ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-82/19 от 19.08.2019 Рыбинского районного суда (Красноярский край)

Материал №12-82/2019 <данные изъяты>

УИД 24RS0044-01-2019-000732-63

Р Е Ш Е Н И Е

Г. Заозерный 19 августа 2019 года

Судья Рыбинского районного суда Красноярского края – Щурова О.И.,

С участием заявителя ФИО1,

Помощника Рыбинского межрайонного прокурора Львовой-Груздевой С.И.,

Государственного инспектора Рыбинского района Красноярского края по пожарному надзору ФИО2,

при секретаре Егоровой Т.Ф.,

рассмотрев жалобу на постановление государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору ФИО2 от 28.06.2019г. в отношении

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>,

Которым он признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.20.4 ч.2 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 15500 рублей,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ. глава администрации <адрес> – ФИО1 признан виновным в том, что он нарушил требования пунктов 77,78 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012г. «О противопожарном режиме», в населенном пункте, а именно: не приняты меры в <адрес> по очистке от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами в <адрес>, что не соответствует п.77 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012г. «О противопожарном режиме»; не принято мер в <адрес> по созданию защитных противопожарных минерализованных полос, или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах в <адрес>, что не соответствует п.78 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012г. «О противопожарном режиме», своими действиями ФИО1 совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 15 500 рублей.

Не согласившись с предъявленным обвинением и назначенным наказанием, ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ. в отношении него отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, мотивируя тем, что не приняты во внимание и не дана оценка его (ФИО1) пояснениям и доказательствам об отсутствии сухой растительности и горючих отходов в указанном населенном пункте, а также не конкретизировано, где именно они находятся. При проверке не проверялось наличие противопожарных минерализованных полос, согласно справки-отчета по противопожарным мероприятиям, опахано 10,5км. В акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ. указано, что направление движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения, не обозначено указателем с четко нанесенными цифрами расстояние до их места расположения. Комиссией не было проверено наличие данных знаков, хотя знаки обозначены 2 года (фото прилагается). Таким образом, должностным лицом – главой поселка Ирша в рамках своих полномочий были предприняты все возможные действия, направленные на соблюдение мер противопожарной безопасности.

Жалоба заявителем ФИО1 подана в установленный законом срок, а именно, ДД.ММ.ГГГГ.

Заявитель ФИО1 доводы жалобы поддержал в полном объеме, дополнил, что все опахали и прожгли полосы вдоль от Племстанции в сторону <адрес> семь километров от дороги. Минерализованные полосы также сделаны, десять километров опахано, имеется договор с казачьим обществом, которые на постоянной основе помогают в тушении пожаров. Считает, что все противопожарные меры приняты, поэтому ни одного пожара в этом году не было. В проверке участие принимал, но справку не читал.

Государственный инспектор <адрес> по пожарному надзору ФИО2 просил жалобу оставить без удовлетворения, а постановление без изменения, поскольку проверка проводилась Рыбинской межрайонной прокуратурой с его (ФИО2) участием, ФИО6 и главы администрации <адрес>. На момент проверки трава была выше человеческого роста, не вся минерализованная полоса была опахана на момент проверки.

Выслушав участников процесса, а также заключение прокурора, просившего жалобу оставить без удовлетворения, исследовав представленные материалы, считаю жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена юридическая ответственность.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, установлены статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По смыслу частей 1 и 2 статьи 26.2, части 2 статьи 28.2 Кодекса фактические данные, свидетельствующие о наличии правонарушения, должны быть конкретизированы, поскольку именно на основании этих данных судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Исходя из положений статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обязанность представления доказательств того, что в действиях физического, должностного или юридического лица имеются нарушения определенных норм и правил, которые образуют состав административного правонарушения возложена законом на орган или должностное лицо, которые приняли решение о привлечении к административной ответственности.

Ответственность по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.

Часть 2 указанной статьи предусматривает ответственность за те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима.

Согласно пункта 10 части 1 статьи 16 ФЗ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.

В соответствии с пунктом 4 статьи 6 ФЗ N 122-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 данного федерального закона.

Согласно статье 63 данного Федерального закона первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

Статьей 19 федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов отнесено: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным законом N 69-ФЗ и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности.

Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом требований пожарной безопасности (статья 1 Федерального закона N 69-ФЗ).

В соответствии со статьей 20 Федерального закона N 69-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

Согласно частям 2 и 3 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).

