ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-82/18 от 27.09.2018 Ленинскогого районного суда г. Орска (Оренбургская область)

№ 12-82/2018

РЕШЕНИЕ

27 сентября 2018 года город Орск

Судья Ленинского районного суда г. Орска Оренбургской области Кравцова Е.А.,

при секретаре Кургановой Ю.Ф.,

с участием представителей лица, привлеченного к административной ответственности ФИО1, ФИО2

заместителя главного государственного инспектора г.Орска и г.Новотроицка по пожарному надзору, заместителя начальника ОНД и ПР по г.Орску и г.Новотроицку УНД и ПР ГУ МЧС России по Оренбургской области ФИО3,

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Брислай» на постановление заместителя главного государственного инспектора г. Орска и г. Новотроицка по пожарному надзору, заместителя начальника ОНД и ПР по г.Орску и г.Новотроицку УНД и ПР ГУ МЧС России по Оренбургской области ФИО3 от 05.09.2018 года в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Брислай» по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора г.Орска и г.Новотроицка по пожарному надзору, заместителя начальника ОНД и ПР по г.Орску и г.Новотроицку УНД и ПР ГУ МЧС России по Оренбургской области ФИО3 о назначении административного наказания от 05 сентября 2018 года ООО «Брислай» привлечено к административной ответственности в виде предупреждения за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ.

Не согласившись с указанным постановлением, ООО «Брислай» подало жалобу, в которой просило признать незаконным и отменить постановление по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания от 05.09.2018 года, производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Брислай» прекратить. В обоснование указало, что согласно Постановлению Правительства РФ от 25.04.2012 года «О противопожарном режиме» на период устойчивой сухой, жаркой и ветреной погоды, а также при введении особого противопожарного режима на территориях поселений и городских округов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, на предприятиях осуществляются различные мероприятия. При этом, мероприятий, связанных с особым противопожарным режимом и проводимых внутри зданий в актах федерального законодательства не содержится, дополнительной ответственности не установлено. Постановление Правительства Оренбургской области от 27.04.2018 года № 254-п «О введении на территории Оренбургской области особого противопожарного режима» также не содержит каких либо ссылок на усиление противопожарного режима внутри зданий, находящихся в границах населенных пунктов.

Заявитель не согласен с выявленными нарушениями, поскольку в отношении зданий и сооружений разрабатываются специальные технические условия, которые должны выполняться собственниками, а также лицами, которые по тем или иным основаниям взяли на себя ответственность за их выполнение. ООО «Брислай» не является собственником здания, расположенного по адресу: <...> Е, оно субарендует его часть в виде одного из помещений. Согласно п. 5 Приложения № 4 к Договору субаренды от 08.09.2017 года «Акт разграничения эксплуатационной ответственности», системы пожарной сигнализации и автоматики, пожаротушения, дымоудаления, пожарного водопровода, оповещения, радиаторного отопления, ливневой канализации как базового здания, так и помещения Субарендатора относятся к зоне ответственности Арендатора. Воздуховоды являются частью общей системы вентиляции, предназначенной для обеспечения жизнедеятельности здания в целом, устроены не ООО «Брислай», находились в занимаемом им помещении до момента его передачи, при подготовке помещения к использованию, какая-либо их реконструкция не производилась. Следовательно, устройство в них клапанов, либо защита их от огня не входит в зону ответственности ООО «Брислай», как субарендатора помещения.

Кроме того, устройство воздухоотводов, одновременно имеющих предел огнестойкости не менее предела огнестойкости противопожарных преград и оборудованных противопожарными клапанами не требуется. Если предел огнестойкости воздуховода не менее стойкости противопожарной преграды, то при возникновении пожара, огонь не сможет проникнуть в воздуховод ранее, чем через преграду. Если же воздуховод оборудован противопожарным клапаном, предел огнестойкости которого подразумевается равным пределу огнестойкости противопожарной преграды, через которую проходит воздуховод, то прогорание воздуховода не приведет к проникновению огня за клапан ранее, чем через преграду. Согласно нормам СП 7.13130.2013 должны быть установлены либо противопожарные клапаны, либо обеспечение пределов огнестойкости транзитных воздуховодов не менее пределов огнестойкости пересекаемых противопожарных преград.

Также заявитель указал, что поскольку ООО «Брислай» не было ознакомлено со Специальными техническими условиями, разработанными в 2013 году ООО «Маштехразвитие», то данный факт исключает ответственность заявителя по предъявленным обвинениям.

