Дело № 12-82/2020
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Судья Междуреченского городского суда Кемеровской области Ельмеева О.А. рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Междуреченске Кемеровской области
15 июня 2020 года
дело по жалобе Акционерного общества «Разрез Томусинский» на постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора Б.Д.Р. № НЗВАТ-75/1 от 24 апреля 2020 года в отношении юридического лица – Акционерного общества «Разрез Томусинский» о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Б.Д.Р. № НЗВАТ-75/1 от 24 апреля 2020 года АО «Разрез Томусинский» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
В жалобе АО «Разрез Томусинский» в лице директора К.М.Б., просит постановление отменить, считая его незаконным, поскольку считает, что превышения уровня добычи АО «Разрез Томусинский» не допущено, таким образомотсутствует событие административного правонарушения.
В судебном заседании представитель АО «Разрез Томусинский» С.Е.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12) на доводах жалобы настаивал, пояснил, что Обществом не превышен предельный уровень добычи, полагал, что состав вменяемого правонарушения возникает в случае превышения добычи, указывал, что объектом посягательства являются общественные отношения по охране окружающей среды, в данном случае, при добыче ниже объемов, предусмотренных проектом, уровень негативного воздействия на окружающую среду меньше, соответственно, полагал, что оснований для привлечения Общества к административной ответственности отсутствуют.
Представитель Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в судебное заседание не явился, представил письменные возражения на жалобу, в которых просил постановление оставить без изменения, а жалобу АО «Разрез Томусинский» без удовлетворения.
Судья, заслушав представителя АО «Разрез Томусинский», исследовав материалы административного дела, а также материалы административного дела, предоставленного из Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, приходит к следующему выводу.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с пунктом 3 части 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Согласно пунктам 2,6 части 1 ст. 24.5 КоАП РФ при отсутствии состава административного правонарушения, при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
В силу ч.3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Часть 2 статьи 7.3 КоАП РФ устанавливает ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения является установленный действующим законодательством порядок пользования недрами.
Объективной стороной правонарушения являются действия по пользованию недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Согласно части 2 статьи 22 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами; обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ; соблюдать утвержденные в установленном порядке стандарты (нормы, правила), регламентирующие условия охраны недр.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 22 Закона о недрах, пунктом 3 Правил охраны недр, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых.
Доводы жалобы о том, что Обществом не допущено превышение уровня добычи, а именно добыча сверх разрешенных объемов образует состав вменяемого правонарушения не могут быть приняты во внимание, поскольку обязанность недропользователя по выполнению условий лицензии установлена пунктом 10 части второй статьи 22 Закона Российской Федерации "О недрах", пунктом 3 Правил охраны недр. Эта обязанность конкретизирована, в том числе, Условиями пользования недрами. Нарушение требований названных Условий образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пунктами 4.3, 7 Условий пользования недрами к лицензии № предусмотрено, что сроки выхода АО «Разрез Томусинский» по добыче полезных ископаемых на проектную мощность и уровень добычи минерального сырья определяются согласованным и утвержденным в установленном порядке проектом разработки месторождения (л.д. 21,20 дела об административном правонарушении).
Согласно Технического проекта разработки Томского каменноугольного месторождения в границах лицензии № проектная мощность разреза «Томусинский» принята в объеме 1100 тыс. тонн угля в год (л.д. 30 дела об административном правонарушении) Согласно календарного плана горных работ (л.д. 28 дела об административном правонарушении) объемы добычи в 2019 году должны составлять 1100 тыс.тонн.
В соответствии с п. 3 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ подготовка проектной документации осуществляется пользователем недр или организацией, привлекаемой пользователем недр для подготовки проектной документации (далее - проектная организация), на основании технического задания на проектирование, разработанного и утвержденного пользователем недр, и имеющейся геологической и иной информации о недрах.
Общество обязано выполнять требования по охране недр и окружающей природной среды, которые установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 23 Закона Российской Федерации "О недрах" основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются, в том числе, обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр; проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов.
Статьей 29 Закона Российской Федерации "О недрах" предусмотрено, что запасы полезных ископаемых и подземных вод, геологическая информация о предоставляемых в пользование участках недр подлежат государственной экспертизе.
Добыча полезных ископаемых и подземных вод разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов.
Результаты проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод оформляются заключением государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, которое является основанием для их постановки на государственный баланс в порядке, предусмотренном статьей 31 настоящего Закона.
Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых и подземных вод может проводиться в течение всего срока геологического изучения недр, предусмотренного абзацем вторым части первой статьи 10 настоящего Закона, при условии представления на государственную экспертизу документов и материалов, позволяющих дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых и подземных вод, их промышленного значения, горно-технических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи.
