Копия
Дело № 12-82/19
Р Е Ш Е Н И Е
г.Моршанск 07 августа 2019 года
Судья Моршанского районного суда Тамбовской области Моисеева О.Н., рассмотрев жалобу МБДОУ детский сад «Серповской» на постановление по делу об административном правонарушении от 30 мая 2018 года о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.5.27.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛА:
Постановлением по делу об административном правонарушении от 30 мая 2019 года МБДОУ детский сад «Серповской» привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.5.27.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей.
МБДОУ детский сад «Серповской» обратилось в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление, прекратить производство по делу об административном правонарушении, освободить МБДОУ детский сад «Серповской» от административной ответственности.
В обоснование жалобы указано, что постановление о привлечение к административной ответственности вынесено за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.
За совершенное правонарушение должностное лицо общества понесло наказание в виде предупреждения, и до проверки контролирующим органом проведена специальная оценка условий труда. По итогам проверки не выявлено вредных и(или) опасных производственных факторов. Указанные обстоятельства являются смягчающими. Автор жалобы полагает, что возможно прекращение производства по делу в связи с малозначительностью.
Апеллянт пишет, что при назначении административного наказания в виде штрафа не учтено имущественное положение юридического лица.
Специальная оценка труда в организации не проводилась по независящим от юридического лица обстоятельствам: на балансе организации отсутствовали лишние нераспределенные средства, и у организации не имелось возможности заключения и оплаты договора о проведении специальной оценки условий труда со специализированной организацией.
Юридическое лицо как субъект не могло нарушить нормы трудового законодательства.
В дополнении к жалобе указано, что трудовая инспекция ссылается на ч.6 ст.29 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», однако из постановления не видно, подпадают ли рабочие места в МБДОУ детский сад «Серповской» под данную норму, исследовался ли вопрос о наличии в штатном расписании рабочих мест, относящихся к указанным в законодательстве о специальной оценке условий труда.
В судебном заседании представитель МБДОУ детский сад «Серповской», действующая на основании доверенности, ФИО1 доводы жалобы поддержала.
Представитель Государственной инспекции труда в Тамбовской области в судебное заседание не явился, от представителя по доверенности ФИО2 поступили письменное заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя и возражения.
Выслушав представителя МБДОУ детский сад «Серповской», действующую на основании доверенности, ФИО1, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Часть 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение.
Согласно ст.11 ТК РФ все работодатели (физические лица и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Согласно ст.22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Абзацем 11 части 2 статьи 212 ТК РФ установлено, что работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
В соответствии с ч.6 ст.27 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426 –ФЗ «О специальной оценке условий труда» - в отношении рабочих мест, не указанных в части 6 статьи 10 ФЗ от 28.12.2013 г. № 426, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее 31 декабря 2018 года.
Как следует из материалов дела, МБДОУ детский сад «Серповской», являясь юридическим лицом, совершило нарушение действующего трудового законодательства, в нарушение ст.212 ТК РФ, ч.6 ст.27 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда на рабочих местах МБДОУ детский сад «Серповской» в срок до 31.12.2018 г. не проведена. МБДОУ детский сад «Серповской» заключен договор на выполнение комплекса работ по специальной оценке условий труда №ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст.419 ТК РФ лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают: договором № на выполнение комплекса работ по специальной оценке условий труда от 19 февраля 2019 г. и другими материалами дела.
Действия юридического лица МБДОУ детский сад «Серповской» квалифицированы по ч.2 ст.5.27.1 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и трудового законодательства.
Доводы жалобы о том, что постановление о привлечении к административной ответственности МБДОУ детский сад «Серповской» вынесено по истечении срока давности привлечения к административной ответственности, суд отклоняет. Срок давности привлечения лица к административной ответственности по части 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ составляет один год со дня совершения правонарушения. Постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Довод жалобы о том, что организация могла не проводить специальную оценку труда до 31.12.2018 года, является несостоятельным.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, а регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее Закон о специальной оценке условий труда), вступившим в силу с 1 января 2014 года.
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Закона о специальной оценке условий труда).
Частью 1 статьи 8 Закона о специальной оценке условий труда обязанность по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагается на работодателя.
