ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-829/2013 от 07.10.2013 Череповецкого городского суда (Вологодская область)

Дело: № 12-829/2013

<  >

Р Е Ш Е Н И Е

город Череповец 07 октября 2013 года

Судья Череповецкого федерального городского суда Вологодской области Федорова Н.К.

с участием представителя ЗАО «ЖК Металлург-4» Соколова П.А., представившего доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев жалобу  Государственной жилищной инспекции Вологодской области на постановление мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 17 Белогороховой Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении,

у с т а н о в и л:

Постановлением мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 17 производство по делу об административном правонарушении в отношении ЗАО «ЖК Металлург-4» по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В своей жалобе представитель Государственной жилищной инспекции просит постановление мирового судьи отменить и привлечь ЗАО ЖК «Металлург-7» к административной ответственности по следующим основаниям: государственная жилищная инспекция Вологодской области в соответствии со своими полномочиями, закрепленными в Положении о государственной жилищной инспекции Вологодской области, утвержденном постановлением Правительства области от ДД.ММ.ГГГГ №, является органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим региональный жилищный надзор, а также контроль за соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, и входит в систему органов Государственной жилищной инспекции РФ. На основании Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2, полномочия инспекции по выдаче предписаний об устранении нарушений по результатам проверки определяются ст.17 ФЗ от 26.12.2008 г. № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а именно: в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством РФ, обязаны выдать предписания юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами. Порядок проведения выездной проверки инспекцией был соблюден в соответствии с ст. 14 ФЗ от 26.12.2008 г. № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и муниципального контроля», проверка проведена ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения начальника инспекции от ДД.ММ.ГГГГ №. Законность выдачи предписания инспекции № от ДД.ММ.ГГГГ установлена п. 3.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Росси от ДД.ММ.ГГГГ № (далее по тексту Правила …). Согласно п. 3.2.1. содержание лестничных клеток может включать в себя техническое обслуживание (плановые, внеплановые осмотры, подготовка к сезонной эксплуатации, текущий ремонт конструктивных элементов и инженерных систем и домового оборудования).

В соответствии с п.1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно п.2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договор» управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственника помещений г многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.

В соответствии с п.3 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации в договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня.

В соответствии со ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006г. № 491, предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

Пунктами 16 и 17 Правил содержания общего имущества многоквартирного дома определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.

Согласно ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 28 и 31 Правил содержания общего имущества, в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме, причем размер причитающейся с них платы определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации.

Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от ДД.ММ.ГГГГ №.

На основании постановления Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, вышеназванные Правила..., являются обязательными для исполнения, как собственниками помещений, так и управляющими организациями.

В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома, в любом случае, должны отвечать строительные конструкции этого дома, независимо от желания собственников отдельных его помещений, и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией. Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с   учетом его естественного износа, является их предпринимательским риском.

ДД.ММ.ГГГГ состоялось рассмотрение административного дела в отношении ЗАО «ЖК Металлург-4» по ст. 19.5 ч.1 КоАП РФ, с вынесением постановления - прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении ЗАО «ЖК Металлург-4» за отсутствием состава административного правонарушения.

С постановлением мирового судьи по судебному участку №17 от ДД.ММ.ГГГГ, которое получено ДД.ММ.ГГГГ вх. №, Государственная жилищная инспекция Вологодской области не согласна. Выданное ЗАО «ЖК Металлург-4» предписание Государственной жилищной инспекции Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ №, не было обжаловано обществом в Арбитражный суд Вологодской области, но согласно решению Арбитражного суда Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ по аналогичному вопросу в удовлетворении требований управляющей организации о признании предписания инспекции незаконным отказано.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» абонентский почтовый шкаф - специальный шкаф с запирающимися ячейками, устанавливаемый в жилых домах, а также на доставочных участках, предназначенный для получения адресатами почтовых отправлений. Согласно статье 31 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» абонентские почтовые шкафы устанавливаются строительными организациями на первых этажах многоэтажных жилых домов. Расходы на приобретение и установку таких шкафов включаются в смету строительства этих домов. Обслуживание, ремонт и замена абонентских почтовых шкафов возлагаются на собственников жилых домов или жилищно-эксплуатационные организации, которые обеспечивают сохранность жилых домов и надлежащее их использование, и осуществляются за счет собственников жилых домов.

