ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-82/2021 от 09.04.2021 Ставропольского районного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

г.Тольятти «09» апреля 2021 г.

Судья Ставропольского районного суда Самарской области ДЕМИДОВА Т.Н.

при секретаре ЕФИМОВОЙ Е.А.,

с участием заявителя – представителя ООО «Туристическая база «Чародейка» ФИО1 (по доверенности)

заинтересованного лица – представителя Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области ФИО2 (по доверенности)

при секретаре ЕФИМОВОЙ Е.А.,

рассмотрев жалобу юридического лица – ООО «Туристическая база «Чародейка» на постановление руководителя управления государственного лесного и пожарного надзора департамента лесного хозяйства министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области ФИО3 за от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.9 КоАП РФ, в отношении юридического лица - ООО «Туристическая база «Чародейка»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением руководителя управления государственного лесного и пожарного надзора департамента лесного хозяйства министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области ФИО3 за от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - ООО «Туристическая база «Чародейка» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.9 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде предупреждения.

Не согласившись с указанным постановлением, юридическое лицо - ООО «Туристическая база «Чародейка» обратилось в суд с жалобой на постановление руководителя управления государственного лесного и пожарного надзора департамента лесного хозяйства министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области ФИО3 за от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.9 КоАП РФ, в которой просит указанное постановление отменить, производство по делу прекратить, мотивируя тем, что ООО «Туристическая база «Чародейка» не устанавливало забор из сетки-рабицы и профильного листа и не располагает информацией, кем установлен данный забор. Считают, что ООО «Туристическая база «Чародейка» не допущено правонарушение, предусмотренное ст.7.9 КоАП РФ. В адрес Общества не поступало предостережений о нарушении лесного законодательства. В постановлении о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ указано, что координаты самовольно занимаемой площади отсняты специализированными средствами (GPS-навигатором марки GARMIN, а также с использованием ПП ГисИнгео), однако документы на указанное оборудование, а также документы о поверке данного оборудования предоставлены не были. Кроме того, считает, что дата совершения правонарушения и виновное лицо не установлены, поскольку невозможно установить точную дату возведения забора. Таким образом, в действиях ООО «Туристическая база «Чародейка» отсутствует событие административного правонарушения.

Заявитель – представитель ООО «Туристическая база «Чародейка» ФИО1 в судебном заседании вышеуказанную жалобу поддержала, подтвердив вышеизложенное, просит постановление руководителя управления государственного лесного и пожарного надзора департамента лесного хозяйства министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области ФИО3 за от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.9 КоАП РФ, в отношении ООО «Туристическая база «Чародейка» отменить как незаконное, производство по делу прекратить, поскольку ООО «ТБ «Чародейка» указанный в обжалуемом постановлении забор не устанавливало и не пользуются тем участком.

Заинтересованное лицо - представитель Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области ФИО2 в судебном заседании с жалобой ООО «Туристическая база «Чародейка» не согласился, просил в ее удовлетворении отказать, считает постановление руководителя управления государственного лесного и пожарного надзора департамента лесного хозяйства министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области ФИО3 за от ДД.ММ.ГГГГ, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.9 КоАП РФ, в отношении юридического лица - ООО «Туристическая база «Чародейка», законным и обоснованным.

Обсудив доводы жалобы, выслушав заявителя – представителя ООО «Туристическая база «Чародейка» ФИО1, заинтересованное лицо: представителя Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области ФИО2, изучив материалы дела, суд не находит оснований для отмены постановления руководителя управления государственного лесного и пожарного надзора департамента лесного хозяйства министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области ФИО3 за от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.9 КоАП РФ, в отношении юридического лица - ООО «Туристическая база «Чародейка», считает его законным и обоснованным.

В соответствии со ст.7.9 КоАП РФ установлена административная ответственность за самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков.

Объективная сторона состава данного административного правонарушения выражается в самовольном занятии лесных участков, то есть. активных действиях, состоящих в фактическом завладении лесным участком, которое может приобретать различную форму в зависимости от времени, других условий; - в использовании лесного участка без специальных разрешений, которое выражается в активных действиях, нарушающих установленные правила использования лесных участков.

При этом обязательным условием для применения данной правовой нормы является отсутствие специального разрешения на проведение этих работ на лесных участках. Надлежащим разрешением является разрешение на проведение отдельных видов работ в соответствии с условиями специальных разрешительных документов, выданных (согласованных) по установленным процедурам, а также в соответствии с условиями договоров аренды, безвозмездного срочного или бессрочного пользования лесным участком.

В соответствии со ст.7 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В силу статьи 9 Лесного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве и земельным законодательством, Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Статьей 71 Лесного кодекса РФ определено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование.

В ст.25 Лесного кодекса РФ установлен перечень видов использования лесов.

Согласно ч.1 ст.94 Лесного кодекса РФ, использование лесов в Российской Федерации является платным.

В соответствии с ч.4 ст.41 Лесного кодекса РФ для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду.

Из постановления руководителя управления государственного лесного и пожарного надзора департамента лесного хозяйства министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области ФИО3 за от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ходе патрулирования территории лесного фонда ДД.ММ.ГГГГ, в 14 часов 30 минут, было установлено, что к территории, принадлежащей на праве собственности и используемой ООО «Туристическая база «Чародейка» с кадастровым номером пригорожен забором из профильного листа и сетки-рабицы участок лесного фонда, входящий в состав участка с кадастровым номером с категорией: земли лесного фонда РФ, без специального разрешения на использование лесного участка и договора аренды лесного участка в выделе 8 квартале 12 Новокуйбышекского участкового лесничества Волжского лесничества, площадью 7188 кв.м, составляющий единое пространство с территорией ООО «Туристическая база «Чародейка» и используемой ООО «Туристическая база «Чародейка». Ущерб, причиненный от самовольного занятия лесного участка, составил 41505,70 рублей.