Из материалов дела следует, что государственным инспектором <адрес> по пожарному надзору ФИО2 по требованию заместителя Рыбинского межрайонного прокурора Агуленко О.В. от ДД.ММ.ГГГГ. на основании ст.6,22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» была проверка соблюдения обязательных требований правил пожарной безопасности, с участием помощника прокурора, главы администрации <адрес> и представителя ФГКУ 8 Отряд ФПС по Кк ФИО6, в ходе которой установлено, что на территории поселка Ирша не производится очистка от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами в <адрес>, не создано защитных противопожарных минерализованных полос, или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах в <адрес>.

Результаты проверки, зафиксированные в справке специалиста от ДД.ММ.ГГГГ., послужили основанием для привлечения главы администрации <адрес> – ФИО1 к административной ответственности по части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Между тем, ни в справке-специалиста от 23.04.2019г., ни в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. не отражены факты и не названы доказательства, позволяющие сделать достоверный вывод о наличии в действиях главы администрации <адрес> – ФИО1 признаков административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Протокол осмотра, а также иные документы, фиксирующие обстоятельства совершения и обнаружения административного правонарушения, фотофиксация при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не составлялись.

В справке-специалиста отсутствуют сведения о месте нахождения горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности, а также места отсутствия минерализованных полос, поэтому ни в справка специалиста от ДД.ММ.ГГГГ., ни в постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. не могут быть признаны относимыми и достоверными доказательствами, подтверждающими то, что на момент проверки ДД.ММ.ГГГГ. на территории поселка Ирша находились горючие отходы, мусор, тара и сухая растительность, отсутствовали минерализованные полосы.

Между тем, администрацией <адрес> и городским казачьим обществом заключено соглашение от ДД.ММ.ГГГГ., согласно которого казаки принимали участие в круглосуточных дежурствах оперативной группы из пяти человек на территории <адрес>, которые выезжали на тушение природных пожаров вокруг поселка Ирша. Осенью 2018 было опахано трактором администрации <адрес> 10,5 километров защитных противопожарных минерализованных полос. В местах недоступных для трактора, администрация вместе с казаками провели обжиг территории, где представлялась опасность пожара.

Для жителей поселка развешаны объявления о необходимости убрать прилегающую к своим земельным участкам территорию от высокорослой травы.

В день проверки одному жителю поселка было выдано под роспись предупреждение о необходимости убрать территорию придомового участка, а именно, лежащие доски.

Также после проверки нескольким жителям поселка были также выданы предупреждения.

При таких обстоятельствах формальное указание в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении о том, что на территории населенного пункта допускается устройство свалок горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности, без выяснения лиц, ответственных за содержание конкретной территории (свалка находится на территории частного домовладения, многоквартирного дома, и т.д.), не позволяет однозначно определить наличие вины главы органа местного самоуправления в нарушении требований пожарной безопасности.

Неполнота изложения обстоятельств совершения административного правонарушения в справке специалиста, постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении и постановлении по делу об административном правонарушении, не позволяют четко определить событие административного правонарушения и установить виновность главы администрации поселка Ирша, поскольку вышеуказанные документы не содержат сведений о том, в чем конкретно выразилось нарушение администрацией поселка пунктов 77, 78 Правил противопожарного режима в Российской Федерации.

Ограничившись констатацией выявленных нарушений и установлением объективной стороны правонарушения, административный орган не исследовал вопрос о наличии вины органа местного самоуправления в совершении вменяемого административного правонарушения.

Кроме того, в обжалуемом постановлении при описании события административного правонарушения не указана дата и время совершения административного правонарушения, тем самым время совершения административного правонарушения не установлено.

Само по себе отсутствие в постановлении данных о времени совершения административного правонарушения не позволяет прийти к выводу о том, что наличие события административного правонарушения является установленным должностным лицом, вынесшим постановление по делу об административном правонарушении.

При таких обстоятельства постановление государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ. подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении главы администрации <адрес> подлежит прекращению, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7-30.9 КоАП РФ,

Р е ш и л:

Жалобу главы администрации пос. Ирша Рыбинского района Красноярского края ФИО1 – удовлетворить.

Постановление государственного инспектора Рыбинского района Красноярского края по пожарному надзору ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ. в отношении главы администрации пос. Ирша Рыбинского района Красноярского края ФИО1 – отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации пос. Ирша Рыбинского района Красноярского края ФИО1 прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Рыбинский районный суд Красноярского края в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

<данные изъяты>

Судья: Щурова О.И.