ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-82/18 от 03.07.2019 Кировского городского суда (Ленинградская область)

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении 12-82/2018

Кировск Ленинградской области 03 июля 2019 года

Судья Кировского городского суда Ленинградской области Туманова О.В.,

с участием:

Защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Е.В.Ю.,

рассмотрев жалобу администрации Кировского муниципального района Ленинградской области, юридический и фактический адрес: <адрес>, на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Западному федеральному округу, начальника отдела надзора за земельными ресурсами и недропользованием № 16-154/2018 от 25.03.2019 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 и ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ и представление № 16-154/2018 от 25.03.2019 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения,

У С Т А Н О В И Л :

постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Западному федеральному округу, начальника отдела надзора за земельными ресурсами и недропользованием № 16-154/2018 от 25.03.2019 администрация Кировского муниципального района Ленинградской области привлечена к административной ответственности по ч. 1 и ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ с назначением административного штрафа 450000 руб., за то что 27.06.2018 на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: Ленинградская область, Кировский район между 57 и 122 кварталами Мгинского участкового лесничества (северная часть) Кировского лесничества филиала ЛОГКУ «Ленобллес», совершила невыполнение обязанности по рекультивации земель, а также невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв и предотвращению процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель (том 1 л.д. 71-83).

Кроме тог, в адрес администрации Кировского муниципального района Ленинградской области старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Западному федеральному округу, начальника отдела надзора за земельными ресурсами и недропользованием № 25.03.2019 вынесено представление № 16-154/2018 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, которым возложена обязанность в месячный срок устранить допущенные нарушения.

В установленный законом срок администрация Кировского муниципального района Ленинградской области с жалобой на вышеуказанное постановление и представление, ссылаясь на отсутствие вмененной обязанности по рекультивации земельного участка, а, следовательно, состава административного правонарушения.

В судебное заседание Защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, явился, поддержал доводы жалобы, полагал, что постановление о привлечении к административной ответственности и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения подлежат отмене, поскольку обязанность по рекультивации земельного участка, находившегося в аренде у юридического лица не может быть возложена на Администрацию Кировского муниципального района Ленинградской области, которой он был возвращен только 28.05.2018. С указанного времени Администрацией Кировского муниципального района предпринимаются меры для восстановления нарушенного слоя почвы, однако проведение данных мероприятий возможно только с учетом положений бюджетного законодательства, а, кроме того, указал на то, что 08.09.2016 между Администрацией и <данные изъяты> заключено соглашение о рекультивации данного участка, которое до настоящего времени является действующим и подлежит исполнению последним.

Представитель Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Северо-Западному округу в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения жалобы.

Выслушав Защитника, проверив доводы жалобы и изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

При рассмотрении жалобы по делу об административном правонарушении судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме (ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ).

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны не только обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, но и мотивация принятого по делу решения, со ссылками на нарушение требований норм закона и подзаконных актов, сведения о нарушении требований договорных обязательств, а также должны быть указаны сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело.

В соответствии с частью 1 ст. 8.7 КоАП РФ, предусмотрена ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры.

Частью 2 ст. 8.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

В соответствии с частью 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Статьей 12 Земельного кодекса РФ установлено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Согласно ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения администрации Кировского муниципального района Ленинградской области к административной ответственности по ч. 1 и 2 ст. 8.7 КоАП РФ, явилось нарушение ей ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 12, ч. 2 ст. 13, ст. 42 Земельного кодекса РФ, выразившееся в неосуществлении муниципального контроля за деятельностью арендаторов земельного участка с кадастровым номером , не осуществляла его рекультивацию и не выполняла установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, что привело к ухудшению качества земель, о чем было сообщено 27.06.2018 и нашло свое подтверждение в ходе проверки (том 1 л.д. 103-110, 188-190).

Земельный участок площадью 90000 +/- 88км.м. с кадастровым номером расположен в Ленинградской области, Кировский район, между 57 и 122 кварталами Мгинского участкового лесничества (северная часть) Кировского лесничества – филиала ЛОГК «Леноблес» и автомобильной дорогой А-120 Санкт-Петербургское южное полукольцо, категория земель: земли промышленности, энергетик5и, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности, земли иного специального назначения, с разрешенным использованием: для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок: здания сортировки, переработки и утилизации отходов производства и потребления (том 1 л.д. 117-118).