При этом специальная оценка условий труда проводится в отношении всех категорий работников, за исключением надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями (часть 3 статьи 3 Закона о специальной оценке условий труда).
Таким образом, обязанность работодателя организовать проведение специальной оценки условий труда установлена законом.
В соответствии с частью 4 статьи 8 Закона о специальной оценке условий труда специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
До 1 января 2014 года отнесение условий труда на рабочих местах к вредным и (или) опасным условиям труда осуществлялось на основании аттестации рабочих мест, которая проводилась в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" также не реже одного раза в пять лет.
С целью сохранения преемственности в реализации действующей на сегодняшний день процедуры оценки условий труда, в том числе в части накопления информации о состоянии условий труда в Российской Федерации, и исключения дополнительных финансовых расходов работодателей в статье 27 Закона о специальной оценке условий труда установлены переходные положения.
Согласно части 4 статьи 27 Закона о специальной оценке условий труда в случае, если до дня вступления данного Закона в силу в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 Федерального закона N 426-ФЗ.
В силу части 6 этой же статьи в отношении рабочих мест, не указанных в части 6 статьи 10 данного Федерального закона, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 г.
В части 6 статьи 10 Закона о специальной оценке условий труда идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется в отношении:
Исходя из приведенных положений можно прийти к выводу о том, что специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно до окончания 2018 года в отношении тех рабочих мест, которые были аттестованы в соответствии с ранее действовавшим законодательством, а также при отсутствии в штатном расписании рабочих мест, относящихся к указанным в части 6 статьи 10 закона о специальной оценке условий труда и оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, установленных статьей 17 указанного закона.
Суд отклоняет доводы заявителя о том, что инспекцией не исследованы обстоятельства, подтверждающие или опровергающие отношение рабочих мест МДОУ детский сад «Серповской» к рабочим местам, предусмотренным ч.6 ст.10 Закона о специальной оценке условий труда, поскольку по состоянию на 31.12.2018 года МБДОУ не была проведена специальная оценка условий труда, в то время как законом о специальной оценке условий труда предусмотрено проведение специальной оценки условий труда в отношении всех рабочих мест (за исключением мест, указанных в ч.2 ст.3 закона) вне зависимости, попадают ли они под нормы ч.6 ст.10 Закона или нет.
Также суд признает несостоятельными доводы жалобы о том, что юридическое лицо как субъект не могло нарушить нормы трудового законодательства, поскольку в соответствии с ч. 2.ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Субъектом ответственности по ст.5.27.1 КоАП РФ выступает работодатель (организация) и его должностные лица.
Суд не находит оснований для применения ст.2.9 КоАП РФ, в виду следующего.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Положения статьи 2.9 КоАП РФ могут быть применены судом к любому совершенному правонарушению.
Как указано в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Выявленные в действиях МБДОУ детский сад «Серповской» нарушения норм трудового законодательства представляют существенное нарушение охраняемых общественных правоотношений и свидетельствуют о пренебрежительном отношении к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
У юридического лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Суд считает, что МБДОУ детский сад «Серповской» правомерно привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.5.27.1 КоАП РФ. Мера наказания соответствует совершенному деянию.
Законных оснований для изменения либо отмены постановления государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Тамбовской области от 30 мая 2019 г. по делу об административном правонарушении у суда не имеется. Руководствуясь ст.ст.30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Жалобу МБДОУ детский сад «Серповской» на постановление по делу об административном правонарушении от 30 мая 2018 года о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.5.27.1 КоАП РФ - оставить без удовлетворения, постановление государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Тамбовской области от 30 мая 2019 г. о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.5.27.1 КоАП РФ МБДОУ детский сад «Серповской» - оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в течение десяти суток со дня вручения (или получения) копии решения в Тамбовский областной суд путем подачи жалобы через Моршанский районный суд.
Федеральный судья: подпись О.Н. Моисеева
Копия верна:
Судья- О.Н. Моисеева
Секретарь- Н.А. Парамзина
Решение вступило в законную силу «____» ______________ 2019 года
Подлинник решения подшит в материале № 12-82/2019 Моршанского районного суда Тамбовской области, уникальный идентификатор дела
(УИД) 68RS0015-01-2019-000850-49
Судья- О.Н. Моисеева
Секретарь- Н.А. Парамзина