулировании» заявитель обязан выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия. При этом в данном законе не содержится определение «лица, выпускающего в обращение продукцию».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 982 утвержден Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, в который включена электрическая энергия в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.07.2013 № 400-ст введен в действие Межгосударственный стандарт ГОСТ 32144-2013 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения».

Согласно п. 7 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии.

В силу п. 120 Основных положений порядок взаимодействия субъектов розничных рынков, участвующих в обороте электрической энергии, с сетевой организацией в целях оказания услуг по передаче электрической энергии определяется Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг.

Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861.

Согласно п. 4 Правил недискриминационного доступа потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии.

Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии.

В соответствии с пп. «а» п. 15 Правил недискриминационного доступа при исполнении договора сетевая организация обязана обеспечить передачу электрической энергии в точке присоединения энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) к электрической сети, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони.

Из системного толкования вышеприведенных норм и положений пп. 1, 5 ст. 454, п. 1 ст. 456, п. 1 ст. 469, п. 1 ст. 539, пп. 1, 2 ст. 542 ГК РФ, следует, что обязанность иметь сертификат качества товара лежит на продавце товара, в частности, электроэнергии.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ПАО «МРСК Центра» является сетевой организацией.

Согласно постановлению по делу об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ заявитель привлечен к административной ответственности за осуществление деятельности в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по передаче принятой в свою сеть электрической энергии от точек приема до точек поставки без сертификата соответствия на эту электрическую энергию, а равно осуществляет выпуск в обращение электроэнергии, не соответствующей обязательным требованиям в части обязательной сертификации электроэнергии.

Вместе с тем, конкретной нормы действующего законодательства, в соответствии с которой сетевая организация обязана получить сертификат соответствия качества электрической энергии, административным органом не приведено, судом не установлено.

Тот факт, что объектом сертификации является электрическая энергия в распределительных сетях, не свидетельствует о том, что сетевая организация является субъектом, на которого законодательством возложена обязанность по подтверждению соответствия продукции требованиям технических регламентов.

Как уже отмечалось ранее Правила проведения сертификации предусмотрены правила, процедуры и порядок проведения обязательной сертификации по показателям качества электрической энергии, отпускаемой из электрических сетей гражданам для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Согласно п. 8.1 Правила проведения сертификации, обязательной сертификации подлежит электрическая энергия, предназначенная для приобретения и использования гражданами исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В силу п. 8.2 Правила проведения сертификации, объектом сертификации является электрическая энергия в распределительных сетях энергоснабжающих организаций, от которых электрическая энергия может подаваться: потребителям; потребителям одновременно с гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или юридическими лицами, включая организации.

При этом в Правила проведения сертификации под потребителями понимаются граждане, приобретающие и использующие электрическую энергию исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Таким образом, из п. 8.2. Правил следует, что сертификации подлежит: во-первых, электрическая энергия, поставляемая гражданам, приобретающим и использующим электрическую энергию исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; во-вторых, электрическая энергия в распределительных сетях энергоснабжающих организаций, от которых эта энергия подается одновременно с указанными выше гражданами, гражданам, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, или юридическими лицами, включая организации.

Из указанной нормы следует, что, если электрическая энергия поставляется исключительно юридическим лицами, гражданам, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, а также организациям, такая электрическая энергия не подлежит сертификации по схемам, утвержденным Правила проведения сертификации.

Электрическая энергия, поставляемая гражданам, приобретающим и использующим электрическую энергию исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, согласно п. 8.4. Правил, производится по схемам, указанным в названном пункте.

Однако, следует отметить, что схемы, перечисленные в Правила проведения сертификации, утратили свою силу, в связи с изданием приказа Минпромторга России от 05.04.2017 № 1037 «О признании не подлежащими применению постановлений Госстандарта России от 21.09.1994 № 15, от 25.07.1996 № 15 и от 11.07.2002 № 60».

Из указанного следует, что в настоящее время отсутствуют надлежащим образом утвержденные схемы сертификации электрической энергии, в том числе, в отношении электрической энергии, поставленной гражданам с целью использования для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Суд соглашается с доводом заявителя о том, что действующее законодательство, в том числе, нормы, на которые ссылается Федеральное агентство по техническому Регулированию и Метрологии, не содержит прямых требований об обязанности сетевой организации, по проведению сертификации электрической энергии. Пунктом 2 ст. 28 Федерального закона «О техническом регулировании» предусмотрено, что заявитель обязан выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия. При этом определение «лица, выпускающего в обращение продукцию» в данном законе, не содержится.

То обстоятельство, что филиал ПАО «МРСК Центра» - «Курскэнерго» является именно лицом, выпускающим продукцию в обращение, либо лицом продающим, а, следовательно, является лицом, уполномоченным на получение соответствующего сертификата соответствия, из материалов дела не усматривается.

Согласно ст. 3 Федерального закона «Об электроэнергетике» сетевая организация - коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства. Т.е. сетевая организация не может являть продавцом т.к. закон не закрепляет за ней данное право. Правом продавать электроэнергию наделены сбытовые организации.

Оказание услуг по передаче электрической энергии является регулируемым видом деятельности и устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Для ПАО «МРСК Центра» тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливается в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетики» с использованием метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. Исчерпывающий перечень расходов, включаемых в НВВ приведен в данном постановлении, среди них нет расходов на проведение сертификации электроэнергии.

Таким образом, на заявителя как на сетевую организацию не может быть возложена обязанность по сертификации электрической энергии ввиду того, что заявитель не производит электрическую энергию и не продает ее потребителям, а лишь оказывает услуги по передаче электроэнергии. При этом действующее законодательство не содержит обязанности сетевой организации иметь сертификат соответствия на названные услуги.

Учитывая, что доказательств того, что ПАО «МРСК Центра» является именно лицом, выпускающим продукцию (электроэнергию) в обращение, а, следовательно, может являться лицом, уполномоченным на получение соответствующего сертификата соответствия, материалами дела не подтверждается, суд приходит к выводу, что ПАО «МРСК Центра», как территориальная сетевая организация, не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.

На основании ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу положений ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

При установленных обстоятельствах суд считает, что жалоба заместителя главного инженера – начальника ЦУС филиала ПАО «МРСК Центра» - «Курскэнерго» Мартемьянова Д.К. подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Жалобу должностного лица – заместителя главного инженера – начальника ЦУС филиала ПАО «МРСК Центра» - «Курскэнерго» Мартемьянова Дмитрия Константиновича удовлетворить.

Постановление начальника территориальный отдела (инспекции) по Курской области ЦМТУ Росстандарта Тюревой Р.П. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, в отношении должностного лица – заместителя главного инженера – начальника ЦУС филиала ПАО «МРСК Центра» - «Курскэнерго» Мартемьянова Дмитрия Константиновича отменить; производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд г. Курска в течение 10 дней со дня его получения.

Судья Н.В. Капанина

/ подпись /

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>