Судья Арсагова С. И. Дело № 12-82/2020
Решение
Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Машкина Н. Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске Удмуртской Республики 18 мая 2020 года жалобу Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» на постановление судьи Первомайского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 19 февраля 2020 года,
установил:
постановлением судьи Первомайского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 19 февраля 2020 года юридическое лицо – Общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» (далее по тексту – ООО «<данные изъяты>») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> руб.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Удмуртской Республики, ООО «<данные изъяты>» просит отменить постановление и прекратить производство по делу, указывая на отсутствие в его действиях события административного правонарушения, на то, что не является субъектом вмененного административного правонарушения, выводы суда основаны на неверном толковании норм законодательства Российской Федерации, обжалуемое постановление вынесено на основании недопустимого доказательства – протокола об административном правонарушении.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не ограничиваясь доводами жалобы, дело проверено в полном объеме.
Частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения административного расследования, должностными лицами Западно-Уральского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования установлено, что ООО «<данные изъяты>» допускается допуск к погрузке и транспортированию твердых коммунальных отходов лиц, не имеющих договорные отношена с региональным оператором, что является нарушением части 1 статьи 24.6 Федерльного закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пунктов 4, 13, 23 и 28 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156.
Действия ООО «<данные изъяты>» должностным лицом административного органа квалифицированы по части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем 17 декабря 2019 года составлен протокол об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно пункту 2 статьи 24.6 вышеуказанного Федерального закона накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее по тексту - Правила).
В силу пункта 4 Правил обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз (пункт 13 Правил).
Пунктом 23 Правил установлено, что в целях обеспечения транспортирования твердых коммунальных отходов региональный оператор вправе привлекать операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, на основании договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов по цене, определенной сторонами такого договора, за исключением случаев, когда цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора формируются по результатам торгов.
В соответствии с пунктом 28 Правил оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий транспортирование твердых коммунальных отходов, не вправе передавать твердые коммунальные отходы лицам, не указанным в договоре на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 22 мая 2017 года № 213 утверждена Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Удмуртской Республике.
Из раздела 11 данной Территориальной схемы следует, что по результатам конкурсного отбора региональным оператором сроком на 10 лет стало Общество с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство», действующее на всей территории Удмуртской Республики.
29 октября 2018 года между ООО «<данные изъяты>» (Региональный оператор) и Обществом с ограниченной ответственностью «Мусоровозов» (Исполнитель) заключен договор на оказание услуг №. Согласно которому Региональный оператор поручает, а исполнитель принимает на себя обязательство оказывать услуги по погрузке твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов в местах их накопления в границах оказания услуг, описанных в Приложении № к настоящему договору, и их последующему транспортированию в целях обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения, а Региональный оператор обязуется принять и оплатить оказанные услуги в соответствии с условиями договора (пункт 1.1 договора). Сроки оказания услуг с 01 января 2019 года по 29 февраля 2020 года (пункт 2.2. договора).
28 ноября 2018 года Обществом с ограниченной ответственностью «Мусоровозов» (Оператор) заключен договор № 6У-М/18 с Обществом с ограниченной ответственностью «Контур» (Исполнитель) по оказанию услуг по погрузке и транспортировке твердых коммунальных отходов. Срок оказания услуг с 01 января 2019 года по 29 февраля 2020 года.
28 декабря 2018 Обществом с ограниченной ответственностью «Контур» (Заказчик) заключен договор № 52 с Обществом с ограниченной ответственностью «КРАС» (Исполнитель) по оказанию услуг по погрузке и транспортировке твердых коммунальных отходов. Срок оказания услуг с 01 января 2019 года по 29 февраля 2020 года.
23 октября 2018 года между ООО «<данные изъяты>» (Региональный оператор) и Обществом с ограниченной ответственностью «Центр управления Имуществом» (Исполнитель) заключен договор на оказание услуг №. Согласно которому Региональный оператор поручает, а исполнитель принимает на себя обязательство оказывать услуги по погрузке твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов в местах их накопления в границах оказания услуг, описанных в Приложении № к настоящему договору, и их последующему транспортированию в целях обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения, а Региональный оператор обязуется принять и оплатить оказанные услуги в соответствии с условиями договора (пункт 1.1 договора). Сроки оказания услуг с 01 января 2019 года по 29 февраля 2020 года (пункт 2.2. договора).