Таким образом, юридическое лицо - ООО «Туристическая база «Чародейка» нарушило требования ст.ст.8,9,94 Лесного Кодекса РФ.

Факт совершения юридическим лицом - ООО «Туристическая база «Чародейка» административного правонарушения и его виновность подтверждены совокупностью исследованных судом доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, а именно, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, отчетом о патрулировании от ДД.ММ.ГГГГ, выкипировкой из планшета материалов лесоустройства, схемой места правонарушения, фототаблицей к отчету о патрулировании от ДД.ММ.ГГГГ, справкой по расчету вреда вследствие самовольного использования участка от ДД.ММ.ГГГГ, договором аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

Достоверность и допустимость перечисленных доказательств сомнений не вызывает, они полностью соответствуют требованиям, предъявляемым действующим законодательством к форме этих документов, в том числе ст.28.2 КоАП РФ, регламентирующей порядок составления протокола об административном правонарушении.

Оценив представленные доказательства, должностное лицо административного органа пришло к правильному выводу о том, что в рассматриваемом случае действия юридического лица - ООО «Туристическая база «Чародейка» образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 КоАП РФ.

Протокол составлен в соответствии с положениями статей 28.2, 28.3 КоАП РФ лицом, находившимся при исполнении служебных обязанностей.

Материалы дела об административном правонарушении в отношении юридического лица - ООО «Туристическая база «Чародейка» составлены уполномоченным на то должностным лицом, в строгом соответствии с требованиями действующего административного законодательства.

Факт самовольного захвата юридическим лицом - ООО «Туристическая база «Чародейка» земельного участка, относящегося к лесному фонду, достоверно установлен в ходе судебного разбирательства и подтверждается объективными и допустимыми доказательствами, имеющимися в материалах дела.

Суд считает, что административным органом доказаны событие и состав административного правонарушения, а также вина юридического лица - ООО «Туристическая база «Чародейка» в его совершении.

Действия юридического лица - ООО «Туристическая база «Чародейка» правильно квалифицированы по ст.7.9 КоАП РФ.

Постановление руководителя управления государственного лесного и пожарного надзора департамента лесного хозяйства министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области ФИО3 за от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.9 КоАП РФ, в отношении юридического лица - ООО «Туристическая база «Чародейка», вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Непризнание юридическим лицом - ООО «Туристическая база «Чародейка» вины в совершении административного правонарушения суд расценивает как способ самозащиты и желание уйти от ответственности за совершенное административное правонарушение, предусмотренное ст.7.9 КоАП РФ.

Судом достоверно установлено, что юридическое лицо - ООО «Туристическая база «Чародейка» использует участок лесного фонда РФ без специального разрешения на использование лесного участка и договора аренды лесного участка в выделе 8 квартале 12 Новокуйбышевского участкового лесничества Волжского лесничества, площадью 7188 кв.м, составляющей единое пространство с территорией ООО «Туристическая база «Чародейка», что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.7.9 КоАП РФ. Доказательств обратного заявителем в установленном законом порядке не представлено.

Доводы юридического лица - ООО «Туристическая база «Чародейка» в судебном заседании о том, что должностным лицом не были предоставлены документы о поверке GPS навигатора и ПП ГисИнгео, которыми были отсняты координаты самовольно занимаемой площади земельного участка, суд считает несостоятельными, поскольку они не являются основанием для отмены постановления руководителя управления государственного лесного и пожарного надзора департамента лесного хозяйства министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области ФИО3 за от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.9 КоАП РФ, в отношении юридического лица - ООО «Туристическая база «Чародейка».

Доводы жалобы о незаконности проведенной проверки, поскольку ООО «Туристическая база «Чародейка» относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, являются несостоятельными, поскольку в соответствии со ст.96 Лесного кодекса РФ под федеральным государственным надзором (лесной охраной) понимается деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее – юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (далее – требования лесного законодательства), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, имеют право:

- осуществлять патрулирование лесов;

- осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства.

Судом установлено, что проверки в отношении ООО «ТБ «Чародейка» не проводилось, выявленное правонарушение по самовольному занятию участка было зафиксировано в ходе патрулирования.

В целом доводы апелляционной жалобы аналогичные доводам, приводимым при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом, были предметом рассмотрения, им дана основанная на материалах дела надлежащая правовая оценка, оснований для пересмотра которой у апелляционного суда не имеется.

Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные должностным лицом обстоятельства и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.

Назначенное юридическому лицу - ООО «Туристическая база «Чародейка» административное наказание в виде предупреждения соответствует минимальному размеру санкции ст.7.9 КоАП РФ.

Вместе с тем, суд не находит оснований для применения ст.2.9 КоАП РФ и квалификации правонарушения как малозначительного, поскольку основания для этого отсутствуют.

Существенных нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.3, 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление руководителя управления государственного лесного и пожарного надзора департамента лесного хозяйства министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области ФИО3 за от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.9 КоАП РФ, в отношении юридического лица - ООО «Туристическая база «Чародейка», оставить без изменения, а жалобу юридического лица - ООО «Туристическая база «Чародейка», без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение десяти дней со дня вручения или получения копии решения через Ставропольский районный суд Самарской области.

Судья