Приказом Минрегиона РФ от 01.06.2007 № 45 «Об утверждении Положения о разработке, передаче, пользовании и хранении Инструкции по эксплуатации многоквартирного дома», абонентские почтовые шкафы включаются в состав общего имущества многоквартирного дома.

В ходе проведенной Инспекцией проверки установлено, что в подъезде <адрес> на первом этаже установлен абонентский почтовый шкаф из 18 ячеек. Частично в ячейках отсутствуют запорные устройства, на их месте сквозные отверстия в дверцах ячеек. Из-за повреждений запорных устройств ячеек не обеспечивается сохранность почтовой корреспонденции. Также отсутствуют дверки нескольких ячеек абонентских почтовых шкафов.

Таким образом, установлено, что многоквартирный дом оборудован абонентское почтовым шкафом, состоящим из восемнадцати ячеек (1 секция), который расположен на лестничной клетке и не является частью квартир. Запирающиеся устройства ячеек изначально были предусмотрены конструкцией абонентского почтового шкафа, являются его неотъемлемой частью. Без надлежащей работы запирающегося устройства надлежащая эксплуатация почтовой ячейки невозможна.

При таких обстоятельствах, почтовый абонентский шкаф с его составляющими почтовыми ячейками, оборудованными замками, является частью общего имущества многоквартирного дома и подлежит содержанию и техническому обслуживанию; порядке, предусмотренном Правилами №.

В соответствии с предписанием Государственной жилищной инспекции Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ №, ЗАО «ЖК Металлург-4» предписывалось в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить мероприятия по устранению выявленных нарушений в подъезде <адрес>, где на первом этаже установлен абонентский почтовый шкаф из 18 ячеек (частично в ячейках отсутствуют запорные устройства, на их месте сквозные отверстия в дверцах ячеек; из-за повреждений запорных устройств ячеек не обеспечивается сохранность почтовой корреспонденции; также отсутствуют дверки нескольких ячеек абонентских почтовых шкафов). Ходатайства о продлении срока исполнения предписания в Государственную жилищную инспекцию области не поступало.

При проведении выездной внеплановой проверки ДД.ММ.ГГГГ на жилом доме <адрес> установлено неисполнение предписания № от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, считает, что постановление Мирового судьи по судебному участку №17 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ЗАО «ЖК Металлург-4» по ст.19 ч.1 КоАП РФ незаконно и необоснованно, а предписание Государственной жилищной инспекции Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ № является законным и обоснованным. Просит отменить постановление Мирового судьи по судебному участку №17 от ДД.ММ.ГГГГ № и привлечь к административной ответственности по ст.19.5 ч.1 КоАП РФ ЗАО «ЖК Металлург-4».

В судебное заседание представитель Государственной жилищной инспекции не явился, факсом направлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Государственной жилищной инспекции, в котором также указано, что доводы жалобы поддерживают, просят постановление мирового судьи отменить.

Представитель ЗАО «ЖК Металлург-4» Соколов П.А. с жалобой не согласился, указав, что каких-либо заявлений от собственников жилья о замене почтовых ящиков не было, поэтому такие работы не были включены в тарифы, поскольку установление тарифов на содержание и ремонт жилого помещения является исключительной компетенцией собственников жилых помещений. Предписание ими не обжаловалось, так как решался вопрос с собственниками жилья о возможности установления новых почтовых ящиков. В настоящее время в указанном подъезде № установлены новые почтовые ящики, в связи с чем, просят постановление мирового судьи оставить без изменения.

Выслушав представителя ЗАО «ЖК Металлург-4» Соколова П.А., проверив материалы дела об административном правонарушении, суд считает жалобу Государственной жилищной инспекции не подлежащей удовлетворению, поскольку п.3.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, является исчерпывающим, не содержит указания именно на содержание и ремонт почтовых ящиков; решения Арбитражного суда не является преюдицией, поскольку принято по каждому конкретному делу. В своей жалобе государственная жилищная инспекция ссылается на другие правовые документы, однако статьи и пункты указанных документов не указаны в качестве нарушений при вынесении предписания. При таких обстоятельствах мировой судья принял верное решение о прекращении дела об административном правонарушении.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Жалобу Государственной жилищной инспекции на постановление мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 17 Белогороховой Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ, которым производство по делу об административном правонарушении в отношении ЗАО «ЖК Металлург-4» по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения – оставить без удовлетворения, а постановление мирового судьи без изменения.

Решение вступает в законную силу немедленно и обжалованию не подлежит.

<  >

<  > Судья Н.К. Федорова