В судебном заседании представитель лица, привлеченного к административной ответственности генеральный директор ООО «Брислай» ФИО1 доводы жалобы поддержала в полном объеме.

Представитель ФИО2 поддержал доводы жалобы ООО «Брислай».

Заместитель главного государственного инспектора г.Орска и г.Новотроицка по пожарному надзору ФИО3 в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы ФИО1

Выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, проанализировав доводы жалобы, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, совершенное в условиях особого противопожарного режима, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Объективной стороной указанного правонарушения является нарушение юридическими лицами и должностными лицами правил пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным законом РФ от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".

В соответствии со ст. ст. 1, 20, 30 Федерального закона РФ от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Правила пожарной безопасности относятся к нормативным документам по пожарной безопасности.

В случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим. На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности.

Из обстоятельств дела следует, что на основании распоряжения начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Орску и Новотроицку УНД и ПР Главного управления МЧС России по Оренбургской области от 02.08.2018 года в период времени с 11.00 час. 17 августа по 17.00 час. 29 августа 2018 года проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Брислай», расположенного по адресу: <адрес>. Проведение проверки согласовано прокурором Ленинского района г. Орска

Актом проверки от 29 августа 2018 года составленным заместителем начальника ОНД и ПР по г.Орску и г.Новотроицку УНД и ПР ГУ МЧС России по Оренбургской области ФИО3 выявлены следующие нарушения обязательных требований:

1. в местах пересечения воздуховодами (в складах ) противопожарных преград (противопожарные перегородки) отсутствуют противопожарные клапана;

2. воздуховоды, транзитом проходящие через пожароопасные помещения (складах категорией по пожарной и взрывопожарной опасности В3 каждый) и пересекающие противопожарные преграды не имеют предел огнестойкости – не менее предела огнестойкости соответствующей противопожарной преграды (противопожарная перегородка 1-го типа – ЕI 45).

31 августа 2018 года заместителем начальника ОНД и ПР по г.Орску и г.Новотроицку УНД и ПР ГУ МЧС России по Оренбургской области ФИО3 в отношении ООО «Брислай» составлен протокол о нарушении вышеуказанных требований пожарной безопасности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ.

Постановлением заместителя главного государственного инспектора г.Орска и г.Новотроицка по пожарному надзору, заместителя начальника ОНД и ПР по г.Орску и г.Новотроицку УНД и ПР ГУ МЧС России по Оренбургской области ФИО3 о назначении административного наказания от 05 сентября 2018 года ООО «Брислай» привлечено к административной ответственности в виде предупреждения за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ.

Копия постановления получена представителем юридического лица 05.09.2018 года.

Постановление заместителя главного государственного инспектора г.Орска и г.Новотроицка по пожарному надзору ФИО3 от 05 сентября 2018 года, на момент подачи жалобы, не вступило в законную силу.

Суд приходит к выводу, что бездействие ООО «Брислай» образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, его вина в совершении правонарушения установлена и подтверждается совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств.

Суд не может согласиться с доводом заявителя о том, что ООО «Брислай» не является лицом, обязанным выполнять требования пожарной безопасности, предъявляемые к воздуховодам.

Как следует из ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в частности: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Согласно п. 5 Приложения № 4 к Договору субаренды от 08.09.2017 года, заключенного между ООО «СА Риэлти & Девелопмент» (Арендатор) и ООО «Брислай» (Субарендатор), зона ответственности Арендатора – вся система воздуховодов системы вентиляции до границы зоны Субарендатора. Зона ответственности Субарендатора – вся разводка системы воздухораспределения расположенная на территории субарендуемого Помещения и используемая для его нужд. Границей эксплуатационной ответственности являются регулирующие заслонки, установленные на приточных и вытяжных системах от магистральных воздуховодов в сторону арендатора.

Как видно из план-схемы помещения ООО «Брислай», подписанной ФИО1, система воздухораспределения проходит через торговый зал, а также через склады . В ходе судебного разбирательства из пояснений сторон установлено, что регулирующие заслонки находятся за пределами помещения, арендованного заявителем. Таким образом, система воздуховода системы вентиляции, расположенная в помещении заявителя находится в зоне его ответственности.

Таким образом, ООО «Брислай» несет ответственность за нарушение требований пожарной безопасности относительно воздуховодов, транзитом проходящих через пожароопасные помещения и пересекающие противопожарные преграды в пределах арендуемого помещения.