Статьей 31 указанного Федерального закона предусмотрено, что с целью учета состояния минерально-сырьевой базы ведется государственный баланс запасов полезных ископаемых. Он должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых, которая утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 5,13 Приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Порядка постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списании с государственного баланса» постановка запасов полезных ископаемых на Государственный баланс, их изменение и списание с Государственного баланса осуществляются по данным геологоразведочных и добычных работ, а также по результатам переоценки запасов в связи с изменением параметров подсчета запасов. Добытые из недр полезные ископаемые, содержащиеся в них полезные компоненты, а также потери при их добыче списываются с Государственного баланса без проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых на основании данных ежегодной государственной отчетности недропользователей, осуществляющих добычу полезных ископаемых.
Статьей 35 Закона «О недрах» установлено, что основной задачей государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов Российской Федерации.
Государственное регулирование отношений недропользования осуществляется посредством управления, лицензирования, учета и государственного надзора.
В задачи государственного регулирования входят в том числе определение объемов добычи основных видов полезных ископаемых на текущий период и на перспективу по Российской Федерации в целом и по регионам; обеспечение геологического изучения территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, Антарктики и дна Мирового океана; разработка норм и правил в области использования и охраны недр.
Как следует из представленных материалов, в результате внеплановой выездной проверки в соответствии приказа Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ№ «О проведении плановой выездной проверки юридического лица» в отношении АО «Разрез Томусинский», расположенного по адресу: <адрес> - Кузбасс, <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> государственным инспектором Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора установлено, что АО «Разрез Томусинский» при осуществлении деятельности на территории Междуреченского городского округа допустило нарушение требований Технического проекта, а именно:
- Нарушение требований технического проекта «Технический проект разработки Томского каменноугольного месторождения в границах лицензии КЕМ 13312 ТЭ. Доработка запасов угля в границах АО «Разрез Томусинский» в части отклонения от установленного объема добычи полезного ископаемого, в ДД.ММ.ГГГГ (проект/факт) 1100/736,9 тыс. т., о чем составлен акт проверки № № НЗВАТ-75/1 от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора Б.Д.Р. в отношении АО «Разрез Томусинский» составлен протокол № НЗВАТ-75/1об административном правонарушении, предусмотренномпо ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ (л.д.6-7)
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора Б.Д.Р. вынесено постановление об административном правонарушении № НЗВАТ-75/1 о привлечении АО «Разрез Томусинский» к административной ответственности по ч.2 ст.7.3 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 300 000 рублей (л.д.8-10).
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья приходит к выводу, что должностное лицо пришло к обоснованному выводу о виновности АО «Разрез Томусинский» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначении ему наказания в пределах санкции статьи.
Никаких неустранимых сомнений, которые должны толковаться в пользу АО «Разрез Томусинский» в материалах дела не имеется. Презумпция невиновности, установленная ст.1.5 КоАП РФ, не нарушена.
При рассмотрении дела об административном правонарушении все собранные по делу доказательства судья оценивает по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Как установлено в ходе рассмотрения дела и следует из материалов дела, основанием для составления протокола об административном правонарушении и возбуждения тем самым производства по делу об административном правонарушением явилось непосредственное обнаружение должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, что согласуется с п.1 ч.1 ст. 28.1 КоАП РФ. Данных о какой-либо заинтересованности государственного инспектора Б.Д.Р. в исходе дела, его небеспристрастности к юридическому лицу АО «Разрез Томусинский» или допущенных им злоупотреблениях по настоящему делу не установлено, поэтому ставить под сомнение факты, указанные должностным лицом относительно события административного правонарушения, не имеется.
Постановление должностного лица вынесено в соответствии со ст.29.10 КоАП РФ, в нем отражены все необходимые сведения, в том числе событие правонарушения, квалификация деяния. В тексте постановления разъяснены права, порядок и сроки обжалования постановления по делу, предусмотренные статьями 30.1, 30.2, 30.3 КоАП РФ
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления, по делу не имеется. Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора Б.Д.Р. № НЗВАТ-75/1 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица – Акционерного общества «Разрез Томусинский» о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, 30.7 ч. 1 п. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора Б.Д.Р. № НЗВАТ-75/1 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица – Акционерного общества «Разрез Томусинский» о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей, - оставить без изменения, жалобу директора АО «Разрез Томусинский» К.М.Б. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток с момента вручения или получения копии решения в Кемеровский областной суд.
Судья: подпись О.А. Ельмеева
Копия верна судья: О.А. Ельмеева