23 октября 2018 года между ООО «<данные изъяты>» (Региональный оператор) и Обществом с ограниченной ответственностью «Комэкотранс» (Исполнитель) заключен договор на оказание услуг №. Согласно которому Региональный оператор поручает, а исполнитель принимает на себя обязательство оказывать услуги по погрузке твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов в местах их накопления в границах оказания услуг, описанных в Приложении № к настоящему договору, и их последующему транспортированию в целях обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения, а Региональный оператор обязуется принять и оплатить оказанные услуги в соответствии с условиями договора (пункт 1.1 договора). Сроки оказания услуг с 01 января 2019 года по 29 февраля 2020 года (пункт 2.2. договора).
01 января 2019 года Обществом с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» (Оператор) заключены договора оказания услуг с Обществом с ограниченной ответственностью «Мусороперерабатывающий завод «Удмуртвторресурс» № и Муниципальным унитарным предприятием жилищно-коммунального хозяйства «Благоустройство» №, предметом которых явилось оказание услуг по погрузке и транспортировке твердых коммунальных отходов.
23 октября 2018 года между ООО «<данные изъяты>» (Региональный оператор) и Обществом с ограниченной ответственностью «Контур» (Исполнитель) заключен договор на оказание услуг №. Согласно которому Региональный оператор поручает, а исполнитель принимает на себя обязательство оказывать услуги по погрузке твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов в местах их накопления в границах оказания услуг, описанных в Приложении № к настоящему договору, и их последующему транспортированию в целях обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения, а Региональный оператор обязуется принять и оплатить оказанные услуги в соответствии с условиями договора (пункт 1.1 договора). Сроки оказания услуг с 01 января 2019 года по 29 февраля 2020 года (пункт 2.2. договора).
16 ноября 2018 Обществом с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» (Оператор) заключен договор № с Обществом с ограниченной ответственностью «Камсервис» (Исполнитель) по оказанию услуг по погрузке и транспортировке твердых коммунальных отходов. Срок оказания услуг с 01 января 2019 года по 29 февраля 2020 года.
Установленное свидетельствует о том, что Операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами Обществом с ограниченной ответственностью «Мусоровозов», Обществом с ограниченной ответственностью «Комэкотранс», Обществом с ограниченной ответственностью «Контур» в нарушение положений пункта 28 Правил переданы твердые коммунальные отходы иным лицам, при этом договоры на оказание услуг по погрузке и транспортированию твердых коммунальных отходов, заключенные последними с Региональным оператором ООО «<данные изъяты>» не содержат данные условия.
Принимая во внимание, что обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации – Удмуртской Республики обеспечивается региональным операторам, последний несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз, следовательно и за действия своих контрагентов (Операторов), заключивших договора по оказанию услуг с иными лицами в нарушение требований действующего нормативного регулирования, наличие данных договоров свидетельствует о несоблюдении ООО «<данные изъяты>», требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, что образует в его действиях состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с чем, доводы жалобы о том, что юридическое лицо не является субъектом временного административного правонарушения подлежат отклонению.
Дело об административном правонарушении в отношении заявителя было возбуждено в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании информации, поступившей из прокуратуры Удмуртской Республики от 02 октября 2019 года.
Таким образом, должностное лицо административного органа, уполномоченное составлять протокол по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обнаружив из документов, полученных в ходе административного расследования, данные о совершении правонарушении по части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, правомерно возбудило административное дело и по итогам расследования составило протокол об административном правонарушении, в котором отразило нарушения, выявленных в ходе проведения данного расследования.
Поскольку факт административного правонарушения был установлен в рамках административного расследования в порядке 2 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, какой-либо проверки в порядке, установленном Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в отношении ООО «<данные изъяты>» административным органом не проводилось, доводы жалобы о том, что на основании части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством является несостоятельным, основанным на ошибочном толковании норм законодательства.
Действия ООО «<данные изъяты>» правильно квалифицированы судьей районного суда по части 1 статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и положениями законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемый акт, судья районного суда счел, что юридическое лицо имело возможность обеспечить выполнение установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов в целях соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но ООО «САХ» не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Порядок и срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности не нарушен.
Административное наказание судьей районного суда назначено с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера совершенного правонарушения, конкретных обстоятельств дела и тяжести административного правонарушения, является справедливым и соразмерным содеянному.
Протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом административного органа в пределах предоставленных ему полномочий и в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление судьи районного суда соответствует требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жалоба подана с соблюдением сроков на ее подачу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.2 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление судьи Первомайского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 19 февраля 2020 года оставить без изменения, жалобу Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» – без удовлетворения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в соответствии с требованиями статей 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующими порядок обжалования в порядке надзора.
Судья Н. Ф. Машкина