К доводам заявителя о том, что согласно абз. 6 п. 6.22 СП 7.13130.2013 допускается не устанавливать противопожарные нормально открытые клапаны при пересечении транзитными воздуховодами противопожарных преград или строительных конструкций с нормируемыми пределами огнестойкости (кроме ограждающих конструкций шахт с проложенными в них воздуховодами других систем) при обеспечении пределов огнестойкости транзитных воздуховодов не менее пределов огнестойкости пересекаемых противопожарных преград или строительных конструкций, суд также относится критически по следующим основаниям.

Из пояснений представителя заявителя установлено, что заявителем при подготовке помещения, произведена перепланировка, оборудованы складские помещения , которые являются пожароопасными помещениями.

Система воздуховода, как уже было указано выше, проходит как в помещении торгового зала, так и транзитом через складские помещения, проходя через противопожарные преграды ( стены, перегородки).

Как следует из ч. 2 ст. 78 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, для зданий, сооружений, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности, на основе требований настоящего Федерального закона должны быть разработаны специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

16 декабря 2015 года ООО «Оберег-НН» разработало Специальные технические условия на проектирование противопожарной защиты объекта «Реконструкция производственного здания под торгово-развлекательный комплекс по <адрес>», утвержденные генеральным директором ООО «Рахат-Центр».

При этом, согласно указаниям разработчиков, указанные правила имеют приоритет перед правилами пожарной безопасности, предусмотренными нормативно-правовыми актами.

Согласно п.п. 14.2-14.4 вышеуказанных Специальных технических условий, воздуховоды, транзитом проходящие через пожароопасные помещения и пересекающие противопожарные преграды, должны иметь предел огнестойкости – не менее предела огнестойкости соответствующей противопожарной преграды. Вентиляционные каналы должны изготавливаться из негорючих материалов в соответствии с требованиями СП 7.13130.2009 и при прохождении через противопожарные преграды (стены, перекрытия и т.п.) должны оборудоваться противопожарными клапанами.

Таким образом, для помещений, арендованных заявителем, установлены специальные технические условия, согласно которым при прохождении воздуховодов транзитом через пожароопасные помещения и пересекающих противопожарные преграды необходимо соблюдение обоих условий: соответствие предела огнестойкости пределу огнестойкости соответствующей преграды и оборудование противопожарных клапанов.

Довод заявителя о том, что ООО «Брислай» не было ознакомлено с СТУ, разработанными ООО «Маштехразвитие» не исключает ответственности заявителя, поскольку специальные технические условия разрешают прохождения воздуховодов транзитом через пожароопасные помещения при соблюдении предусмотренных условий, вместе с тем, без учета данных условий, само по себе прохождение воздуховодов по пожароопасным помещениям транзитам запрещено.

Таким образом, ООО «Брислай» были нарушены требования пожарной безопасности.

Правонарушение совершено в условиях особого противопожарного режима, введенного на территории Оренбургской области с 28.04.2018 года Постановлением Правительства Оренбургской области от 27.04.2018 года № 254-п «О введении на территории Оренбургской области особого противопожарного режима».

Указанное обстоятельство является основанием для привлечения заявителя к административной ответственности по ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ.

Довод заявителя о том, что им не было совершено нарушений требований пожарной безопасности, которые вводятся постановлением правительства Оренбургской области от 27.04.2018 года № 254-п «О введении на территории Оренбургской области особого противопожарного режима», в связи с чем оно неправомерно привлечено к ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ основан на неверном толковании ном права

Ответственность по ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ наступает не только за нарушение дополнительных требований пожарной безопасности, введенных вышеуказанным постановлением, но и основных требований пожарной безопасности, т.е. специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом (ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").

При вынесения решения должностным лицом правомерно были применены положения ст. 4.1.1 КоАП и заменено административное наказание в виде административного штрафа на административное наказание в виде предупреждения.

Таким образом, учитывая, что при вынесении постановления правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого постановления не имеется.

С учётом изложенного, на основании ст. ст. 30.6-30.7, 30.10 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление заместителя главного государственного инспектора г. Орска и г. Новотроицка по пожарному надзору, заместителя начальника ОНД и ПР по г.Орску и г.Новотроицку УНД и ПР ГУ МЧС России по Оренбургской области ФИО3 от 05.09.2018 года в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Брислай» по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Брислай»- без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд, через Ленинский районный суд г. Орска Оренбургской области, в течение 10 дней со дня получения копии решения.

Судья Кравцова Е.А.