30.12.2013 между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Кировского муниципального района Ленинградской области и <данные изъяты> был заключен договор аренды земель для несельскохозяйственных целей № 2331-з (том 1 л.д. 224-233).

22.07.2016 в рамках муниципального контроля при визуальном осмотре данного земельного участка было установлено, что на всей территории арендованного участка имеются в наличии отходы производства и потребления, которые консервируются слоем грунта по всей поверхности в целях предотвращения очагов возгорания, также установлена необходимость проведения комплекса мероприятий по рекультивации земель на осмотренной территории площадью ориентировочно 13,22га (том 2 л.д. 1-8)

08.09.2016 между администрацией Кировского муниципального района Ленинградской области, администрацией МО «Кировск» Кировского муниципального района Ленинградской области и <данные изъяты> заключено соглашение о взаимодействии, по условиям которого последний принял на себя обязательство собственными силами и за свой счет разработать проект рекультивации земельного участка, согласовать его и осуществить работы по рекультивации нарушенных земель (том 2 л.д. 16-18).

Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.112017 по делу № 56-63925, оставленным без изменения постановлением тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2018, удовлетворены исковые требования администрации Кировского муниципального района Ленинградской области к <данные изъяты> договор аренды от 30.12.2013 расторгнут, на Общество возложена обязанность освободить земельный участок и передать его Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Кировского муниципального района Ленинградской области (том 2 л.д. 130-144, 145-158).

28.05.2018 земельный участок с кадастровым номером передан по акту приема-передачи от <данные изъяты> Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Кировского муниципального района Ленинградской области (том 2 л.д. 116-117).

В целях фиксации состояния земельного участка, определения количества и объема площади свалочных масс ЛГКУ «Леноблконтроль» был сделан маркшейдерский отчет (том 3 л.д. 6-29).

31.05.2018 Управлением Росреестра по Ленинградской области были погашены ограничения (обременения) права, установленные договором аренды, на основании решения Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу № А56-63925/2017 от 20.11.2017 (том 2 л.д. 123).

Таким образом, с момента передачи вышеуказанного земельного участка в распоряжение администрации Кировского муниципального района Ленинградской области, снятия с него ограничений и до момента выявления вмененного административного правонарушения 27.06.2018 прошло 27 дней, что исключает объективную возможность проведения мероприятий по рекультивации земельного участка, с учетом тех обстоятельства, что проведение указанных мероприятий требует финансовых затрат, с соблюдением законодательства о бюджетных закупках.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ носит материальный характер, то есть предполагает наличие негативных последствий в виде ухудшения качественного состояния земель.

В то же время в материалах дела отсутствуют доказательства наступления таких неблагоприятных последствий, наступивших по вине администрация Кировского муниципального района Ленинградской области в период с 28.05.2018 до 27.06.2018, поскольку представленное экспертное заключение № 2142017 составлено <данные изъяты> 13.10.2017, то есть до момента передачи Администрации загрязненного земельного участка.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таим образом, оценивая совокупность представленных доказательств, установив фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях Администрации Кировского муниципального района Ленинградской области 27.06.2018 признаков административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 8.7 КоАП РФэ

Пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

По вышеприведенным основаниям, суд не может признать законным вынесение 25.03.2019 представления № 16-154/2018 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения в адрес администрацию Кировского муниципального района Ленинградской области, поскольку оно является мерой реагирования при установлении факта совершения административного правонарушения и не может считаться законным при отсутствии такового.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л :

Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Западному федеральному округу, начальника отдела надзора за земельными ресурсами и недропользованием № 16-154/2018 от 25.03.2019 о привлечении Администрации Кировского муниципального района Ленинградской области к административной ответственности по ч. 1 и ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ и представление № 16-154/2018 от 25.03.2019 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, - отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить по основаниям пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 настоящего Кодекса.

Судья О.В. Туманова